Опытно-практическое исследование формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза: Процесс формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста может проходить с наибольшей эффек¬тивностью при специальной работе по активизации эмоционально-оценочной лексики в речевой практике детей с помощью специальной системы мероприятий(упражнений, инсценировок, коммуникативных ситуаций др.)
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей.
2. Выявить исходный уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей………………………………………………………………………...6
1.1.Эмоционально оценочная лексика как предмет исследования в лингвистике и психолингвистике……………………………………………………….6
1.2.Психологические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста............................................. 18
1.3.Вопросы формирования эмоционально-оценочной лексики в педагогической литературе……………………………………………..24
Глава 2. Опытно-практическое исследование формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста………..31
2.1 Организация практического исследования ………………………..32
2.Характеристика эмоционально-оценочного словаря детей (результаты констатирующего этапа)………………………………………………….33
2.2. Содержание и методика работы по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста…………39
2. 4. Анализ результатов экспериментального обучения………………47
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

Представляет интерес предложенная Л.П. Князевой [76] методика проведения этических бесед, содержанием которых являлось обсуждение таких норм поведения как доброта, дружба, честность, правдивость, скромность, трудолюбие и др. Автор считает, что в процессе этих бесед у детей формируются обобщенные нравственные представления, система нравственных оценок, складывается определенное отношение к явлениям действительности, к людям, усваивается соответствующая лексика. Автором составлены конспекты занятий по формированию этих представлений у детей, подобрана художественная литература по проблеме, разработаны рекомендации по проведению этих занятий.

В методической литературе имеются исследования, в которых анализировалась представленность эмоционально-оценочной лексики в художественной литературе (Л.А. Колунова [78], О.П. Мистратова [116], М.И. Оморокова [129], М.А. Портнягина [140], В.И. Яшина [205]). В них установлено, что особенно богаты эмоционально-оценочной лексикой сказки, встречаются слова данного лексического пласта в баснях, рассказах, стихотворениях. Слова с суффиксами эмоциональной оценки широко употребляются в художественной литературе для детей, одни и те же суффиксы в разных контекстах могут иметь разное значение (например, кумушка в одном значении ласкательный, в другом - иронический оттенок).

Однако не разработаны критерии отбора, репертуар художественных произведений, ознакомление с которыми позволяло бы эффективно формировать у детей обобщенные представления об эмоциях, чувствах, нравственных качествах, рекомендации по использованию этих произведений с целью обогащения речи дошкольников эмоционально-оценочной лексикой.

Впервые проблема обогащения речи детей дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой была поставлена в исследованиях кафедры методики дошкольного воспитания и обучения Mill У в начале 80-х годов 20 века в работах М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной [3,4]. В них овладение лексикой эмоциональной оценки рассматривалось как условие формирования социальной активности личности старшего дошкольника. Решающим фактором социального развития личности авторы рассматривали речевое общение ребенка со взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте - это внеситуативноличностное общение, для реализации которого необходима эмоционально-экспрессивная и оценочная лексика.

Обнаружены некоторые особенности использования лексико-семантических средств, выражающих этические представления и чувства. При объяснении значения слова одни дети верно раскрывают содержание понятия, другие - дают описание конкретной ситуации, явления, объекта, третьи ориентируются на звуковую форму слова. Правильность толкования значения зависит от степени понимания слов детьми, близости их нравственному опыту. Наблюдается такая особенность: даже те слова, которым дети дают правильное толкование, редко встречаются в их активной речи.

Причины подобных явлений М.М. Алексеева и В.И. Яшина видят в недостаточном учете логики речевого развита, закономерностей усвоения слова детьми дошкольного возраста, отсутствием необходимой последовательности в работе над словом.

Авторами намечаются пути обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой. Важнейшую роль в этом процессе должно играть определение ориентировочного словаря - минимума, содержащего лексику, необходимую для выражения отношения к моральным ценностям общества, овладения моральными нормами и способами реализации этих норм; комплексное использование методов нравственного воспитания и обучения; организация речевого общения взрослого с детьми в процессе бытовой деятельности и повседневной жизни и руководство общением сверстников друг с другом; использование художественной литературы, одной из особенностей которой является отражение сферы человеческих взаимоотношений, нравственных норм поведения, личностных ценностей.

Необходимость употребления эмоционально-оценочной лексики возникает во многих видах деятельности.

1)Она необходима для успешного осуществления личностного общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Овладение эмоционально-оценочной лексикой не должно- быть самоцелью, оно должно служить средством развития каких-либо других навыков, умений в области языка, средством развития личности в целом, т.к. по утверждению Л.С. Выготского "развитие каждой отдельной функции есть производное от развития личности в целом" [40, с. 316]. За счет вербализации внутренних чувств общение может проходить с наибольшей эффективностью.

2)В художественной деятельности обязательно присутствует оценочный этап, когда детям предлагается оценить собственные произведения и произведения своих товарищей и мотивировать свою оценку (Н.А. Ветлугина [126], О.П. Радынова [144], Е.А. Флерина [181]).

В процессе ознакомления ребенка с произведениями искусства (художе-

ственная литература, музыка, произведения живописи, графики, скульптуры и т.д.) при ответах на вопросы типа "Понравилось ли тебе произведение? Чем?" требуются умения выразить свои эмоции, чувства, оценки, грамотно мотивировать почему, чем понравилось. "Воспитательное значение произведений искусства, - отмечал Б.М. Теплов, - в том прежде всего и заключается, что они дают возможность войти "внутрь жизни", пережить кусок жизни, отраженной в свете определенного мировоззрения. И самое важное, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые" [167, с. 101].

3)Возникают оценочные высказывания в играх детей (сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, драматизациях, дидактических играх и др.).

В этом виде деятельности дошкольники имеют возможность без специальных воздействий взрослого высказать свои оценки. Дети очень свободны в проявлении своих эмоций именно в общении со сверстниками (Л.М. Галигузова, Е.О.Смирнова [41]).Одной из линий развития эмоционального поведения в игре является развитие эмоциональных отношений со сверстниками (А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова [85]).

Е.М. Гаспарова отмечала, что уже в играх детей 5 года жизни помимо описательных высказываний появляются ролевые, оценочные.

В.В. Гербова [47] отмечала, что для развития словаря, необходимого для взаимоотношений, большое значение имеют самостоятельные игры детей, которые имеют богатые возможности для формирования у детей умений замечать" и выражать словесно состояние, настроение окружающих, особенности их поведения и взаимоотношений: веселый, грустный, сердитый, помогает, не обижает, водится.

4) В трудовой деятельности оценивается не только труд детей, но и осуществляется моральная оценка труда взрослых - забота о людях (Р.С.Буре[28]). В труде происходит формирование нравственно-волевых качеств, словесные обозначения которых входят в состав эмоционально-оценочной лексики.

Возникает необходимость работы над пониманием детьми эмоционально-оценочного компонента фразеологических оборотов, т. к. во многих из них характеризуются поступки, поведение человека, поэтому степень точности использования дошкольниками фразеологических единиц в речи будет связана не только с пониманием их значений, но и умением правильно оценивать описываемую ситуацию (И. Н. Митькина [117]). В связи с этим в процессе знакомства с новыми фразеологическими единицами является важным раскрытие таких качеств личности, как жадность, трудолюбие, трусость, доброта и т.д., анализ ситуаций, в которых герой или его поведение может быть охарактеризовано одним из фразеологизмов

Анализ педагогического аспекта словарной работы с детьми дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы. Некоторые вопросы обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой находят отражение в ряде работ, посвященных формированию словаря. Задачи целенаправленного развития этой лексики в них не ставились. Однако в силу достаточно широкой представленности слов этой категории в лексике языка, она встречается в словарном материале многих исследований, в которых приводятся данные о некоторых особенностях развития эмоционально-оценочного словаря у детей разных возрастных групп, интересные приемы работы над словом. Однако пути, средства эффективного осуществления этой работы с детьми практически не изучены. В процессе обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой необходимо учитывать методические положения, сформулированные в исследованиях по проблеме формирования словаря у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.Организация практического исследования

Практическая часть нашего исследования состояла из 3 частей или этапов. Каждый из них решал свою цель и задачи.

1 этап-исследование исходного уровня словаря детей эмоционально-оценочной лексики. (сентябрь), (констатирующий этап).

2 этап–разработка и апробация системы мероприятий по формированию эмоционально-оценочной лексики.(ноябрь-февраль), (формирующий этап).

3 этап-анализ эффективности предложенной системы мероприятий.(март), (оценочно-контрольный этап).

Для достижения цели и решения задач исследования нами использовались следующие методы:

- наблюдение;

-анализ психолого-педагогической  документации;

-констатирующий этап;

-формирующий этап;

-контрольно-оценочный этап;

-обработка полученных данных, презентация  результатов.

 А также методика по обследованию эмоционально-оценочного словаря у  детей старшего дошкольного возраста предложенная Ставцевой Еленой Анатольевной, интерпретированная  нами для данной категории детей.

 

Характеристика испытуемых.

Во всех этапах исследования участвовало 20 детей старшей группы МДОУ№91 Дзержинского района города Ярославля. На этапе констатирующего и контрольно-оценочного эксперимента каждый ребенок обследовался индивидуально.

2.2.Характеристика эмоционально-оценочного  словаря детей старшего дошкольного возраста (результаты констатирующего этапа ).

Целью констатирующего эксперимента было изучение объема эмоционально-оценочной лексики в речи детей шестого года жизни , особенностей понимания значений слов эмоциональной оценки и их функционирования в детской речи.

Констатирующий эксперимент проводился с сентября по октябрь 2009 года. Было обследовано 20 детей шестого года жизни дошкольного учреждения № 91 города Ярославля.

Констатирующий эксперимент состоял из 2 серий заданий: I серия - 4 задания; II серия - 4 задания.

I серия эксперимента была направлена на изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста значений слов и их эмоциональной нагрузки.

1). Изучение понимания значений изолированных слов, обозначающих

нравственные качества человека. В ходе беседы детям задавали вопрос: "Как ты думаешь, мужественный человек — это какой? " и т.д.

Мужественный - Жадный - Любопытный -Честный - Вежливый - аккуратный —

2). Изучение объема словаря, несущего эмоциональную нагрузку, у детей:

"Назови ...(ласковые) слова, которые ты знаешь..."

Ласковые-веселые — грустные-нежные-

3). Изучение умений дошкольников понимать эмоциональный смысл стихотворений, находить в тексте слова, имеющие оценочное значение. Детям предлагалось прослушать :

а) таджикскую песенку "Внучек": "Как ты думаешь, как бабушка относится к своему внуку? Какие слова говорят, что бабушка любит своего внука?".

Зернышко, зернышко мое,                                   Внучек,

Солнышко, солнышко мое!                               Золотой подсвечник мой!

Добрый мой, сердечный мой                               Лучший!  

б)стихотворение Л.Чарской , «Мурлыка»:  «Как автор относится к коту? Почему ты так решил? Какие слова говорят об этом?

Что за прелесть мой Мурлыка,  И за то люблю Мурлыку

Мой любимый серый кот:   Больше всех игрушек я,

Как он весело играет,    Всюду с ним мы неразлучны,

Как он песенки поет…      как товарищи-друзья.

в)стихотворение В.Орлова «Цветное молоко»: «Как автор относится к Мишутке? Почему ты так решил? Какие слова говорят о том, что автору нравится Мишутка?»

Как у нашего Мишутки,   Словно во поле ромашки,

Глазки словно незабудки,   Щечки-словно маков цвет,  

Золотистые кудряшки      Не Мишутка,а букет!

4). Изучение особенностей понимания значений слов, обозначающих эмоции и чувства: "Что такое...? (радость, грусть и т. д.) "

Радость - Обида -Грусть - Нежность -Нетерпенье -

II серия эксперимента была направлена на выявление особенностей соотнесения эмоционально-оценочных слов с другими единицами внутри лексической системы языка.

1). Изучение умений подбирать антонимы к словам (именам прилагательным), обозначающим нравственные качества: "Сейчас мы с тобой поиграем в игру "Скажи наоборот": "Скажу я слово далеко, а ты мне скажешь - ... (близко). Скажу я слово высоко, а ты мне скажешь - ... (низко)" (Дж. Чиарди "Прощальная игра").

Трусливый - Жадный - Лживый- Добрый- Вежливый- Аккуратный

Плохой- Счастливый- Трудолюбивый- Веселый.

2). Изучение умений подбирать синонимы к словам, обозначающим эмоции и чувства: "Сейчас мы поиграем в игру "Скажи по-другому". Например, я скажу доктор, а ты - .. .(врач), пароход - .. .(корабль) и т.д. ".

Несчастье - Счастье -Грусть -Страх -Гнев —

3). Изучение умений подбирать синонимы к словам, в собственно лексическом значении которых заключена положительная или отрицательная оценка: "Сейчас мы поиграем в игру "Скажи по-другому".

Красивый —Злой —Ужасный -Неряха -Молодец -

Информация о работе Опытно-практическое исследование формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста