Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста по

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Развитие музыкальной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………. 6
1.2 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость ребенка»... 11
1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…. 15
2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-игровой
деятельности ………………………………………………………………… 23
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………..……………………………….. 23
2.2. Разработка серии музыкально-игровой деятельности
направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей……………………………………………………………………….. 43
2.3. Обобщение результатов исследования…………………………………. 48
Заключение………………………………………………………………….. 59
Список использованной литературы……………………………………62

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 277.47 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 2.9. Количественные результаты диагностического задания «Кто с кем дружит» (контрольный эксперимент)

У детей экспериментальной группы улучшился достаточный уровень на 20%, в то же время, недостаточный уровень не проявился. А у детей контрольной группы показатели остались на прежнем уровне.

 

Диагностическое задание 4 «Подружки», музыка Т. Ломовой

 

Цель: Выявить способность воспроизведения детьми музыкальных образов в движении.

Количественные результаты диагностического задания представлены в таблице 2.15 (Приложение 20).

Таблица 2.15 – Количественные результаты диагностического задания «Подружки»

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Достаточный

4

40

2

20

Близкий к достаточному

5

50

6

60

Недостаточный

1

10

2

20


 

 

Рисунок 2.10. Количественные результаты диагностического задания «Подружки» (контрольный эксперимент)

 

У детей экспериментальной группы улучшился достаточный уровень на 20%, в то же время, недостаточный уровень составил 10%, вместо 30%. А у детей контрольной группы показатели остались на прежнем уровне.

 

 

Диагностическое задание 5 «Укрась музыку»

 

Цель:  определить развитие музыкально-слуховых представлений у детей старшего дошкольного возраста. Игра применяется для развития музыкального творчества. Прием оркестровки способствует дифференцировке восприятия - выделению наиболее ярких выразительных средств, побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку.

Количественные результаты диагностического задания представлены в таблице 2.16. (Приложение 21).

Таблица 2.16 – Количественные результаты диагностического задания «Укрась музыку»

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Достаточный

4

40

2

20

Близкий к достаточному

6

60

7

70

Недостаточный

0

0

1

10


 

Рисунок 2.11. Количественные результаты диагностического задания «Укрась музыку» (контрольный эксперимент)

 

У детей экспериментальной группы улучшился достаточный уровень на 20%, в то же время, недостаточный уровень не проявился. А у детей контрольной группы показатели остались на прежнем уровне.

По результатам диагностики мы распределили всех детей по уровням развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности (таблица 2.17), таблицы сравнительных результатов представлены в Приложение 22.

Таблица 2.17 – Уровни развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Достаточный

4

40

1

10

Близкий к достаточному

6

60

9

90

Недостаточный

0

0

0

0


 

Количественные результаты уровней развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности контрольного этапа эксперимента также представлены в виде гистограммы (Рисунок 2.12).

 

Рисунок 2.12. Общие количественные результаты (контрольный эксперимент)

Динамика развития эмоциональной отзывчивости на музыку  у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности на констатирующем и контрольном этапе в экспериментальной и контрольной группе представлена в таблице 2.18 и на рисунке 2.13.

 

Таблица 2.18 – Динамика развития эмоциональной отзывчивости на музыку  у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности на констатирующем и контрольном этапе в экспериментальной и контрольной группе

Уровни

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Достаточный

2

20

4

40

1

10

1

10

Близкий к достаточному

6

60

6

60

9

90

9

90

Недостаточный

2

20

0

0

0

0

0

0


 

Рисунок 2.13 – Динамика развития эмоциональной отзывчивости на музыку  у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности на констатирующем и контрольном этапе в экспериментальной и контрольной группе

Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что достаточный уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности в экспериментальной группе был выявлен у 4 детей, что составляет 40%, недостаточный уровень не выявлен, близкий к достаточному показали 6 детей – 60%. В контрольной группе показатели остались прежними, достаточный уровень выявлен у 1 ребенка (10%), недостаточный уровень не выявлен, а близкий к достаточному показали 90% детей.

Таким образом, проведенная нами работа по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку  у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности позволила улучшить показатели экспериментальной группы и мы имеем: 2 (20%) ребенка экспериментальной группы перешли с недостаточного уровня на близкий к достаточному, а 2 (20%) ребенка с близкого к достаточному уровню  перешли на достаточный.

Изучив на контрольном этапе «Особенности эмоционального взаимодействия родителей с детьми» получили следующие данные:

Высокая степень участия – 7 родителей (70%).

Средняя степень участия – 2 родителя (20%).

Низкая степень участия – 0

По результатам повторного анкетирования мы видим, что высокую степень участия в эмоциональном развитии ребенка показали 70% родителей, что на 20% больше, чем на констатирующем этапе, среднюю степень участия – 20% родителей, данный показатель снизился,  т.к. многие родители стали больше уделять внимание развитию эмоциональной отзывчивости у своих детей, низкую степень участия, на данном этапе, не выявили.

Таким образом, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку  у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности, прошла успешно.

Разработав и внедрив серию музыкально-игровой деятельности, мы практически подтвердили объективность выдвинутой нами гипотезы.

 

Выводы по II главе

 

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что достаточный уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности в экспериментальной группе был выявлен у 2 детей, что составляет 20%, на недостаточном уровне находится 2 ребенка 20% всех испытуемых, близкий к достаточному показали 6 детей – 60%. Это говорит нам о том, что эти дети имеют в большинстве своем эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям не достаточно развитую, у них нет желания к знакомству с музыкальными произведениями и нет желания заниматься музыкально-игровой деятельностью. В контрольной группе, достаточный уровень выявлен у 1 ребенка (10%), недостаточный уровень не выявлен, а близкий к достаточному показали 90% детей.

Результаты контрольного эксперимента показали, что достаточный уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности в экспериментальной группе был выявлен у 4 детей, что составляет 40%, недостаточный уровень не выявлен, близкий к достаточному показали 6 детей – 60%. В контрольной группе показатели остались прежними, достаточный уровень выявлен у 1 ребенка (10%), недостаточный уровень не выявлен, а близкий к достаточному показали 90% детей.

Проведенная нами работа по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку  у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности позволила улучшить показатели экспериментальной группы и мы имеем: 2 (20%) ребенка экспериментальной группы перешли с недостаточного уровня на близкий к достаточному, а 2 (20%) ребенка с близкого к достаточному уровню  перешли на достаточный.

По результатам повторного анкетирования родителей на контрольном этапе мы видим, что высокую степень участия в эмоциональном развитии ребенка показали 70% родителей, что на 20% больше, чем на констатирующем этапе, среднюю степень участия – 20% родителей, данный показатель снизился,  т.к. многие родители стали больше уделять внимание развитию эмоциональной отзывчивости у своих детей, низкую степень участия, на данном этапе, не выявили.

Таким образом, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку  у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности, прошла успешно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, проанализировав весь материал, можно считать проделанную работу результативной. Разработана серия музыкально-игровой деятельности направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей младшего дошкольного возраста.

В работе нами исследована одна из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогической теории и практики – развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на музыку посредством музыкально-игровой деятельности.

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку было и остаётся одной из актуальных задач музыкального воспитания.

Согласование музыкально-игровой деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с малышами новых подходов и форм музыкально-игровой деятельности позволило реализовать эмоциональный компонент образования. Такая работа сопровождалась изменениями в развитии и эмоциональном поведении детей и в целом отмечается положительная динамика развития ребенка.

Эмоциональная отзывчивость старших дошкольника на музыку – это качество личности, которое проявляется в способности к эстетическому переживанию; в экспрессивном выражении эмоций; в творческом восприятии музыки.

Эмоциональность выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям, сердце становится восприимчивым к доброму слову поучения, совету, напутствию.

Изучение, анализ теоретических вопросов проблемы, организация и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили положение выдвинутой нами гипотезы, согласно которой процесс развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности будет эффективным при следующих условиях:

1. Создание эмоциональной атмосферы для проявления эмоциональной отзывчивости на музыкально-игровую деятельность;

2. Создание музыкально-игровых ситуаций, включающих творческие задания для проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста;

3. Систематическое использование музыкально-игровой деятельности, влияющей на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Принимая во внимание вышесказанное, можно правильно и целенаправленно организовать развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.

Использование подобранных нами методик поэтапного развития эмоциональной отзывчивости после проведения формирующего этапа эксприментальной работы был достаточный уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности в экспериментальной группе был выявлен у 2 детей, что составляет 20%, на недостаточном уровне находится 2 ребенка 20% всех испытуемых, близкий к достаточному показали 6 детей – 60%. Это говорит нам о том, что эти дети имеют в большинстве своем эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям не достаточно развитую, у них нет желания к знакомству с музыкальными произведениями и нет желания заниматься музыкально-игровой деятельностью. В контрольной группе, достаточный уровень выявлен у 1 ребенка (10%), недостаточный уровень не выявлен, а близкий к достаточному показали 90% детей.

Результаты контрольного эксперимента показали, что достаточный уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности в экспериментальной группе был выявлен у 4 детей, что составляет 40%, недостаточный уровень не выявлен, близкий к достаточному показали 6 детей – 60%. В контрольной группе показатели остались прежними, достаточный уровень выявлен у 1 ребенка (10%), недостаточный уровень не выявлен, а близкий к достаточному показали 90% детей.

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста по