Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста по

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Развитие музыкальной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………. 6
1.2 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость ребенка»... 11
1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…. 15
2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-игровой
деятельности ………………………………………………………………… 23
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………..……………………………….. 23
2.2. Разработка серии музыкально-игровой деятельности
направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей……………………………………………………………………….. 43
2.3. Обобщение результатов исследования…………………………………. 48
Заключение………………………………………………………………….. 59
Список использованной литературы……………………………………62

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 277.47 Кб (Скачать файл)

Проведенная нами работа по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку  у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности позволила улучшить показатели экспериментальной группы и мы имеем: 2 (20%) ребенка экспериментальной группы перешли с недостаточного уровня на близкий к достаточному, а 2 (20%) ребенка с близкого к достаточному уровню  перешли на достаточный.

По результатам повторного анкетирования родителей на контрольном этапе мы видим, что высокую степень участия в эмоциональном развитии ребенка показали 70% родителей, что на 20% больше, чем на констатирующем этапе, среднюю степень участия – 20% родителей, данный показатель снизился,  т.к. многие родители стали больше уделять внимание развитию эмоциональной отзывчивости у своих детей, низкую степень участия, на данном этапе, не выявили.

Таким образом, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку  у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности, прошла успешно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки [Текст] /Т.А. Барышева .-Спб.: Питер, 2010.- 156 с.
  2. Беляева-Экземплярская, С.Н. О психологии восприятия музыки [Текст] /С.Н. Беляева-Экземплярская.- М.: Логос, 2011.-125 с.
  3. Берхин, Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений [Текст] / Н.Б. Берхин // Вопросы психолгии.-2011- № 4.- С. 155-160.
  4. Бечак, Б.А. Воспитание искусством [Текст] /Б.А. Бечак.- М.: АСТ, 2011. – 280 с.
  5. Веккер, Л.М. Восприятие и основы его моделирования [Текст] /Л.М. Веккер. –Спб.: Питер, 2010. - 194 с.
  6. Вендрова, Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой [Текст] / Т.Е. Вендрова, И.В. Писарева. -М.: ЮНИТИ, 2010.- 150 с.
  7. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Дана, 2010.-240с.
  8. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Логос, 2010.-270с.
  9. Восприятие музыки [Текст]/ Под ред. В.Н. Максимова. - М.: АСТ, 2011. - 256 с.
  10. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] /А.Г. Гогоберидзе. — М.: Академия, 2010. — 320с.
  11. Гофман, Э. Мысли о высоком значении музыки [Текст] / Э. Гофман // Иск-во в школе. -2010. -№2.- С.51-54.
  12. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников [Текст] /И.Л. Дзержинская.- М.: Логос, 2010.-160с.
  13. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] /Д.Б. Кабалевский. - М.: Инфра-М, 2010. - 204 с.
  14. Книга о музыке  [Текст] / Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. -М.: Академия, 2010. – 340 с.
  15. Кулаковский, Л.О. Восприятие музыки [Текст] /Л.О. Кулаковский // Дошкольная психология. – 2010.- № 5.-С. 53-55.
  16. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах [Текст] /Н.Г. Кононова.- М.: Логос, 2011.-159с.
  17. Левашова, Г.Я. Музыка и музыканты [Текст] /Г.Я. Левашова.- Спб: Нева, 2011. – 150 с
  18. Мой мир в диалоге искусств [Текст]. - Ставрополь: ИРО, 2011. - 208 с.
  19. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания [Текст]/ Сост. Л. Михеева. -Спб: Нева, 2010. - 340 с.
  20. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки [Текст] /Е.В. Назайкинский.- М.: Музыка, 2011. - 254 с.
  21. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е.В. Назайкинский. - М.: Логос, 2010. - 383 с.
  22. Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема [Текст] /В.Д. Остроменский.- Киев: Музична Украина, 2011. - 286 с.
  23. Петрушин, В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника [Текст] /В.И. Петрушин // Вопросы психологии.- 2010.- № 1.- С. 102-104.
  24. Петрова, В. Музыкальное занятие [Текст] / В. Петрова // Дошкольное воспитание.-2010.-№ 9.-С. 116-120.
  25. Полунина, В.Н. Искусство и дети [Текст] /В.Н. Полунина.- М.: АСТ, 2010. - 191 с.
  26. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания [Текст] / О.П. Радынова // Дошкольное воспитание.-2010.-№ 2.-С. 14-23.
  27. Радынова, О.П. Слушаем музыку [Текст] / О.П. Радынова.- М.: АСТ, 2010. - 158 с.
  28. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции [Текст] /С.Х. Раппопорт. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 168 с.
  29. Рыцарева, М.Г. Музыка и я [Текст] /М.Г. Рыцарева. -М.: Логос, 2010. - 367 с.
  30. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] /Б.М. Теплов. – М.:Академия, 2011.-379с.
  31. Теплов, Б.М. Психология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. – М.: Логос, 2010.-246с.
  32. Халабузарь, П. Методика музыкального воспитания [Текст] / П. Халабузарь, В. Попов, Н.Добровольская. – М.: АСТ, 2011.-282с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Список  детей

      №

Ф. И.

Экспериментальная группа

1.

Степан А.

2.

Роман В.

3.

Марьяна С.

4.

Вадим С.

5.

Иван С.

6.

Иван И.

7.

Семен В.

8.

Софья А.

9.

Илья И.

10.

Диана Г.

Контрольная группа

1.

Анна А.

2.

Татьяна А.

3.

Сергей Ю.

4.

Дарья Е.

5.

Константин Р.

6.

Никита А.

7.

Артём Г.

8.

Дарья Д.

9.

Михаил С.

10.

Егор Е.


 

 

 

Приложение 2

Диагностическое задание 1 «Музыкальный салон»

 

      №

Ф. И.

 

1 предмет

 

2 предмет

 

3 предмет

Общее количество баллов

Уровень

Экспериментальная группа

 

1.

Степан А.

2

3

2

7

Б

2.

Роман В.

1

3

1

5

Н

3.

Марьяна С.

3

2

2

7

Б

4.

Вадим С.

3

2

3

8

Д

5.

Иван С.

3

3

3

9

Д

6.

Иван И.

2

2

3

7

Б

7.

Семен В.

3

2

2

7

Б

8.

Софья А.

1

2

1

4

Н

9.

Илья И.

1

2

3

6

Б

10.

Диана Г.

2

2

2

6

Б

Контрольная группа

 

1.

Анна А.

3

3

2

8

Д

2.

Татьяна А.

2

2

1

5

Н

3.

Сергей Ю.

2

2

2

6

Б

4.

Дарья Е.

3

2

2

7

Б

5.

Константин Р.

2

3

3

8

Д

6.

Никита А.

2

2

2

6

Б

7.

Артём Г. 

3

2

2

7

Б

8.

Дарья Д.

2

2

2

6

Б

9.

Михаил С. 

2

2

2

6

Б

10.

Егор Е.

3

2

2

7

Б


 

Приложение 3

 

Методика 2 «Разноцветная музыка»

 

Ф. И.

Ответ (в баллах)

Уровень

Экспериментальная группа

1.

Степан А.

2

Б

2.

Роман В.

1

Н

3.

Марьяна С.

2

Б

4.

Вадим С.

2

Б

5.

Иван С.

3

Д

6.

Иван И.

1

Н

7.

Семен В.

2

Б

8.

Софья А.

1

Н

9.

Илья И.

3

Д

10.

Диана Г.

2

Б

Контрольная группа

11.

Анна А.

3

Д

12.

Татьяна А.

2

Б

13.

Сергей Ю.

2

Б

14.

Дарья Е.

1

Н

15.

Константин Р.

2

Б

16.

Никита А.

1

Н

17.

Артём Г.

2

Б

18.

Дарья Д.

2

Б

19.

Михаил С.

3

Д

20.

Егор Е.

2

Б


 

 

Приложение 4

Диагностическое задание 3 «Кто с кем дружит»

 

 

Ф. И.

 

Вариант «а»

 

Вариант «б»

 

Вариант «в»

общее количество баллов

Уровни

Экспериментальная группа

 

1.

Степан А.

3

3

2

8

Б

2.

Роман В.

2

2

3

7

Б

3.

Марьяна С.

2

3

1

6

Н

4.

Вадим С.

3

1

3

7

Б

5.

Иван С.

3

3

3

9

Д

6.

Иван И.

2

3

3

8

Б

7.

Семен В.

2

3

2

7

Б

8.

Софья А.

2

2

2

6

Н

9.

Илья И.

3

3

3

9

Д

10.

Диана Г.

3

2

3

8

Б

Контрольная группа

 

11.

Анна А.

3

3

3

9

Д

12.

Татьяна А.

3

2

2

7

Б

13.

Сергей Ю.

3

3

3

9

Д

14.

Дарья Е.

2

3

3

8

Б

15.

Константин Р.

1

3

3

7

Б

16.

Никита А.

3

2

3

8

Б

17.

Артём Г.

2

3

3

8

Б

18.

Дарья Д.

1

2

3

6

Н

19.

Михаил С.

1

3

3

7

Б

20.

Егор Е.

3

3

3

7

Б


Приложение 5

 

Методика 4 «Подружки»

 

Ф. И.

Ответ (в баллах)

Уровень

Экспериментальная группа

1.

Степан А.

2

Б

2.

Роман В.

1

Н

3.

Марьяна С.

2

Б

4.

Вадим С.

2

Б

5.

Иван С.

3

Д

6.

Иван И.

1

Н

7.

Семен В.

2

Б

8.

Софья А.

1

Н

9.

Илья И.

3

Д

10.

Диана Г.

2

Б

Контрольная группа

11.

Анна А.

3

Д

12.

Татьяна А.

2

Б

13.

Сергей Ю.

2

Б

14.

Дарья Е.

1

Н

15.

Константин Р.

2

Б

16.

Никита А.

1

Н

17.

Артём Г.

2

Б

18.

Дарья Д.

2

Б

19.

Михаил С.

3

Д

20.

Егор Е.

2

Б

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста по