Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:22, практическая работа

Описание работы

Тема 1: Становление системы общественного дошкольного воспитания (1917-1940гг.)
Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы:
1. Первые дошкольные учреждения в России. Организационные особенности их работы.
Задание 2. Составить хронологическую таблицу развития дошкольного воспитания в период с 1917-1936 гг. (по анализу документов)
Тема 2: Развитие системы дошкольного воспитания в 40-80 годы

Задание I. Рассмотрите следующие вопросы:
Основные направления развития системы дошкольного воспитания в период с 1936-1985 гг.: задачи, сеть дошкольных учреждений, особенности ее организации, органы управления.

Файлы: 1 файл

Межсессионные задания по курсу УДО.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

 

Тема 2: Развитие системы дошкольного воспитания в 40-80 годы

 

Задание I. Рассмотрите следующие вопросы:

    1. Основные направления развития системы дошкольного воспитания в период с 1936-1985 гг.: задачи, сеть дошкольных учреждений, особенности ее организации, органы управления.

Большое значение для дальнейшего развития дошкольных учреждений имели правительственные  постановления о воспитании дошкольников. Постановлением от 6 июля 1935 г. “О мероприятиях по упорядочению работы детских садов  устанавливалась 9-часовая длительность работы детских садов. Там, где это  было необходимо, рекомендовалось увеличение времени paботы детского сада до 14—15 часов  и круглосуточное обслуживание детей  только в случаях, вызванных условиями  работы матери.

Весьма значительную роль в повышении качества воспитательной работы в детских садах сыграло  постановление Центрального Комитета ВКП (б) “О педологических извращениях  в системе Наркомпросов (4 июля 1936 г.). Для проведения методической работы, передачи и широкого внедрения опыта лучших детских садов с 1932 г. стали создаваться методические кабинеты. К 1937 г. кабинеты были открыты в 28 областях и республиках, а всего их насчитывалось около 200. Изучение и распространение передового опыта, занявшее большое место в их работе, стало одним из источников дальнейшего развития дошкольной педагогики.

В 1938 г. были разработаны “Устав и программно-методические указания, названные “Руководством  для воспитателя детского сада”.

2 июня 1941 г.  фашистская Германия вероломно  напала на Советский Союз. В  числе. тяжелых потерь, которые  понесла наша страна во время  этой невиданной в истории  войны, было и уничтожение многочисленных  учреждений, культуры, школ и дошкольных  учреждений. Захватчики уничтожили  и разграбили 82 тыс. школ, где до  войны обучалось свыше 15 млн.  детей.. В начале 1942 г. Совет Народных  Комиссаров СССР принял специальное  постановление о борьбе с детской  беспризорностью, согласно которому  при облисполкомах создавались  особые комиссии, а в районных  отделах народного образования  вводились должности инспекторов  по патронированию и борьбе  с детской безнадзорностью, создавалась  сеть детприемников и детдомов, осуществлялись меры по трудоустройству  старших подростков Проводилась  целая система мероприятий по  охране и укреплению здоровья  детей, открывались детские столовые, летом работали многочисленные  пионерские лагеря и детские  площадки. Весной 1944 г. было принято  и затем полностью выполнено  правительственное постановление  об охвате различными формами  организованного летнего отдыха 2 млн. 500 тыс. детей школьного и  дошкольного возраста.

Органами  Советской власти последовательно  решались задачи всеобщего обучения детей. Из западных районов СССР было эвакуировано около 600 школ с количеством  учащихся в 63 тыс. человек. Так, лишь в  одной Челябинской области работало 42 школы, в которых были классы с  эстонским языком обучения, в Киргизии был открыт детдом, 14 детских садов, 18 школ с классами с польским языком обучения. В годы Bеликой Отечественной  войны советская система обучения и воспитания с честью выдержала  все тяжелейшие испытания. Она доказала гуманный жизнеутверждающий характер своих ведущих положений, выявив тем самым силу и значимость принципов  советского образа жизни В пятом  пятилетнем плане развития народного  хозяйства СССР было намечено расширение сети детских садов к концу 1955 г на 40%, яслей на 20%.

О необходимости дальнейшего развития сети яслей и детских садов  говорилось и в решениях XX съезда партии. Укрепление экономического положения  колхозов позволило перейти к  реорганизации летних детских площадок в стационарные или сезонные (со сроком работы 7—10 месяцев) детские  сады.

Результатом деятельности различных ведомств: министерств  сельского хозяйства, просвещения  и здравоохранения — явилось  принятие в 1954 г. особого “Положения о колхозном детском саде”.

С начала 1953/54 учебного года все детские  сады перешли на работу по новому “Руководству...”. Был издан ряд методических писем  с целью оказания воспитателям конкретной помощи в проведении в жизнь задач, поставленных в новом “Руководстве для воспитателя”. В методическом письме “Занятия в детском саду (1953 г.) подробно освещались вопросы  обучения на занятиях в детском саду: определены программы и использование  занятий для решения конкретных задач по отношению ко всем детям. Было также издано методическое Письмо “Руководство играми детей в детском  саду (1953 г.).

В Академии педагогических наук РСФСР и на кафедрах дошкольной педагогики педагогических институтов велись научные исследования проблем дошкольного воспитания.

Огромное значение для развития дошкольного воспитания в СССР имело  принятое 21 мая 1959 г. постановление  ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста”. Постановление предусматривало целую систему мер материального и педагогического характера. Во исполнение этого постановления Совет Министров РСФСР утвердил в 1960 г. “Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде”. В положении указывалось, что ясли-сады создаются с целью осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. В яслях-садах воспитываются дети от двух месяцев до семи лет. Эти детские учреждения могут создаваться как в системе органов народного образования, так и при предприятиях, учреждениях, колхозах и других организациях. Контроль за подбором руководителей и педагогических работников осуществляется органами народного образования. Развитие дошкольного воспитания в СССР на современном этапе определяется “Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании”, принятыми Верховным Советом СССР в 1973 г. В них были сформулированы задачи дошкольного воспитания, принципы организации и управления дошкольными учреждениями. Соответствующие законы приняты во всех союзных республиках. Много делают в этом направлении и избираемые с 1976 г. Верховными Советами республик Комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.

  1. Создание единой непрерывной системы дошкольного воспитания.

Начало государственной системы  дошкольного образования в нашей  стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному  воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного  образования: бесплатность и доступность  общественного воспитания детей  дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова  был открыт второй Московский государственный  университет, где организовался  педагогический факультет с дошкольным отделением. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования  стал первый Всероссийский съезд  по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности  функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные  детские сады, в 1939 году устанавливаются  типовые штаты для детских  садов всех видов и ведомств

С 1928 года начал  выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более  двух миллионов воспитанников 

После войны  продолжилось развитие системы общественного  дошкольного воспитания, которое  по мыслям коммунистических идеологов  должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного  образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли  воспитываться с двух месяцев  до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации  работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в  воспитании детей раннего и дошкольного  возраста. В начале 60-х годах была создана комплексная программа  воспитания в детском саду, которая  стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие  научно-исследовательские институты  дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа  получила название Типовой. Она просуществовала  до 1984 года, когда была заменена Типовой  программы воспитания и обучения в детском саду.

В связи с  реформированием системы образовния на пороге 80-х-90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания» (авторы Василий  Давыдов, В. А. Петровский). В ней обозначены четыре основных принципа, которые  являются основополагающими для  экспертных оценок дошкольного образования  России: гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и  свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его  здоровья, установка на овладение  способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспита-ния и обучения — развитие ребенка в соответствии с его  склонностями, интересами, способностями  и возможностями; деидеологизация  дошкольного образования — приоритет  общечеловеческих ценностей, отказ  от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада

 

Задание 2. Продолжить составление хронологической таблицы развития дошкольного воспитания в период с 1936-1985 гг. (по анализу документов)

 

 

«Руководство для воспитателей детского сада»

Вышло в 1938 году. Состояло из введения и 7 разделов (игра, развитие речи, рисование, лепка и занятия с  другим материалом, музыкальное воспитание, ознакомление с природой). Огромная роль отводилась воспитателю, всю воспитательную работу проводили планово. Недостатки: мало уделялось внимания физическому  воспитанию. Задача заключалась не только в том, чтобы дать детям  знания об окружающем, но и сформировать у них правильное отношение к  окружающему. Специально был выделен  раздел “Работа детского сада с  семьей”, в котором раскрывалось ее содержание, давался перечень тем  докладов на групповых родительских собраниях. В приложении был дан  материал по музыкальному воспитанию детей каждой возрастной группы (слушание музыки, пение, движение под музыку, пляски).

Однако следует заметить, что в “Руководстве... слабо был  подготовлен программный материал по проведению обязательных занятий, из-за чего уровень подготовки детей к  школе был довольно низким. Обязательные занятия зачастую проводились по типу свободной деятельности детей


 

В декабре 1944 г. был принят новый “Устав детского сада”, детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыгравший  большую роль в организации дошкольного  воспитания в послевоенные годы. Особое значение имела разработка “Руководства для воспитателя детского сада”, содержащего программные и методические указания для работы в различных  возрастных группах, что способствовало улучшению практической работы.


 

В 1945 году дополняется физическое воспитание. В 1945 г. Центральным научно-методическим кабинетом по дошкольному воспитанию НКП РСФСР было разработано и  издано методическое письмо “Счет  и число в детском саду”, в  котором раскрывалась последовательность в усвоении ребенком счета и числовых представлений и давались указания к работе с детьми по этому разделу  программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

в 1947 г. методическое письмо Наркомпроса РСФСР по проведению обязательных занятий в детском  саду, которое усиливало руководящую  роль воспитателя при проведении занятии с детьми. В письме указывалось, что в процессе обязательных занятий  дети должны получать от воспитателя  конкретные указания, что и как  нужно делать.

В 1947 г. было издано методическое письмо “Знакомство детей с природой”..

В “Руководстве для воспитателей”, изданном в 1953 г., по-новому рассматривались многие вопросы воспитательно-образовательной  работы в детском саду: раскрывалось содержание и методы воспитания культурно-гигиенических  навыков; даны упражнения утренней гимнастики и перечень подвижных игр; усилено  значение умственного воспитания детей; большое внимание уделено развитию мышления и речи детей, расширению их знаний о жизни людей и природе, развитию у них внимания, памяти, воображения, первоначальных представлений  о числе, форме, величине предметов, развитию умения наблюдать, внимательно  слушать, делать сравнения, высказывать  суждения, сосредоточенно заниматься. В новом “Руководстве... были рекомендованы  разнообразные методы нравственного  воспитания детей и более полно  раскрыто содержание трудового воспитания. Особое внимание было уделено эстетическому  воспитанию: воспитанию художественного  вкуса, интереса к музыке, привитию навыков изобразительной деятельности.


 

«Программа воспитания и обучения в детском саду»

Выходит в 1962 году, этому  способствовало объединения яслей  и детского сада. Это первый программно-методический документ, в котором содержание работы воспитателя с детьми было отделено от методических указаний. Особое внимание уделено формированию начатков учебной  деятельности, умению учиться. В программу  внесены дополнения и усовершенствования в области нравственного воспитания, педагогического руководства детским  творчеством, художественной самодеятельностью. Новая программа продолжает традиции советской педагогики, имеющей целью  всестороннее гармоническое развитие детей, и предлагает некоторую специальную  подготовку их к дальнейшему обучению в школе (пропедевтика грамоты, начала математического развития, подготовка руки к письму, формирование навыков  учебной деятельности). Задачи всестороннего  развития и специальной подготовки к школе представлены в программе  в неразрывном единствеВ 1969 году программа была доработана и переиздана.

Информация о работе Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"