Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:22, практическая работа
Тема 1: Становление системы общественного дошкольного воспитания (1917-1940гг.)
Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы:
1. Первые дошкольные учреждения в России. Организационные особенности их работы.
Задание 2. Составить хронологическую таблицу развития дошкольного воспитания в период с 1917-1936 гг. (по анализу документов)
Тема 2: Развитие системы дошкольного воспитания в 40-80 годы
Задание I. Рассмотрите следующие вопросы:
Основные направления развития системы дошкольного воспитания в период с 1936-1985 гг.: задачи, сеть дошкольных учреждений, особенности ее организации, органы управления.
По видам:
1. Государственные.
2. Частные.
По типам:
1. Ясли.
2. Ясли-сад.
3. Детский сад.
4. Школа-сад.
5. Дошкольный центр развития.
6. Детский дом.
По профилю работы:
1. Общего назначения.
2. С углубленной направленностью.
3. По уходу и досмотру.
4. Компенсирующей
и оздоровительной
Концепция дошкольного образования в РБ (2000):
Концепция дошкольного образования РБ предлагает теоретические основы ДО, определяет его функции, стратегию, цель, принципы, задачи развития до 2010 года, особенности технологий воспитания и обучения.
В Концепции
дошкольного образования РБ нашли
отражение современные
Целью дошкольного образования является:
1. Повышение престижа ДО;
2. Создание
условий для развития
Задачи дошкольного образования:
1. Сохранение государственной системы ДУ (бюджетных и ведомственных);
2. Определение стандарта ДО;
3. Переход
на новое содержание и
4. Изменение организационной структуры ДУ в соответствии с принципами вариативности, открытости, доступности, сотрудничества с семьёй, взаимодействие ДУ, школы и других общественных организаций;
5. Своевременное реагирование на изменяющиеся условия, опережающее развитие ДУ по отношению к обществу;
6. Совершенствование
научно-методической и
Принципы дошкольного образования:
1. Гуманизации
направленности педагогической
работы, предполагающей ориентацию
на личность ребенка,
2. Признание
приоритетной личностно-
3. Природосообразности;
4. Равенства прав ребенка на нормальное разностороннее развитие;
5. Доступности ДО;
6. Приоритетности
такого направления
7. Направленности
содержания работы на
8. Единства
общечеловеческих и
9. Единства воспитательных, обучающих и развивающих задач;
10. Сотрудничества с семьей;
11. Вариативности ДО в разных видах, типах, профилях, режиме деятельности ДУ;
12. Преемственность
дошкольного и начального
13. Учета региональных особенностей;
14. Своевременное
реагирование системы
Структура дошкольного образования представлена двумя компонентами: ДОУ и службами, которые обеспечивают функционирование и развитие ДО.
Программа реализации Концепции дошкольного образования в РБ (2000);
Меняется
структура системы дошкольного
образования: создаются разные типы,
виды, профили ДУ; изменился контингент
детей; иной взгляд государства и
общества на процессы воспитания и
обучения. Исходя из «Концепции дошкольного
образования РБ» в
Личностный подход ставит ребенка в позицию субъекта воспитания. В данном контексте со стороны воспитателя важна педагогическая поддержка как система средств и деятельности педагога, обеспечивающая оказание обязательной профессиональной помощи в индивидуальном развитии личности ребенка.
Важная проблема, касающаяся как условий жизни детей, так и деятельности воспитателя, связана с наполняемостью групп. Вариативность норм позволит более дифференцирование подходить к решению вопроса нормального обеспечения жизнедеятельности детей.
Реформирование специального дошкольного воспитания и обучения осуществляется в соответствии с общими задачами совершенствования национального образования и обусловлено специальными целями и задачами.
Специальное
дошкольное образование призвано обеспечить
более полное удовлетворение потребностей
населения РБ в коррекционно-
Наряду с
основными функциями
1. Диагностическую
(раннее выявление нарушений
2. Коррекционно-компенсаторную
(своевременное исправление и
компенсация имеющихся
3. Абилитационную
(лечебно-профилактическое
4. Социальную (содействие укреплению семьи, обеспечение реализации прав ребенка и родителей).
Одной из важнейших структурных единиц системы образования является психологическая служба, основная цель которой обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию ребенка. К основным видам деятельности детского психолога относятся:
- психологическое просвещение;
- психологическое консультирование;
- развивающая и коррекционная деятельность;
- психологическая диагностика.
Реформирование образования требует серьезных перемен в системе управления. Целесообразно создание гибких и разнообразных форм управления, исходя из региональных и местных особенностей реального положения дел на селе, в городе, районе, области, республике.
Перестройка работы дошкольного учреждения включает в себя как изменения в организации и содержании его работы, так и изменения во взаимоотношениях с вышестоящими организациями.
Управление
д\с осуществляется заведующим совместно
с педагогическим советом, который
является постоянно действующим
коллегиальным органом
.
Тема 6: Основные вопросы теории научного управлении дошкольным учреждением
Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы;
Менеджмент – совокупность принципов, методов , средств и форм управления социальными, в том числе образовательными процессами, то есть искусство управления.
Дошкольное образовательное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно обоснованного управления.
К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Л.В. Поздняк отмечает, что при правильном руководстве учреждением управленцу важно постоянно анализировать современную обстановку, это позволит ориентировать педагогов ДОУ на активное восприятие достижений общества в области демократии, гласности, развития самосознания.
Л.М. Денякина считает, что руководителю важно продумывать стратегию развития дошкольного образовательного учреждения, определяя назначение ДОУ, его место в системе образования, его основные цели, задачи и функции. При этом особое внимание она обращает на создание новых типов ДОУ, ориентации образовательною процесса на удовлетворение разнообразных потребностей детей и их родителей, на развитие системы ДОУ I различными группами коррекции, педагогической поддержки часто болеющих детей.
В поле зрения руководителя должны попасть проблемы демократизации и гуманизации всех структур и функций ДОУ, ориентации ДОУ на развитие личности, индивидуальности ребенка; сочетания обучения и воспитания с оздоровлением; реализации новых учебных программ и технологии; становления и развития психологической службы; обучения детей в ДОУ иностранному языку.
Исследователи рассматривают дошкольное образовательное учреждение как сложную социально—педагогическую систему, поэтому и управление должно носить системный характер.
В теории управления нет единого толкования понятия «система». Однако, ученые едины в том, что «система» — это множество элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Система обладает рядом признаков и предполагает дифференцированность, целостность взаимосвязанных компонентов, имеющих особую связь со средой и являющихся частью системы более высокого порядка
Исследователи выделяют различные свойства системы. К ним относят: целенаправленность, целостность, полиструктурность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой и системами более высокого порядка, инерциональность, критериальность, устойчивость, стабильность, способность к самосовершенствованию, способность к развитию за счет преодоления внутренних противоречий (Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова). Общая система ДОУ имеет большое количество систем, которые взаимосвязаны друг с другом. Например, деятельный аспект ДОУ может быть выделен в системе: мотивы — цель — содержание — форма - методы — результаты.
Содержательная система представлена, как взаимосвязь направлений воспитания: трудового - нравственное — умственное - эстетическое — физическое - правовое — экологическое.
К ним относят объективные противоречия между частями системы (задачами, содержанием, формами, методами), а также между связями, существующими между ними (например, между связями стабилизации и развития), между различными структурами "системы (развитие одной обязательно приведет к ущербу другой», динамика процесса; оптимизация структуры.
Таким образом, мы видим, что ДОУ - многослойное системное образование, каждый компонент которого нуждается в управлении и построении оптимально функционирующей управляющей системы.
Каковы же основы построения, управленческой системы в ДОУ? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к понятийному аппарату данной проблемы.
В управленческой литературе понятие «управление» трактуется с трех позиций:
1. Управление
рассматривается как
Подобные определения, отмечают Т.И. Шамова. Т.М. Давыденко, являются важными с точки зрения Выделения управления как одного из видов социальной деятельности, имеющая в качестве своей цели получение определенного результата.
Исследователи выделяют главные цели управленческой деятельности.
Первая цель — становление, создание управляемой и управляющей систем (создание оптимальной для конкретных обстоятельств и условий целостной, самобытном авторской педагогической системы).
Вторая цель - поддержание всех свойств системы, ее упорядочение и стабилизация.
Третья цель — обеспечение оптимального функционирования системы.
Четвертая цель — развитие системы, перевод се из существующего в новое, качественно более высокое состояние (предусматривает актуальность функций: прогнозирование, перспективное планирование, специальную деятельность по внедрению инноваций в жизнь ДОУ, создание на его базе экспериментальных площадок).
Информация о работе Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"