Методологические основы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 11:56, шпаргалка

Описание работы

Образование как социокультурный феномен образование и личность. Образование и общество.1Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус­ловленным конкретными природными и социально-историчес­кими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять социальные функции.///Некоторые ученые понимают социа­лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпыва­ется.

Файлы: 1 файл

Образование как социокультурный феномен.docx

— 112.15 Кб (Скачать файл)

«Теперь "образование" теснейшим образом связано с  понятием культуры и обозначает в  конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей».

Х.-Г. Гадамер. «Истина и  метод»

Процесс взаимодействия, как  присвоение и создание человеком  новых культурных ценностей, в рамках образовательной системы является созиданием. То есть связан с культурой  в ее динамическом аспекте.

Процесс общения педагога с представителями разных наций  и народностей, обучающимися в многонациональной  России, выступает как опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном образовательном  учреждении реализуется принцип  диалога культур (русской, европейской, американской, западной и восточной). Данный принцип осуществляется в  рамках новых учебных курсов: «Мировая художественная культура», «Этика и  эстетика», «История науки».

Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя  и выразителя духовной культуры, которая  передается как от поколения к  поколению, так и в условиях образовательных  учреждений. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку как отдельной  представляющей целостной культуры. Поэтому миссия образования состоит  в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение  к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей.

Образование — это процесс  передачи накопленных поколениями  знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется  из следствия культуры и науки, а  также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным  феноменом и выполняет социокультурные  функции.

Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Рассмотрим основные социокультурные  функции и развивающийся потенциал  современного образования.

1. Образование — это  один из оптимальных и интенсивных  способов вхождения человека  в мир науки и культуры. Именно  в процессе образования человек  осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается  и непрерывно пополняется из  культурного наследия различных  стран и народов, из разных  отраслей постоянно развивающейся  науки, а также из жизни и  практики человека. Мир сегодня  объединяет усилия в сфере  образования, стремясь воспитать  гражданина мира и всей планеты.  Интенсивно развивается мировое  образовательное пространство. Поэтому  в мировом сообществе высказываются  требования формирования глобальной  стратегии образования человека (независимо от места и страны  его проживания, типа и уровня  получения образования) 

Образование ? это процесс  передачи накопленных поколениями  знаний и культурных ценностей.

 

Государственный образовательный стандарт для школы  и вуза.б образовательных стандартах в нашей стране заговорили не так давно. Их возникновение связано с необходимостью не только сохранения единого образовательного стандарта в государстве, но и с обеспечением достаточного качества и уровня образования в различных учебных учреждениях.

Образовательным стандартом называется система основных параметров, которые принимаются в виде государственной  нормы образованности. Эта норма  отражает общественный идеал образования  и учитывает возможности отдельного человека и системы образования  по достижению этого идеала.

Стандарт образования  был утвержден в Законе РФ «Об  образовании» и декларирует обязательный уровень требований к подготовке выпускников. Согласно этому стандарту  определяются содержание образования, методы, формы, средства обучения и  контроля. В Законе РФ записано, что  стандарт включает лишь минимально необходимый  уровень образованности выпускников  школы. Несмотря на существующие государственные  стандарты, в каждом отдельном учебном  заведении содержание образования  может варьироваться, т. е. иметь  небольшие отступления от установленной  нормы.

Что касается государственного стандарта общего среднего образования, то сюда входят, во–первых, базовый  учебный план, во–вторых, образовательные  стандарты – как для школы, так и для всех учебных предметов, в–третьих, требования к минимальному уровню усвоения материала для начальной, основной и старшей ступеней. Согласно принятому стандарту содержание образования по каждому учебному предмету содержит две основные части:

– неизменяемое инвариантное ядро;

– вариативную часть, постоянно  обновляющуюся и изменяющуюся.

В государственном стандарте  общего среднего образования принято  выделять три составные части:

– федеральную;

– национально–региональную;

– школьную.

Федеральная часть рассматривается  как нормативная. Ее нормативы обеспечивают общее образовательное пространство в государстве. Национально–региональная часть, связанная с регионами, отражает особенности той или иной местности. Она определяет нормы образованности при изучении родного языка и  литературы, истории, географии и  других предметов, которые отражают специфику местности и ее жителей. Школьная часть находится в компетенции  школы. Она отражает ее направленность и специфику.

В состав федеральной и  национально–региональной частей входят:

– содержание образования, на каждом уровне обучения представленное государством;

– требования к минимально необходимой подготовке учащихся в  рамках требующегося объема содержания;

– максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников, распределенный по годам обучения.

Школьники должны выполнять  требования образовательного стандарта. Тем не менее, у них есть возможность  самим определять уровень овладения  учебным материалом. В этом случае они могут ограничиться минимальными требованиями, снизив, таким образом, нагрузку. При этом они смогут реализовать  свои творческие возможности и склонности в других направлениях обучения. Государственный  стандарт является базой создания учебных  планов и программ, учебников и  учебных пособий.

 

 

Критерии  отбора и построения содержания образования Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию, и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах. Какие же принципы лежат в основе построения содержания образования? Однозначного ответа на этот вопрос в педагогической науке нет. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, формулируя ряд таких принципов, исходят из того, что каждый из перечисленных ими принципов, а их более десяти, означает, что содержание образования должно быть насыщено таким учебным материалом, который помогает обеспечить достижение целей, стоящих перед общеобразовательной школой (см. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н Скаткина. Изд. 2-е. М., 1982. С. 124-125). Однако, сознавая тот факт, что перечисляемые ими принципы могут указывать только общее направление для отбора конкретного содержания образования и малоинструментальны. В осуществлении самого отбора, авторы пытаются обосновать более частные основания. Они сводятся к следующему: в содержание образования включаются научные знания, отображающие современную картину мира. Это - совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы; в содержание образования включается все, что имеет общеобразовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер деятельности; в содержании образования необходима оптимально доступная и экономная логика развертывания основных знаний при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий; в основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания; сознательность усвоения и развития научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей;

в содержание образования  для ознакомления включаются как  основные, так и нерешенные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом; необходимо реализовать межпредметные связи. Не вступая в научную полемику с вышеупомянутыми авторами, но, сопоставляя их подходы к обоснованию системы принципов конструирования содержания образования, можно легко заметить, что вся представленная ими номенклатура принципов полностью отражается в следующих трех основных принципах, предложенных В.В. Краевским и дополненных нами: принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества;

принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при  формировании и конструировании  содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана; принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования. Указанные принципы являются главными ориентирами для определения того, что следует, а что не следует включать в состав содержания образования. В соответствии с перечисленными факторами и принципами формирования и конструирования содержания школьного образования в педагогической науке разработана следующая общедидактическая система критериев отбора (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

^Система критериев отбора содержаний образования:Критерий целостного отражения в содержании школьного образования задач формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества, предусматривающий выделение типичных аспектных проблем тех областей знаний, которые изучаются в школе, и методов науки, важных с общеобразовательной точки зрения и доступных учащимся. Критерий высокой научной и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого в каждый отдельно взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин, изучаемых в школе. В учебные предметы следует включать важные в общеобразовательном отношении знания о знаниях — что такое определение, научный факт, теория, концепция, процесс и др. (см. Зорина Л.Я. Системность — качество знаний. М., 1976; Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке. М., 1985). Критерий соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета. Критерий учета международного опыта построения содержания общего среднего образования. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы. Таковы принципы, факторы и общедидактические критерии формирования содержания общего школьного образования. Наряду с изложенными существуют еще детерминанты структуры, отражающие иерархические уровни учебных курсов, учебных дисциплин, а также уровень учебных занятий. Они относятся к компетенции частных методик.

 

Учитель/////Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога — это  система тех интеллектуальных, волевых  и эмоционально-оценочных отношений  к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в  частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые  предъявляет и предоставляет  ему общество. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники  активности — влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляется  его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения  и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в  общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценност-ное  отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании  в конечном итоге выражается в  направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой  бы то ни было прямой зависимости, поскольку  воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда моясет дать развернутый ответ, почему он поступает  так, а не иначе, нередко вопреки  здравому смыслу и логике. Никакой  анализ не поможет выявить, какие  источники активности возобладали  при выборе педагогом той или  иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение  интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние  многие факторы. Однако решающими среди  них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент  и характер.

§ 5. Профессионально обусловленные  требования к личности педагога

Совокупность профессионально  обусловленных требований к учителю  определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой — научно-теоретическую  и практическую подготовку как основу профессионализма.

Учитель — не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического  образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

Информация о работе Методологические основы обучения