Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:22, практическая работа

Описание работы

Тема 1: Становление системы общественного дошкольного воспитания (1917-1940гг.)
Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы:
1. Первые дошкольные учреждения в России. Организационные особенности их работы.
Задание 2. Составить хронологическую таблицу развития дошкольного воспитания в период с 1917-1936 гг. (по анализу документов)
Тема 2: Развитие системы дошкольного воспитания в 40-80 годы

Задание I. Рассмотрите следующие вопросы:
Основные направления развития системы дошкольного воспитания в период с 1936-1985 гг.: задачи, сеть дошкольных учреждений, особенности ее организации, органы управления.

Файлы: 1 файл

Межсессионные задания по курсу УДО.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

социально-педагогические учреждения;

сециальные учебно-воспитательные учреждения;

специализированные учреждения производственного  обучения.

Учреждение образования – юридическое  лицо, имеющее исключительное право  осуществлять образовательную деятельность.

Образовательная деятельность учреждений образования лицензируется в  соответствии с законодательством  Республики Беларусь о лицензировании.

Перечень учреждений образования, получивших специальные разрешения (лицензии) на осуществление образовательной  деятельности, публикуется в официальных  изданиях Министерства образования  Республики Беларусь или в официальных  изданиях Республики Беларусь.

Учреждения образования могут  иметь опытные участки и станции, учебно-опытные участки (хозяйства), производственные (учебно-производственные) мастерские и комбинаты, полигоны, другие учебно-производственные объекты, клинические  базы, научные и другие подразделения, обеспечивающие реализацию задач учреждения образования, положения о которых  утверждаются в порядке, устанавливаемом  Правительством Республики Беларусь.

Деятельность учреждений образования  регулируется положениями о соответствующих  учреждениях образования, утверждаемыми  Правительством Республики Беларусь или  уполномоченным им государственным  органом, иными актами законодательства Республики Беларусь и уставами этих учреждений.

Учреждения образования могут  создавать филиалы и представительства, которые действуют на основании  положений, утверждаемых создавшими их юридическими лицами, и должны быть указаны в уставе учреждения образования. Типовое положение о филиале, представительстве утверждается Министерством  образования Республики Беларусь.

Учреждения образования могут  быть государственными и частными.

Учреждения образования, осуществляющие подготовку кадров по специальностям военного профиля, для органов внутренних дел и государственной безопасности, специальные учебно-воспитательные учреждения для лиц с общественно  опасным поведением могут быть только государственными.

 

2. Принципы  государственной политики в области  образования. Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:

- приоритетности образования;

- обязательности общего базового  образования;

- осуществления перехода к обязательному  общему среднему образованию;

- доступности дошкольного, профессионально-технического  и на конкурсной основе среднего - специального и высшего образования;

- преемственности и непрерывности  уровней и ступеней образования;

- национально-культурной основы  образования;

- приоритета общечеловеческих  ценностей, прав человека, гуманистического  характера образования;

- научности;

- экологической направленности  образования;

- демократического характера управления  образованием;

- светского характера образования.

 

 

 

3.Организационное построение республиканской  системы дошкольного образования,  роль, место каждого подразделения  в систему управления дошкольным  образованием.

 Цели и структура дошкольного  образования

Дошкольное образование призвано обеспечить полноценное развитие ребенка  с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению  основного образования на последующих  уровнях.

Учреждения, обеспечивающие получение  дошкольного образования, могут  проводить углубленную работу по одному из направлений образовательно-оздоровительной  работы. Направления и формы этой работы определяет педагогический коллектив  по согласованию с учредителем.

Образовательный процесс в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного  образования, является непрерывным  и круглогодичным. Режим ежедневной работы таких учреждений, продолжительность  пребывания в них детей устанавливаются  их учредителями с учетом интересов  родителей. Перечень режимов работы групп устанавливается Министерством  образования Республики Беларусь.Определение  функциональной готовности ребенка  к обучению в общеобразовательном  учебно-воспитательном учреждении с  рекомендацией о зачислении его  в данное учреждение либо принятием  иного решения проводится медико-психолого-педагогическими  комиссиями, создаваемыми исполнительными  и распорядительными органами.

4Министерство образования РБ: правовые  аспекты, задачи, функции, содержание  работы.

Управление в сфере образования  в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер и осуществляется на основе принципов гласности и демократии.

Государственное управление в сфере  образования осуществляют Президент  Республики Беларусь, Правительство  Республики Беларусь, республиканские  органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом  и иными законодательными актами Республики Беларусь.

В учреждениях образования создаются  органы самоуправления (советы, попечительские советы). Положение об органах самоуправления утверждает Министерство образования  Республики Беларусь которое и осуществляет контроль за выполнением постановлений  и указов и занимается их разработкой  и утверждением.

 

 

5.Управление дошкольного образования:  задачи, функции, содержание работы.

Управление учреждением образования  осуществляется в соответствии с  законодательством, уставом этого  учреждения образования и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

Руководство учреждением образования  осуществляет руководитель, назначаемый  в порядке, установленном законодательными актами.

Учреждение образования самостоятельно в решении вопросов организации  образовательного процесса, осуществлении  финансово-хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных  законодательством, типовым положением об учреждении образования соответствующего типа и уставом этого учреждения образования.

К компетенции учреждения образования  относятся:

подбор, прием и расстановка  кадров, повышение уровня их квалификации;

осуществление контроля за выполнением  педагогическими работниками и  обучающимися своих обязанностей;

материально-техническое обеспечение  образовательного процесса в соответствии с государственными нормативами;

привлечение для осуществления  деятельности, предусмотренной уставом  этого учреждения образования, дополнительных источников финансовых и материальных средств в порядке, установленном  законодательством;

организация и совершенствование  методического обеспечения образовательного процесса;

разработка и организация утверждения  учебных планов и учебных программ;

осуществление текущего контроля за успеваемостью и промежуточной  аттестации обучающихся (воспитанников) учреждения образования, а также  анализа результатов образовательного процесса;

осуществление проверки подлинности  документов об образовании при приеме на обучение в учреждение образования  и наличии сомнений в их подлинности  – направление запросов в Министерство образования Республики Беларусь о  подтверждении факта их выдачи;

осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством  и предусмотренной уставом этого  учреждения образования.

Учреждение образования независимо от его подчиненности и форм собственности  обязано:

осуществлять свою деятельность в  соответствии с нормами настоящего Закона, нормативными правовыми актами государственных органов, регулирующими  отношения в сфере образования;

осуществлять образовательный  процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов, типовых  учебных планов и учебных программ;

содействовать деятельности педагогических и методических объединений;

содействовать созданию в учреждении образования необходимых условий  для работы подразделений учреждений общественного питания и здравоохранения.

Учреждение образования несет  в установленном законодательством  порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

несоответствие качества предоставляемого образования установленным требованиям;

действия, повлекшие нарушения  норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся (воспитанников) и работников учреждения образования, норм и правил охраны окружающей среды  во время образовательного процесса;

несоблюдение норм санитарного  законодательства;

нарушение прав и свобод обучающихся (воспитанников) и работников учреждения образования.

6.Подготовка кадров в системе  дошкольного образования РБ.

Подготовка кадров в системе  дошкольного образования РБ идет только в высших педагогических заведениях по специальности педагогика и психология детства.

Повышение квалификации и переподготовка кадров призваны обеспечить гражданам  профессиональное совершенствование, подготовку их к трудовой деятельности в изменяющихся социально-экономических  условиях и на этой основе – эффективное  развитие общества.

Повышение квалификации кадров обеспечивает углубление профессиональных знаний и  навыков граждан по соответствующим  уровням полученного ранее основного  образования.

Требования к учебным программам повышения квалификации кадров устанавливаются  в соответствии с образовательными стандартами повышения квалификации.

Переподготовка кадров обеспечивает получение новой квалификации соответствующего профиля на уровнях высшего, среднего специального, профессионально-технического образования.

Требования к переподготовке кадров устанавливаются в соответствии с образовательными стандартами  основного образования соответствующего уровня.

Условием повышения квалификации и переподготовки кадров является наличие  у слушателей документов об образовании  соответствующего уровня. На повышение  квалификации по программам профессиональной подготовки могут приниматься и  лица, не имеющие профессионально-технического образования.

К учреждениям (их подразделениям), обеспечивающим повышение квалификации и переподготовку кадров, относятся академия, институт, учебный центр, учебный комбинат, учебно-курсовой комбинат, факультет  и специальный факультет высшего  учебного заведения, отделение учреждения, обеспечивающего получение среднего специального и профессионально-технического образования, курсы, учебный пункт.

Подразделения учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего  образования, могут осуществлять повышение  квалификации и переподготовку кадров по профессиям и специальностям, соответствующим  профилю основной образовательной  деятельности.

Повышение квалификации и переподготовка кадров завершаются итоговой аттестацией  слушателей.

 

Задание 2. Сделать анализ нормативно правовых документов:

Закон об образовании в РБ (с учетом дополнений и изменений - в редакции 2002 года):

Дошкольное образование — это  разносторонний, целенаправленный процесс  воспитания и обучения ребенка» обеспечивающий его психическое и физическое развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечивающий своевременный  и полноценный переход на следующую  ступень образования.

Дошкольное  образование является составной  частью системы образования РБ. На сегодняшнем этапе развития системы  образования в ее первом звене  — дошкольном образовании - происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус (становится учреждением открытого типа), изменяются его функции и происходит смена  их ранжирного места ( на первое место, исходя из экономической и социальной ситуации, становится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе.

Меняется  структура системы дошкольного  образования: создаются разные типы, виды, профили ДУ; изменился контингент детей; иной взгляд государства и  общества на процессы воспитания и  обучения.

В законе об образовании 

В настоящее время в РБ сложилась  гибкая многофункциональная система  ДОУ. В соответствии с Законом  «Об образовании в РБ» учреждения различаются:

Информация о работе Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"