Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:22, практическая работа

Описание работы

Тема 1: Становление системы общественного дошкольного воспитания (1917-1940гг.)
Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы:
1. Первые дошкольные учреждения в России. Организационные особенности их работы.
Задание 2. Составить хронологическую таблицу развития дошкольного воспитания в период с 1917-1936 гг. (по анализу документов)
Тема 2: Развитие системы дошкольного воспитания в 40-80 годы

Задание I. Рассмотрите следующие вопросы:
Основные направления развития системы дошкольного воспитания в период с 1936-1985 гг.: задачи, сеть дошкольных учреждений, особенности ее организации, органы управления.

Файлы: 1 файл

Межсессионные задания по курсу УДО.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

 

  1. Структура управления ДУ.

Организационная структура (строение) управления в дошкольном учреждении представляет собой, по определению М.М. Поташника, совокупность индивидуальных  и коллективных субъектов, между которыми распределены и полномочия и ответственность за выполнением управленческих функций, существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения. Для того, чтобы охарактеризовать структуру управления, необходимо, прежде всего, назвать ее состав, перечислить все части, из которых состоит та или иная система, обозначить связи между ними, т.е. показать, кто кому подчиняется (отношения, субординация, координация).

Структура находится всегда в динамике, т.е. в реальном, существующем, меняющемся и развивающемся образовании.

Принципы построения организационных  структур.

  1. Принцип оптимальной звенности (создание необходимого числа ступеней, уровней для управления).
  2. Принцип оптимального объема управления (определение максимального числа объектов управления).

3. Принцип соразмерности прав, обязанностей  и ответственности (необходимо четко знать, кто будет управлять конкретно из сотрудников компонентами, звеньями, проблемами, ситуациями ДОУ — группа или отдельный человек).

Виды структур:

1. Инвариантная — (наиболее общая, типичная, одинаковая для всех) структура.

В ней выделяются четыре уровня управления:

  • уровень заведующего;
  • уровень его заместителей и других членов администрации;
  • уровень воспитателей и других педагогов;
  • уровень детей.

Рассмотрим перечисленные уровни структуры управления.

Первый уровень.

Заведующий — главное административное лицо, выбранное коллективом или назначенное государственным органом, несущее персональную ответственность за все, что делается в ДОУ всеми субъектами управления.

Совет ДОУ, педагогический Совет, Родительский комитет - обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития ДОУ, всех его подразделений.

Второй уровень — заместители заведующего, психологи и педагоги дополнительного образования, инструктор но физической культуре, музыкальный руководитель.

Через них заведующий ведет опосредованное руководство системой ДОУ в соответствии с заданными целями, программой и ожиданием результатов, добивается тактического воплощения стратегических задач.

Третий уровень — воспитатели, родители. Функции любого человека на этом уровне управления не исчерпываются правовой регламентацией, его полномочия неразрывно связаны с его личностью.

Четвертый уровень —дети.

Вся структура должна быть отражена в схеме. Она помогает увидеть  вертикальные и горизонтальные связи, отражает формулу «власть — подчинение», дает возможность проследить триаду: управление — соуправление - самоуправление.

2. Оптимальная структура.

Необходимо создать модель структуры  управления ДОУ, где каждый субъект имеет свое предназначение, Конкретные цели, и должен четко знать свой функционал.

Рациональное распределение  функциональных обязанностей в управлении ДОУ:

  1. Необходимо максимально использовать сильные стороны .педагогов, которые в данный момент работают в ДОУ, а не формально исходить из возможностей объекта.
  2. Руководство вакантными участками необходимо временно брать на себя заведующему или его заместителям, срочно подыскивая нужного человека.

. 1.Заведующий ДУ

2. Попечительский  совет, педагогический совет,  методический совет

3. Заместитель  заведующего по ОД

4. Руководители  кружков, воспитатели, музыкальный  руководитель, руководитель физвоспитания,  педагог-психлог, старшая медсестра,  диетсестра , врач-педиатр.

 

3.Управление   конфликтами   в  ДУ:  сущность   конфликта,  типология,  методы  управления конфликтами.

Исходя  из принципов, структуры ДОУ могут  быть выделены общие требования оптимального управления. К ним относят следующие.

I. Механизм  управления должен соответствовать  возможностям субъекта и сложности объекта. Главное в ем - делегирование руководителем части своих

полномочий заместителям, педагогам  и т.д. Управленцу необходимо продумать и начертить схему механизма управления, распределить в ней участников процесса управления, затем убрать .неэффективное и продолжать корректировать схему.

  1. Наличие хорошо отработанной обратной связи.
  2. Наличие резервов: кадровых, материальных, финансовых и др.
  3. Правильный выбор критериев оценки (критерии качества — это всегда критерии конечного результата).
  4. Учет индивидуальных особенностей конкретных людей.

Исследователи отмечают, что в управлении ДОУ  необходимо выявлять противоречия. Поиск противоречий — часть аналитической деятельности руководителя ДОУ, работа по их разрешению является частью повышения эффективности управления и улучшения качества образования.

Существуют следующие виды противоречий:

  • между субъектом и объектом управления,
  • в управленческих функциях (целях, задачах, планировании, анализе, оценке, контроле),
  • в методах управления,
  • в способах управления,
  • во взаимодействии структур,

— противоречие формы и содержания. Выявление; устранение, ликвидация противоречий —

  1. пупти. к оптимизация управления. Концентрация всех сил на устранении «узких мест» дает возможность ускорить самоорганизацию, улучшить качество многих аспектов работы ДОУ

 

  1. Профессиональные    и    личностные    качества руководителя.

 

Детский сад  по своей форме, содержанию и структуре  является сложным воспитательным учреждением, и руководство им должно осуществляться на основе принципов и положений  науки управления.

Управление  предполагает умелое использование  существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы взаимосвязей и требует, чтобы процессы, зависящие  от руководителя, не протекали без  его вмешательства. Управлять дошкольным учреждением — это значит целенаправленно  воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный  процесс) для достижения максимальных результатов в области воспитания детей дошкольного возраста.

Для успешного  осуществления  деятельности заведующему  необходимо иметь определенные теоретические  знания и соответствующие практические умения..

Содержание  деятельности по управлению педагогическим коллективом в дошкольном учреждении предъявляет определенные требованья к профессионально-деловым качествам  заведующего Особо надо сказать о культуре руководства. В это понимание входит как личная культура, так и культура процесса управления. Культура руководства — это прежде всего умение правильно, глубоко и всесторонне оценивать результаты деятельности всего дошкольного учреждения и каждого воспитателя,  умение понимать и делать практические выводы. Высокую оценку получает в коллективе заведующий, умеющий быть больше и лучше других и при этом быть высококультурным,  воспитанным и скромным человеком.Успех в руководстве людьми определяется  не силой власти, а силой авторитета, силой энергии, разносторонности, талантливости» Заведующий, пользующийся авторитетом, располагает к себе и его влияние на них оказывается очень сильным.  К сожалению, есть еще заведующие, которые считают, что авторитет основан на страхе, и стремятся завоевать его путем всяких критических замечаний. Учитывая высокую квалификацию современного педагога, руководителю нельзя ограничиваться лишь неглубоким анализом его работы и распоряжениями по поводу проведения занятий и других режимных моментов. Его задача — вникнуть в содержание труда  воспитателя, выявить его сильные и слабые стороны, помочь исправить недостатки, правильно осмыслить содержание программы, направить на совершенствование методики воспитательно-образовательногo процесса. Здесь особое значение приобретает, индивидуальный  подход, умение понять каждого человека.

Для того чтобы  управлять дошкольным учреждением, заведующему необходимо обладать организаторскими способностями. Руководитель разрабатывает  годовые и календарные планы; определяет обязанности между членами  коллектива; использует более действенные  меры для стимулирования труда сотрудников; контролирует и анализирует работу воспитателей, правильно и своевременно оформляет документацию.

Наилучших результатов  в работе добиваются инициативные, энергичные, целеустремленные руководители,

Заведующему необходимо воспитывать в себе вежливость,  чуткость и внимательность к людям. Все эти качества укрепляют его  положение среди сотрудников, делают уважаемым человеком.

 

5. Стили  руководства. Характеристика основных  стилей управления.

Стиль работы заведующего должен отвечать целям  и задач работы дошкольного учреждения.

В работе руководителя дошкольного учреждения могут быть использованы следующие стили работы с коллективом: авторитарный, либеральный, демократический стиль.

Авторитарный  стиль. Руководитель сам определяет направление деятельности коллектива и издает приказы, не обсуждая их и  не советуясь с сотрудниками. Это  создает напряженную атмосферу , препятствует проявлению творчества, инициативы.

Либеральный стиль «характерен для руководителей, которые не вмешиваются в работу своих сотрудников. Они представляет последним выполнять свои обязанности  так, как те считают нужным. Руководители пускают работу на самотек.»

 Демократический  стиль. При этом стиле руководства  всем членам коллектива предоставляется  возможность проявить творческую  активность.

Разновидностью  демократического стиля является деловой  стиль

Задание 2. Дать письменную характеристику следующим стилям руководства:

  • Демократический стиль: При этом стиле руководства всем членам коллектива предоставляется возможность проявить творческую активность.
  • авторитарный стиль- основанный на слепом подчинении власти Руководитель сам определяет направление деятельности коллектива и издает приказы, не обсуждая их и не советуясь с сотрудниками. Это создает напряженную атмосферу, препятствует проявлению творчества, инициативы.
  • либеральный стиль «характерен для руководителей, которые не вмешиваются в работу своих сотрудников. Они представляет последним выполнять свои обязанности так, как те считают нужным. Руководители пускают работу на самотек.
  • харизматический стиль.- личность яркая неординарная, с непредсказуемым поведением и направлениями в работе.

 

Тема 7: Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

 

Задание I. Рассмотрите следующие вопросы:

  1. Роль и место заведующего в системе дошкольного учреждения.

Заведующий  — руководитель государственного учреждения. Заведующий должен быть эрудированным  специалистом, иметь широкий кругозор, хорошо знать воспитательный процесс.

Деятельность  заведующего дошкольным учреждением  строится в трех направлениях —  руководство воспитательной и методической работой, решение административно-хозяйственных вопросов, работа с семьей и организация педагогического просвещения среди родителей и широкого населения.

Руководство воспитательной и методической работой  предусматривает:

оказание  своевременной, квалифицированной  помощи по выполнению программы «Пралеска»;

контроль  за повышением деловой квалификации и работой по самообразованию;

изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта.

 

  1. Основные (функции управления в деятельности заведующего.

Одной из важных категорий управления являются функции. К основным  функциям  можно отнести: выработку и принятие решений, включая планирование; организацию; учет и контроль; регулирование. Все  эти функции характерны для системы  управления дошкольным учреждением, но каждая из них имеет свои особенности, вытекающие  из специфики содержания работы этого учреждения. Планирование одна из важнейших функций руководителя.

Обязательной  и важной составной частью функции  планирования является выбор и определение  параметров, по которым будут оцениваться результаты образования, определение воспитательных возможностей каждого ребенка в зоне его потенциального развития. Планирование предполагает также подробное описание путей и средств достижения целей.

На  основе годового плана составляются планы работы всех должностных лиц.

В дошкольном образовательном учреждении существуют следующие формы плана: текстовая и графическая.

В текстовой форме плана отражается система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения.

В графической форме указаны этапы  организационной, социальной, пропагандистской, педагогической работы, определяются ответственные, сроки и перспективы.

Графическая форма гарантирует наглядность  планирования, способствует обеспечению равномерности работы, помогает увидеть связь между мероприятиями, облегчает контроль над выполнением плана.

Информация о работе Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"