Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:22, практическая работа
Тема 1: Становление системы общественного дошкольного воспитания (1917-1940гг.)
Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы:
1. Первые дошкольные учреждения в России. Организационные особенности их работы.
Задание 2. Составить хронологическую таблицу развития дошкольного воспитания в период с 1917-1936 гг. (по анализу документов)
Тема 2: Развитие системы дошкольного воспитания в 40-80 годы
Задание I. Рассмотрите следующие вопросы:
Основные направления развития системы дошкольного воспитания в период с 1936-1985 гг.: задачи, сеть дошкольных учреждений, особенности ее организации, органы управления.
«Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддьякова, Москва 1984 год. |
Задание№3 Сделать анализ нормативно правовых документов разных периодов по дошкольному воспитанию
название |
год |
Назначение |
структура |
Основные положения |
Роль в развитии системы образования |
«Инструкция по ведению очага и детского сада» |
в 1919 году |
Для упорядочения и узаконивания в системе дошкольного образования |
Программа состоящая из разделов и подразделов |
В нем
определены общие принципы воспитания
детей: возраст детей (от рождения до
7 лет; цель и задачи в воспитании
детей обуславливаются |
Первый программный документ, вышедший |
«Проект программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста» |
В 1932.г. |
Для работы в ДУ |
1 часть – определяла содержание работы по видам деятельности и по сторонам воспитания; 2 часть – указания по
проведению организующих |
Проект состоял из двух частей: I — по видам деятельности детей и П — по “организующим моментамЭто была первая попытка четко определить задачи и объем содержания работы с детьми как для детского сада в целом, так и по каждой возрастной группе. Программа упорядочивала работу детских учреждений, делала ее целенаправленнее и содержательнее |
Дополнение к первой программе с изменениями |
«Руководство для воспитателей детского сада» |
Вышло в 1938 году. |
Для работы в ДУ |
Состояло из введения и 7 разделов (игра, развитие речи, рисование, лепка и занятия с другим материалом, музыкальное воспитание, ознакомление с природой). Огромная роль отводилась воспитателю, всю воспитательную работу проводили планово. Недостатки: мало уделялось внимания физическому воспитанию. . |
Задача заключалась не только в том, чтобы дать детям знания об окружающем, но и сформировать у них правильное отношение к окружающему. Специально был выделен раздел “Работа детского сада с семьей”, в котором раскрывалось ее содержание, давался перечень тем докладов на групповых родительских собраниях. В приложении был дан материал по музыкальному воспитанию детей каждой возрастной группы (слушание музыки, пение, движение под музыку, пляски). |
Однако
следует заметить, что в “Руководстве...
слабо был подготовлен |
“Устав детского сада”, |
В декабре 1944 г. |
Для работы в ДУ |
Особое
значение имела разработка “ |
Устав детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов |
Устав для садов сыграл большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы |
В “Руководстве для воспитателей”, |
изданном в 1953 г., |
Для воспитателей работы в ДУ |
“Руководстве... были рекомендованы разнообразные
методы нравственного воспитания детей
и более полно раскрыто содержание
трудового воспитания. Особое внимание
было уделено эстетическому |
по-новому
рассматривались многие вопросы
воспитательно-образовательной |
Большая роль для организации и
проведении занятий для воспитателей
и все влспитательно- |
Программа воспитания и обучения в детском саду» |
Вышла в 1962- переиздана в 1969 |
. Это
первый программно- |
В программу
внесены дополнения и усовершенствования
в области нравственного |
Особое
внимание уделено формированию начатков
учебной деятельности, умению учиться.
В программу внесены дополнения
и усовершенствования в области
нравственного воспитания, педагогического
руководства детским |
Новая программа продолжает традиции советской педагогики, имеющей целью всестороннее гармоническое развитие детей, и предлагает некоторую специальную подготовку их к дальнейшему обучению в школе |
Программа «Пралеска» |
1995 года |
Первая национальная программа, разработана творческим коллективом при Белорусском государственном педагогическом университете имени М.Танка, научные руководители: Е.А. Панько и А.И.Васильева, в 1995 году программа была принята. |
Содержание и задачи воспитательной работы представлены в следующих разделах: «Познать, чтобы воспитать», «Расти здоровым, малыш», «Сотрудничаем с семьей», «Я и мир вокруг меня», «Развиваем в деятельности». |
Основные принципы, на которых основана программа «Пралеска»: 1. Принцип гуманизации; 2. Принцип гармонии трех начал; 3. Принцип природосообразности и индивидуальности; 4. Оздоровительной 5. Тесной взаимосвязи 6. Принцип развития психики в деятельности; 7. Принцип взаимодействия
общественного и семейного |
Создание программы «Пралеска» следует рассматривать как достижение психологии и педагогики в дошкольном образовании в РБ.. |
Программа «Пралеска» |
В 2007г. |
Для проведения
воспитательно-образовательной |
Материал программы Работая с программой, воспитатели
имеют возможность составить
целостное представление о В каждой возрастной группе воспитатель имеет возможность познакомится с характеристиками психического и физического развития детей, найдет содержание работы по разделам: «Я и мир вокруг меня» - блок «Человек и природа», «Человек и общество»; - блок «Культура», «Физическая культура», «Мир прекрасного», «Мир науки и техники». «Развиваем в деятельности» - блоки «Общение», « Интересно
представлена в программе «Пралеска»
система физкультурно- |
Основные задачи: 1. Охрана, защита и укрепление
здоровья ребенка, 2. Обеспечение полноценного
и своевременного 3. Воспитание личности
ребенка, развитие ее 4. Формирование гуманных
взаимоотношений с близкими, обеспечение
эмоционального благополучия 5. Широкое приобщение детей
к общечеловеческим и |
В Связи с изменениями в обществе происходили изменения и в системе образования которые потребовали доразработки программы |
Тема 3: Основные направления развития системы дошкольного образования на современном этапе
Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы:
В целях совершенствования
развития дошкольного
- Развитие многофункциональной сети дошкольных учреждений разных видов, типов, профилей в соответствии с запросами родителей.
- Увеличение процента
охвата детей дошкольным
- Развитие новых форм дошкольного образования с кратковременным пребыванием ребенка в соответствии с запросами родителей, в том числе и на платной основе.
- Сохранение ведомственных дошкольных учреждений.
- Развитие сети
групп для детей раннего
Создание здоровьесберегающей
и здоровьеукрепляющей
- Внедрение
комплексного медико-психолого-
Обеспечение качественного дошкольного образования.
- Разработка единых подходов к оценке качества дошкольного образования.
- Использование
в образовательном процессе
развивающих
- Обеспечение
преемственности между
- Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.
Управление системой
дошкольного образования
Государственной
отраслевой программой
учреждений образования.
Реализация программы
позволит: довести
обеспеченность детей, проживающих
в сельской местности, местами
в дошкольных учреждениях до 85%;
обеспечить к 2010 году подвоз
воспитанников и учащихся
к дошкольным и школьным
внедрить современные технологии, средства обучения и воспитания, направленные на совершенствование качества образования на селе.
Сохранение сети
дошкольных учреждений в
Особенностью нового
учебного года является
реализация обновленного
Главный акцент в работе необходимо сделать на формировании информационной, нормативной правовой культуры педагогических кадров.
Совершенствование
нормативного правового
обеспечения дошкольного
Постановлением Министерства
образования Республики
В условиях недостаточности
государственных объёмов
Однако отсутствие достаточной профессиональной компетентности в вопросах управления дошкольным учреждением на основе маркетингового подхода в условиях рынка снижает эффективность предпринимаемых усилий руководителей. Задача системы повышения квалификации — обеспечить опережающее развитие управленческих кадров, способных на научной основе осуществлять маркетинговую деятельность и быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг.
По состоянию на 01.01.2007 г. в дошкольных учреждениях республики функционирует 6.248 кружков (в 2004 г. — 1.919), которые посещают 92 тыс. 958 детей, что на 39 тыс. 657 детей больше, чем в 2004 году (53.301 ребёнок).
1. Постановление Министерства Республики Беларусь ”Об утверждении Положения об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования“ от 9 ноября 2004 г. № 66 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 3, 8/11845)
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь ”Об утверждении Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 - 2014 годы“ от 19 августа 2008 г. № 1193 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 201, 5/28189
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь ”Об утверждении комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, и по созданию сети организаций всех форм собственности, оказывающих населению услуги по уходу за детьми“ от 21 декабря 2006 г. № 1701 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 2, 5/24418)
4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства торговли Республики Беларусь ”Об утверждении норм питания детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования“ от 15 сентября 2003 г. № 62/42/46 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 112, 8/10051)
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь ”О денежных нормах расходов на питание в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического и среднего специального образования, об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь“ от 3 апреля 2007 г. № 433 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 83, 5/24994)
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2007 г. № 433“ от 22 декабря 2008 г. № 2002 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 3, 5/29028)
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь ”О размере и порядке взимания платы за питание детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования“ от 29 февраля 2008 г. № 307 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 57, 5/27243)
8. Інструкція ”Па арганiзацыi аховы жыцця i здароўя дзяцей у дзiцячых дашкольных установах” зацверджана Першым намеснiкам мiнiстра аховы здароўя Рэспублiкi Беларусь В.М.Арэхоўскiм и Намеснiкам мiнiстра адукацыi Г.Д.Дылян ад 17 красавiка 1997 г. 17 красавiка 1997 г. Регистрационный номер Национального реестра 8/2323
9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь ”Об утверждении Инструкции о физическом воспитании детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования“ от 15 июня 2006 г. № 63/15 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 8/14618)
10. Загад Міністэрства адукацыі Рэспуплікі Беларусь ”Аб Палажэнні аб педагагічным Савеце дзіцячай дашкольнай установы Рэспуплікі Беларусь“ ад 17 лiпеня 1997 г. № 404 Регистрационный номер Национального реестра 8/2347
11. Инструкцыя па правядзеннi атэстацыi i акрэдытацыi дашкольных устаноў Рэспублiкi Беларусь от 22 апреля 1997 г. № 211 Регистрационный номер Национального реестра 8/2327
Информация о работе Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"