Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:22, практическая работа

Описание работы

Тема 1: Становление системы общественного дошкольного воспитания (1917-1940гг.)
Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы:
1. Первые дошкольные учреждения в России. Организационные особенности их работы.
Задание 2. Составить хронологическую таблицу развития дошкольного воспитания в период с 1917-1936 гг. (по анализу документов)
Тема 2: Развитие системы дошкольного воспитания в 40-80 годы

Задание I. Рассмотрите следующие вопросы:
Основные направления развития системы дошкольного воспитания в период с 1936-1985 гг.: задачи, сеть дошкольных учреждений, особенности ее организации, органы управления.

Файлы: 1 файл

Межсессионные задания по курсу УДО.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

По видам:

1. Государственные.

2. Частные.

По типам:

1. Ясли.

2. Ясли-сад.

3. Детский  сад.

4. Школа-сад.

5. Дошкольный  центр развития.

6. Детский  дом.

По профилю  работы:

1. Общего  назначения.

2. С углубленной  направленностью.

3. По уходу  и досмотру.

4. Компенсирующей  и оздоровительной направленности.

Концепция дошкольного образования в РБ (2000):

Концепция дошкольного  образования РБ предлагает теоретические  основы ДО, определяет его функции, стратегию, цель, принципы, задачи развития до 2010 года, особенности технологий воспитания и обучения.

В Концепции  дошкольного образования РБ нашли  отражение современные тенденции  развития ДО в нашей стране и за рубежом, учтены мнения педагогов-практиков, методистов, ученых.

Целью дошкольного  образования является:

1. Повышение  престижа ДО;

2. Создание  условий для развития вариативных  видов, типов, профилей ДУ с  ориентацией на главного заказчика  и потребителя – родителей.

Задачи дошкольного  образования:

1. Сохранение  государственной системы ДУ (бюджетных  и ведомственных);

2. Определение  стандарта ДО;

3. Переход  на новое содержание и технологии  дошкольного образования;

4. Изменение  организационной структуры ДУ  в соответствии с принципами  вариативности, открытости, доступности,  сотрудничества с семьёй, взаимодействие  ДУ, школы и других общественных  организаций;

5. Своевременное  реагирование на изменяющиеся  условия, опережающее развитие  ДУ по отношению к обществу;

6. Совершенствование  научно-методической и профессиональной  подготовки педагогов.

Принципы  дошкольного образования:

1. Гуманизации  направленности педагогической  работы, предполагающей ориентацию  на личность ребенка, максимальное  раскрытие его способностей и  интересов, способностей, использование  при этом современных научных  знаний о значении дошкольного  детства в становлении личности;

2. Признание  приоритетной личностно-ориентированной  модели образования;

3. Природосообразности;

4. Равенства  прав ребенка на нормальное  разностороннее развитие;

5. Доступности  ДО;

6. Приоритетности  такого направления деятельности  ДУ, как охрана жизни и здоровья  ребенка, его физического и  психического развития, формирование  основ ЗОЖ;

7. Направленности  содержания работы на социализацию  ребенка, развитие у него навыков  общения;

8. Единства  общечеловеческих и национальных  ценностей в содержании, формах  и методах работы;

9. Единства  воспитательных, обучающих и развивающих  задач;

10. Сотрудничества  с семьей;

11. Вариативности  ДО в разных видах, типах,  профилях, режиме деятельности ДУ;

12. Преемственность  дошкольного и начального образования;

13. Учета  региональных особенностей;

14. Своевременное  реагирование системы подготовки  и переподготовки педагогических  кадров на изменения, происходящие  в системе ДО.

Структура дошкольного  образования представлена двумя  компонентами: ДОУ и службами, которые  обеспечивают функционирование и развитие ДО.

Программа реализации Концепции дошкольного  образования в РБ (2000);

Меняется  структура системы дошкольного  образования: создаются разные типы, виды, профили ДУ; изменился контингент детей; иной взгляд государства и  общества на процессы воспитания и  обучения. Исходя из «Концепции дошкольного  образования РБ» в педагогическом процессе ДОУ приоритетной является модель личностно ориентированного воспитания и обучения дошкольников, которая предполагает вариативность содержания, форм и методов работы с детьми. Гуманистическая ориентация образования предполагает отказ от любых, признаваемых за универсальные, педагогических технологий в пользу их вариативности в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников и воспитателя.

Личностный  подход ставит ребенка в позицию  субъекта воспитания. В данном контексте  со стороны воспитателя важна  педагогическая поддержка как система  средств и деятельности педагога, обеспечивающая оказание обязательной профессиональной помощи в индивидуальном развитии личности ребенка.

Важная проблема, касающаяся как условий жизни  детей, так и деятельности воспитателя, связана с наполняемостью групп. Вариативность норм позволит более  дифференцирование подходить к  решению вопроса нормального  обеспечения жизнедеятельности  детей.

Реформирование  специального дошкольного воспитания и обучения осуществляется в соответствии с общими задачами совершенствования  национального образования и  обусловлено специальными целями и  задачами.

Специальное дошкольное образование призвано обеспечить более полное удовлетворение потребностей населения РБ в коррекционно-образовательных  и реабилитационно-развивающих услугах  в соответствии с индивидуальными  и возрастными особенностями  психофизического развития.

Наряду с  основными функциями национального  дошкольного образования, система  воспитания и обучения детей д\с  с нарушениями психофизического развития призвана выполнять дополнительные функции:

1. Диагностическую  (раннее выявление нарушений развития  в процессе медико-психолого-педагогического  обследования в условиях естественного  эксперимента);

2. Коррекционно-компенсаторную (своевременное исправление и  компенсация имеющихся нарушений);

3. Абилитационную (лечебно-профилактическое сопровождение,  направленное на формирование  значимого опыта, раннюю социализацию  личности);

4. Социальную (содействие укреплению семьи,  обеспечение реализации прав  ребенка и родителей).

Одной из важнейших  структурных единиц системы образования  является психологическая служба, основная цель которой обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию ребенка. К основным видам деятельности детского психолога относятся:

- психологическое  просвещение;

- психологическое  консультирование;

- развивающая  и коррекционная деятельность;

- психологическая  диагностика.

Реформирование  образования требует серьезных  перемен в системе управления. Целесообразно создание гибких и  разнообразных форм управления, исходя из региональных и местных особенностей реального положения дел на селе, в городе, районе, области, республике.

Перестройка работы дошкольного учреждения включает в себя как изменения в организации  и содержании его работы, так и  изменения во взаимоотношениях с  вышестоящими организациями.

Управление  д\с осуществляется заведующим совместно  с педагогическим советом, который  является постоянно действующим  коллегиальным органом самоуправления педагогических работников. Он имеет  право выбирать программы, образовательные  системы, формы планирования и отчетности, как отдельных педагогов, так  и всего дошкольного учреждения, решать кадровые и финансовые вопросы.

.

 

Тема 6: Основные вопросы теории научного управлении дошкольным учреждением

 

Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы;

  1. Управленческие решения в системе менеджмента: виды, требования, технология принятия и реализации.

Менеджмент –  совокупность принципов, методов , средств  и форм управления социальными, в  том числе образовательными процессами, то есть искусство управления.

Дошкольное  образовательное учреждение имеет  свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно обоснованного управления.

К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Л.В. Поздняк отмечает, что при правильном руководстве учреждением управленцу важно постоянно анализировать современную обстановку, это позволит ориентировать педагогов ДОУ на активное восприятие достижений общества в области демократии, гласности, развития самосознания.

Л.М. Денякина считает, что руководителю важно  продумывать стратегию развития дошкольного образовательного учреждения, определяя назначение ДОУ, его место в системе образования, его основные цели, задачи и функции. При этом особое внимание она обращает на создание новых типов ДОУ, ориентации образовательною процесса на удовлетворение разнообразных потребностей детей и их родителей, на развитие системы ДОУ I различными группами коррекции, педагогической поддержки часто болеющих детей.

В поле зрения руководителя должны попасть проблемы демократизации и гуманизации всех структур и функций ДОУ, ориентации ДОУ на развитие личности, индивидуальности ребенка; сочетания обучения и воспитания с оздоровлением; реализации новых учебных программ и технологии; становления и развития психологической службы; обучения детей в ДОУ иностранному языку.

Исследователи рассматривают дошкольное образовательное учреждение как сложную социально—педагогическую систему, поэтому и управление должно носить системный характер.

В теории управления нет единого толкования понятия «система». Однако, ученые едины в том, что «система» — это множество элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Система обладает рядом признаков и предполагает дифференцированность, целостность взаимосвязанных компонентов, имеющих особую связь со средой и являющихся частью системы более высокого порядка

Исследователи выделяют различные свойства системы. К ним относят: целенаправленность, целостность, полиструктурность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой и системами более высокого порядка, инерциональность, критериальность, устойчивость, стабильность, способность к самосовершенствованию, способность к развитию за счет преодоления внутренних противоречий (Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова). Общая система ДОУ имеет большое количество систем, которые взаимосвязаны друг с другом. Например, деятельный аспект ДОУ может быть выделен в системе: мотивы — цель — содержание — форма - методы — результаты.

Содержательная  система представлена, как взаимосвязь  направлений воспитания: трудового - нравственное — умственное - эстетическое — физическое - правовое — экологическое.

К ним относят  объективные противоречия между  частями системы (задачами, содержанием, формами, методами), а также между связями, существующими между ними (например, между связями стабилизации и развития), между различными структурами "системы (развитие одной обязательно приведет к ущербу другой», динамика процесса; оптимизация структуры.

Таким образом, мы видим, что ДОУ - многослойное системное  образование, каждый компонент которого нуждается в управлении и построении оптимально функционирующей управляющей  системы.

Каковы же основы построения, управленческой системы в ДОУ? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к понятийному аппарату данной проблемы.

В управленческой литературе понятие «управление» трактуется с трех позиций:

1. Управление  рассматривается как целеустремленная  деятельность всех субъектов,  направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития ДОУ.

Подобные  определения, отмечают Т.И. Шамова. Т.М. Давыденко, являются важными с точки  зрения Выделения управления как  одного из видов социальной деятельности, имеющая в качестве своей цели получение определенного результата.

Исследователи выделяют главные цели управленческой деятельности.

Первая цель — становление, создание управляемой и управляющей систем (создание оптимальной для конкретных обстоятельств и условий целостной, самобытном авторской педагогической системы).

Вторая цель - поддержание всех свойств системы, ее упорядочение и стабилизация.

Третья цель — обеспечение оптимального функционирования системы.

Четвертая цель — развитие системы, перевод се из существующего в новое, качественно более высокое состояние (предусматривает актуальность функций: прогнозирование, перспективное планирование, специальную деятельность по внедрению инноваций в жизнь ДОУ, создание на его базе экспериментальных площадок).

Информация о работе Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"