Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста по

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Развитие музыкальной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………. 6
1.2 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость ребенка»... 11
1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…. 15
2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-игровой
деятельности ………………………………………………………………… 23
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………..……………………………….. 23
2.2. Разработка серии музыкально-игровой деятельности
направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей……………………………………………………………………….. 43
2.3. Обобщение результатов исследования…………………………………. 48
Заключение………………………………………………………………….. 59
Список использованной литературы……………………………………62

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 277.47 Кб (Скачать файл)

Недостаточный уровень (6 баллов и ниже) - ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого; не может аргументировать свой выбор; на поставленные вопросы отвечает затруднительно, а если и отвечает, то в основном неверно.

Количественные результаты диагностического задания представлены в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 – Количественные результаты диагностического задания «Кто с кем дружит»

 

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Достаточный

2

20

2

20

Близкий к достаточному

6

60

7

70

Недостаточный

2

20

1

10


 

Рисунок 2.3. Количественные результаты диагностического задания «Кто с кем дружит» (констатирующий эксперимент)

В общем, можно сказать, что дети справились с данным заданием. Они поняли суть задания. У кого-то это получилось лучше, у кого-то хуже. Можно выделить Ваню С. Его ответы были интересными и  правильно обоснованными. В то время как Никита А. не справился с предложенным заданием.

 

Диагностическое задание 4 «Подружки», музыка Т. Ломовой

 

Цель: Выявить способность воспроизведения детьми музыкальных образов в движении.

Содержание:  пошли подружки в поле погулять, а там цветов красивых видимо-невидимо. Как зеленый ковер, трава расстилается, под теплым ветерком цветы головками кивают. Стали девочки цветы собирать - красный мак, белую ромашку, синие васильки, лиловые колокольчики, розовую кашку. Нарвали большие букеты и начали плести венки. Надели венки на голову - собой любуются. Притопнули каблучком и заплясали. Довольные прогулкой, пошли девочки обратно домой.

Инструкция: «Послушай и реши, какие разные части можно выделить в данном музыкальном произведении и подбери под каждую часть свой танец. Результаты исследования мы занесли в таблицу (Приложение 5).

Критерии оценки результатов:

Достаточный уровень (3 балла) - ребенок самостоятельно соединяет выделяет части музыкального произведения, на основе эмоционального проникновения и эмоциональной отзывчивости, и предлагает к каждой части свои ритмические движения (свой танец); аргументирует свой выбор; соотносит выбранное музыкальное произведение с движением; имеет представления о характерных признаках музыкального произведений; без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Близкий к достаточному уровень (2 балла) -  ребенок выполняет задание с помощью взрослого, допускает незначительное замешательство при выборе; не всегда аргументирует свой выбор; на поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы дает слишком короткие; движения выполняются довольно точно и выразительно, но нет творческой активности в создании музыкально-двигательных образов.

Недостаточный уровень (1 балл) - ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого; не может аргументировать свой выбор; на поставленные вопросы отвечает затруднительно, а если и отвечает, то в основном неверно; не умеет технически точно, легко и выразительно выполнить танцевальные и имитационные движения.

Количественные результаты диагностического задания представлены в таблице 2.7.

Таблица 2.7 – Количественные результаты диагностического задания «Подружки»

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Достаточный

2

20

2

20

Близкий к достаточному

5

50

6

60

Недостаточный

3

30

2

20


 

Рисунок 2.4. Количественные результаты диагностического задания «Подружки» (констатирующий эксперимент)

 

Музыкальное произведение, которое мы предложили детям эмоционально насыщено. Музыка представляет собой 3-частную форму, предполагающую действия: 1 часть - прогулка, сбор цветов, плетение венков, 2 часть - веселый перепляс и 3 часть - ходьба.

 С данным задание справились многие дети. Можно отметить, например, Ивана С., который правильно определил музыкальные части произведения и все изобразил в танце. Но не все дети справились так же хорошо, как и Ваня. Например, Никита А. сказал, что не видит  никаких частей в произведении и отказался танцевать.

 

Диагностическое задание 5 «Укрась музыку»

 

Цель:  определить развитие музыкально-слуховых представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Игра применяется для развития музыкального творчества. Прием оркестровки способствует дифференцировке восприятия - выделению наиболее ярких выразительных средств, побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку.

Игровой материал: Магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П. И. Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).

Ход: Дошкольники слушают сначала все произведение, определяя его ритм, настроение. Затем, по просьбе взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.

В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество - украсить звучание. Например, где-то можно украсить мелодию звучанием колокольчика, металлофона, ударом в барабан или бубен.

В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения, подключают воображение, проявляют творчество. В процессе этой игры развиваются: навык игры на музыкальных инструментах, чувство ритма, музыкально-слуховые представления, воображение, исполнительские и творческие способности.

Критерии оценки деятельности детей:

Достаточный уровень (3 балла) – ребёнок точно воспроизводит рисунок песни, контролирует собственные действия, контролирует собственные действия;

Близкий к достаточному уровень (2 балла) – ребёнок воспроизводит рисунок песни с небольшими ошибками;

Не достаточный уровень (1 балл) – неверно воспроизводит рисунок песни.

Количественные результаты диагностического задания представлены в таблице 2.8. (Приложение 6).

 

Таблица 2.8 – Количественные результаты диагностического задания «Укрась музыку»

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Достаточный

2

20

2

20

Близкий к достаточному

6

60

7

70

Недостаточный

2

20

1

10


 

 

Рисунок 2.5. Количественные результаты

диагностического задания «Укрась музыку» (констатирующий эксперимент)

 

Отличились, как и в первых двух методиках: Вадим С. и Иван С. в экспериментальной группе и Аня А. и Костя Р. в контрольной группе. Они точно воспроизводили рисунок песни. Плохой показатель в экспериментальной группе у Ромы В. и Сони А., в контрольной группе – у Тани А. Как она не старалась у нее не выходило правильно воспроизвести окончание песни. 

По результатам диагностики мы распределили всех детей по уровням развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности (таблица 2.9), таблицы сравнительных результатов представлены в Приложение 7.

Таблица 2.9 – Уровни развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Достаточный

2

20

1

10

Близкий к достаточному

6

60

9

90

Недостаточный

2

20

--

-


Количественные результаты уровней развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности констатирующего этапа эксперимента также представлены в виде гистограммы (Рисунок 2.6).

 

 

Рисунок 2.6. Общие количественные результаты (констатирующий эксперимент)

Опытно – экспериментальная работа велась в двух направлениях: как детьми, так и с родителями.

Анкета - опросник «Особенности эмоционального взаимодействия родителей с детьми» (Приложение 8). Одному из родителей выдавался бланк с вопросами. На каждый вопрос по желанию они отвечали в краткой или развёрнутой форме.

Количественный анализ полученных ответов осуществляется по двум направлениям: - степень участия родителей в эмоциональном развитии ребенка;

- особенности детско-родительских отношений на эмоциональном уровне.

Высокая степень участия – 5 родителей (50%).

Средняя степень участия – 3 родителя (30%).

Низкая степень участия – 2 родителя (20%).

По результатам анкетирования мы видим, что высокую степень участия в эмоциональном развитии ребенка показали 50% родителей, среднюю степень участия – 30% родителей, низкую степень участия – 20% родителей. Качественный анализ опросника показал, что причинами эмоциональности своих детей родители считают: наследственность, много энергии, подвижный темперамент, «живчик». Экспрессивные выражения детей достаточно хорошо показывают настроение ребенка, считают родители и только 2 человека не смогли ответить на этот вопрос. Наличие у ребенка знаний и представлений о чувствах, эмоциях родители ориентируются в основном по ситуации. Специальных бесед о чувствах и эмоциях родители не ведут.

 Результаты анкеты  показывают, что родители участвуют  в развитии эмоциональной отзывчивости  у своих детей в основном  ситуативно, обращая внимание на поведение и экспрессивные выражения.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что достаточный уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности в экспериментальной группе был выявлен у 2 детей, что составляет 20%, на недостаточном уровне находится 2 ребенка 20% всех испытуемых, близкий к достаточному показали 6 детей – 60%. Это говорит нам о том, что эти дети имеют в большинстве своем эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям не достаточно развитую, у них нет желания к знакомству с музыкальными произведениями и нет желания заниматься музыкально-игровой деятельностью. В контрольной группе, достаточный уровень выявлен у 1 ребенка (10%), недостаточный уровень не выявлен, а близкий к достаточному показали 90% детей.

Эти результаты доказывают необходимость проведения формирующего эксперимента именно в экспериментальной группе, так как в ней показатели ниже.

 

2.2. Разработка серии музыкально-игровой деятельности направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста

 

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности. Был разработан комплекс музыкально-игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста направленных на развитие эмоциональной отзывчивости.

Таблица 2.10 - Комплекс различных видов музыкально-игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста направленных на развитие эмоциональной отзывчивости

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста по