Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 11:56, шпаргалка
Образование как социокультурный феномен образование и личность. Образование и общество.1Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции.///Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается.
Модели обучения постоянно
видоизменяются и сейчас проблемно
– развивающий процесс обучения
мы уже относим к традиционному
его типу. Традиционный процесс обучения
в настоящее время
Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего. При этом, конечно, же необходимо учитывать и другие компоненты процесса обучения: содержание, источники, средства, формы и методы.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Понятие образовательной системы. Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования.
«Образование — это
целенаправленный процесс обучения
и воспитания в интересах личности,
общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения обучающимся
определенных государственных
Российский Закон «Об образовании»
Содержательно понятие «школа» сегодня, как правило, обозначает тип образовательной системы или здание, в котором размещается учебное заведение. Однако на протядении длительной истории развития общества этот термин имел и поныне имеет много значений. На латинском языке «школа» (schola) означает лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Имея религиозно-духовное происхождение, это понятие первоначально отражало объединение людей (учителей и учащихся), включенных в процесс восхождения души и духовности человека. В переводе с греческого «школа» (schole) трактуется как дом радости в процессе познания мира. В связи с этим о школе говорили больше как о том или ином направлении или течении в науке, искуссве, литературе, общественно-политической мысли и т. п., обладающем характерными свойствами, методами, приемами, представленном группой учеников и последователей какого-либо ученого или художника, близких по творческим принципам, идеям или манере – например, «ананьевская школа психолов», «строгановская школа иконописи». Термином «школа» характеризуют также живопись, скульптуру города или целой страны в случае, если их своеобразие выражено в определенных стилистических и хронологических границах – «болонская школа» или «фламандское искусство».
На протяжении столетий складывались и продолжают появляться особо организованные школы, отличающиеся своими принципами и определенной спецификой, и, соответственно, носящие разные названия. Так, в педагогическом мире известны «Школа радости», «Вальдорфская школа», «Школа Френе», «Гуманитарная школа», «Математическая школа», «Музыкальная школа», «Художественная школа», «Спортивная школа», «Экономическая школа», «Школа жизни» и т. д.
Точно так же и содержание
понятия «Университет» (или лат.
Alma Mater— родная мать) воспринимается
не только как тип высшего учебного
заведения. Миссия университета издревле
состояла в обучении молодого человека
совокупности всех видов знаний. С
давних времен Alma Mater был очагом мудрости,
выполнявшим несколько задач: университет
не только сохранял, искал и передавал
имеющиеся в обществе научные
знания, возвышенные духовные и культурные
ценности. Он еще и воспитывал интеллект
ради высшей культуры. Исторически
именно в университетах рождалось
новое знание, формировалась научная
теория и оформлялась та или иная
парадигма понимания жизни, растительного
и животного мира, космоса, человека.
В настоящее время слово «
-\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Типология и многообразие образовательных учреждений. Все образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов.По организационно-правовым формам выделяют:
1) государственные;2) негосударственные;3) муниципальные образовательные учреждения.
В России существуют следующие типы образовательных учреждений:
1) дошкольные;2) массовые, общедоступные школы;3) учреждения профессионального образования;4) школы-интернаты;5) специализированные школы для детей с отклонениями в развитии и т. д.
К дошкольным образовательным учреждениям относятся:1) детские сады;2) детские ясли;3) развивающие центры и т. д.Они занимаются укреплением, развитием и необходимой коррекцией умственных, психических, физических способностей детей в возрасте от 1 года до 6 лет.Общеобразовательные учреждения представлены:1) школами;2) гимназиями;3) лицеями.
В них учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего продолжения образования, овладевают основами культурного и здорового образа жизни и т. д.
В структуру общеобразовательной школы входят:1) начальная;2) средняя;3) старшая школы.
Лицеи и гимназии отличаются от обычных школ более серьезным подходом к изучению разнообразных предметов.
Учреждения профессионального образования подразделяются на следующие виды:1) учреждения начального профессионального образования – подготавливают специалистов по отдельным профессиям на базе среднего общего образования;
2) учреждения среднего
профессионального образования
– подготавливают специалистов
среднего звена на базе общего
или начального
4) учреждения послевузовского
профессионального образования
– готовят специалистов
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Нововведения, или инновации,
характерны для любой профессиональной
деятельности человека и поэтому
естественно становятся предметом
изучения, анализа и внедрения. Инновации
сами по себе не возникают, они являются
результатом научных поисков, передового
педагогического опыта
В контексте инновационной
стратегии целостного педагогического
процесса существенно возрастает роль
директора школы, учителей и воспитателей
как непосредственных носителей
новаторских процессов. При всем
многообразии технологий обучения: дидактических,
компьютерных, проблемных, модульных
и других — реализация ведущих
педагогических функций остается за
учителем. С внедрением в учебно-воспитательный
процесс современных технологий
учитель и воспитатель все
более осваивают функции
Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
В понимании сущности инновационных
процессов в образовании лежат
две важнейшие проблемы педагогики
— проблема изучения, обобщения
и распространения передового педагогического
опыта и проблема внедрения достижений
психолого-педагогической науки в
практику. Следовательно, предмет инновати-ки,
содержание и механизмы инновационных
процессов должны лежать в плоскости
объединения двух взаимосвязанных
между собой процессов, рассматриваемых
до настоящего времени пока изолированно,
т.е. результатом инновационных
Во-первых, происходящие социально-экономические
преобразования обусловили необходимость
коренного обновления системы образования,
методологии и технологии организации
учебно-воспитательного
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятель-
ном выборе новых программ,
учебников, но и в использовании
новых приемов и способов педагогической
деятельности. Если раньше инновационная
деятельность сводилась в основном
к использованию
В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Такие школы являются феноменом инновационной образовательной практики в России в конце XX в. Термин «авторская школа» употребляется с конца 1980-х гг. Их появление и развитие связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон об образовании РФ. 1992).
Отличия авторской школы
от традиционной содержатся в концепциях
и практике авторской школы. Концепции
авторских школ строятся на противопоставлении
практике традиционной школы, ее критике
и доказательстве преимуществ новых
подходов перед известными. Отличительная
черта авторской школы –
Авторские школы известны, как правило, по двум типам названий:
1) по именам их создателей – «школа В. А. Караковского», «школа Е. А. Ямбурга»;
2) по обобщающим названиям
философских и психолого-
Термин «авторская школа»
применяют и к известным
Рассмотрим, например, «школу
А. С. Макаренко». Он создал два образцовых
педагогических учреждения – колонию
имени А. М. Горького и коммуну
имени Ф. Э. Дзержинского . В колонию
и коммуну поступали тысячи правонарушителей
и беспризорных, жизнь которых
необходимо было организовать. Поэтому
и путь А. С. Макаренко как педагога-
Главным же вкладом А. С. Макаренко
в педагогическую науку стала
разработанная им теория воспитательного
коллектива. Воспитательным коллективом
он называл педагогически
^ Роль учителя (руководителя)
– это роль организатора, задача
которого правильно
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Классно-урочная и другие организационные формы учебной работы. Основной формой организации обучения является урок. Учебный процесс в школе состоит из системы конкретных уроков. Одни уроки преследуют цель формирования знаний, другие – закрепления и совершенствования их, третье – проверки усвоения знаний, сформированности умений и навыков и т.д. В зависимости от целей все разнообразие уроков можно свести в несколько типов.
При этом, определяя тип уроков, целенаправленно отталкиваться не только от цели, но и от звена процесса обучения, так как звенья процесса обучения могут объединяться для достижения определённой цели.