Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:12, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Развитие музыкальной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………. 6
1.2 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость ребенка»... 11
1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…. 15
2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-игровой
деятельности ………………………………………………………………… 23
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………..……………………………….. 23
2.2. Разработка серии музыкально-игровой деятельности
направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей……………………………………………………………………….. 43
2.3. Обобщение результатов исследования…………………………………. 48
Заключение………………………………………………………………….. 59
Список использованной литературы……………………………………62
Приложение 11
Игра «Будь ловким» (муз. Н. Ладухина)
Музыкальное произведение к данной игре характеризуется легкостью и подвижностью. Перед педагогом стоит цель: научить детей в процессе игры двигаться в соответствии с музыкой легкого, подвижного характера, отмечая движением акценты музыки; менять движения с изменением характера музыки, переходя от приседания к легкому бегу, а затем к быстрому нахождению свободного места.
Намечается определенная последовательность освоения этой игры.
1-е занятие. Слушание музыки. Привлечь внимание детей к различному характеру музыки первого и второго предложения.
2-е занятие. Сидя на стульях, отмечать изменение музыки движениями рук: первое предложение — руки «показались», руки «спрятались» (на каждый такт); второе предложение — руки «танцуют».
3-е занятие. Все спрятались
за стулья (стулья стоят по
кругу). На каждый такт дети
прячутся или поднимаются из-
4-е занятие. Те же движения, но в центре находится водящий. Когда дети прячутся за стулья, он делает вид, что ищет их, и поднимается из-за стула. И наоборот: когда он присядет, дети встают.
5-е занятие. То же, что
и на 4-ом занятии, но дети занимают
места (незаметно для них
В этом музыкальном произведении есть средства музыкальной выразительности, которые дети должны отчетливо воспринять, чтобы затем передать в движении (несколько различный характер двух
предложений, быстрый темп, неразрывное звучание, акценты). И в движениях есть моменты, требующие определенного обучения (точное приседание и вставание на музыкальные фразы, различные движения у водящего и у остальных детей). Вот почему детей к игре надо подвести постепенно. Намеченная последовательность занятий помогает детям хорошо освоить игру и овладеть умениями выполнять движения в соответствии с музыкой. Вот другой пример разучивания игры.
Приложение 12
Танец «Приглашение» (украинская народная песня в обработке М. Раухвергера)
Цель: учить детей двигаться в соответствии со спокойным характером музыки запева и быстрым характером музыки припева: выразительно, задорно начинать движения припева.
1-е занятие. Слушание музыку «Гречаныки». Различать характер музыки запева и припева. Показ движений припева.
2-е занятие. Повторение движений припева. Показ движений запева воспитателем и повторение их детьми.
3-е занятие. Выполнять движения в соответствии с различным характером музыки и запева, и припева.
4-е занятие. Точно с
музыкой начинать и
Приложение 13
Хоровод «Уточка» (песня «Веселая дудочка», муз. М. Красева)
Цель: учить детей двигаться в соответствии с музыкой легкого, подвижного характера, передавая в движении содержание текста и мелодии песни, используя при этом спокойную ходьбу по кругу, держась за руки; в заключение песни играть на «дудочках».
Последовательность занятий
1-е занятие. Слушание песни, беседа. Музыкальное заключение песни дети сопровождают игрой на «дудочках».
2-е занятие. Повторное слушание песни. Ходьба по кругу всех детей; музыкальное заключение песни — дети «играют» на «дудочках», и до конца песни движение повторяется. При вторичном исполнении песня поется без сопровождения; музыкальное заключение, которое является вариацией части мелодии песни, исполняется, как эта мелодия. Роль «утки» исполняет воспитатель.
3-е занятие. Воспитатель
исполняет песню без
II вариант (дополненный)
Дети делятся на пастушков с дудочками (мальчики) и уточек (девочки). Добавляется:
1) вводная часть — выход пастушков с дудочками: они идут, поют мелодию без слов и строятся в круг;
2) заключительная часть — игра: выходит «птичница», кормит уточек, затем пугает их: «Лиса!» Уточки убегают в кружок, который образуют пастушки. «Птичница» зовет: «Утя-утя!..» Игра продолжается 2-3 раза.
4-е занятие. Дополнение к хороводу вводной части.
5-е занятие. Игра целиком.
Приложение 14
Игра «Музыкальный ежик» (модифицированный вариант игр Е.И.Юдиной)
Цель: воспроизведение ребенком ритмического рисунка с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен).
Ход игры
Воспитатель. Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабане? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру приходилось! Послушайте, как он изобразил такого ежика (читает стихотворение):
С барабаном ходит ежик.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами...
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И об землю ударялись:
Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум-бум-бум!
Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру. Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками. Делать мы это должны одновременно, ведь у ежика был всего один барабан. Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бум-бум-бум» будем исполнять три удара двумя палочками - правой, левой, правой, вот так. (Дети под чтение педагогом стихотворения выполняют соответствующие движения.)
А теперь поиграем по-другому. Отметьте в стихах место, где «ночью яблоки срывались» - как это можно озвучить, иначе ведь, когда яблоки падают, их звук не похож на удар барабана? (Дети предлагают озвучить падение яблок мягкими хлопками; бубном и т.п. Игра повторяется с музыкальным оформлением.)
- Молодцы! А теперь посмотрим на этого ежика (показывает картинку или игрушку).
Приложение 15
Игра-фантазия на музыку В. Гаврилина «Часики» (из цикла «Зарисовки» для фортепиано в 4 руки)
Цель: Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста при эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.
Задачи:
1. Обогащение представлений
2. Активизация детской фантазии.
3. Развитие танцевального
4. Развитие самостоятельной
5. Развитие интереса к
Атрибуты: качественная аудиозапись музыкальной пьесы «Часики» из альбома В. Гаврилина «Зарисовки» (в исполнении Н. Новик и Р. Хараджаняна), магнитофон, часы разных моделей (настенные, ручные мужские и женские, карманные, часы-кулон, часы-кольцо, игрушечные часики, секундомер и др.), картины с крупным изображением разнообразных старинных часов (каминные, напольные, настенные, часы с кукушкой, часы на башнях и др.).
Ход игры: во время тихого часа воспитатель организует в группе лавку часового мастера Тик-Така, в которой собраны самые разные часы. Старинные часы заменят репродукции или увеличенные фотографии. В роли часовщика может выступить один из воспитателей или музыкальный руководитель.
Воспитатель. Давайте, ребятки, поскорее проснемся, приведем себя в порядок, подкрепимся и будем собираться в увлекательное путешествие, в гости к старому мастеру Тик-Таку. Он нас давно уже ждет.
Посмотрим, куда мы с вами попали, в какой удивительный магазин, сколько в нем разных часов! Кто мне скажет, зачем нам с вами нужны часы? А у кого есть дома часы? Расскажи, какие у тебя часы. А есть у кого-нибудь часы, похожие на часы из лавки Тик-Така? Интересно, а где же сам хозяин такого богатства?
Тик - Так. Здравствуйте, дети, будьте здоровы, берегите время! Меня зовут Тик-Так. Догадались, почему? А вас как зовут? Тебя? И тебя? (Обращается к каждому ребенку.) Попробуйте произнести свое имя в такт моим любимым часам: тик-так, тик-так Та-ня, Ди-ма, Ле-на, Ри-та... А теперь представьте, что вы - часики, такие красивые, звонкие... Маятник покачивается, и вы покачивайтесь: ровненько, спинки прямые, красивые. Молодцы, замечательно получилось! Мои часы могут многому вас научить.
Давайте поиграем в такую игру: я буду рассказывать вам историю моих часов, а вы попробуете угадать, про какие именно часы я говорю. Согласны? Начнем (кратко и понятно, выделяя самые существенные детали, описывает некоторые из часов). Молодцы, почти все угадали. Но хватит, я больше рассказывать не хочу, обычно в это время я слушаю музыку и вас приглашаю на маленький концерт. Но концерт этот с секретом, ведь музыка моя тоже про мои любимые часы. Давайте послушаем ее и подберем к ней часы из моей лавки. (Дети рассаживаются, звучит музыка.)
Как вам кажется, ребята, про какие часы эта музыка? Покажите. Почему ты так решил? А ты?
А я никак не могу отгадать, что-то не получается. Давайте послушаем еще раз. (Обращается к ребенку, который не смог ответить с первого раза.) А ты теперь как думаешь, какие часы похожи на эту музыку? Почему ты так считаешь? Интересный выбор.
А мне кажется, что таких часов здесь нет, хотя у меня есть целая коллекция! Но оказывается, я ошибался (расстроен, плачет).
Воспитатель. Ребята, мы должны успокоить Тик-Така, помочь ему, он ведь так расстроился! Как же нам помочь ему? А давайте-ка сами превратимся в часы и представим, что часики, которые он не может найти, это каждый из нас. Тогда у Тик-Така будет большой выбор и он обрадуется, станет снова веселым. Я сейчас включу музыку, а вы, слушая, придумывайте, какие часики вы будете изображать, стрелочки в них должны ходить в такт, четко, под настроение музыки, да и сами часики должны быть непростыми, а волшебными.
(Дети под музыку создают
Если дети не готовы к пантомимическим импровизациям, можно предложить им, используя лекала, нарисовать часы, украсить их любым орнаментом, который они самостоятельно придумают, слушая музыку.
Воспитатель. Пожалуйста, замрите и помните, что вы сейчас часы, а не мальчики и девочки, и находитесь в лавке Тик-Така.
Тик-так (удивленно). Вот же они, эти замечательные часы из моей музыки!!! И эти похожи, и эти, и это снова они!!! Как много часиков появилось, вот что значит волшебная сила музыки!
Такие прекрасные часики, может быть, они оживут и станцуют танец, и я потанцую вместе с ними. Часики, оживите и давайте танцевать под эту волшебную музыку! Не спеша, спокойно, уравновешенно.
(Танцевальная импровизация
Тик-так. Какая красота! В моей лавке так весело еще никогда не было. Спасибо вам, ребята, я сфотографировал часики, которые вы изображали и теперь сделаю выставку в своей лавке, буду слушать музыку и смотреть на фотографии, буду радоваться, вспоминать вас. Но время идет... Вам пора собираться домой, не теряйте свое время, до свидания, мои юные друзья!
Воспитатель. Как это хорошо - дарить радость людям, правда, дети? А какие вам понравились часики больше всего? А музыка вам понравилась? Кто угадал настроение часиков из музыки? Какое оно было? Почему ты так решил? А ты? Молодцы!
Теперь наведем порядок и будем собираться на прогулку, будем ждать, когда за вами придут ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. У них тоже есть часы, поэтому они приходят вовремя.
(В свободной деятельности
Приложение 16
Игра-фантазия на музыку М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»)
Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений. Задачи:
1. Обогащение представлений
2. Активизация детской фантазии и вербальных реакций (высказываний) детей по поводу музыки.
3. Развитие самостоятельной