Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:12, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Развитие музыкальной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………. 6
1.2 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость ребенка»... 11
1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…. 15
2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-игровой
деятельности ………………………………………………………………… 23
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………..……………………………….. 23
2.2. Разработка серии музыкально-игровой деятельности
направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей……………………………………………………………………….. 43
2.3. Обобщение результатов исследования…………………………………. 48
Заключение………………………………………………………………….. 59
Список использованной литературы……………………………………62
Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на цитре, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т. д.). В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения [15, с.118].
В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в «парад» мальчики поют «Барабан» М. Красева, барабанят и маршируют, меняя построение в каждом куплете песни (ходят по кругу змейкой, парами). Девочки, укачивая кукол, поют песню «Баю-баю» М. Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей. В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет» «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную мелодию на металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и ее ритм.
В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, гармониках, баянах, триолах, саксофонах, кларнетах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах, цитрах, гуслях, треугольниках и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут «сочинить» и свои.
Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж игры. При этом отмечают: «Про лису надо играть мягко, про медведя — сильнее, он сердитый». Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр». В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует проигрыватель, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств. Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню М. Красева «Осень». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, как эхо».
Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на цитре, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т. д.). В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения [15, с.118].
В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в «парад» мальчики поют «Барабан» М. Красева, барабанят и маршируют, меняя построение в каждом куплете песни (ходят по кругу змейкой, парами). Девочки, укачивая кукол, поют песню «Баю-баю» М. Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей. В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет» «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную мелодию на металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и ее ритм.
В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, гармониках, баянах, триолах, саксофонах, кларнетах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах, цитрах, гуслях, треугольниках и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут «сочинить» и свои.
Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж игры. При этом отмечают: «Про лису надо играть мягко, про медведя — сильнее, он сердитый». Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр». В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует проигрыватель, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств. Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.
Таким образом, результатом развития эмоциональной отзывчивости становится единство внутреннего сопереживания и внешне выраженного ценностного отношения ребенка к произведениям музыкального искусства.
Выводы по I главе
Таким образом, мы пришли к выводу, что детям старшего дошкольного возраста свойственна эмоциональная отзывчивость, которая становится единством внутреннего сопереживания и внешне выраженного ценностного отношения ребенка к произведениям музыкального искусства. Развиваясь в дошкольном возрасте, эмоциональная отзывчивость на музыку выступает предпосылкой формирования основ музыкально-эстетической культуры, качественно характеризует динамику становления компонентов музыкально-эстетического сознания – эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкусов, а также представлений о красоте музыкальных образов и окружающей ребенка жизни.
2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы мы выявили уровень эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе АНО ДО «Планета Детства «Лада»» д/с № 107 «Ягодка». В эксперименте учувствовало 20 детей – 10 контрольная группа и 10 экспериментальная группа.
С целью определения уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности был проведен констатирующий эксперимент.
Задачи констатирующего этапа экспериментального исследования:
1. Изучить особенности
игровых интересов детей
2. Проанализировать условия
музыкально-игровой
3. Определить критерии
и показатели эмоциональной
4. Подобрать диагностический материал и оборудование;
5. Выявить уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности.
Сначала мы изучили особенности игровых интересов детей старшего дошкольного возраста. Результаты наблюдения за музыкально-игровой деятельностью детей старшей группы представлены в Таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Результаты наблюдения за музыкально-игровой деятельностью детей старшей группы
Виды игр |
Количество играющих детей (экспериментальная группа) |
Подвижные «Весёлые дудочки»; «Музыкальные молоточки». |
4 ребенка (40%) |
Хороводные «Петушок-курочка-цыпленок»; «Ручеек»; «Березка» |
4 ребенка (40%) |
Настольные «Кто самый внимательный»; «Угадай, на чем играю?»; «Музыкальный магазин»; «Музыкальное лото» |
2 ребенка (20%) |
Таким образом, мы видим, дети играют в музыкальные игры, более всего им интересны подвижные игры (в них играет 40% детей), однако и другие подвижные музыкальные игры привлекают детей, в них играет 20% детей. В то же время формы организации музыкально-игровой деятельности детей старшей группы многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на НОД ОО «Музыка».
Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Действия детей носят характер игровых упражнений; они учат друг друга выполнять, например, шаг польки, правильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполнении тех или иных действий, показывают, как надо сплясать, спеть.
Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы.
Музыкальные игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкальное лото», они различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные на органчике знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам «музыкальной лесенки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание на разных инструментах.
Музыкально-игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм.
Затем мы проанализировали условия музыкально-игровой деятельности в группе.
Мы рассмотрели предметно-пространственную среду. Предметно-пространственная среда является средством, стимулирующим музыкально-игровую деятельность детей.
Все пособия и оборудование имеющиеся в группе возможно разделить на два типа:
1) требующие участия педагога (аудиовизуальные средства (магнитофон), ширма, экрана, нотные таблицы);
2) пособия, в которых ребенок ориентируется самостоятельно (музыкальные инструменты, элементы костюмов, художественные игрушки, атрибуты, музыкально-дидактические игры).
Эффективное использование звучащего оборудования в условиях групповой комнаты основывается на двух принципах:
а) поочередность игры на инструменте со звукорядом;
б) объединение играющих детей в группы и согласование их действий в соответствии с характером, содержанием и замыслом самостоятельной деятельности. При построении предметно-пространственной среды, стимулирующей музыкально-игровую деятельность дошкольников, учитывается следующие положения:
- соответствие предметно-
- учет музыкальных интересов и индивидуальных особенностей дошкольников;
- образный, оригинальный
характер конструирования
- динамичность и вариантность содержания среды;
- специфичность и относительная обособленность;
- синкретичный и
В целом предметно-пространственная среда в старшей группе предусматривает возможности трансформации, вариантности использования и активного ее преобразования самими детьми. Созданные для самостоятельной музыкально-игровой деятельности пространство (музыкальный уголок) имеет привлекательный вид, художественно-образное решение, носить сюжетно-игровой, занимательный характер и удобно для каждого вида музыкально-игровой деятельности.
Затем мы определить критерии и показатели эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста
О.П. Радыновой был разработан комплекс критериев, обеспечивающих выявление качественных характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста:
1) сосредоточенность внимания;
2) продолжительность восприятия;
3) двигательная активность (наличие движений, мимических реакций, вокализаций, адекватных характеру музыки);