Методологические основы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 11:56, шпаргалка

Описание работы

Образование как социокультурный феномен образование и личность. Образование и общество.1Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус­ловленным конкретными природными и социально-историчес­кими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять социальные функции.///Некоторые ученые понимают социа­лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпыва­ется.

Файлы: 1 файл

Образование как социокультурный феномен.docx

— 112.15 Кб (Скачать файл)

Модели обучения постоянно  видоизменяются и сейчас проблемно  – развивающий процесс обучения мы уже относим к традиционному  его типу. Традиционный процесс обучения в настоящее время осуществляется в виде педагогической или андрагогической  модели.

Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный  комплекс основных закономерностей  деятельностей обучающегося и обучающего. При этом, конечно, же необходимо учитывать  и другие компоненты процесса обучения: содержание, источники, средства, формы  и методы.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Понятие образовательной системы. Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования.

«Образование — это  целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся  определенных государственных образовательных  уровней — цензов».

Российский Закон «Об  образовании»

Содержательно понятие «школа»  сегодня, как правило, обозначает тип  образовательной системы или  здание, в котором размещается  учебное заведение. Однако на протядении длительной истории развития общества этот термин имел и поныне имеет  много значений. На латинском языке  «школа» (schola) означает лестницу, ступеньки  которой ведут вверх. Имея религиозно-духовное происхождение, это понятие первоначально  отражало объединение людей (учителей и учащихся), включенных в процесс  восхождения души и духовности человека. В переводе с греческого «школа» (schole) трактуется как дом радости  в процессе познания мира. В связи  с этим о школе говорили больше как о том или ином направлении  или течении в науке, искуссве, литературе, общественно-политической мысли и т. п., обладающем характерными свойствами, методами, приемами, представленном группой учеников и последователей какого-либо ученого или художника, близких по творческим принципам, идеям  или манере – например, «ананьевская школа психолов», «строгановская школа  иконописи». Термином «школа» характеризуют  также живопись, скульптуру города или целой страны в случае, если их своеобразие выражено в определенных стилистических и хронологических  границах – «болонская школа» или  «фламандское искусство».

На протяжении столетий складывались и продолжают появляться особо организованные школы, отличающиеся своими принципами и определенной спецификой, и, соответственно, носящие разные названия. Так, в педагогическом мире известны «Школа радости», «Вальдорфская  школа», «Школа Френе», «Гуманитарная  школа», «Математическая школа», «Музыкальная школа», «Художественная школа», «Спортивная  школа», «Экономическая школа», «Школа жизни» и т. д.

Точно так же и содержание понятия «Университет» (или лат. Alma Mater— родная мать) воспринимается не только как тип высшего учебного заведения. Миссия университета издревле состояла в обучении молодого человека совокупности всех видов знаний. С  давних времен Alma Mater был очагом мудрости, выполнявшим несколько задач: университет  не только сохранял, искал и передавал  имеющиеся в обществе научные  знания, возвышенные духовные и культурные ценности. Он еще и воспитывал интеллект  ради высшей культуры. Исторически  именно в университетах рождалось  новое знание, формировалась научная  теория и оформлялась та или иная парадигма понимания жизни, растительного  и животного мира, космоса, человека. В настоящее время слово «университет», так же как и «школа», обладает общекультурным смыслом. (Достаточно вспомнить  название книги М. А. Горького «Мои университеты».) А сегодня в России известны «Гуманитарный  университет», «Классический университет», «Педагогический университет», «Технический университет», «Технологический университет», «Медицинский университет» и другие, спектр которых постоянно пополняется.

-\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

  Типология и многообразие образовательных учреждений.   Все образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов.По организационно-правовым формам выделяют:

1) государственные;2) негосударственные;3) муниципальные образовательные учреждения.

В России существуют следующие  типы образовательных учреждений:

1) дошкольные;2) массовые, общедоступные школы;3) учреждения профессионального образования;4) школы-интернаты;5) специализированные школы для детей с отклонениями в развитии и т. д.

К дошкольным образовательным учреждениям относятся:1) детские сады;2) детские ясли;3) развивающие центры и т. д.Они занимаются укреплением, развитием и необходимой коррекцией умственных, психических, физических способностей детей в возрасте от 1 года до 6 лет.Общеобразовательные учреждения представлены:1) школами;2) гимназиями;3) лицеями.

В них учащиеся приобретают  необходимые знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего  продолжения образования, овладевают основами культурного и здорового  образа жизни и т. д.

В структуру общеобразовательной школы входят:1) начальная;2) средняя;3) старшая школы.

Лицеи и гимназии отличаются от обычных школ более серьезным  подходом к изучению разнообразных  предметов.

Учреждения профессионального  образования подразделяются на следующие виды:1) учреждения начального профессионального образования – подготавливают специалистов по отдельным профессиям на базе среднего общего образования;

2) учреждения среднего  профессионального образования  – подготавливают специалистов  среднего звена на базе общего  или начального профессионального  образования;3) учреждения высшего  профессионального образования  – готовят различных специалистов  на базе среднего и среднего  профессионального образования;

4) учреждения послевузовского  профессионального образования  – готовят специалистов научной,  педагогической квалификации на  базе высшего профессионального образования.Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ Инновационные процессы в образовании

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому  естественно становятся предметом  изучения, анализа и внедрения. Инновации  сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных  учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной  стратегии целостного педагогического  процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей  новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных  и других — реализация ведущих  педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все  более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует  от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются  не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области  педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация  как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно  к педагогическому процессу инновация  означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных  процессов в образовании лежат  две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения  и распространения передового педагогического  опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в  практику. Следовательно, предмет инновати-ки, содержание и механизмы инновационных  процессов должны лежать в плоскости  объединения двух взаимосвязанных  между собой процессов, рассматриваемых  до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов  должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все  это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и  использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что  учитель может выступать в  качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых  педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной  направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования  определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические  преобразования обусловили необходимость  коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации  учебно-воспитательного процесса в  учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование  педагогических новшеств, выступает  средством обновления образовательной  политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации  содержания образования, непрерывное  изменение объема, состава учебных  дисциплин, введение новых учебных  предметов требуют постоянного  поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет  педагогического знания в учительской  среде.

В-третьих, изменение характера  отношения учителей к самому факту  освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации  содержания учебно-воспитательного  процесса учитель был ограничен  не только в самостоятель-

ном выборе новых программ, учебников, но и в использовании  новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная  деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных  сверху новшеств, то сейчас она приобретает  все более избирательный, исследовательский  характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов  управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для  их успешной разработки и применения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных  учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов  учебных заведений, в том числе  и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Такие школы являются феноменом инновационной образовательной практики в России в конце XX в. Термин «авторская школа» употребляется с конца 1980-х гг. Их появление и развитие связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон об образовании РФ. 1992).

Отличия авторской школы  от традиционной содержатся в концепциях и практике авторской школы. Концепции  авторских школ строятся на противопоставлении практике традиционной школы, ее критике  и доказательстве преимуществ новых  подходов перед известными. Отличительная  черта авторской школы – создание ее на основе заранее разработанного оригинального (отсюда – авторская  школа) концептуального проекта. В  роли создателей авторских школ выступают  как ученые, так и практики.

Авторские школы известны, как правило, по двум типам названий:

1) по именам их создателей  – «школа В. А. Караковского»,  «школа Е. А. Ямбурга»;

2) по обобщающим названиям  философских и психолого-педагогических  идей, лежащих в основе образовательной  системы школы: «школа диалога  культур» В. С. Библер , С. Ю.  Курганов , «школа развивающего обучения»  (В. В. Давыдов ), «школа самоопределения» (А. Н. Тубельский ) и др.

Термин «авторская школа» применяют и к известным образовательным  учреждениям прошлых десятилетий («школа А. С. Макаренко», «школа В. А. Сухомлинского» и др.).

Рассмотрим, например, «школу А. С. Макаренко». Он создал два образцовых педагогических учреждения – колонию  имени А. М. Горького и коммуну  имени Ф. Э. Дзержинского . В колонию  и коммуну поступали тысячи правонарушителей и беспризорных, жизнь которых  необходимо было организовать. Поэтому  и путь А. С. Макаренко как педагога-мыслителя  неотделим от пути педагога-практика.

Главным же вкладом А. С. Макаренко  в педагогическую науку стала  разработанная им теория воспитательного  коллектива. Воспитательным коллективом  он называл педагогически целесообразно  организованный коллектив детей. Построением  такого коллектива А. С. Макаренко занимался  и в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского, и в колонии имени А. М. Горького. В конечном итоге педагог добился  того, что детско-юношеский коллектив  жил и действовал самостоятельно, опираясь на «негласные» законы своего сообщества. Такой коллектив был  организован из отрядов, формировавшихся  согласно интересам ребят и их командиров. Благодаря тому, что  командиры менялись каждые 2–3 недели, каждому воспитаннику довелось не раз  побывать на этом месте и научиться  справляться с соответствующими обязанностями.

^ Роль учителя (руководителя) – это роль организатора, задача  которого правильно организовать  детскую жизнь, детский коллектив  и правильно руководить его  жизнью. В коммуне, возглавляемой  А. С. Макаренко, любой воспитанник  мог «спорить» с самим заведующим  коммуны.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Классно-урочная  и другие организационные формы  учебной работы. Основной формой организации обучения является урок. Учебный процесс в школе состоит из системы конкретных уроков. Одни уроки преследуют цель формирования знаний, другие – закрепления и совершенствования их, третье – проверки усвоения знаний, сформированности умений и навыков и т.д. В зависимости от целей все разнообразие уроков можно свести в несколько типов.

При этом, определяя тип  уроков, целенаправленно отталкиваться  не только от цели, но и от звена процесса обучения, так как звенья процесса обучения могут объединяться для  достижения определённой цели.

Информация о работе Методологические основы обучения