Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:12, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Развитие музыкальной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………. 6
1.2 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость ребенка»... 11
1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…. 15
2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-игровой
деятельности ………………………………………………………………… 23
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………..……………………………….. 23
2.2. Разработка серии музыкально-игровой деятельности
направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей……………………………………………………………………….. 43
2.3. Обобщение результатов исследования…………………………………. 48
Заключение………………………………………………………………….. 59
Список использованной литературы……………………………………62
Приложение 6
Диагностическое задание 5 «Укрась музыку»
№ |
Ф. И. |
Ответ (в баллах) |
Уровень |
Экспериментальная группа | |||
1. |
Степан А. |
2 |
Б |
2. |
Роман В. |
1 |
Н |
3. |
Марьяна С. |
2 |
Б |
4. |
Вадим С. |
3 |
Д |
5. |
Иван С. |
3 |
Д |
6. |
Иван И. |
2 |
Б |
7. |
Семен В. |
2 |
Б |
8. |
Софья А. |
1 |
Н |
9. |
Илья И. |
2 |
Б |
10. |
Диана Г. |
2 |
Б |
Контрольная группа | |||
1. |
Анна А. |
3 |
Д |
2. |
Татьяна А. |
1 |
Н |
3. |
Сергей Ю. |
2 |
Б |
4. |
Дарья Е. |
2 |
Б |
5. |
Константин Р. |
3 |
Д |
6. |
Никита А. |
2 |
Б |
7. |
Артём Г. |
2 |
Б |
8. |
Дарья Д. |
2 |
Б |
9. |
Михаил С. |
2 |
Б |
10. |
Егор Е. |
2 |
Б |
Приложение 7
Общие результаты по проведенным методикам
(констатирующий этап эксперимента)
№ п/п |
Фамилия Имя |
Д 1. |
Д 2. |
Д 3. |
Д 4. |
Д. 5 |
Уровень |
Экспериментальная группа | |||||||
1 |
Степан А. |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
2 |
Роман В. |
Н |
Н |
Б |
Н |
Н |
Н |
3 |
Марьяна С. |
Б |
Б |
Н |
Б |
Б |
Б |
4 |
Вадим С. |
Д |
Б |
Б |
Б |
Д |
Б |
5 |
Иван С. |
Д |
Д |
Д |
Д |
Д |
Д |
6 |
Иван И. |
Б |
Н |
Б |
Н |
Б |
Б |
7 |
Семен В. |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
8 |
Софья А. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
9 |
Илья И. |
Б |
Д |
Д |
Д |
Б |
Д |
10 |
Диана Г. |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Контрольная группа | |||||||
1 |
Анна А. |
Д |
Д |
Д |
Д |
Д |
Д |
2 |
Татьяна А. |
Н |
Б |
Б |
Б |
Н |
Б |
3 |
Сергей Ю. |
Б |
Б |
Д |
Б |
Б |
Б |
4 |
Дарья Е. |
Б |
Н |
Б |
Н |
Б |
Б |
5 |
Константин Р. |
Д |
Б |
Б |
Б |
Д |
Б |
6 |
Никита А. |
Б |
Н |
Б |
Н |
Б |
Б |
7 |
Артём Г. |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
8 |
Дарья Д. |
Б |
Б |
Н |
Б |
Б |
Б |
9 |
Михаил С. |
Б |
Д |
Б |
Д |
Б |
Б |
10 |
Егор Е. |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Приложение 8
АНКЕТА - ОПРОСНИК для родителей
Ф.И.О., возраст ребенка ______________________________
Кто из родителей заполняет анкету? (мать, отец) ______________
Считаете ли Вы своего ребенка
эмоциональным? (да, нет, не могу сказать)
______________________________
Почему? ______________________________
Как часто (редко, иногда, постоянно) Ваш ребенок испытывает:
Радость ______________________________
Печаль ______________________________
Гнев (злость) ______________________________
Страх ______________________________
Обиду ______________________________
Стыд (вину) ______________________________
Зависть ______________________________
Отвращение ______________________________
Презрение ______________________________
(отметить каждую эмоцию)
5. Как Вы думаете, что (ситуация, конкретный человек, конкретный предмет, музыка, картина, литературное произведение) чаще всего является причиной появления у вашего ребенка следующих эмоций:
Радость ______________________________
Печаль ______________________________
Гнев (злость) ______________________________
Страх ______________________________
Обиду ______________________________
Стыд (вину) ______________________________
Зависть ______________________________
Отвращение ______________________________
Презрение ______________________________
(отметить каждую эмоцию)
6. Если Вашего ребенка что-либо беспокоит, стараетесь ли вы исправить ситуацию? (всегда, иногда, никогда) ________________________
7. Считаете ли Вы лицо
Вашего ребенка выразительным? (да,
нет, не могу сказать) ______________________________
8. Может ли Ваш ребенок
заплакать или засмеяться, сопереживая
вам, другим людям, литературным
или телевизионным персонажам? (да,
нет, не могу сказать) ______________________________
9. Ваш ребенок похож
на Вас в выражении своих
чувств и эмоций? (да, нет, не могу
сказать) ______________________________
10. Рассказываете ли Вы ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми? (часто, по ситуации, если спрашивает, редко, никогда) _____
11. Как Вы думаете, в чем выражается любовь Вашего ребенка к Вам? (поведение, слова, зависимость, не знаю, не проявляется) _________________
Таблица оценки ответов
№ вопроса |
Ответы |
Баллы |
3 |
Да Нет Не могу сказать |
1 1 0 |
4 |
7 – 9 строк заполнено 3 – 7 строк заполнено 1 – 3 строк заполнено 9 строк не заполнено |
3 2 1 0 |
5 |
7 – 9 строк заполнено 3 – 7 строк заполнено 1 – 3 строк заполнено 9 строк не заполнено |
3 2 1 0 |
6 |
Всегда Иногда Никогда |
2 1 0 |
7 |
Да Нет Не могу сказать |
1 1 0 |
8 |
Да Нет Не могу сказать |
1 1 0 |
9 |
Да Нет Не могу сказать |
1 1 0 |
10 |
Часто По ситуации Если спрашивает Редко Никогда |
4 3 2 1 0 |
11 |
Поведение Слова Зависимость Не знаю Не проявляется |
1 1 1 0 - 1 |
Приложение 9
Музыкально-дидактическая игра «Разноцветные кубики» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Закреплять умение различать в музыкальных произведениях его части, вступление и заключение; строение песен, количество куплетов.
Дидактический материал: Восемь кубиков (сторона 5 см). Четыре стороны кубика окрашены в разные цвета (красный, синий, желтый, зелёный). На две стороны наносятся значки (небольшой прямоугольник и кружок), условно обозначающие музыкальное вступление и заключение.
Методика применения:
Определения частей музыки или количества куплетов в песне. Педагог исполняет пьесу, состоящую из трех частей, где первая и третья повторяются, а вторая – контрастна по характеру.
При повторном исполнении пьесы дети выкладывают кубики так, чтобы у первого и третьего кубика верхние стороны были одинаковые по цвету, у второго другого цвета. Педагог может исполнять песню, тогда каждый куплет обозначается разными цветами, а повторяющийся припев песни обозначается одним цветом кубика.
Затем, дети учатся различать не только части музыки, но и музыкальное вступление, заключение.
Сначала они также определяют части, или количество куплетов и припевов, выкладывая их с помощью кубиков, а затем при повторном прослушивании пьесы или песни определяют, есть ли в ней вступление и заключение. Если есть музыкальное вступление, то перед кубиками, обозначающими части, дети кладут кубик, на верхней стороне которого изображен прямоугольник; если есть музыкальное заключение, то последний кладут кубик, на верхней стороне которого изображен кружок.
Приложение 10
Игра «Научим матрешек танцевать»
Цель: учить детей в соответствии с ритмом: подбирать карточки, обозначающие долгие и короткие звуки, воспроизводить заданный ритм; придумывать свой ритмический вариант.
Ход игры: в игре принимает участие группа или подгруппа детей. У педагога или ребенка (ведущего) в руках большая матрешка, у остальных - маленькие.
Ведущий: большая матрешка учит танцевать маленьких. (Отстукивает несложный ритмический рисунок.)
Пусть маленькие матрешки потанцуют в этом ритме. (Матрешки танцуют сначала по очереди, потом все вместе.)
А теперь поиграем по-другому. Каждая маленькая матрешка уже научилась танцевать и придумала свой танец. Вам надо его «записать», т. е. выложить из карточек-лото и прислать большой матрешке, чтобы она проверила, правильно ли вы его записали, красивый ли получился ганец. Давайте будем внимательно слушать каждого, помогать и вместе проверять. Молодцы!