Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста по

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Развитие музыкальной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………. 6
1.2 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость ребенка»... 11
1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…. 15
2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-игровой
деятельности ………………………………………………………………… 23
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………..……………………………….. 23
2.2. Разработка серии музыкально-игровой деятельности
направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей……………………………………………………………………….. 43
2.3. Обобщение результатов исследования…………………………………. 48
Заключение………………………………………………………………….. 59
Список использованной литературы……………………………………62

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 277.47 Кб (Скачать файл)

 

 

Приложение 6

Диагностическое задание 5 «Укрась музыку»

 

      №

Ф. И.

Ответ (в баллах)

Уровень

Экспериментальная группа

1.

Степан А.

2

Б

2.

Роман В.

1

Н

3.

Марьяна С.

2

Б

4.

Вадим С.

3

Д

5.

Иван С.

3

Д

6.

Иван И.

2

Б

7.

Семен В.

2

Б

8.

Софья А.

1

Н

9.

Илья И.

2

Б

10.

Диана Г.

2

Б

Контрольная группа

1.

Анна А.

3

Д

2.

Татьяна А.

1

Н

3.

Сергей Ю.

2

Б

4.

Дарья Е.

2

Б

5.

Константин Р.

3

Д

6.

Никита А.

2

Б

7.

Артём Г. 

2

Б

8.

Дарья Д.

2

Б

9.

Михаил С. 

2

Б

10.

Егор Е.

2

Б


 

 

 

Приложение 7

Общие результаты по проведенным методикам

(констатирующий  этап эксперимента)

№ п/п

Фамилия Имя

Д 1.

Д 2.

Д 3.

Д 4.

Д. 5

Уровень

Экспериментальная группа

1

Степан А.

Б

Б

Б

Б

Б

Б

2

Роман В.

Н

Н

Б

Н

Н

Н

3

Марьяна С.

Б

Б

Н

Б

Б

Б

4

Вадим С.

Д

Б

Б

Б

Д

Б

5

Иван С.

Д

Д

Д

Д

Д

Д

6

Иван И.

Б

Н

Б

Н

Б

Б

7

Семен В.

Б

Б

Б

Б

Б

Б

8

Софья А.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

9

Илья И.

Б

Д

Д

Д

Б

Д

10

Диана Г.

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Контрольная группа

1

Анна А.

Д

Д

Д

Д

Д

Д

2

Татьяна А.

Н

Б

Б

Б

Н

Б

3

Сергей Ю.

Б

Б

Д

Б

Б

Б

4

Дарья Е.

Б

Н

Б

Н

Б

Б

5

Константин Р.

Д

Б

Б

Б

Д

Б

6

Никита А.

Б

Н

Б

Н

Б

Б

7

Артём Г.

Б

Б

Б

Б

Б

Б

8

Дарья Д.

Б

Б

Н

Б

Б

Б

9

Михаил С.

Б

Д

Б

Д

Б

Б

10

Егор Е.

Б

Б

Б

Б

Б

Б


 

Приложение 8

 

 

АНКЕТА - ОПРОСНИК для родителей

Ф.И.О., возраст ребенка __________________________________

Кто из родителей заполняет анкету? (мать, отец) ______________

Считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным? (да, нет, не могу сказать) __________________________________________________________

Почему? ____________________________________________________

Как часто (редко, иногда, постоянно) Ваш ребенок испытывает:

Радость ______________________________________________________

Печаль _______________________________________________________

Гнев (злость) _________________________________________________

Страх _______________________________________________________

Обиду _______________________________________________________

Стыд (вину) __________________________________________________

Зависть ______________________________________________________

Отвращение __________________________________________________

Презрение ____________________________________________________

(отметить каждую эмоцию)

5. Как Вы думаете, что (ситуация, конкретный человек, конкретный  предмет, музыка, картина, литературное  произведение) чаще всего является  причиной появления у вашего  ребенка следующих эмоций:

Радость ______________________________________________________

Печаль _______________________________________________________

Гнев (злость) _________________________________________________

Страх _______________________________________________________

Обиду _______________________________________________________

Стыд (вину) __________________________________________________

Зависть ______________________________________________________

Отвращение __________________________________________________

Презрение ____________________________________________________

(отметить каждую эмоцию)

6. Если Вашего ребенка  что-либо беспокоит, стараетесь ли  вы исправить ситуацию? (всегда, иногда, никогда) ________________________

7. Считаете ли Вы лицо  Вашего ребенка выразительным? (да, нет, не могу сказать) ______________________________________________________

8. Может ли Ваш ребенок  заплакать или засмеяться, сопереживая  вам, другим людям, литературным  или телевизионным персонажам? (да, нет, не могу сказать) ______________________________________________________

9. Ваш ребенок похож  на Вас в выражении своих  чувств и эмоций? (да, нет, не могу  сказать) _______________________________________________

10. Рассказываете ли Вы  ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях  между людьми? (часто, по ситуации, если спрашивает, редко, никогда) _____

11. Как Вы думаете, в  чем выражается любовь Вашего  ребенка к Вам? (поведение, слова, зависимость, не знаю, не проявляется) _________________

 

Таблица оценки ответов

№ вопроса

Ответы

Баллы

3

Да

Нет

Не могу сказать

1

1

0

4

7 – 9 строк заполнено

3 – 7 строк заполнено

1 – 3 строк заполнено

9 строк не заполнено

3

2

1

0

5

7 – 9 строк заполнено

3 – 7 строк заполнено

1 – 3 строк заполнено

9 строк не заполнено

3

2

1

0

6

Всегда

Иногда

Никогда

2

1

0

7

Да

Нет

Не могу сказать

1

1

0

8

Да

Нет

Не могу сказать

1

1

0

9

Да

Нет

Не могу сказать

1

1

0

10

Часто

По ситуации

Если спрашивает

Редко

Никогда

4

3

2

1

0

11

Поведение

Слова

Зависимость

Не знаю

Не проявляется

1

1

1

0

- 1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

 

 

Музыкально-дидактическая игра «Разноцветные кубики» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:  Закреплять умение различать в музыкальных произведениях его части, вступление и заключение; строение песен, количество куплетов.

Дидактический материал: Восемь кубиков (сторона 5 см). Четыре стороны кубика окрашены в разные цвета (красный, синий, желтый, зелёный). На две стороны наносятся значки (небольшой прямоугольник и кружок), условно обозначающие музыкальное вступление и заключение.

Методика применения:

Определения частей музыки или количества куплетов в песне. Педагог исполняет пьесу, состоящую из трех частей, где первая и третья повторяются, а вторая – контрастна по характеру.

При повторном исполнении пьесы дети выкладывают кубики так, чтобы у первого и третьего кубика верхние стороны были одинаковые по цвету, у второго другого цвета. Педагог может исполнять песню, тогда каждый куплет обозначается разными цветами, а повторяющийся припев песни обозначается одним цветом кубика.

Затем, дети учатся различать не только части музыки, но и музыкальное вступление, заключение.

Сначала они также определяют части, или количество куплетов и припевов, выкладывая их с помощью кубиков, а затем при повторном прослушивании пьесы или песни определяют, есть ли в ней вступление и заключение. Если есть музыкальное вступление, то перед кубиками, обозначающими части, дети кладут кубик, на верхней стороне которого изображен прямоугольник; если есть музыкальное заключение, то последний кладут кубик, на верхней стороне которого изображен кружок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

 

Игра «Научим матрешек танцевать»

 

Цель: учить детей в соответствии с ритмом: подбирать карточки, обозначающие долгие и короткие звуки, воспроизводить заданный ритм; придумывать свой ритмический вариант.

Ход игры: в игре принимает участие группа или подгруппа детей. У педагога или ребенка (ведущего) в руках большая матрешка, у остальных - маленькие.

Ведущий: большая матрешка учит танцевать маленьких. (Отстукивает несложный ритмический рисунок.)

Пусть маленькие матрешки потанцуют в этом ритме. (Матрешки танцуют сначала по очереди, потом все вместе.)

А теперь поиграем по-другому. Каждая маленькая матрешка уже научилась танцевать и придумала свой танец. Вам надо его «записать», т. е. выложить из карточек-лото и прислать большой матрешке, чтобы она проверила, правильно ли вы его записали, красивый ли получился ганец. Давайте будем внимательно слушать каждого, помогать и вместе проверять. Молодцы!

 

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста по