Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:12, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Развитие музыкальной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………. 6
1.2 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость ребенка»... 11
1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…. 15
2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-игровой
деятельности ………………………………………………………………… 23
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………..……………………………….. 23
2.2. Разработка серии музыкально-игровой деятельности
направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей……………………………………………………………………….. 43
2.3. Обобщение результатов исследования…………………………………. 48
Заключение………………………………………………………………….. 59
Список использованной литературы……………………………………62
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности………………………………………………
1.1 Развитие музыкальной
отзывчивости на музыку у
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………. 6
1.2 Характеристика понятия
«эмоциональная отзывчивость
1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…. 15
2. Опытно-экспериментальное
исследование проблемы
эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-игровой
деятельности ………………………………………………………………… 23
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………..……………………
2.2. Разработка серии музыкально-
направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей…………………………………………………………………
2.3. Обобщение результатов исследования…………………………………. 48
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………62
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание. Необходимость пристального внимания к области эмоционального связана с влиянием эмоционального настроя личности на характер ви́дения и интерпретации личностью окружающей действительности и тем самым возможностью накладывать отпечаток на процесс становления и развития её убеждений и мировоззрения. Эмоциональность и экспрессивная раскованность отличают общение детей со сверстниками от их взаимодействия со взрослыми. В последние годы становится всё больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная устойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Философы, психологи, педагоги (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов) изучали природу эмоций, но так и не пришли к единому мнению об их роли в психическом развитии, их генезисе, структуре.
С раннего детства музыка способствует развитию в ребенке интеллекта, ощущения правды и красоты жизни, воспитанию добрых чувств, расширению кругозора, формированию его духовного и творческого потенциала. «Музыка есть, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством», писал Б.М.Теплов. Содержанием музыки в первую очередь являются чувства, эмоции, настроения. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей. Это было доказано в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор. Сила детской эмоциональной памяти велика, и нужно уметь обогащать её положительными эмоциями, интригующей таинственностью. Поэтому одной из задач развивающего музыкального образования является формирование у ребенка эмоционального отношения к музыке и жизни. Исходя из этого, формирование эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на музыку – одно из важных направлений в музыкальном развитии ДОУ.
Музыкальные игры - это большие помощники в развитии эмоциональной отзывчивости дошкольника. Они используются в различных разделах работы по музыкальному воспитанию детей, но могут быть использованы и как самостоятельный вид развлечения.
Проблема исследования: является ли музыкально-игровая деятельность средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние музыкально-игровой деятельности на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности будет эффективным при следующих условиях:
1. Создание эмоциональной атмосферы для проявления эмоциональной отзывчивости на музыкально-игровую деятельность;
2. Создание музыкально-игровых ситуаций, включающих творческие задания для проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста;
3. Систематическое использование музыкально-игровой деятельности, влияющей на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Раскрыть и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Определить показатели, критерии и уровни развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать музыкальные игры направленные на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить результативность проделанной работы.
Для решения поставленных задач в исследовании применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические (наблюдения, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, представленные в виде диаграмм и таблиц).
Методологическая основа исследования: теория музыкальной деятельности Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой и психология музыкальных способностей Б.М. Теплова.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности
1.1 Развитие музыкальной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Возможности раннего развития эмоциональной отзывчивости на музыку обусловлены, с одной стороны, интонационной природой музыки, с другой – закономерностями психического развития детей дошкольного возраста.
Музыкальное искусство, одно из первых, наиболее глубоко захватывает и организует эмоциональную природу ребенка, в общении с музыкой дети легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Музыка способна ранее всех других искусств воздействовать на чувства ребенка, стимулировать эмоциональный отклик и положительные эмоции, побуждать к сопереживанию и художественной эмпатии, инициировать фантазию и воображение, вызывать желание общаться и делиться впечатлениями, рассуждать об услышанном. Научно доказано, что музыкальное искусство обладает большой силой художественного и эстетического воздействия на эстетическое сознание детей, пробуждает музыкально-ценностные потребности, предопределяет развитие эстетических интересов, вкусов, представлений о красоте и закладывает основы музыкально-эстетической культуры личности (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая и др.).
Изучение научной литературы свидетельствует, что эмоциональная отзывчивость на музыку – сложное психолого-педагогическое понятие, в трактовке которого наблюдаются различные варианты подходов и определений.
Традиционно эмоциональная отзывчивость на музыку в музыкальной педагогике и психологии рассматривается как особая музыкальная способность, природа которой соотносится с эмоциональной природой музыкального искусства. В предложенной Б. М. Тепловым [8] структуре музыкальных способностей эмоциональная отзывчивость на музыку, по образному выражению автора, составляет как бы центр музыкальности, главный ее признак. Музыкальность – это комплекс специальных способностей, находящих свое выражение в своеобразной ориентировке в музыке. Чем более музыкален человек, как подчеркивает Б. М. Теплов, тем больше он слышит в музыке. Связывая музыкальность с переживанием содержательной стороны музыкального произведения, автор указывает на единство эмоциональной и слуховой стороны музыкальности. На основе теоретического анализа Б. М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, образующие ядро музыкальности: ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха), способность к слуховому представлению (репродуктивный компонент слуха) и музыкально-ритмическое чувство (способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, активно переживать и точно воспроизводить его).
Данная структура музыкальности предполагает восприятие и переживание музыки как некоторого эмоционального содержания. Эмоциональная отзывчивость в трактовке Б. М. Теплова основана на различении эмоциональной, ладовой окраски произведения, настроений и чувств, выраженных в нем, а также способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.
Таким образом, выделенные автором основные музыкальные способности – ладовое и музыкально-ритмическое чувство – лежат в основе эмоциональной отзывчивости на музыку, их развитие способствует глубокому, утонченному эмоциональному проникновению в художественное содержание произведения.
Б. М. Теплов в своих теоретических исследованиях рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку в основном как познавательный процесс, справедливо отмечая, что в музыке мы через эмоцию познаем мир. Б. М. Теплов пишет: «Понять художественное произведение – значит прежде всего прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно...» [7, с. 41]. Вместе с тем он отмечал, что развитие эмоционального компонента музыкального слуха проявляется прежде всего в любви и интересе к слушанию музыки, признавая тем самым, что эмоциональное переживание музыки оказывает воздействие на формирование отношения к ней [7, с. 58].
Предложенная Б. М. Тепловым концепция музыкальности, по мнению самого автора, не является исчерпывающей. Она не содержит анализа психологического механизма и особенностей развития эмоциональной отзывчивости на музыку как ядра музыкальности. Однако акценты, которые расставил Б. М. Теплов в своих рассуждениях о личности музыканта, а также в характеристиках музыкальных проявлений детей (дневниковые записи), дают нам основание предположить, что эмоциональная отзывчивость на музыку может выступать не только как процесс, сопровождающий ее восприятие, но и как качество личности ребенка, формирующееся в музыкальной деятельности.
Теоретическое подтверждение данного предположения мы находим в трудах В. Н. Мясищева, посвященных проблеме способностей и склонностей человека. Психолог считает, что интерес, увлечение, любовь к той или иной форме деятельности являются условием и залогом ее успешности, лежат в основе личностного отношения. «Формально-функциональное, безличное понимание способностей, – пишет В. Н. Мясищев, – должно быть заменено содержательно-личностным пониманием, учитывающим не только функциональную характеристику человека, но его избирательное отношение к деятельности» [3, с. 82]. Активное, положительное, избирательное отношение к деятельности В. Н. Мясищев называет склонностью. Склонность, как отношение, как потребность в деятельности, является той побудительной силой, которая влияет на развитие способностей. Он отмечал, что «склонность идет как бы впереди способности и таланта. Она пробуждает дремлющие силы, ... побуждает к поискам основания деятельности, к подтверждению и осознанию высокого значения этой деятельности» [3, с. 113]. Далее автор в своих рассуждениях подчеркивает, что в дошкольном возрасте диапазон склонностей и интересов более широк, чем диапазон проявляющихся способностей, в чем видит значимость развития склонностей на ранних этапах формирования личности. Понимание склонности как избирательно положительного отношения к деятельности сближает такие понятия, как интересы, потребности, и предполагает эмоциональное отношение к деятельности [3, с. 118]. Очевидно, что и эмоциональная отзывчивость, как проявление эмоционального отношения к музыкальным произведениям, должна рассматриваться не только как музыкальная способность, но и как личностное качество ребенка. В статье «Психология музыкальных способностей» Г. С. Тарасов [16, с. 123] предлагает рассматривать личностную природу музыкальных способностей, опираясь на понимание музыки как формы х удожественного общения (Л. А. Мазель, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский). Изменение традиционного понимания музыкальных способностей автор видит в возможности рассматривать их с коммуникативных позиций. Он предлагает определять и оценивать музыкальные способности, связывая их с изменением отношения личности к музыке в процессе ее восприятия. Только появление принципиально нового качества в отношении личности к музыке может свидетельствовать о появлении нового свойства в развитии музыкальных способностей, как считает автор [16, с. 57]. В характеристике позиций ребенка в общении с музыкой психолог выделяет следующие ступени музыкального развития школьников: 1) самовыражение, где интонационное слышание музыки выступает как репродуктивная способность; 2) идентификация своей личности с личностью композитора, исполнителя, героя произведения, в данном случае интонационное слышание выступает как способность к широкой, многозначной смысловой интерпретации. Г. С. Тарасов подчеркивает, что на этой ступени способность к эмоциональной отзывчивости на музыку превращается в способность к отклику на эстетическое качество музыкального звучания. Н. А. Ветлугина в своих исследованиях приходит к выводу о том, что для целостной характеристики музыкальности необходимо учитывать особенности самой личности ребенка с ее интересами и запросами. Опираясь на положения отечественной психологии о диалектической взаимосвязи общего и специального развития личности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, В. А. Крутецкий, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов и др.), она отмечает, что в структуре музыкальности необходимо выделять более общие музыкально-эстетические и специальные способности. Для первых характерно эстетическое отношение к музыке. Оно проявляется в восприятии, воспроизведении, представлении, музыкальном творчестве, в форме динамики разнообразных чувств, творческого воображения, возникновения оценочного отношения [1, с. 168]. Ко второй группе автор относит выделенные Б. М. Тепловым основные музыкальные способности и сенсорную основу. Эмоциональный отклик на музыку Н. А. Ветлугина определяет как ведущий компонент музыкальности и в более широком контексте, нежели Б. М. Теплов. В своих статьях и теоретических исследованиях Н. А. Ветлугина рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку не только как важнейший компонент структуры музыкальности, но и как одну из задач воспитания эстетического отношения детей к музыке.