Методологические основы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 11:56, шпаргалка

Описание работы

Образование как социокультурный феномен образование и личность. Образование и общество.1Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус­ловленным конкретными природными и социально-историчес­кими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять социальные функции.///Некоторые ученые понимают социа­лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпыва­ется.

Файлы: 1 файл

Образование как социокультурный феномен.docx

— 112.15 Кб (Скачать файл)

Классно-групповое  занятие - вид обсуждения изучаемого материала, осуществляемого в составе  группы, когда все учащиеся принимают  в нем непосредственное участие. Примером может служить, в частности, дискуссия. Дискуссия - очень эффективное  средство вовлечения всех учащихся в  активную работу, интенсификации всей мыслительной деятельности.

Наиболее  сложным видом обсуждения учебного материала является семинар. В период подготовки семинарского занятия преподаватели  проводят консультации. Цель их состоит  в том, чтобы лучше организовать самостоятельную работу учеников, поэтому  особое внимание обращается на определение  литературы, необходимой для изучения, выделение основных проблем, в которых  надо глубоко разобраться, выявление  степени подготовленности школьников и их возможностей.

Перед проведением  семинара преподаватель продумывает  вступительную, основную и заключительную части занятия, а также дополнительные вопросы, средства наглядности, практические задания ученикам. Наиболее сложная  задача преподавателя - организовать на семинаре творческое обсуждение проблемы.

Демонстрация (показ) - это метод обучения, строящийся на основе показа обучающимся в целостности  и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов  в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними различных проблем.Сущность этого метода состоит в том, чтобы с помощью различных действий и средств создать у обучаемых наглядный образ изучаемого предмета или явления, сформировать конкретные представления о его сути и содержании. Она служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.Демонстрация как метод обучения обеспечивает эффективное восприятие и осмысление учащимися сложных явлений действительности в их динамике, во времени и в пространстве. С ее помощью расширяется кругозор ребенка, психологически облегчается процесс усвоения знаний, создается чувственно-эмпирическая основа познания при изучении всех предметов учебного плана. Обеспечение основательного, глубокого первичного восприятия учебного материала достигается демонстрацией учебных и художественных фильмов, их фрагментов, научных экспериментов, реальных процессов в природе и обществе.Обучающий результат демонстрации состоит в обогащении детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности. Развивающее значение демонстрации заключается в расширении общего кругозора, в активизации всех психических процессов школьника, в возбуждении у него живого интереса к предмету познания. Воспитательный эффект демонстрации - в огромном эмоциональном воздействии демонстрируемых явлений, углубляющем усвоение изучаемого материала.Демонстрация применима в работе с детьми любого возраста. Она включает в свою структуру обязательное собеседование с учащимися по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний школьниками.

Обычно различают: личную демонстрацию обучающим определенных действии и поведения; показ чего-то с помощью специально подготовленных учеников; демонстрацию изобразительных  средств наглядности; демонстрацию диапозитивов, кинофильмов, телепередач, воспроизведение звукозаписи.Каждый из этих видов демонстрации имеет специфическую методику применения в различных формах учебной работы, но есть и общие требования для метода в целом.Демонстрация предполагает подготовку учеников к восприятию показываемого, формирование у них установки на целенаправленное восприятие учебного материала, так как средства наглядности часто одновременно несут в себе огромный объем информации.

По-настоящему демонстрация эффективна лишь тогда, когда  учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря  чему осуществляется активный познавательный процесс, осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о  них.

К методу демонстрации близко примыкает метод иллюстрации, который предполагает показ и  восприятие предметов, процессов и  явлений в их символьном изображении  с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая действие.

Упражнение - это метод обучения, предполагающий многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления  и совершенствования необходимых  навыков и умений.

 

Систематическое упражнение - проверенный и надежный метод успешного и продуктивного  труда. Его достоинство в том, что он обеспечивает эффективное  формирование умений и навыков, а  недостаток - в слабом выполнении побуждающей функции.Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в навыки и умения, сформировать у него готовность к умелым практическим действиям, воспроизводящей и творческой активности в различных условиях. Диагностическое значение упражнения заключается в том, что только глубокое понимание ребенком приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками.

Упражнения  являются обязательной частью любого изучаемого детьми предмета, будь то чтение, арифметика, язык, труд, требующие умения читать, считать, писать, говорить, решать задачи, совершать трудовые операции.Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое поэтапное воспроизведение действий, необходимых для образования навыков мыслительных операций, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элементов индивидуально личностного творчества. Учитель показывает образцы творческого подхода к делу, после чего ребенок включается в целостное исполнение упражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащиеся обсуждают и анализируют успехи, корректируют свою деятельность, вносят поправки.Обучающий результат упражнений проявляется в вооружении системой приемов, способов практического действия в интеллектуальной и физкультурной сферах. Развивающий эффект этого метода выражается в расширении возможностей творческого самовыражения детской личности и формировании ее разнообразных способностей.Систематическое выполнение упражнений укрепляет волю учащихся, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание. Упражнение в высшей степени всесторонне и объективно позволяет диагностировать состояние прочности знаний, глубины их понимания учащимися, поскольку от этого прямо зависит качество формируемых умений и навыков, возможность их творческого применения.Упражнения разнообразны. В зависимости от преподаваемых предметов могут проводиться физические, специальные, комплексные упражнения. В зависимости от характера и степени влияния на формирование навыка (умения) упражнения делятся наподготовительные или вводные (при первоначальной отработке навыка или его элементов), основные (отработка действия в целом), тренировки (устанавливающие уровень подготовки школьника и поддерживающие, совершенствующие этот уровень). Упражнения также могут быть коллективными и индивидуальными.Самостоятельная работа - важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям. Различают следующие виды самостоятельной работы: работа с печатными источниками, самостоятельный поиск, самостоятельный просмотр (прослушивание) теле- (радио) передач.Работа с печатными источниками обычно охватывает большое количество времени школьников. Главное ее достоинство -возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время.

Методика  работы над учебником сложна, но вполне посильна каждому обучающемуся.

Содержание  ее включает в себя следующее. Во-первых, ознакомительное чтение учебника или  его раздела в сравнительно быстром  темпе с целью получить общее  представление об их содержании; выделение  материала, непосредственно относящегося к интересующему вопросу и  требующего особо внимательного  изучения. Во-вторых, повторное, сравнительно медленное чтение с расчленением текста на смысловые части, выделением основных положений, аргументации автора, изучением схем, таблиц, чертежей. Выполнением  этого этапа работы осуществляется анализ основных понятий, положений, идей работы, их обобщение и выводы, позволяющие  дать правильный отчет, чему научил учебник  или его раздел. В-третьих, конспектирование изучаемого текста, с тем чтобы  зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяснить  и закрепить в памяти.

Текст книги  можно считать изученным, если обучаемый  может воспроизвести основные ее положения и найти им практическое применение.

Самостоятельный поиск представляет собой вид  самостоятельной работы, который  позволяет учителю, опираясь на имеющийся  у детей багаж знаний, умений и  навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую  задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном  процессе ее результаты.

Педагогическая  функция поисковых заданий и  проектов - в индивидуализации обучения, расширении объема знаний в условиях дифференциации и профильного обучения по продвинутым программам. Такие  задания вводят школьников в проблемы рационализации труда, исследовательских  творческих методов познания. Они  применяются в процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисциплинам, на факультативных и кружковых  занятиях. Учащиеся составляют отчеты о длительных наблюдениях за развитием  растений, жизнью животных, природными явлениями; пишут обзоры научно-популярной литературы, сочинения на свободную  тему, доклады по новому осмыслению исторических событий или литературно-критическим  источникам; разрабатывают схемы  действия приборов, станков,

машин, внося  предложения по совершенствованию  технологических процессов.

Обучающий результат  самостоятельного поиска проявляется  в приращении новых знаний, расширяющих  общий и профильный кругозор школьников, в овладении ими первичными исследовательскими навыками.

Самостоятельный просмотр и прослушивание учащимися  теле- (радио-) передач также весьма эффективны, если учитель организует и контролирует этот процесс. Обучающая  и воспитывающая функция этого  метода обусловливается высокой  эффективностью воздействия наглядных  образов. Информация, представленная в  наглядной форме, наиболее доступна для восприятия, усваивается легче  и быстрее.

К другим методам  обучения можно также отнести  видеометод (просмотр фильмов, слайдов  и т.д.), лабораторный метод (проведение каких-либо исследований), программированное  обучение.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Индуктивные и дедуктивные методы обучения

Индуктивные и дедуктивные  методы обучения характеризуют исключительно  важную особенность методов —  способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных  методов означает вьибор определенной логики раскрытия содержания изучаемой  темы — от частного к общему или  от общего к частному.

(...) Индуктивное изучение  темы особенно полезно в тех  случаях, когда материал носит  преимущественно фактический характер  или связан с формированием  понятий, смысл которых может  стать ясным лишь в ходе  индуктивных рассуждений. Широко  применимы индуктивные методы  при изучении технических устройств  и выполнении практических заданий.  Индуктивным методом решаются  многие математические и физические  задачи, особенно когда учитель  считает необходимым самостоятельно  подвести учащихся к усвоению  некоторой более обобщенной формулы.  Слабость индуктивных методов  обучения состоит в том, что  они требуют большего времени  на изучение нового материала,  чем дедуктивные. Они в меньшей  мере способствуют развитию абстрактного  мышления, так как опираются на  конкретные факты, опыты и другие  данные.

(...) Дедуктивный метод  способствует более быстрому  прохождению учебного материала,  активнее развивает абстрактное  мышление.

Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих  выявления следствий из некоторых  более общих положений. Например, таким образом могут быть изучены  газовые законы Бойля—Мариотта и  Гей-Люссака, которые являются следствием из общего уравнения состояния идеального газа. Таким же методом могут быть изучены следствия, вытекающие из молекулярно-кинетической, электронной и других теорий.

В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным доказана возможность дедуктивного построения обучения уже в начальной  школе с применением более  высоких, чем обычно, теоретических  обобщений. Они ищут такую логику построения содержания учебного материала  при формировании научных понятий, при которой ученики прежде всего  обнаруживают генетически исходную всеобщую связь, определяющую целостную  структуру всей совокупности подобных понятий. Так, для математических понятий  всеобщей основой выступают общие  отношения величины, для школьной грамматики роль такой всеобщей основы выполняют отношение формы и  значения слова. Поскольку эти общие  связи можно выразить в виде моделей (формул, графических схем), то школьников учат использовать эти модели. Такой  подход позволяет ученикам раньше усваивать  знания общего и абстрактного характера  и уже из них выводить более  частные и конкретные знания. Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала начальной школы. Должно быть найдено его рациональное сочетание с индуктивным подходом, так как без индуктивного подхода  нельзя успешно подготовить школьников к трудовой деятельности, к проведению опытов, доступных исследований лабораторного типа.Как видно из характеристики деятельности преподавателя и учеников, при использовании дедуктивного или индуктивного методов обучения применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы, а также репродуктивные или проблемно-поисковые методы, но при этом содержание учебного материала раскрывается определенным логическим образом — индуктивно или дедуктивно. Поэтому можно говорить об индуктивно или дедуктивно построенной беседе, о репродуктив-но или поисково построенной практической работе, о проблемно и дедуктивно построенном рассказе и т. д. Здесь мы еще раз убеждаемся в том, что «метод обучения» — понятие многоаспектное. В реально используемой в данный момент системе методов обучения сочетаются несколько условно выделяемых в классификации методов. И то, что мы говорим о применении дедуктивного или индуктивного метода в данной ситуации, определяется ведущей дидактической задачей, поставленной педагогом на данном этапе обучения. Если, например, учитель решил сконцентрировать внимание на развитии дедуктивного мышления обобщенного характера, то он использует дедуктивный метод, сочетая его с проблемно-поисковым, реализуемым посредством специально построенной беседы.

Заметим, что мы ограничили перечень логических методов обучения двумя видами — дедуктивным и  индуктивным. Сделано это лишь для  большей доступности целостной  классификации методов обучения. В принципе же к этой подгруппе  методов организации учения относятся  и методы учебного анализа, учебного синтеза, учебной аналогии, выявления  причинно-следственных связей и др.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Методы  контроля и самоконтроля в обучении Методы устного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, от вечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.

Методы письменного контроля. В процессе обучения эти методы предполагают проведение письменных контрольных  работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и пр Письменные контрольные работы, изложения, диктанты могут быть как кратковременными, проводимыми в течение 15—20 мин, так  и занимающими весь урок.

В последние годы все чаще стали применять контрольные  письменные работы программированного типа. В таком случае учитель составляет перечень вопросов, предлагает для  каждого из них на бланке возможные  варианты ответов, одни из которых более  полны и точны, другие менее полны  и содержат некоторые неточности. Задача учеников состоит в том, чтобы  выбрать из ряда ответов более  точный и более полный.

Письменные работы могут  проводиться в виде графических  задач, вычерчивания графиков определенных процессов и пр.

Методы лабораторного  контроля. Сравнительно новый вид  контроля в нашей школе — лабораторный контроль за подготовленностью учеников. Контрольные лабораторные работы по физике и другим предметам возникли в практике работы учителей Ростовской области. Они проводятся с половиной  состава класса, в то время как  другая половина выполняет письменную работу.

В число контрольных лабораторных работ включается проверка умений пользоваться штангенциркулем, микрометром, амперметром, вольтметром, термометром, психрометром и другими измерительными приборами, которые должны быть изучены к  данному моменту.

В них включается также  и решение экспериментальных  задач, требующих проведения опытов, которые можно реально осуществить  во время контрольной работы.

Методы машинного контроля. В практику обучения постепенно входят методы машинного контроля за качеством  усвоения знаний, особенно по предметам  естественно-математического цикла. Программы для контроля составляются, как правило, по методике контрольных  программированных упражнений. Ответы набираются или цифрами, или в  виде формул. Машина соблюдает высокую  степень объективности контроля, но не может учесть психологические  особенности ученика. Не позволяет  она проверить и логичность, грамотность  речи, своевременно оказать ученику  помощь при затруднениях. Все это  требует рационального сочетания  машинного и безмашинного контроля за качеством подготовки учеников.

Информация о работе Методологические основы обучения