Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:22, практическая работа

Описание работы

Тема 1: Становление системы общественного дошкольного воспитания (1917-1940гг.)
Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы:
1. Первые дошкольные учреждения в России. Организационные особенности их работы.
Задание 2. Составить хронологическую таблицу развития дошкольного воспитания в период с 1917-1936 гг. (по анализу документов)
Тема 2: Развитие системы дошкольного воспитания в 40-80 годы

Задание I. Рассмотрите следующие вопросы:
Основные направления развития системы дошкольного воспитания в период с 1936-1985 гг.: задачи, сеть дошкольных учреждений, особенности ее организации, органы управления.

Файлы: 1 файл

Межсессионные задания по курсу УДО.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

Сочетание двух форм (графического и текстового плана) считают исследователи — это оптимальный вариант планирования в целях распределения всей работы во времени и пространстве.

Важнейшая цель организации как функции  управления ДОУ состоит в том, чтобы добиться организационного единства коллектива. Для этого необходимо четко определить, кто, когда и как осуществляет свою деятельность, взаимодействуя при этом с другими членами коллектива. Следовательно, организация в системе управления определяет место и роль каждого члена коллектива в достижении поставленной цели («кто и что?»), обеспечивает их эффективное взаимодействие в процессе достижения целей («чем и как?») и («где и когда?»), создает систему необходимых при этом организационных отношений и тем самым определяет решение таких вопросов, как «кто и с кем?» и «кого и куда?».

Таковы  цели организации, определяющие одновременно и специфику той управленческой деятельности руководителей ДОУ, с помощью которой она осуществляется на практике.

Все эти действия направлены на создание организационного единства коллектива ДОУ при мобилизующей, направляющей и воспитывающей роли в нем руководителя.

Руководство — это управленческое действие, предполагающее, прежде всего, мотивационную  работу со всеми участниками образовательного процесса на основе изучения их потребностей, влияние на эти потребности с целью их изменения (М.М. Поташник). Проверка результата деятельности включает контроль, и , коррекцию. Одной из функций руководителя является контроль за состоянием  воспитательно-образовательного процесса и его выполнением.

Контроль  — это оценка деятельности сотрудников  или ДОУ. После проверки осуществляется коррекция. М.В. Поздняк, Л.М. Деникина отмечают, что умение контролировать — такое же искусство, как и умение принимать решения.

Контроль  обязательно должен быть спланированным

Коррекция — важная функция управления, вид  регулирования по результатам обратной связи в процессе управления.

  1. Методы руководства (управления) дошкольным учреждением.

В социальной теории управления известны три основные группы методов управления:  экономические;

♦ организационно-распорядительные;

♦ социально-психологические.

В управлении дошкольным учреждением добавляют  и организационно—педагогические  методы.

Следовательно, управленческая деятельность руководителя ДОУ по своему содержанию есть организационно-педагогическая деятельность.

При выборе методов управления необходимо учиты-1ть следующие факторы:

— стратегические и тактические задачи;

— особенности людей (педагогов, родителей, детей), в отношении которых применяется метод (управленческое воздействие);

— сравнительную эффективность различных методов управления;

меру в  использовании тех или иных методов  и их взаимосвязь;

особенность ситуации, исчерпанность других средств; наличие времени для решения  задачи именно выбранным комплексом средств управления;

— морально-психологические, материальные и прочие условия;

возможности, умения подчиненных; традиции, отношение  данного коллектива к тому или  иному стилю управлении

Для реализации задач заведующий использует разнообразные  формы работы с кадрами: индивидуальные (посещения групп с последующим  анализом, взаимопосещения, консультации. личный показ методов и приемов работы и др.) и коллективные (педагогические советы, семинары, практикумы, открытые просмотры игр, занятий, прогулок и т. д. у опытных воспитателей с последующим коллективным обсуждением,  чтобы обеспечить оптимальное решение поставленных задач в возможно короткий срок, доводить начатое дело до конца, видеть перспективу и увлекать ею коллектив. Заведующий обязан помнить о том, что «...руководитель отвечает не только за то, как он руководит, но и за то, что делают руководимые им

 

  1. Основные направления деятельности заведующего.

Задача руководителя — создать  обстановку, способствующую творческому  росту, помочь раскрытию индивидуальных возможностей каждого педагога.

Осуществляя методическое руководство, заведующий всегда, прежде всего должен быть там, где нужна его помощь. Именно он призван быть первым наставником  воспитателей, проводником достижений науки и передовой практики.

Задача  руководителя — научить воспитателя  грамотно использовать методические пособия, рекомендации, помогать ему овладевать новыми приемами, учить постоянно, искать наиболее эффективные пути достижения цели—готовить подрастающее поколение  к будущему.

В содержание административно-хозяйственной  работы входит обеспечение выполнения плана по контингентам детей, составление приходно-расходной сметы и плановое, экономное расходование средств, соблюдение плановой и финансовой дисциплины.

Заведующий заботится о создании материально-технической базы для  жизни, воспитания и обучения детей  в соответствии с требованиями педагогики и гигиены (оборудование помещений  мебелью, своевременный ремонт помещения, мебели и другого оборудования, приобретение необходимых учебно-наглядных пособий, игрушек, детской художественной литературы и педагогического оборудования, рекомендуемого программно-методическими документами для каждой возрастной группы) в целях физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания детей; о рациональной планировке и оборудовании участка для разнообразных игр и трудовой деятельности детей; о правильной расстановке педагогических кадров в соответствии с «Квалификационными характеристиками должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений».  Важным аспектом деятельности заведующего является работа с родителями. Донести до родителей знания о воспитании детей—важная задача каждого дошкольного учреждения и его руководителя.

Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами, осуществляемой руководителем  дошкольного образовательного учреждения

5.Информационное  обеспечение управления дошкольным  учреждением. Обновление управления дошкольным образовательным учреждением прежде всего связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления.

Одной из основных характеристик любой  системы, определяющей в итоге эффективность ее функционирования, является коммуникативность, характеристика циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации и децентрализации, источники получения, анализа и хранения, вывод на уровень принятия решений).

Анализ состояния информационного  обеспечения управления, проведенный  нами в ряде, дошкольных учреждений, показал, что в них накапливается  банк информации, но накопление носит  элемент случайности, хаотичности, неорганизованности.

В этой несистематизированной массе различных  сведений трудно вычленить главное звено — ту информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.

Под управленческой информацией имеются  в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения. Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация включает директивные  и нормативные документы, научно-педагогическую информацию (в области педагогики, психологии и других наук) и информацию о передовом педагогическом опыте в системе дошкольного воспитания.

В настоящее время у руководителей  возрастает потребность в информации, так как в современный период перехода в режим самоуправления организаторы образования ищут пути повышения эффективности своей управленческой деятельности. Поэтому очень важно предъявлять к отбору информации повышенные требования, а именно информация должна быть, во-первых, максимально полной по своему объему, во-вторых, предельно конкретной.

Всю информацию можно разделить на оперативную  и стратегическую (схематическую и итоговую).

Оперативная информация имеет своей целью  выявить едва наметившие отклонения в управлении, например, в учебно-воспитательном процессе. Это те данные, которые нужны руководителю, чтобы оценить работу учреждения за день, неделю, месяц, полугодие.

Стратегическая (тематическая) информация — это  данные об итогах анализа учебного года, аттестации педагогических кадров, аттестации аккредитации всего дошкольного  учреждения, программа развития дошкольного  учреждения, приказы, инструкции и пр.

Тематическая  и оперативная информация как  в управляющей, так и в убавляемой системах по своему содержанию являются составной частью итоговой информации.

Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в дошкольных учреждениях необходимо прежде всего определить ее содержание, объем, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.

Формирование  системы информационного обеспечения  управления дошкольным учреждением по результатам включает следующие блоки информации

1. Блок 3. — Здоровье и здоровый образ жизни

2. Блок В.О. — Воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами.

3. Блок Г. — Готовность ребенка к обучению в школе.

4. Блок Н.М. — Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

5. Блок К. — Работа с кадрами.

6. Блок BP. — Взаимодействие детского сада с семьей, спонсора- 
ми, общественностью.

7. Блок П. — Преемственность в работе детского сада и школы.

8. Блок М.Т. — Материально-техническое обеспечение, финансовое состояние ДОУ.

По  каждому из перечисленных блоков информации составляются технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческого решения.

В каждом из восьми блоков определено содержание информации, кто, когда ее собирает и где она используется

6.Управленческие функции заместителя  заведующего по основной деятельности.

Вместе  с заведующей ДОУ осуществляет руководство  дошкольным учреждением. Участвует в:

  • подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;
  • создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;
  • формулировке социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении цели ДОУ;
  • стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
  • создании имиджа ДОУ среди населения;
  • выборе (разработке) образовательных программ для детей;
  • организации образовательной, воспитательной работы с детьми;
  • организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;
  • развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ;
  • развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

Планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:

  • предложения в план работы ДОУ;
  • повышение квалификации воспитателей;
  • помощь воспитателям в самообразовании;
  • аттестацию воспитателей;
  • составление сетки занятий по возрастным группам;
  1. обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
  1. ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
  2. развитие преемственности ДОУ и школы;
  3. совершенствование работы с родителями;
  4. комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;
  5. постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную, методическую работу:

  1. готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;
  2. проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;
  3. организует работу творческих групп;
  4. своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы;
  5. ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;
  6. комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методическойт и детской литературы, пособий и т.п.;
  7. организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
  8. проводит совместные мероприятия со школой;
  9. готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания;
  10. своевременно оформляет педегогическую документацию;
  11. формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям;

Информация о работе Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"