Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:22, практическая работа

Описание работы

Тема 1: Становление системы общественного дошкольного воспитания (1917-1940гг.)
Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы:
1. Первые дошкольные учреждения в России. Организационные особенности их работы.
Задание 2. Составить хронологическую таблицу развития дошкольного воспитания в период с 1917-1936 гг. (по анализу документов)
Тема 2: Развитие системы дошкольного воспитания в 40-80 годы

Задание I. Рассмотрите следующие вопросы:
Основные направления развития системы дошкольного воспитания в период с 1936-1985 гг.: задачи, сеть дошкольных учреждений, особенности ее организации, органы управления.

Файлы: 1 файл

Межсессионные задания по курсу УДО.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

 

«Типовая программа воспитания и  обучения в детском саду»

под ред. Р.А. Курбатовой и  Н.Н. Поддьякова, Москва 1984 год.


 

 

 

 

Задание№3 Сделать анализ нормативно правовых документов разных периодов по дошкольному воспитанию

название

год

Назначение

структура

Основные положения 

Роль в развитии системы образования 

«Инструкция по ведению очага и  детского сада»

в 1919 году

Для упорядочения и узаконивания в системе дошкольного  образования

Программа состоящая из разделов и  подразделов

В нем  определены общие принципы воспитания детей: возраст детей (от рождения до 7 лет; цель и задачи в воспитании детей обуславливаются особенностями  этого возраста; основа д\с и очага  – самостоятельность, свободный  вид творчества.. Дети должны были сами выдвигать инициативу в проведении занятий, выбор занятий свободный, педагог заинтересовывал детей  в выборе того или иного вида деятельности.

Первый  программный документ, вышедший

«Проект программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

В 1932.г.

Для работы в ДУ

1 часть – определяла содержание  работы по видам деятельности  и по сторонам воспитания;

2 часть – указания по  проведению организующих моментов (утренники и т.д).

Проект состоял из двух частей: I — по видам деятельности детей  и П — по “организующим моментамЭто  была первая попытка четко определить задачи и объем содержания работы с детьми как для детского сада в целом, так и по каждой возрастной группе. Программа упорядочивала  работу детских учреждений, делала ее целенаправленнее и содержательнее

Дополнение к первой программе  с изменениями

«Руководство для

воспитателей детского сада»

Вышло в 1938 году.

Для работы в ДУ

Состояло  из введения и 7 разделов (игра, развитие речи, рисование, лепка и занятия  с другим материалом, музыкальное  воспитание, ознакомление с природой). Огромная роль отводилась воспитателю, всю воспитательную работу проводили  планово. Недостатки: мало уделялось  внимания физическому воспитанию. .

Задача заключалась не только в  том, чтобы дать детям знания об окружающем, но и сформировать у них правильное отношение к окружающему. Специально был выделен раздел “Работа детского сада с семьей”, в котором раскрывалось ее содержание, давался перечень тем  докладов на групповых родительских собраниях. В приложении был дан  материал по музыкальному воспитанию детей каждой возрастной группы (слушание музыки, пение, движение под музыку, пляски).

Однако  следует заметить, что в “Руководстве... слабо был подготовлен программный  материал по проведению обязательных занятий, из-за чего уровень подготовки детей к школе был довольно низким. Обязательные занятия зачастую проводились по типу свободной деятельности детей

“Устав  детского сада”,

В декабре 1944 г.

Для работы в ДУ

 Особое  значение имела разработка “Руководства  для воспитателя детского сада”,  содержащего программные и методические  указания для работы в различных  возрастных группах, что способствовало  улучшению практической работы  детских садов 

Устав детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских  садов 

Устав для  садов сыграл большую роль в организации  дошкольного воспитания в послевоенные годы

В “Руководстве для воспитателей”,

изданном в 1953 г.,

Для воспитателей  работы в ДУ

“Руководстве... были рекомендованы разнообразные  методы нравственного воспитания детей  и более полно раскрыто содержание трудового воспитания. Особое внимание было уделено эстетическому воспитанию: воспитанию художественного вкуса, интереса к музыке, привитию навыков  изобразительной деятельности.

по-новому рассматривались многие вопросы  воспитательно-образовательной работы в детском саду: раскрывалось содержание и методы воспитания культурно-гигиенических  навыков; даны упражнения утренней гимнастики и перечень подвижных игр; усилено  значение умственного воспитания детей; большое внимание уделено развитию мышления и речи детей, расширению их знаний о жизни людей и природе, развитию у них внимания, памяти, воображения, первоначальных представлений  о числе, форме, величине предметов, развитию умения наблюдать, внимательно  слушать, делать сравнения, высказывать  суждения, сосредоточенно заниматься. В новом

Большая роль для организации и  проведении занятий для воспитателей и все влспитательно-образовательной  работы в дс.

Программа воспитания и обучения в детском  саду»

Вышла в  1962- переиздана в 1969

. Это  первый программно-методический  документ, в котором содержание  работы воспитателя с детьми  было отделено от методических  указаний.

В программу  внесены дополнения и усовершенствования в области нравственного воспитания, педагогического руководства детским  творчеством, художественной самодеятельностью. (пропедевтика грамоты, начала математического  развития, подготовка руки к письму, формирование навыков учебной деятельности). Задачи всестороннего развития и  специальной подготовки к школе  представлены в программе в неразрывном  единстве

Особое  внимание уделено формированию начатков учебной деятельности, умению учиться. В программу внесены дополнения и усовершенствования в области  нравственного воспитания, педагогического  руководства детским творчеством, художественной самодеятельностью

Новая программа  продолжает традиции советской педагогики, имеющей целью всестороннее гармоническое  развитие детей, и предлагает некоторую  специальную подготовку их к дальнейшему  обучению в школе

Программа «Пралеска»

1995 года

Первая национальная программа, разработана  творческим коллективом при Белорусском  государственном педагогическом университете имени М.Танка, научные руководители: Е.А. Панько и А.И.Васильева, в 1995 году программа была принята.

Содержание и задачи воспитательной работы представлены в следующих  разделах: «Познать, чтобы воспитать», «Расти здоровым, малыш», «Сотрудничаем  с семьей», «Я и мир вокруг меня», «Развиваем в деятельности».

Основные принципы, на которых основана программа «Пралеска»:

1. Принцип гуманизации;

2. Принцип гармонии трех  начал;

3. Принцип природосообразности  и индивидуальности;

4. Оздоровительной направленности  воспитания;

5. Тесной взаимосвязи национального  и общечеловеческого в воспитании;

6. Принцип развития психики  в деятельности;

7. Принцип взаимодействия  общественного и семейного воспитания.

Создание программы «Пралеска» следует  рассматривать как достижение психологии и педагогики в дошкольном образовании  в РБ..

Программа «Пралеска»

В 2007г.

Для проведения воспитательно-образовательной работы в ДС.

Материал программы распределен  по возрастным группам: «Малыши» (2-3 года), «Почемучки» (3-5 лет), «Фантазеры» (6-7 лет).

Работая с программой, воспитатели  имеют возможность составить  целостное представление о содержании деятельности с детьми, определить более отдаленные перспективы своей  работы.

В каждой возрастной группе воспитатель имеет возможность  познакомится с характеристиками психического и физического развития детей, найдет содержание работы по разделам:

«Я и мир вокруг меня»

- блок «Человек и природа», «Человек и общество»;

- блок «Культура», «Физическая  культура», «Мир прекрасного», «Мир  науки и техники».

«Развиваем в деятельности»

- блоки «Общение», «Познавательно-практическая  деятельность», «Мир игры», «Художественно-речевая  деятельность», «Музыкальная деятельность»,  «Ознакомление с изоискусством  и изодеятельностью», «Конструирование»,  «Приобщение к труду», «Учебная  деятельность».

Интересно представлена в программе «Пралеска» система физкультурно-оздоровительной  работы с детьми,

Основные задачи:

1. Охрана, защита и укрепление  здоровья ребенка, формирование  основ ЗОЖ;

2. Обеспечение полноценного  и своевременного психологического  развития ребенка (познавательных, эмоционально-волевых процессов,  различных видов деятельности);

3. Воспитание личности  ребенка, развитие ее творческого  потенциала, способностей;

4. Формирование гуманных  взаимоотношений с близкими, обеспечение  эмоционального благополучия каждого  воспитанника;

5. Широкое приобщение детей  к общечеловеческим и национальным  ценностям.

В Связи с изменениями в обществе происходили изменения и в  системе образования которые  потребовали доразработки программы


 

Тема 3: Основные направления развития системы  дошкольного образования на современном  этапе

 

Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы:

  1. Реформа образования в Республике Беларусь и государственная политика в области воспитания детей дошкольного возраста.

     В  целях  совершенствования  развития дошкольного образования   в новом учебном году необходимо  сосредоточить усилия органов  государственного  управления, учреждений,  обеспечивающих  получение дошкольного  образования на решении следующих  задач:      Сохранение  и  развитие  многофункциональных   форм  дошкольного образования.

     -   Развитие  многофункциональной   сети  дошкольных  учреждений  разных видов, типов, профилей  в соответствии с запросами  родителей. 

     -  Увеличение  процента  охвата детей дошкольным образованием  в сельской  местности за счет  развития разновозрастных групп   и  новых форм дошкольного  образования.

     -    Развитие    новых   форм   дошкольного    образования    с кратковременным   пребыванием  ребенка  в   соответствии  с  запросами  родителей, в том числе и  на платной основе.

     - Сохранение ведомственных  дошкольных учреждений.

     -  Развитие сети  групп для детей раннего возраста  до  3  лет  в соответствии  с запросами родителей.

     Создание  здоровьесберегающей  и здоровьеукрепляющей  системы   в дошкольном учреждении.

     -   Внедрение   комплексного   медико-психолого-педагогического  сопровождения  ребенка  в   дошкольном  учреждении  путем   разработки индивидуальной   программы   развития  ребенка   с   целью   создания оптимальных  условий  его развития на основе постоянного   мониторинга по охране жизни  и укреплению здоровья детей.

     Обеспечение качественного  дошкольного образования.

     -  Разработка  единых  подходов к оценке  качества  дошкольного образования.

     -   Использование   в   образовательном  процессе   развивающих здоровьесберегающих   и  здоровьеформирующих  технологий  образования детей дошкольного  возраста.

     -  Обеспечение   преемственности  между  дошкольным  и  школьным уровнями образования.

     -   Совершенствование   системы  подготовки   и   переподготовки кадров.

     Управление  системой  дошкольного образования сельских  регионов является важнейшим  фактором социально-экономического  развития  села, его национально-культурного  возрождения.

     Государственной   отраслевой программой возрождения   и  развития села  на  2005 - 2010 годы предусмотрен комплекс  мер для  увеличения процента  охвата детей дошкольным образованием  в сельской местности.      Основной   целью   программы   является   реализация   принципов  общедоступности,  оказание  сельской  семье  социальной  поддержки   и помощи в получении их  детьми качественного дошкольного  образования.      Основными   мероприятиями  программы   являются  внедрение  новых  форм  дошкольного образования,  реструктуризация сети образовательных  учреждений,    транспортное   обеспечение   подвоза   воспитанников,  совершенствование системы кадрового  обеспечения, капитальный  ремонт

учреждений образования.

     Реализация программы  позволит:      довести    обеспеченность   детей,   проживающих   в   сельской местности, местами  в дошкольных учреждениях до 85%;      обеспечить  к  2010  году  подвоз  воспитанников  и  учащихся  к дошкольным и школьным учреждениям  на 100% при 70% в 2004 году;      привести   в   надлежащее  техническое  состояние  материально-  техническую   базу  учреждений  образования  с  учетом   требований, предусмотренных  санитарными   нормами  и  правилами,   а   также   воответствие  с  действующими нормативами   по  обеспечению  пожарной безопасности;

     внедрить   современные   технологии,   средства   обучения    и воспитания, направленные на  совершенствование  качества  образования на селе.

     Сохранение  сети  дошкольных учреждений в сельской  местности  и их  дальнейшее  развитие через использование  новых форм  дошкольного образования  (семейный детский сад, сезонная  и  игровая  площадки  с  кратковременным  пребыванием   и  на постоянной  основе),  расширение функционирования  разновозрастных  групп  позволят  повысить  процент охвата  детей дошкольным  образованием с 50,5% в настоящее   время  до85%  (по прогнозам)  к 2010 году. Для решения этой  задачи планируется до  2010  года  открыть  в сельских  населенных  пунктах  сезонные  и игровые  площадки,  семейные  детские сады, а  также  разновозрастные  группы с общим количеством  389.

     Особенностью   нового   учебного   года   является   реализация обновленного содержания  нормативного правового обеспечения.      Умение  работать  согласно  нормативным   документам  определяет профессиональные  качества  как  управленческого   звена  органов   и учреждений   образования,  так  и  конкретного   исполнителя   -   от воспитателя  до его помощника.

     Главный  акцент  в  работе необходимо сделать   на  формировании информационной, нормативной правовой культуры  педагогических кадров.

     Совершенствование     нормативного    правового     обеспечения дошкольного  образования  осуществляется на основе Закона  Республики Беларусь   "Об   образовании  в  Республике   Беларусь"   (Ведомости Верховного  Совета  Республики Беларусь, 1991 г.,  №  33,  ст.  598; Национальный  реестр правовых актов Республики  Беларусь, 2002  г.,  № 37, 2/844).

     Постановлением Министерства  образования Республики Беларусь  от 9   ноября   2004  г.  №  66  утверждено  Положение  об  учреждении, обеспечивающем получение  дошкольного образования, зарегистрированное  в Национальном реестре правовых  актов Республики Беларусь 15 декабря  2004 г., регистрационный № 8/11845.

     В условиях недостаточности  государственных объёмов финансирования  существует необходимость привлечения  дополнительных источников финансирования. Устойчивое финансовое положение будет сопутствовать тем дошкольным учреждениям, которые грамотно используют принципы и методы современного маркетинга.

Однако отсутствие достаточной  профессиональной компетентности в  вопросах управления дошкольным учреждением  на основе маркетингового подхода в  условиях рынка снижает эффективность предпринимаемых усилий руководителей. Задача системы повышения квалификации — обеспечить опережающее развитие управленческих кадров, способных на научной основе осуществлять маркетинговую деятельность и быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг.

По состоянию на 01.01.2007 г. в дошкольных учреждениях республики функционирует 6.248 кружков (в 2004 г. — 1.919), которые посещают 92 тыс. 958 детей, что на 39 тыс. 657 детей больше, чем в 2004 году (53.301 ребёнок).

  1. Дошкольное образование в Республики Беларусь. Инструктивные и программно-методические документы.

 

1. Постановление Министерства Республики Беларусь ”Об утверждении Положения об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования“ от 9 ноября 2004 г. № 66 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 3, 8/11845)

 

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь ”Об утверждении Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 - 2014 годы“ от 19 августа 2008 г. № 1193    (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 201, 5/28189

 

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь ”Об утверждении комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, и по созданию сети организаций всех форм собственности, оказывающих населению услуги по уходу за детьми“ от 21 декабря 2006 г. № 1701 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 2, 5/24418)

 

4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства торговли Республики Беларусь ”Об утверждении норм питания детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования“ от 15 сентября 2003 г. № 62/42/46  (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 112, 8/10051)

 

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь ”О денежных нормах расходов на питание в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического и среднего специального образования, об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь“ от 3 апреля 2007 г. № 433  (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 83, 5/24994)

 

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2007 г. № 433“  от 22 декабря 2008 г. № 2002 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 3, 5/29028)

 

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь ”О размере и порядке взимания платы за питание детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования“ от 29 февраля 2008 г. № 307 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 57, 5/27243)

8. Інструкція ”Па арганiзацыi аховы жыцця i здароўя дзяцей у дзiцячых дашкольных установах” зацверджана Першым намеснiкам мiнiстра аховы здароўя Рэспублiкi Беларусь В.М.Арэхоўскiм и Намеснiкам мiнiстра адукацыi Г.Д.Дылян ад 17 красавiка 1997 г. 17 красавiка 1997 г. Регистрационный номер Национального реестра 8/2323

9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь ”Об утверждении Инструкции о физическом воспитании детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования“ от 15 июня 2006 г. № 63/15 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 8/14618)

  • Методические рекомендации МР РБ № 11-14-2 –2001 ”Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста“ (Утверждено Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 28 апреля 2001 г.)

10. Загад Міністэрства адукацыі Рэспуплікі Беларусь ”Аб Палажэнні аб педагагічным Савеце дзіцячай дашкольнай установы Рэспуплікі Беларусь“ ад 17 лiпеня 1997 г. № 404 Регистрационный номер Национального реестра 8/2347

11. Инструкцыя па правядзеннi атэстацыi i акрэдытацыi дашкольных устаноў Рэспублiкi Беларусь от 22 апреля 1997 г. № 211 Регистрационный номер Национального реестра 8/2327

Информация о работе Межсессионные задания по курсу "Управление дошкольным образованием"