Методологические основы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 11:56, шпаргалка

Описание работы

Образование как социокультурный феномен образование и личность. Образование и общество.1Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус­ловленным конкретными природными и социально-историчес­кими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять социальные функции.///Некоторые ученые понимают социа­лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпыва­ется.

Файлы: 1 файл

Образование как социокультурный феномен.docx

— 112.15 Кб (Скачать файл)

Особенностью функции  развития является то, что она не существует самостоятельно, а является следствием образовательной и воспитательной функций обучения Но интенсивность, разносторонность широта и углубленность  развития зависят от того как будут  реализовываться образование и воспитание.Все три функции обучения нельзя представлять себе как три параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке влияний учебного процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях:одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, Основные функции обучения реализуются на практике, во-первых, путем планирования комплекса задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития школьников, во-вторых, путем подбора такого содержания деятельности учителя и школьников, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач, имея в виду, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере; в-третьих, единство этих функций осуществляется путем сочетания разнообразных методов, форм и средств обучения; в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оценивается ход осуще ствления всех трех функций, а не одной из них.Совокупность этих требований при построении учебного процесса поднимает его на качественно новый уровень, при котором комплексно осуществляются задачи

 

Личностный  характер обучения состоит в том, что…

1) в процессе обучения  происходит формирование личности;2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя.Учебно-познавательная деятельность – это специально организованная извне или самим учеником деятельность с целью познания: овладения богатствами культуры, накопленной человечеством.Процесс познания может протекать и вне учебной деятельности: информация поступает к школьнику, например, при посещении различных культурно-просветительских учреждений (театра, библиотеки, дома культуры и т.д.), при общении в семье, в дружеской компании, через книги и средства массовой коммуникации. Иными словами, познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в школе. Однако познание в этом случае протекает стихийно, новая информация чаще всего усваивается неполно и отрывочно, многое из усвоенного носит случайный характер, а потому быстро забывается. Отличие учебно-познавательной деятельности заключается именно в её специальной организации, способствующей наилучшему усвоению культурного наследия, оптимизирующей процесс познания.Учебно-познавательная деятельность ученика, составляющая процесс учения, представляет собой систему познавательных действий (определённую последовательность взаимосвязанных операций, осуществляемых с целью познания):- восприятие нового материала;- осмысление воспринятого;- запоминание;- применение усвоенных знаний на практике;- последующее повторение;- обобщение и систематизация изученного;- самоконтроль результатов обучения;- выявление и устранение ошибок и недочётов, неясностей в усвоенном материале.

 

Единство  обучения и учения. В структуре единого процесса обучения в самом общем плане можно выделить два взаимосвязанных элемента:учение;преподавание.Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содержание образования.

В основе сотворчества учителя  и ученика в образовательном  процессе лежит сотрудничество в  разнообразной деятельности (труд, познание, общение). Оно составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе.Сотворчество, с одной стороны, предстает как плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникативные стратегии). С другой стороны, сотворчество выступает как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности.

Состоявшееся творческое взаимообогащение проявляется в  расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса, а также в формировании их личностного языкового статуса  в этом пространстве. Это становится одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества учителя и ученика. единство обучения и учения в образовательном процессе. В педагогической.Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина  означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) "общественно-исторического, социокультурного опыта другому  человеку (людям) в специально организованных усло-виях семьи, школы, вуза, сообщества. Учение - это деятельность ученика, в результате к-й осуществляется усвоение им знаний, формирование умений и навыков. Учение, организуемое, направляемое взрослыми (учителями), носит название обучения. В процессе обучения организуются и дру-гие виды деятельности учеников - игровая, трудовая, общение, т.е. используются и другие средства формирования личности - игра, труд, общение. В этих случаях  ученик включается в другой вид дея-тельности, в ходе которой научается тому, чему планирует научить его учитель. Эпизодическое обучение осуществляется и в дошколь-ном возрасте. Но после  того как ребенок пойдет в школу, его жизнь радикально изменяется. Стержнем ее становится целенаправленное учение, формы и методы которого определяет учитель. В школе ученик учится не так, как сам хочет, а так, как его учат.Из индивидуального и самостоятельного учения, каким был в дошкольный период процесс познания мира, приобретения зна-ний и формирования умений, этот процесс превращается в обуче-ние - двусторонний целенаправленный процесс, одной стороной ко-торого является учение, а другой - преподавание. Эти стороны еди-ны и неразрывны в той мере, в какой соответствуют одна другой. Вернее будет сказать, едины в такой степени, в какой преподава-ние соответствует природе учения, его особенностям в освоении того, что изучается.

 

 

 

Психология  возраста////Неразрывная связь обучения с развитием диктует возрастной характер обучения. Это означает, что на разных ступенях развития человека обучение должно иметь свой специфический характер. Рассказывая о тех или иных особенностях построения обучения, мы старались приводить примеры, касающиеся как детей разного возраста, так и взрослых. Однако помимо общих закономерностей организации обучения, на каждом этапе онтогенеза оно имеет свои специфические, характерные только для этого возраста черты.

Содержание  образования как фундамент культуры личности. Гуманитаризация и гуманизация  содержания образования Для успешного осуществления образовательного процесса большое значение имеет само содержание образования. Так как образование имеет целью не только интеллектуальное, но так же морально-эстетическое развитие человека, содержание образования можно условно разделить на две части. Первая включает комплекс систематизированных научных, профессионально-направленных знаний, умений и навыков, а так же методы обучения полноценного и правильного использования их в будущей профессиональной деятельности. В качестве содержания второй части образования выступает государственная политическая и культурная идеология, социальный статус общества, исторический опыт и нравственно-эстетические идеи.

 

Определение содержания образования  – непростая задача. История формирования и развития педагогической науки  знает немало ошибок, отрицательно сказывающихся на становлении личности человека из-за неполного или избыточного, отстающего от современного состояния  науки или несоответствующее  возрастным особенностям учеников содержания образования. Существует несколько  факторов, оказывающих влияние на постоянно изменяющееся содержание образования. Важнейшим фактором являются потребности общества. Раньше, например, школьная система образования включала лишь изучение основ математики, чтение и письмо. С развитием науки  и расширением духовной жизни  общества менялось и содержание образования. Развитие производства требовало от образовательной системы подготовку специалистов более высокого класса, что, безусловно, обогащало и расширяло  содержание образования. Другим фактором, повлиявшим на содержание школьного  образования, послужило изменение  в социальной сфере общества, обусловленное  изменением политической идеологии  общества. До определенного времени  считалось, что образование могут  получать только избранные люди, принадлежащие  к определенным слоям общества.

 

Еще одним значительным фактором является субъективное влияние самого педагога на содержание образования  посредством методов, приверженцем которых он является. Многое зависит  от трактовки вопроса о развитии умственных способностей учеников.

 

В педагогической науке разработана  целая система требований к содержанию школьного образования. Один из пунктов  системы указывает на то, что содержание образования должно быть направлено на формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Именно по этой причине  в школьную программу включены не только предметы, дающие знания научных  основ, но и такие дисциплины как  физкультура, музыка, труд, изобразительное  искусство. Второй пункт свидетельствует  о гражданско-патриотической и идеологической направленности образования школьников. Важным требованием к содержанию школьной образовательной программы  является построение материала на строго научной основе. Это значит, что  школьникам должны предлагаться для  усвоения, только твердо устоявшиеся  и проверенные научные факты. Необходимо так же постоянно пересматривать и при необходимости обновлять  и пополнять содержание образования  в соответствии с современным  положением науки, политического состояния  государства, социального статуса  общества. Содержание образования должно строиться с учетом взаимосвязей между отдельными предметами, а внутренняя структура содержания каждой дисциплины должна представлять собой систему  знаний, основанной на логике, присущей той или иной науке. Последнее  требование заключается еще и  в том, чтобы ученики понимали, что все науки имеют непосредственную или косвенную связь друг с  другом и составляют систематизированную  совокупность, а не простой набор  разрозненной информации. Любое образование  должно сочетать теоретические основы и практические навыки и должно соответствовать  возрастным особенностям учащихся. Школьное образование должно в полной мере обеспечивать ученика знаниями и  умениями достаточными для следующего этапа получения образования.

 

Основами современной  образовательной системы являются гуманизация, наиболее полное использование  мировых научных и культурных достижений, широкое применение информационных технологий и достижений современной  техники. Содержание современного образования  все больше насыщается гуманитарной составляющей учебного материала. Основной идейной линией гумманитаризации является то, что каждому человеку, независимо от его профессии и вида деятельности, необходимо иметь представление  об истории и географии своей  страны и мира в целом, знать родной язык и литературу.

 

Гуманизация образования  заключается в перестройке содержания образования с акцентом на личностно  ориентированное мировоззрение. Преподавание дисциплин ведется с учетом человеческого  фактора. Каждый предмет преподносится  с позиции конкретного применения в целях усовершенствования уровня человеческой жизни. Гуманистическое  образование направлено на формирование оптимистических взглядов на жизненный  процесс, навыков самоорганизации  и саморегуляции поведения.

 

В условиях современного состояния  экологической ситуации в мире, в  систему образования включены дисциплины, имеющие основной целью развить  у человека представлении о неразрывности  существования человека с природой. Важно привить обучаемым понимание  мира как гармоничное сосуществование  человеческих достижений с природными богатствами, развить соответствующую  культуру пользования природными ресурсами.

 

Использование мировых научных  и культурных достижений предполагает периодическое пополнение и видоизменение  содержания образования в соответствии с мировыми переменами в различных  научных и культурных областях. Значительное влияние на весь образовательный  процесс оказало развитие в области  информационных технологий. Большие  темпы этого развития и широта применения его результатов, привели  к созданию во многих учебных заведениях не только новых дисциплин, но и новых  организационных подразделений: кафедр, вычислительных центров, компьютерных курсов и т. д. Использование современных  информационных технологий, главным  образом посредством компьютеров, значительно ускорило и упростило  процесс образования и самообразования  личности, сделало его более доступным (дистанционное образование).

 

 

Национальная  и интернациональная культура в  содержании образования /////Интернациональное – это те ценности, которые объединяют народы. Сегодня интенсивно идут процессы интернационализации в экономике, социальной сфере, политике и культуре. Этот процесс, при всей своей противоречивости, отражает тенденцию к единению, взаимосвязям, сотрудничеству и взаимопомощи различных стран и народов. Интернационализация культуры означает обогащение культур на почве взаимодействия и сотрудничества, всемерного развития каждой национальной культуры.

Национальное в культуре – это прежде всего самосознание народа, нации, личности, выраженное в  языке, искусстве, религии, обычаях  и обрядах.

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование  чего-либо. Соответственно, и применительно  к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.

Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.

В процессе образования человек  осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку  достижения познавательного характера  представляют собой совокупность материального  и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных  положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие  культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

Информация о работе Методологические основы обучения