Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:22, практическая работа
Тема 1: Становление системы общественного дошкольного воспитания (1917-1940гг.)
Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы:
1. Первые дошкольные учреждения в России. Организационные особенности их работы.
Задание 2. Составить хронологическую таблицу развития дошкольного воспитания в период с 1917-1936 гг. (по анализу документов)
Тема 2: Развитие системы дошкольного воспитания в 40-80 годы
Задание I. Рассмотрите следующие вопросы:
Основные направления развития системы дошкольного воспитания в период с 1936-1985 гг.: задачи, сеть дошкольных учреждений, особенности ее организации, органы управления.
Межсессионные
задания по курсу «Организации и
управление дошкольным образованием»
для студентов ОЗО, обучающихся
по специальности «Дошкольное
Раздел 1. Становление и развитие
системы дошкольного
Тема 1: Становление системы
Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы:
1. Первые
дошкольные учреждения в
России стали открываться первые детские сады, и частными, платными и недоступными для бедных людей. И первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859г., второй в Петербурге в 1863 г. Женойпрофесора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий —в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый — в Петербурге в 1866 г. редактором журнала «Детский сад» А. С. Симонович. С 1866 по 1870г. было открыто еще несколько платных детских садов частными лицами в Воронеже, Иркутске, Смоленске, Москве, Петербурге. Платные детские сады очень медленно открывались и в последующие годы. Организация и направление воспитательной работы в первых садах в России были различными. В отдельных детских применялась система Фребеля. Такие детские сады открывались чаще всего немками, жившими в России, или русскими педагогами окончившими курсы при женских учительских семинариях в Германии, а также лицами, изучившими практику работы немецких фребелевских детских садов. В других детских садах воспитатели искали новые пути работы, исходя из критики системы дошкольного воспитания Фребеля и фребелевских детских садов, опираясь на высказывания К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и других русских педагогов. Некоторые детские сады были тесно связаны с элементарной школой, в них проводилось обучение детей старшего дошкольного возраста, как, например, в детском саду и элементарной школе, открытых в 1872 г. в г. Туле Е. П. Смидович. Платный детски сад и элементарная школа Е. П. Смидович имели общее хорошее помещение, необходимое оборудование, учебные пособия В детском саду С. А. Люгебиль, существовавшем в Петербурге с 1863 по 1869 г., стремились проводить игры и занятия без строи регламентации, предоставлять детям больше возможности играть и заниматься «по своему вкусу», но при постоянном надзоре «садовницы». Люгебиль наблюдала за индивидуальным поведением детей, успехами в их развитии, вела записи этих наблюдений. Были и такие детские сады в России, которые превращались, по существу, в приготовительную школу: детей начинали рано обучать грамоте, счету, письму и иностранным языкам (например, 1етский сад в Иркутске, открытый в 1869 г.).В 1866 г. В России был открыт первый бесплатный детский сад для детей «нищих слоев населения» Это было благотворительное учреждение.
2Становление
системы общественного
В 1918 г. дошкольный отдел, несмотря на огромные трудности с транспортом, питанием, общежитиями, непрерывно организовывал такие курсы в Москве и специальные курсы по подготовке инструкторов. Дошкольный отдел всемерно способствовал подготовке воспитателей на местах. Организовывались специальные курсы
В первые же годы были открыты дошкольные отделения при Московском, Самарском университетах. Институт дошкольного воспитания в Петрограде/Дошкольные отделения были организованы и при некоторых институтах народного образования: Владимирском, Красноярском, Курском, Саратовском, Московской академии народного образования, реорганизованной впоследствии в Академию коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской, и др. Важнейшей задачей, вставшей перед страной с победой советского народа над силами контрреволюции, было восстановление разрушенного народного хозяйства. Все материальные средства были мобилизованы на построение экономического фундамента социализма. В связи с. этим последовало вынужденное сокращение государственных ассигнований на народное образование. Дошкольные учреждения, как и школы, стали переводиться на местный, еще не окрепший бюджет, что повлекло за собой сильное сокращение сети дошкольных учреждений.
. Развитие промышленных
Советское правительство уделяло
большое внимание вопросам общественного
дошкольного воспитания и постепенно
увеличивало ассигнования. В июле
1929 г. на объединенном заседании коллегии
Наркомпроса РСФСР с
Роль всероссийских съездов
по дошкольному воспитанию в развитии
системы дошкольного
В апреле 1919 г. после VIII съезда РКП (б), принявшего Программу партии, состоялся I Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, который должен был раскрыть сущность основных программных требований, касающихся общественного воспитания. На съезде разгорелись оживленные споры и столкнулись разные точки зрения, не по всем обсуждаемым вопросам съезд пришел к единодушному решению. Некоторые дореволюционные деятели по дошкольному воспитанию считали, что и в Советском государстве воспитание детей дошкольною возраста должно быть отделено от политики, что основная цель воспитания ребенка —“естественное развитие”, главная роль в этом принадлежит семье, а потому не следует создавать дошкольные учреждения с длительным пребыванием в них детей. Руководители общественного дошкольного воспитания продолжали после съезда работу по созданию советской системы дошкольного воспитания Главным типом дошкольных учреждений продолжал оставаться шестичасовой детский сад. После I съезда по дошкольному воспитанию было издано “Руководство по ведению очага и детского сада”, которое призывало воспитателей детских садов изучать детей, глубже анализировать свою работу, учитывать показатели развития детей. Почти в каждом учреждении велись дневники наблюдений за детьми, собирались рисунки и другие материалы занятий, отражающие интересы современного ребенка, что давало возможность вскрывать ошибки,. проверять практикой положения, принятые на веру, и отыскивать более правильные пути.
Вопрос о путях дальнейшего развития школы и дошкольного воспитания обсуждался на XIII съезде ВКП (б), состоявшемся в 1924 г. и посвященном прежде всего развитию советской деревни. Съезд призвал все советские учреждения повернуться “лицом к деревне”. В целях вовлечения работниц и крестьянок в социалистическое строительство съезд указал, что необходимо “проведение через советские, профессиональные, кооперативные и другие организации работы по строительству учреждений, раскрепощающих работниц и крестьянок (яслей, столовых и пр.) .
Вопросы о
задачах дошкольного воспитания
в свете решений XIII съезда партии
были поставлены на III Всероссийском
съезде по дошкольному воспитанию,
который был созван 25 октября 1924
г. Педагогическим коллективам дошкольных
учреждении съезд предложил усилить
работу по установлению тесных контактов
с советскими предприятиями и
учреждениями, привлекать их к активному
участию в строительстве
Очень большое внимание на съезде было обращено на организацию работы в деревне После XIII съезда ВКП (б) сеть дошкольных учреждений вновь начала быстро расти. Женщины-работницы вместе с делегатками женотделов принимали в дошкольном строительстве самое активное участие, непосредственно связывались с профсоюзными, хозяйственными и другими организациями и добивались открытия детских очагов при предприятиях, где работало много женщин.
На IV Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, созванном в конце 1928 г., был поставлен давно назревший в практике дошкольных учреждений вопрос о необходимости создания программы для детских садов — программы, определяющей задачи и методы работы, объем навыков и знаний для каждой возрастной группы. Некоторые дошкольные учреждения уже делали попытки в этом направлении, и их опыт учитывался дошкольной секцией ГУСа После IV Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию лженаучные педологические установки стали проникать во многие методические документы. Ведущим стал лозунг “Нет педагогики без педологии”.
Становление и развитие системы общественного воспитания в Беларуси.
Так, в Белоруссии в партизанских
отрядах сражались с
Задание 2. Составить хронологическую таблицу развития дошкольного воспитания в период с 1917-1936 гг. (по анализу документов)
| Периоды (годы) |
Задачи |
Типы дошкольных учреждений |
Нормативно-правовая база |
Научно-методическое обеспечение системы |
Первый программный документ, вышедший в 1919 году |
В нем
определены общие принципы воспитания
детей: возраст детей (от рождения до
7 лет; цель и задачи в воспитании
детей обуславливаются |
основа д\с Даны были рекомендации по количеству детей, определены требования к игрушке, помещению, посуде, аптечке, библиотеке |
«Инструкция по ведению очага и детского сада» |
В этом документе центральное место занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы. |
Первый проект выходит в 1932 году. |
1 часть – определяла содержание работы по видам деятельности и по сторонам воспитания; 2 часть – указания
по проведению организующих |
Детский сад Недостатки: мало внимания уделялось развитию речи, мало времени отводилось игре. |
«Проект программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста» |
Проект состоял из двух частей: I — по видам деятельности детей и П — по “организующим моментамЭто была первая попытка четко определить задачи и объем содержания работы с детьми как для детского сада в целом, так и по каждой возрастной группе. Программа упорядочивала работу детских учреждений, делала ее целенаправленнее и содержательнее |
Вышла эта программа в 1934 году. |
Отличия от предыдущей в следующем: 1) ведение диагностического подхода к умениям и навыкам детей; 2) введены разделы «Игра», «Развитие
детской речи», «Занятия с |
основа д\с |
Программа «Внутренний распорядок детского сада» |
Программа |
Информация о работе Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"