Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:12, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Развитие музыкальной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………. 6
1.2 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость ребенка»... 11
1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…. 15
2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-игровой
деятельности ………………………………………………………………… 23
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………..……………………………….. 23
2.2. Разработка серии музыкально-игровой деятельности
направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей……………………………………………………………………….. 43
2.3. Обобщение результатов исследования…………………………………. 48
Заключение………………………………………………………………….. 59
Список использованной литературы……………………………………62
Рисунок 2.9. Количественные результаты диагностического задания «Кто с кем дружит» (контрольный эксперимент)
У детей экспериментальной группы улучшился достаточный уровень на 20%, в то же время, недостаточный уровень не проявился. А у детей контрольной группы показатели остались на прежнем уровне.
Диагностическое задание 4 «Подружки», музыка Т. Ломовой
Цель: Выявить способность воспроизведения детьми музыкальных образов в движении.
Количественные результаты диагностического задания представлены в таблице 2.15 (Приложение 20).
Таблица 2.15 – Количественные результаты диагностического задания «Подружки»
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Достаточный |
4 |
40 |
2 |
20 |
Близкий к достаточному |
5 |
50 |
6 |
60 |
Недостаточный |
1 |
10 |
2 |
20 |
Рисунок 2.10. Количественные результаты диагностического задания «Подружки» (контрольный эксперимент)
У детей экспериментальной группы улучшился достаточный уровень на 20%, в то же время, недостаточный уровень составил 10%, вместо 30%. А у детей контрольной группы показатели остались на прежнем уровне.
Диагностическое задание 5 «Укрась музыку»
Цель: определить развитие музыкально-слуховых представлений у детей старшего дошкольного возраста. Игра применяется для развития музыкального творчества. Прием оркестровки способствует дифференцировке восприятия - выделению наиболее ярких выразительных средств, побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку.
Количественные результаты диагностического задания представлены в таблице 2.16. (Приложение 21).
Таблица 2.16 – Количественные результаты диагностического задания «Укрась музыку»
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Достаточный |
4 |
40 |
2 |
20 |
Близкий к достаточному |
6 |
60 |
7 |
70 |
Недостаточный |
0 |
0 |
1 |
10 |
Рисунок 2.11. Количественные результаты диагностического задания «Укрась музыку» (контрольный эксперимент)
У детей экспериментальной группы улучшился достаточный уровень на 20%, в то же время, недостаточный уровень не проявился. А у детей контрольной группы показатели остались на прежнем уровне.
По результатам диагностики мы распределили всех детей по уровням развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности (таблица 2.17), таблицы сравнительных результатов представлены в Приложение 22.
Таблица 2.17 – Уровни развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Достаточный |
4 |
40 |
1 |
10 |
Близкий к достаточному |
6 |
60 |
9 |
90 |
Недостаточный |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количественные результаты уровней развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности контрольного этапа эксперимента также представлены в виде гистограммы (Рисунок 2.12).
Рисунок 2.12. Общие количественные результаты (контрольный эксперимент)
Динамика развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности на констатирующем и контрольном этапе в экспериментальной и контрольной группе представлена в таблице 2.18 и на рисунке 2.13.
Таблица 2.18 – Динамика развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности на констатирующем и контрольном этапе в экспериментальной и контрольной группе
Уровни |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент | ||||||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||||||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Достаточный |
2 |
20 |
4 |
40 |
1 |
10 |
1 |
10 |
Близкий к достаточному |
6 |
60 |
6 |
60 |
9 |
90 |
9 |
90 |
Недостаточный |
2 |
20 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Рисунок 2.13 – Динамика развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности на констатирующем и контрольном этапе в экспериментальной и контрольной группе
Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что достаточный уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности в экспериментальной группе был выявлен у 4 детей, что составляет 40%, недостаточный уровень не выявлен, близкий к достаточному показали 6 детей – 60%. В контрольной группе показатели остались прежними, достаточный уровень выявлен у 1 ребенка (10%), недостаточный уровень не выявлен, а близкий к достаточному показали 90% детей.
Таким образом, проведенная нами работа по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности позволила улучшить показатели экспериментальной группы и мы имеем: 2 (20%) ребенка экспериментальной группы перешли с недостаточного уровня на близкий к достаточному, а 2 (20%) ребенка с близкого к достаточному уровню перешли на достаточный.
Изучив на контрольном этапе «Особенности эмоционального взаимодействия родителей с детьми» получили следующие данные:
Высокая степень участия – 7 родителей (70%).
Средняя степень участия – 2 родителя (20%).
Низкая степень участия – 0
По результатам повторного анкетирования мы видим, что высокую степень участия в эмоциональном развитии ребенка показали 70% родителей, что на 20% больше, чем на констатирующем этапе, среднюю степень участия – 20% родителей, данный показатель снизился, т.к. многие родители стали больше уделять внимание развитию эмоциональной отзывчивости у своих детей, низкую степень участия, на данном этапе, не выявили.
Таким образом, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности, прошла успешно.
Разработав и внедрив серию музыкально-игровой деятельности, мы практически подтвердили объективность выдвинутой нами гипотезы.
Выводы по II главе
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что достаточный уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности в экспериментальной группе был выявлен у 2 детей, что составляет 20%, на недостаточном уровне находится 2 ребенка 20% всех испытуемых, близкий к достаточному показали 6 детей – 60%. Это говорит нам о том, что эти дети имеют в большинстве своем эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям не достаточно развитую, у них нет желания к знакомству с музыкальными произведениями и нет желания заниматься музыкально-игровой деятельностью. В контрольной группе, достаточный уровень выявлен у 1 ребенка (10%), недостаточный уровень не выявлен, а близкий к достаточному показали 90% детей.
Результаты контрольного эксперимента показали, что достаточный уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности в экспериментальной группе был выявлен у 4 детей, что составляет 40%, недостаточный уровень не выявлен, близкий к достаточному показали 6 детей – 60%. В контрольной группе показатели остались прежними, достаточный уровень выявлен у 1 ребенка (10%), недостаточный уровень не выявлен, а близкий к достаточному показали 90% детей.
Проведенная нами работа по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности позволила улучшить показатели экспериментальной группы и мы имеем: 2 (20%) ребенка экспериментальной группы перешли с недостаточного уровня на близкий к достаточному, а 2 (20%) ребенка с близкого к достаточному уровню перешли на достаточный.
По результатам повторного анкетирования родителей на контрольном этапе мы видим, что высокую степень участия в эмоциональном развитии ребенка показали 70% родителей, что на 20% больше, чем на констатирующем этапе, среднюю степень участия – 20% родителей, данный показатель снизился, т.к. многие родители стали больше уделять внимание развитию эмоциональной отзывчивости у своих детей, низкую степень участия, на данном этапе, не выявили.
Таким образом, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности, прошла успешно.
Заключение
Таким образом, проанализировав весь материал, можно считать проделанную работу результативной. Разработана серия музыкально-игровой деятельности направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей младшего дошкольного возраста.
В работе нами исследована одна из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогической теории и практики – развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на музыку посредством музыкально-игровой деятельности.
Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку было и остаётся одной из актуальных задач музыкального воспитания.
Согласование музыкально-игровой деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с малышами новых подходов и форм музыкально-игровой деятельности позволило реализовать эмоциональный компонент образования. Такая работа сопровождалась изменениями в развитии и эмоциональном поведении детей и в целом отмечается положительная динамика развития ребенка.
Эмоциональная отзывчивость старших дошкольника на музыку – это качество личности, которое проявляется в способности к эстетическому переживанию; в экспрессивном выражении эмоций; в творческом восприятии музыки.
Эмоциональность выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям, сердце становится восприимчивым к доброму слову поучения, совету, напутствию.
Изучение, анализ теоретических вопросов проблемы, организация и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили положение выдвинутой нами гипотезы, согласно которой процесс развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности будет эффективным при следующих условиях:
1. Создание эмоциональной атмосферы для проявления эмоциональной отзывчивости на музыкально-игровую деятельность;
2. Создание музыкально-игровых ситуаций, включающих творческие задания для проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста;
3. Систематическое использование музыкально-игровой деятельности, влияющей на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Принимая во внимание вышесказанное, можно правильно и целенаправленно организовать развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.
Использование подобранных нами методик поэтапного развития эмоциональной отзывчивости после проведения формирующего этапа эксприментальной работы был достаточный уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности в экспериментальной группе был выявлен у 2 детей, что составляет 20%, на недостаточном уровне находится 2 ребенка 20% всех испытуемых, близкий к достаточному показали 6 детей – 60%. Это говорит нам о том, что эти дети имеют в большинстве своем эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям не достаточно развитую, у них нет желания к знакомству с музыкальными произведениями и нет желания заниматься музыкально-игровой деятельностью. В контрольной группе, достаточный уровень выявлен у 1 ребенка (10%), недостаточный уровень не выявлен, а близкий к достаточному показали 90% детей.
Результаты контрольного эксперимента показали, что достаточный уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности в экспериментальной группе был выявлен у 4 детей, что составляет 40%, недостаточный уровень не выявлен, близкий к достаточному показали 6 детей – 60%. В контрольной группе показатели остались прежними, достаточный уровень выявлен у 1 ребенка (10%), недостаточный уровень не выявлен, а близкий к достаточному показали 90% детей.