Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста по

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Развитие музыкальной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………. 6
1.2 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость ребенка»... 11
1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…. 15
2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-игровой
деятельности ………………………………………………………………… 23
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………..……………………………….. 23
2.2. Разработка серии музыкально-игровой деятельности
направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей……………………………………………………………………….. 43
2.3. Обобщение результатов исследования…………………………………. 48
Заключение………………………………………………………………….. 59
Список использованной литературы……………………………………62

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 277.47 Кб (Скачать файл)

В  научных  исследованиях  исходный  уровень  проявления  эмоциональной отзывчивости  связывается  с  чувствительностью  и  впечатлительностью,  элементарной эмоциональной  реакцией  человека.  В  музыкальной  педагогике  он  соотносится  с избирательной  восприимчивостью  ребенка  к  музыке,  выражающейся  в  предпочтении музыкальных звуков по сравнению с немузыкальными. Высокий  уровень эмоциональной отзывчивости связан с «умными эмоциями» (Л. С. Выготский), имеющими эстетическое и духовно-нравственное  содержание.  Объективной  характеристикой  эмоциональной отзывчивости  на  музыку  являются  эмоциональный  отклик,  наличие  сопереживания, осознание  выразительности  музыкальных  интонаций  (понимание  музыкальной  речи)  и внешне  выраженное  эмоционально-оценочное  отношение  к  музыке,  проявляющееся  в музыкальных предпочтениях.

 

1.2 Характеристика  понятия «эмоциональная отзывчивость  ребенка»

 

Дошкольный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, наша задача развить эмоциональную сферу ребенка. Эмоциональная отзывчивость — одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому и всему живому, что нас окружает.

 

Эмоциональная отзывчивость дошкольников понимается как:

— умение откликаться на события, явления;

— способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;

— эмоциональный отклик на боль другого человека или другого живого существа.

К раскрытию проблемы эмоциональной отзывчивости мы подходим через рассмотрение следующих понятий: эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, эмоциональное развитие.

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.

Эмоциональная отзывчивость — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Эмоциональное развитие образования включает две стороны:

— собственно-эмоциональное развитие;

— опосредованно-эмоциональное развитие.

Собственно-эмоциональное развитие — это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Собственно-эмоциональное развитие включает: развитие эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; развитие эмпатии; формирование представлений о многообразии человеческих эмоций; формирование словаря эмоциональной лексики.

Опосредованно-эмоциональное развитие — это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом. Данная сторона эмоционального компонента образования может быть отнесена скорее к направлению коррекционной работы и должна включать, прежде всего, поддержку и расширение опыта адекватного реагирования на те, или иные эмоциональные ситуации. Опосредованно-эмоциональная сторона направлена на обогащение отношения детей к процессу познания и деятельности в целом.

В формировании эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребенка.

В дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций, ребенку трудно скрыть радость, огорчение, удивление, подавить страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства. Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая, отвечать адекватными чувствами. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность [8, с.46].

Знакомство детей с эмоциями осуществляется в дошкольном учреждении как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на НОД по ОО «Музыка» с музыкальным руководителем, где дети эмоционально активны во  время  звучания  музыки, проявляют  эмоции, адекватные  музыкальному настроению,  двигательные реакции  и  вокальные проявления  соответствущие характеру  и  ритму  звучащей музыки;  действия  с музыкальными  игрушками  и инструментами  возникают как  эмоциональный  отклик на  музыку  без  побуждения взрослого,  игра  ребенка ритмична,  выразительна, соответствует  характеру произведения; дети выражают готовность  слушать  музыку, проявляя  инициативу,  сами просят  повторить  или послушать  другие музыкальные произведения.

Таким образом, на НОД по ОО «Музыка» дети переживают эмоциональные состояния и вербализуют свои переживания.

 

1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

 

Развитие  эмоциональной  отзывчивости  у  детей  связано  с  активизацией  процессов уподобления  звучанию  музыкальным  интонациям  на  основе  действенно-практического вчуствования  и  эмоционально-оценочного  (личностного)  сопереживания  содержания музыки.  Развитие  эмоциональной  отзывчивости  в  младшем  дошкольном  возрасте  ведет  к появлению  эмоционально-оценочного  отношения  с  недостаточно  осознаваемыми  ребенком проявлениями,  а  в  старшем  дошкольном  возрасте  –  к  более  опосредованному  процессами мышления  эмоционально-ценностному  отношению  к  музыке,  в  связи  с  которым отзывчивость  и  проявляется  как  личностное  качество  детей.  Ценностный  подход  к процессу развития эмоциональной отзывчивости обусловлен содержанием музыкального воспитания  дошкольников,  предполагающим  ориентацию  на  положительное эмоционально-оценочное  отношение  к  высокохудожественным  музыкальным произведениям.

В ряде исследований последних лет (О. П. Радынова, Е. В. Боякова, И. В. Груздова, С. А. Фадеева)  показана  возможность  развития  эмоционаяльной отзывчивости у детей  старшего дошкольного возраста  в  условиях  организации  музыкально-игровой деятельности.  Исследователи  отмечают,  что  при  создании  музыкально-игровой деятельности  и  определенном  педагогическом  руководстве  старшие дошкольники  способны  эмоционально  откликаться  на  произведения  музыкального искусства и адекватно воспринимать их художественное содержание.

Отталкиваясь  от  идеи  о  том,  что  музыкальная  игра  выступает  естественным процессом вхождения ребенка в культуру и важным фактором формирования ценностного отношения  к  музыкальному  искусству,  более  логично  ее  рассматривать  как полифункциональную  творческую  деятельность,  основным  содержанием  которой выступают элементы музыкальной культуры. В музыкальных играх они опредмечиваются такими  сферами  музыкального  пространства,  как  мелодия,  гармония,  ритм,  интонация, музыкальные образы произведений и др.

В  силу  возрастных  особенностей  музыкального  развития  первые  музыкальные игры  детей  строятся  на  основе  механизма  уподобления (А. В. Запорожец)  и  эмоционально-двигательного  моделирования  содержания  музыки  с помощью  постепенно  усложняющихся  ориентировочных  действий  по  обследованию музыкальной ткани произведения. Для того чтобы понятие музыки на первоначальном этапе  состоялось  как  эмоциональное  переживание,  необходимо  процессуальное развертывание  эмоционального  содержания  художественного  образа  во  внешнем импровизационном движении. Это происходит по типу уподобления, т. е. эмоционально-двигательного  «подстраивания»  к  звучащей  музыке  при  поддержке  эмоционального воображения. Такой процесс является способом воссоздания музыкального переживания на  психофизиологическом  уровне.  Двигательное  развертывание  активизирует  моторное звено  восприятия,  которое  непосредственно  выполняет  функцию  преобразования услышанного в эмоционально-музыкальное переживание [4, с. 85].

Закон  уподобления  наиболее  эффективно  реализуется  посредством  музыкальной игры (Б. М. Неменский). Музыкально-игровые уподобления – это творческая деятельность по  ориентировке  в  способах  выражения  музыкальной  мысли,  свидетельствующая  об активной  позиции  участников  музыкальной  игры.  Игровая  деятельность  требует внутренней  и  внешней  эмоциональной  активности,  сосредоточенности  внимания  на интонациях музыкального произведения, сопровождается «подлаживанием» и подбором игровых  действий,  соответствующих  характеру  и  содержанию  музыки.  Вслушиваясь  в музыкальные  интонации,  ребенок  отражает  характер  музыкального  образа  в  форме эмоционально-двигательной активности, следуя при этом логике развития музыкального произведения. О. П. Радынова  [4, с. 96]  отмечает,  что  двигательное,  словесное,  интонационное, темброво-инструментальное  и  другие  виды  уподоблений  музыке  способствуют индивидуальной подстройке психики ребенка к звучанию,  нахождению «эмоционального унисона»  и  являются  способом  выявления  и  выражения  смысла  музыкальной  речи, различения средств музыкальной выразительности, меняющихся в каждый миг звучания музыки.

Специалисты выделяют следующие виды музыкально-игровой деятельности: игры-поручения, игры с узнаванием мелодии, игры с загадыванием и отгадыванием, сюжетно-ролевые дидактические игры. В науке еще нет единого мнения, чем же в действительности является дидактическая игра: средством, формой, методом или видом деятельности.

В музыкально-игровой деятельности имеется три вида музыкальных игр, которые по разному воздействуют на эмоциональную сферу ребенка:

1 вид - это игры и игровые  комплексы, раскрывающие выразительные  особенности музыкального языка, вызывают у ребенка интерес, положительное  отношение к музыкальному искусству, детской музыкальной деятельности, игр этого вида, ощущение значимости  своего «Я»; изменение статуса  педагога из руководителя в  равноправного участника игрового  действия, заинтересованного в достижении  общего успеха игры, способствуя  установлению доверительных отношений  между педагогом и ребенком.

2 вид - музыкальные игры, ориентирующие ребенка на накопление ярких музыкально-образных впечатлений, нового опыта музыкального исполнения, способов творческого самовыражения, общения; меняя позицию ребенка из «того, кого ведут», на «того, кто ведет», и в положительном смысле личность в целом.

3 вид - музыкальные игры, на основе которых можно стимулировать и развивать различные виды самостоятельного музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста, гармонизации их самооценки, эмоционального состояния, межличностных отношений в группе сверстников.

Н. А. Ветлугин выделила три типа музыкальных игр - подвижные, хороводные и настольные. Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями. Результатом  развития  эмоциональной  отзывчивости  во время игры становится  единство внутреннего  сопереживания  и  внешне  выраженного  ценностного  отношения  ребенка  к произведениям  музыкального  искусства.

Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню М. Красева «Осень». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, как эхо».

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста по