Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:22, практическая работа

Описание работы

Тема 1: Становление системы общественного дошкольного воспитания (1917-1940гг.)
Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы:
1. Первые дошкольные учреждения в России. Организационные особенности их работы.
Задание 2. Составить хронологическую таблицу развития дошкольного воспитания в период с 1917-1936 гг. (по анализу документов)
Тема 2: Развитие системы дошкольного воспитания в 40-80 годы

Задание I. Рассмотрите следующие вопросы:
Основные направления развития системы дошкольного воспитания в период с 1936-1985 гг.: задачи, сеть дошкольных учреждений, особенности ее организации, органы управления.

Файлы: 1 файл

Межсессионные задания по курсу УДО.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

Межсессионные задания по курсу «Организации и  управление дошкольным образованием»  для студентов ОЗО, обучающихся  по специальности «Дошкольное образование»

 

Раздел 1. Становление и развитие системы дошкольного воспитания. Использование исторического опыта  в современной систему дошкольного  образования

 

 

Тема 1: Становление системы общественного  дошкольного воспитания (1917-1940гг.)

 

Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы:

1. Первые  дошкольные учреждения в России. Организационные особенности их  работы.

России стали  открываться первые детские сады, и частными, платными и недоступными для бедных людей. И первый   платный детский сад был  открыт в  Гельсингфорсе в 1859г., второй в  Петербурге в 1863 г. Женойпрофесора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий —в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый — в Петербурге в 1866 г. редактором журнала «Детский сад» А. С. Симонович. С 1866 по 1870г. было открыто еще несколько платных детских садов частными лицами в Воронеже, Иркутске, Смоленске, Москве, Петербурге. Платные детские сады очень медленно открывались и в последующие годы. Организация и направление воспитательной работы в первых садах в России были различными. В отдельных детских применялась система Фребеля. Такие детские сады открывались чаще всего немками, жившими в России, или русскими педагогами окончившими курсы при женских учительских семинариях в Германии, а также лицами, изучившими практику работы немецких фребелевских детских садов. В других детских садах воспитатели искали новые пути работы, исходя из критики системы дошкольного  воспитания Фребеля и фребелевских детских садов, опираясь на высказывания К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и других русских педагогов. Некоторые детские сады были тесно связаны с элементарной школой, в них проводилось обучение детей старшего дошкольного возраста, как, например, в детском саду и элементарной школе, открытых в 1872 г. в г. Туле Е. П. Смидович. Платный детски  сад и элементарная школа Е. П. Смидович имели общее хорошее помещение, необходимое оборудование, учебные пособия В детском саду С. А. Люгебиль, существовавшем в Петербурге с 1863 по 1869 г., стремились проводить игры и занятия без строи регламентации, предоставлять детям больше возможности играть и заниматься «по своему вкусу», но при постоянном надзоре «садовницы». Люгебиль наблюдала за индивидуальным поведением детей, успехами в их развитии, вела записи этих наблюдений. Были и такие детские сады в России, которые превращались, по существу, в приготовительную школу: детей начинали рано обучать грамоте, счету, письму и иностранным языкам (например, 1етский сад в Иркутске, открытый в 1869 г.).В 1866 г. В России был открыт первый бесплатный детский сад  для детей «нищих слоев населения» Это было благотворительное учреждение.

 

 

2Становление  системы общественного дошкольного  воспитания (1917-1936). Становление советской системы общественного дошкольного воспитания проходило в очень трудных условиях. Это были годы экономической разрухи, обостренной классовой борьбы, к тому же у большинства организаторов дошкольного дела отсутствовал практический опыт, не была разработана теория вопроса. С первых дней установления Советской власти забота о детях, охране здоровья матери и ребенка были объявлены государственным делом. Отпускались огромные ассигнования на организацию детских учреждений, подготовку кадров дошкольных работников, научную работу в этой области и другие нужды. Детским учреждениям передавались царские дворцы и барские особняки,, мебель, посуда, они снабжались мануфактурой, обувью и пр., обеспечивалось бесплатное питание детей. При Наркомпросе был создан специальный Совет защиты детей.Специальным декретом Совнаркома дошкольное воспитание было включено в единую систему народного образования. В декларации “О дошкольном воспитании от 20 декабря 1917 г. указывалось, что система дошкольного воспитания должна “являться составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования”.Очень тормозило развитие общественного дошкольного воспитания отсутствие кадров. Свою деятельность дошкольный отдел Наркомпроса в 1917 г. начал с обращения ко всем, работавшим в области дошкольного воспитания, призывая их немедленно включиться в работу. Одновременно на местах были организованы краткосрочные курсы для подготовки воспитателей из среды работниц фабрик и заводов.

В 1918 г. дошкольный отдел, несмотря на огромные трудности с транспортом, питанием, общежитиями, непрерывно организовывал  такие курсы в Москве и специальные  курсы по подготовке инструкторов. Дошкольный отдел всемерно способствовал  подготовке воспитателей на местах. Организовывались специальные курсы

В первые же годы были открыты дошкольные отделения  при Московском, Самарском университетах. Институт дошкольного воспитания в  Петрограде/Дошкольные отделения были организованы и при некоторых  институтах народного образования: Владимирском, Красноярском, Курском, Саратовском, Московской академии народного  образования, реорганизованной впоследствии в Академию коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской, и др. Важнейшей  задачей, вставшей перед страной  с победой советского народа над  силами контрреволюции, было восстановление разрушенного народного хозяйства. Все материальные средства были мобилизованы на построение экономического фундамента социализма. В связи с. этим последовало вынужденное сокращение государственных ассигнований на народное образование. Дошкольные учреждения, как и школы, стали переводиться на местный, еще не окрепший бюджет, что повлекло за собой сильное сокращение сети дошкольных учреждений.

. Развитие промышленных предприятий  и введение в них трехсменных  графиков работы требовали продления  часов работы дошкольных учреждений. Детские сады и очаги стали  переходить на 11—12-часовой рабочий  день, при детских садах организовывались  ночные группы. При рабочих клубах, школах ликбеза, крупных домоуправлениях  стали организовываться вечерние  детские комнаты, чтобы дать  возможность женщинам участвовать  в культурной и общественной  жизни.

Советское правительство уделяло  большое внимание вопросам общественного  дошкольного воспитания и постепенно увеличивало ассигнования. В июле 1929 г. на объединенном заседании коллегии Наркомпроса РСФСР с представителями  партийных, комсомольских, общественных организаций, с рабочими и работницами  московских фабрик и заводов был  объявлен всесоюзный “Дошкольный поход  В конце 1923 г. Наркомпрос организовал  курсы для руководителей центральных  учреждений по дошкольному воспитанию; в учебной работе слушателей весь этот опыт в обобщенном виде занял  главное место. На созванной в 1926 г. III конференции по дошкольному  воспитанию в основу планирования занятий  в детском саду впервые вводились  обоснованные педологами “организующие  моменты”, являвшиеся разновидностью “метода проектов и отвлекавшие  педагогов от повседневной систематической  воспитательной работы. В 1930 г. были изданы “Материалы к работе дошкольных учреждений в городе”, в которых рекомендовались  “стабильные организующие моменты”, обязательные для всех дошкольных учреждений и лишавшие воспитателей возможности  планировать работу с учетом местных  условий, данных изучения детей и  анализа воспитательной работы. Если наиболее опытные, знающие педагоги во имя живой творческой работы преодолевали гнет этих штампов, то начинающих работников они могли приучить работать по готовому шаблону, без учета конкретных условий.

 

Роль всероссийских съездов  по дошкольному воспитанию в развитии системы дошкольного воспитания.

В апреле 1919 г. после VIII съезда РКП (б), принявшего Программу партии, состоялся I Всероссийский съезд по дошкольному  воспитанию, который должен был раскрыть сущность основных программных требований, касающихся общественного воспитания. На съезде разгорелись оживленные споры  и столкнулись разные точки зрения, не по всем обсуждаемым вопросам съезд  пришел к единодушному решению. Некоторые  дореволюционные деятели по дошкольному  воспитанию считали, что и в Советском  государстве воспитание детей дошкольною возраста должно быть отделено от политики, что основная цель воспитания ребенка  —“естественное развитие”, главная  роль в этом принадлежит семье, а  потому не следует создавать дошкольные учреждения с длительным пребыванием  в них детей. Руководители общественного  дошкольного воспитания продолжали после съезда работу по созданию советской  системы дошкольного воспитания Главным типом дошкольных учреждений продолжал оставаться шестичасовой детский сад. После I съезда по дошкольному  воспитанию было издано “Руководство по ведению очага и детского сада”, которое призывало воспитателей детских садов изучать детей, глубже анализировать свою работу, учитывать показатели развития детей. Почти в каждом учреждении велись дневники наблюдений за детьми, собирались рисунки и другие материалы занятий, отражающие интересы современного ребенка, что давало возможность вскрывать  ошибки,. проверять практикой положения, принятые на веру, и отыскивать более  правильные пути.

  Вопрос о путях дальнейшего развития школы и дошкольного воспитания обсуждался на XIII съезде ВКП (б), состоявшемся в 1924 г. и посвященном прежде всего развитию советской деревни. Съезд призвал все советские учреждения повернуться “лицом к деревне”. В целях вовлечения работниц и крестьянок в социалистическое строительство съезд указал, что необходимо “проведение через советские, профессиональные, кооперативные и другие организации работы по строительству учреждений, раскрепощающих работниц и крестьянок (яслей, столовых и пр.) .

Вопросы о  задачах дошкольного воспитания в свете решений XIII съезда партии были поставлены на III Всероссийском  съезде по дошкольному воспитанию, который был созван 25 октября 1924 г. Педагогическим коллективам дошкольных учреждении съезд предложил усилить  работу по установлению тесных контактов  с советскими предприятиями и  учреждениями, привлекать их к активному  участию в строительстве дошкольных учреждений Было принято решение  об организации при детских садах  вечерних и ночных групп, детских  комнат при рабочих клубах, кооперативных  домах и т. д. для детей, матери которых заняты в вечернее время  общественной работой или учебой. Съезд призвал дошкольных работников оказывать помощь национальным республикам. В детских садах районов с  населением различных национальностей  съезд рекомендовал организовывать отдельные группы для детей каждой национальности, с тем чтобы вести  работу на родном языке.

Очень большое  внимание на съезде было обращено на организацию  работы в деревне После XIII съезда ВКП (б) сеть дошкольных учреждений вновь  начала быстро расти. Женщины-работницы  вместе с делегатками женотделов принимали в дошкольном строительстве  самое активное участие, непосредственно  связывались с профсоюзными, хозяйственными и другими организациями и  добивались открытия детских очагов при предприятиях, где работало много  женщин.

На IV Всероссийском  съезде по дошкольному воспитанию, созванном в конце 1928 г., был поставлен  давно назревший в практике дошкольных учреждений вопрос о необходимости  создания программы для детских  садов — программы, определяющей задачи и методы работы, объем навыков  и знаний для каждой возрастной группы. Некоторые дошкольные учреждения уже  делали попытки в этом направлении, и их опыт учитывался дошкольной секцией  ГУСа После IV Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию лженаучные педологические установки стали  проникать во многие методические документы. Ведущим стал лозунг “Нет педагогики без педологии”.

 

Становление и развитие системы  общественного воспитания в Беларуси.

Так, в Белоруссии в партизанских отрядах сражались с оккупантами  свыше 7 тыс. учителей и более 30 тыс. учащихся. На временно оккупированной врагом территории продолжали работать по советским программам школы в  партизанских районах Украины, Белоруссии, Брянской, Псковской и других областей. После войны на территории Беларуси появлялись детские сады и ясли. налаживалась система  дошкольного  образования. Готовились кадры для  работы в ДУ. Часть детских садов  были открыты при предприятиях... Открыты ВУЗ в каждом городе. .Из года в год вырастало количество школ и дошкольных учреждений на территории Беларуси..

 

Задание 2. Составить хронологическую таблицу развития дошкольного воспитания в период с 1917-1936 гг. (по анализу документов)

 

| Периоды  (годы)

Задачи

Типы дошкольных учреждений

Нормативно-правовая база

Научно-методическое обеспечение

системы

Первый  программный документ, вышедший в 1919 году

В нем  определены общие принципы воспитания детей: возраст детей (от рождения до 7 лет; цель и задачи в воспитании детей обуславливаются особенностями  этого возраста; основа д\с и очага  – самостоятельность, свободный  вид творчества.. Дети должны были сами выдвигать инициативу в проведении занятий, выбор занятий свободный, педагог заинтересовывал детей  в выборе того или иного вида деятельности.

основа  д\с Даны были рекомендации по количеству детей, определены требования к игрушке, помещению, посуде, аптечке, библиотеке

«Инструкция по ведению очага и  детского сада»

В этом документе  центральное место занимали вопросы  организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и  инициативы.

Первый проект выходит в 1932 году.

1 часть –  определяла содержание работы  по видам деятельности и по  сторонам воспитания;

2 часть – указания  по проведению организующих моментов (утренники и т.д).

Детский сад Недостатки: мало внимания уделялось  развитию речи, мало времени отводилось игре.

«Проект программы воспитания и  обучения детей дошкольного возраста»

Проект  состоял из двух частей: I — по видам  деятельности детей и П — по “организующим моментамЭто была первая попытка четко определить задачи и объем содержания работы с детьми как для детского сада в целом, так и по каждой возрастной группе. Программа упорядочивала  работу детских учреждений, делала ее целенаправленнее и содержательнее

Вышла эта программа в 1934 году.

Отличия от предыдущей в следующем:

1) ведение диагностического  подхода к умениям и навыкам  детей;

2) введены разделы «Игра», «Развитие  детской речи», «Занятия с книгой  и картинкой».

основа  д\с

Программа «Внутренний распорядок детского сада»

Программа

Информация о работе Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"