Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:12, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Развитие музыкальной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………. 6
1.2 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость ребенка»... 11
1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…. 15
2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-игровой
деятельности ………………………………………………………………… 23
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………..……………………………….. 23
2.2. Разработка серии музыкально-игровой деятельности
направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей……………………………………………………………………….. 43
2.3. Обобщение результатов исследования…………………………………. 48
Заключение………………………………………………………………….. 59
Список использованной литературы……………………………………62
Тема |
Цель |
Форма |
Развитие сосредоточенности внимания | ||
«Разноцветные кубики» (Приложение 9) |
Закреплять умение различать в музыкальных произведениях его части, вступление и заключение; строение песен, количество куплетов |
Музыкально-дидактическая игра |
Развитие продолжительность восприятия | ||
Игра «Научим матрешек танцевать» (Приложение 10) |
Учить детей в соответствии с ритмом: подбирать карточки, обозначающие долгие и короткие звуки, воспроизводить заданный ритм; придумывать свой ритмический вариант. |
Музыкально-ритмическая игра |
Продолжение таблицы 2.10
Развитие двигательной активность | ||
Игра «Будь ловким» (Приложение 11) |
Научить детей в процессе музыкально-ритмической игры двигаться в соответствии с музыкой легкого, подвижного характера, отмечая движением акценты музыки; менять движения с изменением характера музыки, переходя от приседания к легкому бегу, а затем к быстрому нахождению свободного места. |
Музыкально-ритмическая игра |
Игра «Приглашение» (украинская народная песня в обработке М. Раухвергера) (Приложение 12) |
Учить детей двигаться в соответствии со спокойным характером музыки запева и быстрым характером музыки припева: выразительно, задорно начинать движения припева. |
Музыкально-ритмическая игра |
«Уточка» (Приложение 13) |
учить детей двигаться в соответствии с музыкой легкого, подвижного характера, передавая в движении содержание текста и мелодии песни, используя при этом спокойную ходьбу по кругу, держась за руки; в заключение песни играть на «дудочках». |
Музыкально-ритмическая игра хоровод |
Развитие действия с детскими музыкальными инструментами и игрушками, их согласованность с характером и ритмом музыки | ||
Игра «Как у наших у ворот» |
Развить у детей музыкально-слуховые представления; учить детей в соответствии с ритмом петь и играть на музыкальных инструментах. |
Музыкальная игра |
Игра «Музыкальный ежик» (модифицированный вариант игр Е.И.Юдиной) (Приложение 14) |
воспроизведение ребенком ритмического рисунка с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен). |
Музыкальная игра-викторина |
Развитие желания ребенка слушать музыку | ||
«Часики» на музыку В. Гаврилина (из цикла «Зарисовки» для фортепиано в 4 руки) (Приложение 15) |
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста при эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения. |
Игра-фантазия |
Продолжение таблицы 2.10
«Балет невылупившихся
птенцов» на музыку М.П. Мусоргского
(из сюиты «Картинки с (Приложение 16) |
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на песню шуточного характера, учить петь выразительно, естественным голосом. |
Игра-фантазия |
Рассмотрим особенности проведения музыкальной игры с детьми экспериментальной группы.
Рассмотрим особенности проведения музыкальной игры «Как у наших у ворот»
Цель: развить у детей музыкально-слуховые представления; учить детей в соответствии с ритмом петь и играть на музыкальных инструментах.
Мероприятия:
1. Инсценировка русской народной песни «Как у наших у ворот»
Методические рекомендации: Музыкальное сопровождение-оркестр детских музыкальных инструментов.
Воспитатель раздает детям роли: Мухи, Комара, Стрекозы и Муравья, а так костюмы персонажей.
В роли Комара у нас выступал Степа А., он так же исполнял роль дирижера оркестра (в левой руке он держит скрипку, в правой - смычок, который служит дирижерской палочкой). Оркестр разместили в левом углу зала у центральной стены. Расписные ворота – в правом углу. Хор расположили у центральной стены между оркестром и воротами.
Оркестр исполнял музыку одного куплета – это вступление. Муха (Марьяна С.) выходит из ворот и останавливается, скрестив руки на груди.
1.Как у наших у ворот
Муха песенки поет. (Поет хор)
Ай, люли, вот поет. 2 раза (Поет Муха.)
2. Комар музыку ведет,
Стрекоза плясать идет.
Ай, люли, вот идет.
Комар имитирует игру на скрипке, Стрекоза (Диана Г.) выходит из ворот плясовым шагом (переменным или пружинящим). Из ворот выходит и останавливает Муравей (Вадим С.).
3.Стрекоза плясать идет,
Муравья с собой зовет,
Ай, люли, вот зовет. 2 раза
(Стрекоза машет рукой Муравью.)
4. Муравейка, милый мой, (Стрекоза поет одна.)
Попляши-ка ты со мной (Поют все дети, а Муравей от-
Ай, люли, ты со мной. Отказывается, покачивая головой.)
Ай, люли, ты со мной.
5, Уж я рад бы поплясать, (Поет Муравей в медленном
Да устал я – мне не встать, темпе, присаживаясь на корточки.)
Ай, люли, мне не встать 2 раза
Повторяется мелодия без слов. Все дети хлопают в ладоши, а Муха, Комар, Стрекоза и Муравей весело пляшут, как хочет и умеет.
Закончив, проводим инсценировку русской народной песни «Где был, Иванушка?»
Роли: Иванушка (Семен В.), 3 девочки (Марьяна С., Софья А., Диана Г.), мальчики-гармонисты (Ваня С., Ваня И., Илья И.).
Каждый участник получает русские костюмы для мальчиков и девочек. В руках у Иванушки – корзина, с надувными игрушками: курочкой, уточкой, барашком, коровушкой.
Пружинящим шагом выходят дети. Первым идет Иванушка, за ним парами идут дети: сначала два гармониста, за ними девочки. Дети выстраиваются полукругом.
Где был, Иванушка? (Поют девочки, чуть наклонившись, и заглядывая Иванушке в глаза. Одновременно девочки разводят руки в стороны). На ярмарке. (Поет Иванушка. Девочки, выпрямляясь, ставят кулачки на пояс). Кто купил, Иванушка? (Поют девочки, движения такие же, как и на первую строку). Курочку. (Поет Иванушка, показывая курочку. Девочки опять выпрямляются, ставят кулачки на пояс).
Припев:
Курочка по сеничкам (Девочки стучат ложками четвертыми долями. Зернышки клюет. гармонисты «играют» на гармошках. Иванушка любуется собой, выставив правую ногу на пятку, покачивая носком правой ноги вправо-влево) большие пальцы рук заложены на пояс. Иванушка (Поют девочки, одновременно разводя руки в стороны); В горенке (ставят кулачки на пояс); Песенки (разводят руки в стороны); Поет (ставят кулачки на пояс).
Музыка припева повторяется Иванушка пружинящим шагом идет по кругу, широк раскрыв руки в стороны. Возвратившись на свое место с окончанием последней музыкальной фразы, Иванушка делает энергичный притоп одновременно поднимая руки в стороны - верх. Эту проходку Иванушка выполняет либо с корзинкой в руке, либо оставив её на полу.
Девочки стучат ложками. 16 раз. (Четвертными долями.)
В запевах второго, третьего и четвертого куплетов повторяются движения запева первого куплета.
Уточка по лужице, (Девочки делают скользящие Лужице плывет, движения ложкой по ложке). А барашек в садике (Дети стучат ложками, держа Травушку жует, их вертикально). Коровушка деткам (стучат ложками то справа, то Молочко дает слева от себя).
Музыкальный проигрыш для проходки Иванушки звучит всегда после слов: «Иванушка в горенке песенки поет».
Весело и интересно была проведена музыкальная игра «Как у наших у ворот». Дети с удовольствием участвовали в инсценировках, пели, танцевали, играли на ложках. Остальные музыкальные игры прошли в таком же направлении. Дети остались очень довольны.
Таким образом, наша формирующая работа была завершена. О ее эффективности можно судить после проведения повторного обследования детей экспериментальной и контрольной групп и сравнительного анализа результатов.
2.3. Обобщение результатов
Контрольный эксперимент мы проводили, так же как и констатирующий пять дней с использованием тех же методик.
Сначала мы изучили особенности игровых интересов детей старшего дошкольного возраста. Результаты наблюдения за музыкально-игровой деятельностью детей старшей группы представлены в Таблице 2.11.
Таблица 2.11 - Результаты наблюдения за музыкально-игровой деятельностью детей старшей группы
Виды игр |
Количество играющих детей (экспериментальная группа) |
Подвижные «Весёлые дудочки»; «Музыкальные молоточки». |
8 детей (80%) |
Хороводные «Петушок-курочка-цыпленок»; «Ручеек»; «Березка» |
6 детей (60%) |
Настольные «Кто самый внимательный»; «Угадай, на чем играю?»; «Музыкальный магазин»; «Музыкальное лото» |
8 детей (80%) |
Таким образом, мы видим, что после проведения формирующего эксперимента дети стали чаще играть в музыкальные игры, подвижные игры остались фаворитами, их предпочитают 80% детей, но и в настольные игры играет, так же, 80% детей, количество детей играющих в хороводные игры выросло до 60% детей экспериментальной группы.
Затем провели исследование эмоциональной отзывчивости по тем же методикам, что и в параграфе 2.1.
Диагностическое задание 1. «Музыкальный салон»
Цель: определить желание ребенка слушать музыку, предпочтения при выборе музыкальных произведений.
Количественные результаты диагностического задания представлены в таблице 2.12 (Приложение 17).
Таблица 2.12 – Количественные результаты диагностического задания «Музыкальный салон»
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Достаточный |
4 |
40 |
2 |
20 |
Близкий к достаточному |
6 |
60 |
7 |
70 |
Недостаточный |
0 |
0 |
1 |
10 |
Рисунок 2.7. Количественные результаты диагностического задания «Музыкальный салон» (контрольный эксперимент)
У детей экспериментальной
группы улучшился достаточный
уровень на 20%, в то же время,
недостаточный уровень не
Диагностическое задание 2. «Разноцветная музыка»
Цель: определить степень эмоциональной отзывчивости на пейзажную лирику и эмоциональной соотнесенности интонационной и цветовой окраски.
Количественные результаты диагностического задания представлены в таблице 2.13 (Приложение 18).
Таблица 2.13 – Количественные результаты диагностического задания «Разноцветная музыка»
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Достаточный |
4 |
40 |
2 |
20 |
Близкий к достаточному |
5 |
50 |
6 |
60 |
Недостаточный |
1 |
10 |
2 |
20 |
Рисунок 2.8. Количественные результаты диагностического задания «Разноцветная музыка» (контрольный эксперимент)
У детей экспериментальной группы улучшился достаточный уровень на 20%, в то же время, недостаточный уровень составил 10%, вместо 30%. А у детей контрольной группы показатели остались на прежнем уровне.
Диагностическое задание 3 «Кто с кем дружит»
Цель: выявить способность соединять разные средства искусства на основе эмоционального проникновения и эмоциональной отзывчивости.
Результаты исследования мы занесли в таблицу (Приложение 19).
Количественные результаты диагностического задания представлены в таблице 2.14.
Таблица 2.14 – Количественные результаты диагностического задания «Кто с кем дружит»
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Достаточный |
4 |
40 |
2 |
20 |
Близкий к достаточному |
6 |
60 |
7 |
70 |
Недостаточный |
0 |
0 |
1 |
10 |