Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста по

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Развитие музыкальной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………. 6
1.2 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость ребенка»... 11
1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…. 15
2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-игровой
деятельности ………………………………………………………………… 23
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………..……………………………….. 23
2.2. Разработка серии музыкально-игровой деятельности
направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей……………………………………………………………………….. 43
2.3. Обобщение результатов исследования…………………………………. 48
Заключение………………………………………………………………….. 59
Список использованной литературы……………………………………62

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 277.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 11

 

Игра  «Будь ловким»  (муз.  Н.  Ладухина)

Музыкальное произведение к данной игре характеризуется легкостью и подвижностью. Перед педагогом стоит цель: научить детей в процессе игры двигаться в соответствии с музыкой легкого, подвижного характера, отмечая движением акценты музыки; менять движения с изменением характера музыки, переходя от приседания к легкому бегу, а затем к быстрому нахождению свободного места.

Намечается определенная последовательность освоения этой игры.

1-е занятие. Слушание музыки. Привлечь внимание детей к  различному характеру музыки  первого и второго предложения.

2-е занятие. Сидя на стульях, отмечать изменение музыки движениями рук: первое предложение — руки «показались», руки «спрятались» (на каждый такт); второе предложение — руки «танцуют».

3-е занятие. Все спрятались  за стулья (стулья стоят по  кругу). На каждый такт дети  прячутся или поднимаются из-за  стульев. На второе предложение  все бегут по кругу; с окончанием  музыки занимают стулья.

4-е занятие. Те же движения, но в центре находится водящий. Когда дети прячутся за стулья, он делает вид, что ищет их, и поднимается из-за стула. И  наоборот: когда он присядет, дети  встают.

5-е занятие. То же, что  и на 4-ом занятии, но дети занимают  места (незаметно для них воспитатель  убирает стул, чтобы один ребенок  остался без места). Игра повторяется  полностью. Оставшийся без стула является водящим.

В этом музыкальном произведении есть средства музыкальной выразительности, которые дети должны отчетливо воспринять, чтобы затем передать в движении (несколько различный характер двух

предложений, быстрый темп, неразрывное звучание, акценты). И в движениях есть моменты, требующие определенного обучения (точное приседание и вставание на музыкальные фразы, различные движения у водящего и у остальных детей). Вот почему детей к игре надо подвести постепенно. Намеченная последовательность занятий помогает детям хорошо освоить игру и овладеть умениями выполнять движения в соответствии с музыкой. Вот другой пример разучивания игры.

 

 

 

 

Приложение 12

 

Танец «Приглашение» (украинская народная песня в обработке М.  Раухвергера)

 

Цель: учить детей двигаться в соответствии со спокойным характером музыки запева и быстрым характером музыки припева: выразительно, задорно начинать движения припева.

1-е занятие. Слушание музыку  «Гречаныки». Различать характер музыки запева и припева.  Показ движений припева.

2-е занятие. Повторение  движений припева. Показ движений  запева воспитателем и  повторение  их детьми.

3-е занятие. Выполнять  движения в соответствии с  различным характером музыки  и запева,  и припева.

4-е занятие. Точно с  музыкой начинать и заканчивать  движения.  Показ хорошо танцующей  пары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 13

 

Хоровод «Уточка» (песня «Веселая дудочка», муз. М. Красева)

Цель: учить детей двигаться в соответствии с музыкой легкого, подвижного характера, передавая в движении содержание текста и мелодии песни, используя при этом спокойную ходьбу по кругу, держась за руки; в заключение песни играть на «дудочках».

Последовательность занятий

1-е занятие. Слушание песни, беседа. Музыкальное заключение песни дети сопровождают игрой на  «дудочках».

2-е занятие. Повторное  слушание песни. Ходьба по кругу  всех детей;  музыкальное заключение  песни  — дети  «играют»  на  «дудочках»,  и до конца песни  движение повторяется.  При вторичном  исполнении песня поется без  сопровождения;  музыкальное заключение, которое является вариацией части мелодии песни, исполняется,  как эта мелодия.  Роль  «утки»  исполняет воспитатель.

3-е занятие. Воспитатель  исполняет песню без сопровождения Все дети по показу руководителя имитируют движения  «уточек»

II вариант (дополненный)

Дети делятся на пастушков с дудочками (мальчики) и уточек (девочки).  Добавляется:

1)  вводная часть —  выход пастушков с дудочками: они идут, поют мелодию без  слов и строятся в круг;

2)  заключительная   часть  — игра:  выходит  «птичница», кормит уточек, затем пугает их:   «Лиса!»  Уточки убегают в кружок, который образуют пастушки.   «Птичница»  зовет:   «Утя-утя!..» Игра продолжается  2-3 раза.

4-е занятие.  Дополнение  к хороводу вводной части.

5-е занятие.  Игра целиком.

 

 

 

 

 

 

Приложение 14

 

Игра «Музыкальный ежик» (модифицированный вариант игр Е.И.Юдиной)

 

Цель: воспроизведение ребенком ритмического рисунка с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен).

Ход игры

Воспитатель. Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабане? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру приходилось! Послушайте, как он изобразил такого ежика (читает стихотворение):

С барабаном ходит ежик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами...

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И об землю ударялись:

Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум-бум-бум!

 

Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру. Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками. Делать мы это должны одновременно, ведь у ежика был всего один барабан. Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бум-бум-бум» будем исполнять три удара двумя палочками - правой, левой, правой, вот так. (Дети под чтение педагогом стихотворения выполняют соответствующие движения.)

А теперь поиграем по-другому. Отметьте в стихах место, где «ночью яблоки срывались» - как это можно озвучить, иначе ведь, когда яблоки падают, их звук не похож на удар барабана? (Дети предлагают озвучить падение яблок мягкими хлопками; бубном и т.п. Игра повторяется с музыкальным оформлением.)

- Молодцы! А теперь посмотрим  на этого ежика (показывает картинку  или игрушку).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 15

 

Игра-фантазия на музыку В. Гаврилина «Часики» (из цикла «Зарисовки» для фортепиано в 4 руки)

 

Цель: Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста при эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.

Задачи:

1. Обогащение представлений детей  о времени, часовом механизме.

2. Активизация детской фантазии.

3. Развитие танцевального творчества  и импровизации в передаче  музыкального образа.

4. Развитие самостоятельной творческой  деятельности детей в процессе  слушания музыки.

5. Развитие интереса к музыкальному  искусству.

Атрибуты: качественная аудиозапись музыкальной пьесы «Часики» из альбома В. Гаврилина «Зарисовки» (в исполнении Н. Новик и Р. Хараджаняна), магнитофон, часы разных моделей (настенные, ручные мужские и женские, карманные, часы-кулон, часы-кольцо, игрушечные часики, секундомер и др.), картины с крупным изображением разнообразных старинных часов (каминные, напольные, настенные, часы с кукушкой, часы на башнях и др.).

Ход игры: во время тихого часа воспитатель организует в группе лавку часового мастера Тик-Така, в которой собраны самые разные часы. Старинные часы заменят репродукции или увеличенные фотографии. В роли часовщика может выступить один из воспитателей или музыкальный руководитель.

Воспитатель. Давайте, ребятки, поскорее проснемся, приведем себя в порядок, подкрепимся и будем собираться в увлекательное путешествие, в гости к старому мастеру Тик-Таку. Он нас давно уже ждет.

Посмотрим, куда мы с вами попали, в какой удивительный магазин, сколько в нем разных часов! Кто мне скажет, зачем нам с вами нужны часы? А у кого есть дома часы? Расскажи, какие у тебя часы. А есть у кого-нибудь часы, похожие на часы из лавки Тик-Така? Интересно, а где же сам хозяин такого богатства?

Тик - Так. Здравствуйте, дети, будьте здоровы, берегите время! Меня зовут Тик-Так. Догадались, почему? А вас как зовут? Тебя? И тебя? (Обращается к каждому ребенку.) Попробуйте произнести свое имя в такт моим любимым часам: тик-так, тик-так Та-ня, Ди-ма, Ле-на, Ри-та... А теперь представьте, что вы - часики, такие красивые, звонкие... Маятник покачивается, и вы покачивайтесь: ровненько, спинки прямые, красивые. Молодцы, замечательно получилось! Мои часы могут многому вас научить.

Давайте поиграем в такую игру: я буду рассказывать вам историю моих часов, а вы попробуете угадать, про какие именно часы я говорю. Согласны? Начнем (кратко и понятно, выделяя самые существенные детали, описывает некоторые из часов). Молодцы, почти все угадали. Но хватит, я больше рассказывать не хочу, обычно в это время я слушаю музыку и вас приглашаю на маленький концерт. Но концерт этот с секретом, ведь музыка моя тоже про мои любимые часы. Давайте послушаем ее и подберем к ней часы из моей лавки. (Дети рассаживаются, звучит музыка.)

Как вам кажется, ребята, про какие часы эта музыка? Покажите. Почему ты так решил? А ты?

А я никак не могу отгадать, что-то не получается. Давайте послушаем еще раз. (Обращается к ребенку, который не смог ответить с первого раза.) А ты теперь как думаешь, какие часы похожи на эту музыку? Почему ты так считаешь? Интересный выбор.

А мне кажется, что таких часов здесь нет, хотя у меня есть целая коллекция! Но оказывается, я ошибался (расстроен, плачет).

Воспитатель. Ребята, мы должны успокоить Тик-Така, помочь ему, он ведь так расстроился! Как же нам помочь ему? А давайте-ка сами превратимся в часы и представим, что часики, которые он не может найти, это каждый из нас. Тогда у Тик-Така будет большой выбор и он обрадуется, станет снова веселым. Я сейчас включу музыку, а вы, слушая, придумывайте, какие часики вы будете изображать, стрелочки в них должны ходить в такт, четко, под настроение музыки, да и сами часики должны быть непростыми, а волшебными.

(Дети под музыку создают пантомиму  «Часики».)

Если дети не готовы к пантомимическим импровизациям, можно предложить им, используя лекала, нарисовать часы, украсить их любым орнаментом, который они самостоятельно придумают, слушая музыку.

Воспитатель. Пожалуйста, замрите и помните, что вы сейчас часы, а не мальчики и девочки, и находитесь в лавке Тик-Така.

Тик-так (удивленно). Вот же они, эти замечательные часы из моей музыки!!! И эти похожи, и эти, и это снова они!!! Как много часиков появилось, вот что значит волшебная сила музыки!

Такие прекрасные часики, может быть, они оживут и станцуют танец, и я потанцую вместе с ними. Часики, оживите и давайте танцевать под эту волшебную музыку! Не спеша, спокойно, уравновешенно.

(Танцевальная импровизация под  музыку. Воспитатель и Тик-Так помогают детям участвовать в коллективном танце.)

Тик-так. Какая красота! В моей лавке так весело еще никогда не было. Спасибо вам, ребята, я сфотографировал часики, которые вы изображали и теперь сделаю выставку в своей лавке, буду слушать музыку и смотреть на фотографии, буду радоваться, вспоминать вас. Но время идет... Вам пора собираться домой, не теряйте свое время, до свидания, мои юные друзья!

Воспитатель. Как это хорошо - дарить радость людям, правда, дети? А какие вам понравились часики больше всего? А музыка вам понравилась? Кто угадал настроение часиков из музыки? Какое оно было? Почему ты так решил? А ты? Молодцы!

Теперь наведем порядок и будем собираться на прогулку, будем ждать, когда за вами придут ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. У них тоже есть часы, поэтому они приходят вовремя.

(В свободной деятельности детям  можно предложить нарисовать  часы, которые они только что  изображали, или предложить подгруппе  детей нарисовать танец часиков  на большом листе бумаги. Звуковым фоном может стать музыкальная зарисовка.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 16

 

Игра-фантазия на музыку М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»)

 

Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений. Задачи:

1. Обогащение представлений детей  о «птенцах» и «невылупившихся  птенцах».

2. Активизация детской фантазии  и вербальных реакций (высказываний) детей по поводу музыки.

3. Развитие самостоятельной творческой  деятельности дошкольников.

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста по