Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 11:56, шпаргалка
Образование как социокультурный феномен образование и личность. Образование и общество.1Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции.///Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается.
Особенностью функции
развития является то, что она не
существует самостоятельно, а является
следствием образовательной и
Личностный характер обучения состоит в том, что…
1) в процессе обучения происходит формирование личности;2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя.Учебно-познавательная деятельность – это специально организованная извне или самим учеником деятельность с целью познания: овладения богатствами культуры, накопленной человечеством.Процесс познания может протекать и вне учебной деятельности: информация поступает к школьнику, например, при посещении различных культурно-просветительских учреждений (театра, библиотеки, дома культуры и т.д.), при общении в семье, в дружеской компании, через книги и средства массовой коммуникации. Иными словами, познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в школе. Однако познание в этом случае протекает стихийно, новая информация чаще всего усваивается неполно и отрывочно, многое из усвоенного носит случайный характер, а потому быстро забывается. Отличие учебно-познавательной деятельности заключается именно в её специальной организации, способствующей наилучшему усвоению культурного наследия, оптимизирующей процесс познания.Учебно-познавательная деятельность ученика, составляющая процесс учения, представляет собой систему познавательных действий (определённую последовательность взаимосвязанных операций, осуществляемых с целью познания):- восприятие нового материала;- осмысление воспринятого;- запоминание;- применение усвоенных знаний на практике;- последующее повторение;- обобщение и систематизация изученного;- самоконтроль результатов обучения;- выявление и устранение ошибок и недочётов, неясностей в усвоенном материале.
Единство
обучения и учения. В структуре единого процесса
обучения в самом общем плане можно выделить
два взаимосвязанных элемента:учение;преподавание.
В основе сотворчества учителя и ученика в образовательном процессе лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение). Оно составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе.Сотворчество, с одной стороны, предстает как плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникативные стратегии). С другой стороны, сотворчество выступает как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности.
Состоявшееся творческое
взаимообогащение проявляется в
расширении функционального поля деятельности
обоих участников образовательного
процесса, а также в формировании
их личностного языкового статуса
в этом пространстве. Это становится
одновременно важным условием и надежным
критерием успешного
Психология возраста////Неразрывная связь обучения с развитием диктует возрастной характер обучения. Это означает, что на разных ступенях развития человека обучение должно иметь свой специфический характер. Рассказывая о тех или иных особенностях построения обучения, мы старались приводить примеры, касающиеся как детей разного возраста, так и взрослых. Однако помимо общих закономерностей организации обучения, на каждом этапе онтогенеза оно имеет свои специфические, характерные только для этого возраста черты.
Содержание
образования как фундамент
Определение содержания образования
– непростая задача. История формирования
и развития педагогической науки
знает немало ошибок, отрицательно
сказывающихся на становлении личности
человека из-за неполного или избыточного,
отстающего от современного состояния
науки или несоответствующее
возрастным особенностям учеников содержания
образования. Существует несколько
факторов, оказывающих влияние на
постоянно изменяющееся содержание
образования. Важнейшим фактором являются
потребности общества. Раньше, например,
школьная система образования включала
лишь изучение основ математики, чтение
и письмо. С развитием науки
и расширением духовной жизни
общества менялось и содержание образования.
Развитие производства требовало от
образовательной системы
Еще одним значительным фактором является субъективное влияние самого педагога на содержание образования посредством методов, приверженцем которых он является. Многое зависит от трактовки вопроса о развитии умственных способностей учеников.
В педагогической науке разработана
целая система требований к содержанию
школьного образования. Один из пунктов
системы указывает на то, что содержание
образования должно быть направлено
на формирование всесторонне и гармонично
развитой личности. Именно по этой причине
в школьную программу включены не
только предметы, дающие знания научных
основ, но и такие дисциплины как
физкультура, музыка, труд, изобразительное
искусство. Второй пункт свидетельствует
о гражданско-патриотической и идеологической
направленности образования школьников.
Важным требованием к содержанию
школьной образовательной программы
является построение материала на строго
научной основе. Это значит, что
школьникам должны предлагаться для
усвоения, только твердо устоявшиеся
и проверенные научные факты.
Необходимо так же постоянно пересматривать
и при необходимости обновлять
и пополнять содержание образования
в соответствии с современным
положением науки, политического состояния
государства, социального статуса
общества. Содержание образования должно
строиться с учетом взаимосвязей
между отдельными предметами, а внутренняя
структура содержания каждой дисциплины
должна представлять собой систему
знаний, основанной на логике, присущей
той или иной науке. Последнее
требование заключается еще и
в том, чтобы ученики понимали,
что все науки имеют
Основами современной
образовательной системы
Гуманизация образования
заключается в перестройке
В условиях современного состояния
экологической ситуации в мире, в
систему образования включены дисциплины,
имеющие основной целью развить
у человека представлении о неразрывности
существования человека с природой.
Важно привить обучаемым
Использование мировых научных
и культурных достижений предполагает
периодическое пополнение и видоизменение
содержания образования в соответствии
с мировыми переменами в различных
научных и культурных областях. Значительное
влияние на весь образовательный
процесс оказало развитие в области
информационных технологий. Большие
темпы этого развития и широта
применения его результатов, привели
к созданию во многих учебных заведениях
не только новых дисциплин, но и новых
организационных подразделений: кафедр,
вычислительных центров, компьютерных
курсов и т. д. Использование современных
информационных технологий, главным
образом посредством
Национальная
и интернациональная культура в
содержании образования /////
Национальное в культуре – это прежде всего самосознание народа, нации, личности, выраженное в языке, искусстве, религии, обычаях и обрядах.
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.
Принимая во внимание данную
трактовку, культура выступает предпосылкой
и результатом образования
В процессе образования человек
осваивает культурные ценности (историческое
наследие искусства, архитектуры). Поскольку
достижения познавательного характера
представляют собой совокупность материального
и духовного достояния