Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:12, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у
детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Развитие музыкальной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………. 6
1.2 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость ребенка»... 11
1.3 Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста…. 15
2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего
дошкольного возраста посредством музыкально-игровой
деятельности ………………………………………………………………… 23
2.1. Исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-
игровой деятельности……………………..……………………………….. 23
2.2. Разработка серии музыкально-игровой деятельности
направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
у детей……………………………………………………………………….. 43
2.3. Обобщение результатов исследования…………………………………. 48
Заключение………………………………………………………………….. 59
Список использованной литературы……………………………………62
Атрибуты: качественная аудиозапись музыки «Балет невылупившихся птенцов» из фортепианной сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» (например, в исполнении С. Рихтера), магнитофон, яйцо, картинки с изображением птенцов, крупная мягкая игрушка-птенец, необходимые предметы для рисования красками или восковыми мелками.
Ход занятия
Воспитатель. Посмотрите, дети, кто к нам в гости пришел, такой желтенький, пушистенький, неуклюжий. Кто же это такой?
Правильно, это птенчик! Чей же это детеныш, как вы думаете? Это птенец курочки, цыпленок. Давайте посмотрим на картину, она называется «Птичий двор», чьих птенцов мы там с вами увидим?
Кто-нибудь видел когда-нибудь живых птенцов? Где вы их видели, расскажите, пожалуйста, нам очень интересно. Ой, что-то наш птенец хочет рассказать, только он пока не может говорить громко, он ведь еще совсем маленький и он один, а нас вон как много. Давайте прислушаемся...
Наш птенец рассказал, что он очень скучает по своим еще не вылупившимся братикам и сестренкам. Как вы думаете, ребятки, а где живут невылупившиеся птенцы?
Композитор Модест Петрович Мусоргский не только знал, где живут невылупившиеся птенцы, но и сочинил про них целую историю, да не простую, а музыкальную. Хотите ее послушать? (Обращается к игрушечному птенцу.) А ты, наш пушистенький птенчик, хочешь послушать?
Давайте устроимся поудобнее и будем слушать музыку, а слушая, представим себе, какие это птенцы, что они делают, какое у них настроение. (Слушание музыки.)
Вам понравилась музыка, ребятки? О чем она рассказала? Как вам кажется, что делают эти невылупившиеся птенцы?
Правильно, наши невылупившиеся птенцы танцуют, им весело, танец их немного неуклюж, ведь они еще совсем крохотные! А музыка, под которую они танцуют, так и называется: «Балет невылупившихся птенцов». Итак, что вы представили себе, пока звучала музыка? (Воспитатель подсказывает детям, указывая на яйцо.) Да! Это танец яиц, или птенцов, которые еще не вылупились! Но характеры у них уже разные. Посмотрите-ка друг на друга, вы ведь тоже все разные, непохожие. А как мы с вами узнали, что птенцы разные, непохожие? Как нам музыка показала это? Давайте еще раз послушаем, и пусть каждый представит своего птенца в яйце, а потом расскажет нам про него свою историю. Вот и наш птенец тоже хочет рассказать про свою сестренку или братишку.
(Повторное слушание музыки. Затем дети рассказывают про своих придуманных птенцов, а воспитатель задает уточняющие вопросы, активизируя фантазию ребенка.)
Воспитатель. Наш птенец очень рад, ведь благодаря музыке и вашим рассказам у него столько братьев и сестренок появилось. А теперь, чтобы наш гость еще больше обрадовался, давайте нарисуем для него невылупившихся птенцов, каждый нарисует своего птенца, и мы устроим выставку ваших работ, а птенца оставим наедине со своими родственниками. Всем будет хорошо и весело.
Вы рисуйте, а музыка будет помогать вам, она подскажет, как разукрасить птенцов, какие подобрать для них цвета. Может быть, кто-то из вас нарисует не одного, а двух или даже трех птенцов. Пожалуйста, начинайте рисовать, а я включу музыку, вот так негромко, пусть звучит и помогает вам рисовать. А наш птенец будет наблюдать за вашей работой и постарается выбрать себе самого красивого братика или сестренку, а с ними и самого лучшего художника-фантазера.
(Дети рисуют под музыку, которая звучит несколько раз, так как произведение непродолжительно по звучанию. Лучше использовать ее как фон в начале и в конце рисования.)
Молодцы ребятки! Какие красивые рисунки у вас получились! (Анализ детских работ.)
Воспитатель (обращаясь к игрушечному птенцу). Ты доволен, птенец? Ведь у тебя появились братик и сестренка. А кто у нас самый лучший фантазер в группе? Согласна с тобой, все ребята молодцы, все очень постарались. А теперь соберем рисунки, расположим их на стенде и посадим нашего птенца рядышком, пусть любуется.
Для самостоятельной деятельности детей можно предложить танец-импровизацию «Балет невылупившихся птенцов» или коллективную лепку.
Приложение 17
Диагностическое задание 1 «Музыкальный салон»
№ |
Ф. И. |
1 предмет |
2 предмет |
3 предмет |
Общее количество баллов |
Уровень |
Экспериментальная группа |
||||||
1. |
Степан А. |
2 |
3 |
2 |
7 |
Б |
2. |
Роман В. |
1 |
3 |
1 |
5 |
Б |
3. |
Марьяна С. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Д |
4. |
Вадим С. |
3 |
2 |
3 |
8 |
Д |
5. |
Иван С. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Д |
6. |
Иван И. |
2 |
2 |
3 |
7 |
Б |
7. |
Семен В. |
3 |
2 |
2 |
7 |
Б |
8. |
Софья А. |
1 |
2 |
1 |
4 |
Б |
9. |
Илья И. |
1 |
2 |
3 |
6 |
Б |
10. |
Диана Г. |
3 |
3 |
2 |
8 |
Д |
Контрольная группа |
||||||
1. |
Анна А. |
3 |
3 |
2 |
8 |
Д |
2. |
Татьяна А. |
2 |
2 |
2 |
6 |
Б |
3. |
Сергей Ю. |
2 |
2 |
2 |
6 |
Б |
4. |
Дарья Е. |
3 |
2 |
2 |
7 |
Б |
5. |
Константин Р. |
2 |
3 |
3 |
8 |
Д |
6. |
Никита А. |
2 |
2 |
2 |
6 |
Б |
7. |
Артём Г. |
3 |
2 |
2 |
7 |
Б |
8. |
Дарья Д. |
2 |
2 |
2 |
6 |
Б |
9. |
Михаил С. |
2 |
2 |
2 |
6 |
Б |
10. |
Егор Е. |
3 |
2 |
2 |
7 |
Б |
Приложение 18
Методика 2 «Разноцветная музыка»
№ |
Ф. И. |
Ответ (в баллах) |
Уровень |
Экспериментальная группа | |||
1. |
Степан А. |
2 |
Б |
2. |
Роман В. |
2 |
Б |
3. |
Марьяна С. |
3 |
Д |
4. |
Вадим С. |
2 |
Б |
5. |
Иван С. |
3 |
Д |
6. |
Иван И. |
2 |
Б |
7. |
Семен В. |
3 |
Д |
8. |
Софья А. |
2 |
Б |
9. |
Илья И. |
3 |
Д |
10. |
Диана Г. |
2 |
Б |
Контрольная группа | |||
11. |
Анна А. |
3 |
Д |
12. |
Татьяна А. |
2 |
Б |
13. |
Сергей Ю. |
2 |
Б |
14. |
Дарья Е. |
2 |
Б |
15. |
Константин Р. |
2 |
Б |
16. |
Никита А. |
2 |
Б |
17. |
Артём Г. |
2 |
Б |
18. |
Дарья Д. |
2 |
Б |
19. |
Михаил С. |
2 |
Б |
20. |
Егор Е. |
2 |
Б |
Приложение 19
Диагностическое задание 3 «Кто с кем дружит»
№ |
Ф. И. |
Вариант «а» |
Вариант «б» |
Вариант «в» |
общее количество баллов |
Уровни |
Экспериментальная группа | ||||||
1. |
Степан А. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Д |
2. |
Роман В. |
2 |
2 |
3 |
7 |
Б |
3. |
Марьяна С. |
2 |
2 |
3 |
7 |
Б |
4. |
Вадим С. |
3 |
1 |
3 |
7 |
Б |
5. |
Иван С. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Д |
6. |
Иван И. |
2 |
3 |
3 |
8 |
Б |
7. |
Семен В. |
2 |
3 |
3 |
8 |
Б |
8. |
Софья А. |
2 |
2 |
2 |
6 |
Б |
9. |
Илья И. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Д |
10. |
Диана Г. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Д |
Контрольная группа |
||||||
11. |
Анна А. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Д |
12. |
Татьяна А. |
3 |
2 |
2 |
7 |
Б |
13. |
Сергей Ю. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Д |
14. |
Дарья Е. |
2 |
3 |
3 |
8 |
Б |
15. |
Константин Р. |
1 |
3 |
3 |
7 |
Б |
16. |
Никита А. |
3 |
2 |
3 |
8 |
Б |
17. |
Артём Г. |
2 |
3 |
3 |
8 |
Б |
18. |
Дарья Д. |
2 |
2 |
3 |
7 |
Б |
19. |
Михаил С. |
1 |
3 |
3 |
7 |
Б |
20. |
Егор Е. |
3 |
3 |
3 |
7 |
Б |
Приложение 20
Методика 4 «Подружки»
№ |
Ф. И. |
Ответ (в баллах) |
Уровень |
Экспериментальная группа | |||
1. |
Степан А. |
2 |
Б |
2. |
Роман В. |
2 |
Б |
3. |
Марьяна С. |
3 |
Д |
4. |
Вадим С. |
2 |
Б |
5. |
Иван С. |
3 |
Д |
6. |
Иван И. |
2 |
Б |
7. |
Семен В. |
3 |
Д |
8. |
Софья А. |
2 |
Б |
9. |
Илья И. |
3 |
Д |
10. |
Диана Г. |
2 |
Б |
Контрольная группа | |||
11. |
Анна А. |
3 |
Д |
12. |
Татьяна А. |
2 |
Б |
13. |
Сергей Ю. |
2 |
Б |
14. |
Дарья Е. |
2 |
Б |
15. |
Константин Р. |
2 |
Б |
16. |
Никита А. |
2 |
Б |
17. |
Артём Г. |
2 |
Б |
18. |
Дарья Д. |
2 |
Б |
19. |
Михаил С. |
2 |
Б |
20. |
Егор Е. |
2 |
Б |