Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста по

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Развитие музыкальной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………. 6
1.2 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость ребенка»... 11
1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…. 15
2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-игровой
деятельности ………………………………………………………………… 23
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………..……………………………….. 23
2.2. Разработка серии музыкально-игровой деятельности
направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей……………………………………………………………………….. 43
2.3. Обобщение результатов исследования…………………………………. 48
Заключение………………………………………………………………….. 59
Список использованной литературы……………………………………62

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 277.47 Кб (Скачать файл)

4) действия с детскими  музыкальными инструментами и  игрушками, их согласованность  с  характером и ритмом музыки;

5) желание ребенка слушать музыку.

На основании выделенных критериев были разработаны возрастные показатели уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыкально-игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста (Таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Уровни, критерии и показатели развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности

Уровни

Критерии

Показатели

Достаточный

сосредоточенность внимания

Дошкольник  с  вниманием слушает  музыку,  проявляет  заинтересованное отношение  к  содержанию музыкального  образа

продолжительность восприятия

Дошкольник  способен активно  воспринимать  более длительные  по  звучанию музыкальные  произведения.

двигательная активность

Во  время  слушания демонстрирует

выразительность  и  разнообразие 

эмоционально окрашенных ритмопластических, образных  и  танцевальных движений,  мелкой  моторики, вокализаций,  мимических

уподоблений,  интонирования фрагментов  мелодии  и  др.

Прочно владеют всеми техническими навыками и приемами. Проявляют творческое отношение к исполнению плясок, хороводов, игр и упражнений.

действия с детскими музыкальными инструментами и игрушками, их согласованность  с характером и ритмом музыки

Действия  с  музыкальными инструментами  и  игрушками соответствуют  содержанию музыкального  образа, отличаются

оригинальностью, вариативностью,  носят художественно  завершенный

характер. 

желание ребенка слушать музыку

Ребенок  проявляет инициативу  в   слушании музыки,  эмоционально заинтересован  в  общении  со взрослым  по   поводу музыкальных  впечатлений,  у него  есть  любимые

музыкальные произведения

Близкий к достаточному

сосредоточенность внимания

Сосредоточенность внимания во  время  звучания музыкального  произведения возникает  при эмоциональной  поддержке взрослого.

продолжительность восприятия

Продолжительность восприятия  связана  с наличием  ярких  стимулов, ребенок   не  до  конца дослушивает  произведения самостоятельно.

двигательная активность

Отсутствуют  инициативные творческие  действия; эмоционально-двигательные проявления,  такие  как пантомимика,  вокализации, танцевальные,  образные движения  и т. п.,  носят схематичный,  однообразный характер,  выразительность  и

художественная оформленность  появляются

при  поддержке  и  по подражанию  взрослому.

Движения выполняются довольно точно и выразительно, но нет творческой активности в создании музыкально-двигательных образов.

действия с детскими музыкальными инструментами и игрушками, их согласованность  с характером и ритмом музыки

Действия  с  музыкальными инструментами  и  игрушками вызывают  интерес,  но  не отличаются оригинальностью исполнения  инструментовки.

желание ребенка слушать музыку

Ребенок  не  проявляет самостоятельности  в

желании  слушать  музыку, при  этом  не  отказывается  от общения  со  взрослым, делится  впечатлениями  о прослушанном,  называет понравившиеся произведения.

Недостаточный

сосредоточенность внимания

Ребенок  неохотно  откликается  на эмоциональные  стимулы взрослого  по  активизации восприятия  музыкальных произведений.  Не  проявляет интереса  к  содержанию музыкального  образа.

продолжительность восприятия

Сосредоточенность внимания и  продолжительность восприятия  носят неустойчивый  характер.

двигательная активность

Эмоционально-двигательная активность  отсутствует  или появляется  по  подражанию

действиям  взрослого.  Во  время  двигательной активности  в  процессе  восприятия  музыки  ребенок эмоционально индифферентен,  ровно, спокойно  относится  к музыкально-творческим действиям  взрослого.  Не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить танцевальные и имитационные движения

действия с детскими музыкальными инструментами и игрушками, их согласованность  с характером и ритмом музыки

В  игре на  инструментах  не проявляет  желания действовать  самостоятельно, движения  скованны, отсутствует  активный интерес  к  творческой

интерпретации музыкального образа. 

желание ребенка слушать музыку

Отказывается слушать музыку, не называет любимых произведений


 

Выделив критерии и показатели развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности был подобран диагностический материал и оборудование. Диагностические задания представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Диагностические задания констатирующего этапа экспериментального исследования

Диагностические задания

Критерии

Цель исследования

Диагностическое задание 1

 «Музыкальный салон» 

желание ребенка слушать музыку

Определить желание ребенка слушать музыку, предпочтения при выборе музыкальных произведений.

Диагностическое задание 2

 «Разноцветная музыка»

продолжительность восприятия

Определить степень эмоциональной отзывчивости на пейзажную лирику и эмоциональной соотнесенности интонационной и цветовой окраски.

Диагностическое задание 3

«Кто с кем дружит»

сосредоточенность внимания

Выявить способность соединять разные средства искусства на основе эмоционального проникновения и эмоциональной отзывчивости

Диагностическое задание 4 «Подружки», музыка Т. Ломовой

двигательная активность

Выявить способность воспроизведения детьми музыкальных образов в движении.

Диагностическое задание 5 «Укрась музыку»

действия с детскими музыкальными инструментами и игрушками, их согласованность  с характером и ритмом музыки

Цель:  определить развитие музыкально-слуховых представлений у детей старшего дошкольного возраста.


 

Затем мы выявили уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности.

Диагностическое задание 1. «Музыкальный салон»

Цель: определить желание ребенка слушать музыку, предпочтения при выборе музыкальных произведений.

Содержание: в «музыкальном салоне» выставлены пластинки и магнитофонные записи. Ребенок может приобрести то или иное произведение согласно выполненному правилу. Выполненное задание позволяет обнаружить нравственно-эстетические предпочтения, понимание музыкального вкуса других или функционального предпочтения произведения для развертывания собственной музыкально-эстетической деятельности.

Инструкция: «Ты можешь приобрести в «музыкальном салоне» любые 3 из всех выставленных произведений, если объяснишь, для чего приобретаешь и почему именно это». В нашем «музыкальном салоне» имеются: CD с произведениями Кабалевский Д. «Клоуны», Майкапар С. «Пастушок», Шуман Р. «Детский альбом», Хачатурян А. «Две смешные тетеньки поссорились», Шуман Р. «Бабочки», Чайковский П.И. «Времена года». Результаты исследования мы занесли в таблицу (Приложение 2).

Критерии оценки результатов:

Достаточный уровень (8-9 баллов) - ребенок самостоятельно определяет предпочтительное музыкальное произведение; аргументирует свой выбор; соотносит выбранное музыкальное произведение с другими музыкальными произведениями; имеет представления о характерных признаках музыкального произведения; без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Близкий к достаточному уровень (6-7 баллов) -  ребенок выполняет задание с помощью взрослого, допускает незначительное замешательство при выборе музыкального произведения; не всегда аргументирует свой выбор; в основном соотносит выбранное музыкальное произведение с другими музыкальными произведениями; имеет  представления о характерных признаках, но иногда допускает неточности в ответах; на поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы дает слишком короткие.

Недостаточный уровень (5 баллов и ниже) - ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого; не может аргументировать свой выбор; затрудняется назвать характерные признакиоизведений; на поставленные вопросы отвечает затруднительно, а если и отвечает, то в основном неверно.

Количественные результаты диагностического задания представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 – Количественные результаты диагностического задания «Музыкальный салон»

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Достаточный

2

20

2

20

Близкий к достаточному

6

60

7

70

Недостаточный

2

20

1

10


 

 

Рисунок 2.1. Количественные результаты диагностического задания «Музыкальный салон» (констатирующий эксперимент)

 

Дети проявили в ходе проведения задания различную активность и умения. Например, с сильной стороны, в данном задании проявила себя Ваня С. Он приобрел в «Музыкальном салоне» произведения Кабалевского Д. «Клоуны» потому, что оно веселое и когда ему станет грустно он послушает его и настроение у него улучшится, еще он выбрала произведение Шумана Р. «Бабочки», т.к. оно ему напоминает о лете, проведенном в деревне и произведение Чайковского «Времена года», потому, что оно ему просто очень нравится. В то время как, например, Софья А. не смогла объяснить почему и зачем она выбирает предметы в «Музыкальном салоне».

 

Диагностическое задание 2. «Разноцветная музыка»

 

Цель: определить степень эмоциональной отзывчивости на пейзажную лирику и эмоциональной соотнесенности интонационной и цветовой окраски.

Содержание:  детям дают прослушать произведение П.И. Чайковского «Времена года» (Март и Феврель) с ярко выраженными эмоциональными состояниями, которые необходимо передать цветом.

Инструкция: «В музыке, которую вы прослушаете, меняются состояние и настроение в природе. Цвет тоже говорит нам о настроении. Сначала вы прослушаете музыку, а потом изобразите эти измененич цветом».

Результаты исследования мы занесли в таблицу (Приложение 3).

Критерии оценки результатов:

Достаточный уровень (3 балла) - ребенок изображает разнообразным цветом и адекватно музыке, вводит разнонаправленность линий, сопровождает речевой активностью; без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Близкий к достаточному уровень (2 балла) -  использует только цвет адекватно музыке; имеет  представления о характерных признаках, но иногда допускает неточности в ответах; на поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы дает слишком короткие.

Недостаточный уровень (1 балл) - ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого; не может аргументировать свой выбор; на поставленные вопросы отвечает затруднительно, а если и отвечает, то в основном неверно.

Количественные результаты диагностического задания представлены в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 – Количественные результаты диагностического задания «Разноцветная музыка»

 

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Достаточный

2

20

2

20

Близкий к достаточному

5

50

6

60

Недостаточный

3

30

2

20


 

 

Рисунок 2.2. Количественные результаты диагностического задания «Разноцветная музыка» (констатирующий эксперимент)

 

Музыкальное произведение, которое мы предложили детям эмоционально насыщено. Тона, присутствующие в нем светлые и теплые, а так же темные, холодные. С данным задание справились многие дети. Можно отметить, например, Илья И., который нарисовал яркий, красочный рисунок. В его рисунке присутствовали ярко желтая, красная, оранжевая, зеленая краски, а так же по отношению к «Февралю» - синие и серые тона. Но не все дети справились так же хорошо, как и Илья. Например, Рома В. сказал, что не видит  никаких других цветов, кроме красного. Дима не почувствовал настроения музыки и выбрал цвет случайно.

Данная методика позволяет нам определить внутреннюю эмоциональную отзывчивость на предложенное музыкальное произведение.

 

 Диагностическое задание 3 «Кто с кем дружит»

 

Цель: выявить способность соединять разные средства искусства на основе эмоционального проникновения и эмоциональной отзывчивости.

Содержание:  Детям предлагают:

а)  2 музыкальных произведения и 1 литературное (изобразительное);

б)  2 стихотворения и 1 музыкальное произведение (изобразительное);

в) поочередно: изобразительное, музыкальное и литературное произведения.

Используются следующие произведения:

Музыкальные: Чайковский П.И. «Времена года»; Кюи Ц. «Весеннее утро»; Черленис Соната «Море»; Хачатурян А. «Две смешные тетеньки поссорились»

Литературные: Пушкин А.С. «Идет волшебница зима…»; Тютчев Ф. «Весна»; Смирнов А.Ф. «Морской кораблик»; Кольцов А.В. «Глаза».

Изобразительные: Попов М.А. «Первый снег»; Сарьянов М.С. «Апрельский пейзаж»; Сухоруков С.А. «Море»; Крамской И.Н. «Неизвестная»

Инструкция: «Послушай (посмотри) и найди, какие из произведений «дружат» друг с другом». Результаты исследования мы занесли в таблицу (Приложение 4).

Критерии оценки результатов:

Достаточный уровень (9 баллов) - ребенок самостоятельно соединяет, на основе эмоционального проникновения и эмоциональной отзывчивости, разные произведения искусства; аргументирует свой выбор; соотносит выбранное музыкальное произведение с литературным и художественным произведениями; имеет представления о характерных признаках музыкального произведений; без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Близкий к достаточному уровень (7-8 баллов) -  ребенок выполняет задание с помощью взрослого, допускает незначительное замешательство при выборе; не всегда аргументирует свой выбор; на поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы дает слишком короткие.

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста по