Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:12, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Развитие музыкальной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………. 6
1.2 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость ребенка»... 11
1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…. 15
2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-игровой
деятельности ………………………………………………………………… 23
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………..……………………………….. 23
2.2. Разработка серии музыкально-игровой деятельности
направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей……………………………………………………………………….. 43
2.3. Обобщение результатов исследования…………………………………. 48
Заключение………………………………………………………………….. 59
Список использованной литературы……………………………………62
4) действия с детскими музыкальными инструментами и игрушками, их согласованность с характером и ритмом музыки;
5) желание ребенка слушать музыку.
На основании выделенных критериев были разработаны возрастные показатели уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыкально-игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста (Таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Уровни, критерии и показатели развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности
Уровни |
Критерии |
Показатели |
Достаточный |
сосредоточенность внимания |
Дошкольник с вниманием слушает музыку, проявляет заинтересованное отношение к содержанию музыкального образа |
продолжительность восприятия |
Дошкольник способен активно воспринимать более длительные по звучанию музыкальные произведения. | |
двигательная активность |
Во время слушания демонстрирует выразительность и разнообразие эмоционально окрашенных ритмопластических, образных и танцевальных движений, мелкой моторики, вокализаций, мимических уподоблений, интонирования фрагментов мелодии и др. Прочно владеют всеми техническими навыками и приемами. Проявляют творческое отношение к исполнению плясок, хороводов, игр и упражнений. | |
действия с детскими музыкальными инструментами и игрушками, их согласованность с характером и ритмом музыки |
Действия с музыкальными инструментами и игрушками соответствуют содержанию музыкального образа, отличаются оригинальностью, вариативностью, носят художественно завершенный характер. | |
желание ребенка слушать музыку |
Ребенок проявляет инициативу в слушании музыки, эмоционально заинтересован в общении со взрослым по поводу музыкальных впечатлений, у него есть любимые музыкальные произведения | |
Близкий к достаточному |
сосредоточенность внимания |
Сосредоточенность внимания во время звучания музыкального произведения возникает при эмоциональной поддержке взрослого. |
продолжительность восприятия |
Продолжительность восприятия связана с наличием ярких стимулов, ребенок не до конца дослушивает произведения самостоятельно. | |
двигательная активность |
Отсутствуют инициативные творческие действия; эмоционально-двигательные проявления, такие как пантомимика, вокализации, танцевальные, образные движения и т. п., носят схематичный, однообразный характер, выразительность и художественная оформленность появляются при поддержке и по подражанию взрослому. Движения выполняются довольно точно и выразительно, но нет творческой активности в создании музыкально-двигательных образов. | |
действия с детскими музыкальными инструментами и игрушками, их согласованность с характером и ритмом музыки |
Действия с музыкальными инструментами и игрушками вызывают интерес, но не отличаются оригинальностью исполнения инструментовки. | |
желание ребенка слушать музыку |
Ребенок не проявляет самостоятельности в желании слушать музыку, при этом не отказывается от общения со взрослым, делится впечатлениями о прослушанном, называет понравившиеся произведения. | |
Недостаточный |
сосредоточенность внимания |
Ребенок неохотно откликается на эмоциональные стимулы взрослого по активизации восприятия музыкальных произведений. Не проявляет интереса к содержанию музыкального образа. |
продолжительность восприятия |
Сосредоточенность внимания и продолжительность восприятия носят неустойчивый характер. | |
двигательная активность |
Эмоционально-двигательная активность отсутствует или появляется по подражанию действиям взрослого. Во время двигательной активности в процессе восприятия музыки ребенок эмоционально индифферентен, ровно, спокойно относится к музыкально-творческим действиям взрослого. Не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить танцевальные и имитационные движения | |
действия с детскими музыкальными инструментами и игрушками, их согласованность с характером и ритмом музыки |
В игре на инструментах не проявляет желания действовать самостоятельно, движения скованны, отсутствует активный интерес к творческой интерпретации музыкального образа. | |
желание ребенка слушать музыку |
Отказывается слушать музыку, не называет любимых произведений |
Выделив критерии и показатели развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности был подобран диагностический материал и оборудование. Диагностические задания представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Диагностические задания констатирующего этапа экспериментального исследования
Диагностические задания |
Критерии |
Цель исследования |
Диагностическое задание 1 «Музыкальный салон» |
желание ребенка слушать музыку |
Определить желание ребенка слушать музыку, предпочтения при выборе музыкальных произведений. |
Диагностическое задание 2 «Разноцветная музыка» |
продолжительность восприятия |
Определить степень эмоциональной отзывчивости на пейзажную лирику и эмоциональной соотнесенности интонационной и цветовой окраски. |
Диагностическое задание 3 «Кто с кем дружит» |
сосредоточенность внимания |
Выявить способность соединять разные средства искусства на основе эмоционального проникновения и эмоциональной отзывчивости |
Диагностическое задание 4 «Подружки», музыка Т. Ломовой |
двигательная активность |
Выявить способность воспроизведения детьми музыкальных образов в движении. |
Диагностическое задание 5 «Укрась музыку» |
действия с детскими музыкальными инструментами и игрушками, их согласованность с характером и ритмом музыки |
Цель: определить развитие музыкально-слуховых представлений у детей старшего дошкольного возраста. |
Затем мы выявили уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности.
Диагностическое задание 1. «Музыкальный салон»
Цель: определить желание ребенка слушать музыку, предпочтения при выборе музыкальных произведений.
Содержание: в «музыкальном салоне» выставлены пластинки и магнитофонные записи. Ребенок может приобрести то или иное произведение согласно выполненному правилу. Выполненное задание позволяет обнаружить нравственно-эстетические предпочтения, понимание музыкального вкуса других или функционального предпочтения произведения для развертывания собственной музыкально-эстетической деятельности.
Инструкция: «Ты можешь приобрести в «музыкальном салоне» любые 3 из всех выставленных произведений, если объяснишь, для чего приобретаешь и почему именно это». В нашем «музыкальном салоне» имеются: CD с произведениями Кабалевский Д. «Клоуны», Майкапар С. «Пастушок», Шуман Р. «Детский альбом», Хачатурян А. «Две смешные тетеньки поссорились», Шуман Р. «Бабочки», Чайковский П.И. «Времена года». Результаты исследования мы занесли в таблицу (Приложение 2).
Критерии оценки результатов:
Достаточный уровень (8-9 баллов) - ребенок самостоятельно определяет предпочтительное музыкальное произведение; аргументирует свой выбор; соотносит выбранное музыкальное произведение с другими музыкальными произведениями; имеет представления о характерных признаках музыкального произведения; без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
Близкий к достаточному уровень (6-7 баллов) - ребенок выполняет задание с помощью взрослого, допускает незначительное замешательство при выборе музыкального произведения; не всегда аргументирует свой выбор; в основном соотносит выбранное музыкальное произведение с другими музыкальными произведениями; имеет представления о характерных признаках, но иногда допускает неточности в ответах; на поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы дает слишком короткие.
Недостаточный уровень (5 баллов и ниже) - ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого; не может аргументировать свой выбор; затрудняется назвать характерные признакиоизведений; на поставленные вопросы отвечает затруднительно, а если и отвечает, то в основном неверно.
Количественные результаты диагностического задания представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Количественные результаты диагностического задания «Музыкальный салон»
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Достаточный |
2 |
20 |
2 |
20 |
Близкий к достаточному |
6 |
60 |
7 |
70 |
Недостаточный |
2 |
20 |
1 |
10 |
Рисунок 2.1. Количественные результаты диагностического задания «Музыкальный салон» (констатирующий эксперимент)
Дети проявили в ходе проведения задания различную активность и умения. Например, с сильной стороны, в данном задании проявила себя Ваня С. Он приобрел в «Музыкальном салоне» произведения Кабалевского Д. «Клоуны» потому, что оно веселое и когда ему станет грустно он послушает его и настроение у него улучшится, еще он выбрала произведение Шумана Р. «Бабочки», т.к. оно ему напоминает о лете, проведенном в деревне и произведение Чайковского «Времена года», потому, что оно ему просто очень нравится. В то время как, например, Софья А. не смогла объяснить почему и зачем она выбирает предметы в «Музыкальном салоне».
Диагностическое задание 2. «Разноцветная музыка»
Цель: определить степень эмоциональной отзывчивости на пейзажную лирику и эмоциональной соотнесенности интонационной и цветовой окраски.
Содержание: детям дают прослушать произведение П.И. Чайковского «Времена года» (Март и Феврель) с ярко выраженными эмоциональными состояниями, которые необходимо передать цветом.
Инструкция: «В музыке, которую вы прослушаете, меняются состояние и настроение в природе. Цвет тоже говорит нам о настроении. Сначала вы прослушаете музыку, а потом изобразите эти измененич цветом».
Результаты исследования мы занесли в таблицу (Приложение 3).
Критерии оценки результатов:
Достаточный уровень (3 балла) - ребенок изображает разнообразным цветом и адекватно музыке, вводит разнонаправленность линий, сопровождает речевой активностью; без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
Близкий к достаточному уровень (2 балла) - использует только цвет адекватно музыке; имеет представления о характерных признаках, но иногда допускает неточности в ответах; на поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы дает слишком короткие.
Недостаточный уровень (1 балл) - ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого; не может аргументировать свой выбор; на поставленные вопросы отвечает затруднительно, а если и отвечает, то в основном неверно.
Количественные результаты диагностического задания представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Количественные результаты диагностического задания «Разноцветная музыка»
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Достаточный |
2 |
20 |
2 |
20 |
Близкий к достаточному |
5 |
50 |
6 |
60 |
Недостаточный |
3 |
30 |
2 |
20 |
Рисунок 2.2. Количественные результаты диагностического задания «Разноцветная музыка» (констатирующий эксперимент)
Музыкальное произведение, которое мы предложили детям эмоционально насыщено. Тона, присутствующие в нем светлые и теплые, а так же темные, холодные. С данным задание справились многие дети. Можно отметить, например, Илья И., который нарисовал яркий, красочный рисунок. В его рисунке присутствовали ярко желтая, красная, оранжевая, зеленая краски, а так же по отношению к «Февралю» - синие и серые тона. Но не все дети справились так же хорошо, как и Илья. Например, Рома В. сказал, что не видит никаких других цветов, кроме красного. Дима не почувствовал настроения музыки и выбрал цвет случайно.
Данная методика позволяет нам определить внутреннюю эмоциональную отзывчивость на предложенное музыкальное произведение.
Диагностическое задание 3 «Кто с кем дружит»
Цель: выявить способность соединять разные средства искусства на основе эмоционального проникновения и эмоциональной отзывчивости.
Содержание: Детям предлагают:
а) 2 музыкальных произведения и 1 литературное (изобразительное);
б) 2 стихотворения и 1 музыкальное произведение (изобразительное);
в) поочередно: изобразительное, музыкальное и литературное произведения.
Используются следующие произведения:
Музыкальные: Чайковский П.И. «Времена года»; Кюи Ц. «Весеннее утро»; Черленис Соната «Море»; Хачатурян А. «Две смешные тетеньки поссорились»
Литературные: Пушкин А.С. «Идет волшебница зима…»; Тютчев Ф. «Весна»; Смирнов А.Ф. «Морской кораблик»; Кольцов А.В. «Глаза».
Изобразительные: Попов М.А. «Первый снег»; Сарьянов М.С. «Апрельский пейзаж»; Сухоруков С.А. «Море»; Крамской И.Н. «Неизвестная»
Инструкция: «Послушай (посмотри) и найди, какие из произведений «дружат» друг с другом». Результаты исследования мы занесли в таблицу (Приложение 4).
Критерии оценки результатов:
Достаточный уровень (9 баллов) - ребенок самостоятельно соединяет, на основе эмоционального проникновения и эмоциональной отзывчивости, разные произведения искусства; аргументирует свой выбор; соотносит выбранное музыкальное произведение с литературным и художественным произведениями; имеет представления о характерных признаках музыкального произведений; без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
Близкий к достаточному уровень (7-8 баллов) - ребенок выполняет задание с помощью взрослого, допускает незначительное замешательство при выборе; не всегда аргументирует свой выбор; на поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы дает слишком короткие.