Опытно-практическое исследование формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза: Процесс формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста может проходить с наибольшей эффек¬тивностью при специальной работе по активизации эмоционально-оценочной лексики в речевой практике детей с помощью специальной системы мероприятий(упражнений, инсценировок, коммуникативных ситуаций др.)
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей.
2. Выявить исходный уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей………………………………………………………………………...6
1.1.Эмоционально оценочная лексика как предмет исследования в лингвистике и психолингвистике……………………………………………………….6
1.2.Психологические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста............................................. 18
1.3.Вопросы формирования эмоционально-оценочной лексики в педагогической литературе……………………………………………..24
Глава 2. Опытно-практическое исследование формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста………..31
2.1 Организация практического исследования ………………………..32
2.Характеристика эмоционально-оценочного словаря детей (результаты констатирующего этапа)………………………………………………….33
2.2. Содержание и методика работы по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста…………39
2. 4. Анализ результатов экспериментального обучения………………47
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

Например, приходит в гости Неумесла:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое случилось с Неумес-лой. Давайте спросим, что с ней.

Неумесла:

Я плохая! Кашу манную не ела

Я ногой толкнула кошку, Быть хорошей надоело!

На пол бросила картошку,

(3. Александрова "Плохая девочка")

Воспитатель: Наверное, у нее плохое, грустное настроение. Давайте, поможем Неумесле! Подойдем к ней, присядем на корточки и ласково посмотрим в глаза. А как мы ее пожалеем?

Дети: Погладим по спине, по голове, обнимем.

Воспитатель: Может быть, рассмешим?

Дети: Да. Давайте анекдот расскажем, поиграем с ней.

Воспитатель: Какие слова скажем?

Дети: Ласковые, нежные. Милая, хорошая, не грусти, не печалься, не горюй и т.д.

В повседневной жизни побуждали детей поступать в подобных ситуациях также.

В этюдах на выражение радости, грусти дошкольники сами изображали людей, находящихся в этих эмоциональных состояниях: "Девочке подарили новую куклу. Что она чувствует? Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой"; "Мальчик собрался идти гулять, но вдруг пошел дождь. Он стал грустно раздеваться. Снял шапку, ботинки, шарф. Но пока он раздевался, выглянуло солнышко, и он стал весело одеваться".

На итоговом занятии "Путешествие в волшебную страну", которое проводилось с целью закрепления знаний, полученных об эмоциях грусти и радости, активизации эмоционально-оценочной лексики дети придумывали названия городов, улиц, где все смеются или грустят. Ребята предлагали такие названия: Хохотания, Веселая, Радостная, Грустляндия, Грустилия, Грустинка и т.д.

Работа по формированию обобщенных представлений о страхе, смелости - трусости проводилась в комплексе.

Вместе с детьми обсуждали причины возникновения страха, особенности внешнего выражения этой эмоции.

Воспитатель демонстрировал иллюстрацию с изображением испуганного мальчика. Он в темной комнате, у него испуганные глаза, ему кажется, что за каждым предметом, находящимся рядом с ним, кто-то спрятался. Художник изобразил глядящие из темноты глаза за каждым предметом.

Воспитатель: Как вы думаете, что чувствует мальчик?

Дети: Он испугался.

Воспитатель:: Почему вы так решили

Дети: У него глаза вот так (показывают). Волосы дыбом даже.

Воспитатель:: Да, у него испуганный вид. Глаза полные ужаса. Волосы дыбом. Как вы думаете, чьи это глаза смотрят со всех сторон?

Дети: Это чудища, привидения.

Воспитатель: Вы думаете, что, в самом деле, в  комнате кто-то есть? Может быть, ему все это просто кажется от страха? Денис: Да, кто-то смотрит на него.

Игорь: Нет, это ему кажется. Я тоже один раз боялся, что в комнате кто-то есть, а мы с мамой посмотрели, а там никого нет.

Лена: Да, ему кажется, потому что он боится.

Воспитатель: И вправду говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят». (Читает сказку «У страха глаза велики»).

На занятиях по изобразительной деятельности рассматривались репродукции картин, на которых ярко выражены мимические особенности проявления эмоции страха (К. Е. Маковский "Дети, бегущие от грозы", Е. Васнецов "Иван-царевич на сером волке"). Обращалось внимание на взаимосвязь ситуации и эмоционального состояния персонажей, на обстановку, в которой находятся люди. При рассматривании иллюстрации Ю. Васнецова к сказке Л. Н. Толстого "Три медведя", с изображением дремучего леса, в который попала Машенька, детей спрашивали: "Ты хотел бы попасть в такой лес? Почему? Какие чувства вызывает у тебя этот лес? ". Дошкольники отмечали, что лес страшный, деревья большие, даже ни одного листочка не видно, цветов нет, солнышка нет, в такой лес не хочется идти.

Драматизировались отрывки из рассказа Н. Носова "Живая шляпа", русской народной сказки "У страха глаза велики".

После чтения стихотворения С. Маршака "Рассказ о неизвестном герое" детей спрашивали: "Какими другими словами можно сказать про смелого человека? " (храбрый, мужественный, отважный). "А если человек всего боится, то, как его можно назвать? " (бояка, трус, трусиха). При подборе глагола к слову "смелый", некоторые дошкольники отвечали по аналогии со словом "боится''' (''смелый - смелится"). Вместе с ребятами обсуждали, бывает такое слово или нет, как сказать лучше.

Ознакомление с эмоцией удивления организовывалось, как путешествие в волшебную страну Удивляндию, где могут происходить самые необычные события. Воспитатель рассказывал об этой стране, используя фрагменты книги Л. П. Стрелковой "От Ах до Ай-яй-яй".

Воспитатель: Жителей этой страны называют Удивлянтами. Они удивляются всему и любят устраивать сюрпризы. Имена у них тоже необычные: Ах-туся, Ах-тун, Ax-мила, Ах-на. Они носят волшебные маски удивления.

Вот такие (демонстрация пиктограммы). В этой стране все необычное: и деревья, и цветы, и дома. Давайте придумаем, какими могут быть в этой стране деревья, цветы, дома.

Дети выполняли рисунки об этой стране, составляли по ним рассказы.

Лена: В стране Удивляндии идет яблочный дождь. Я нарисовала много-много яблок.

Игорь: В стране Удивляндии цветы выросли больше дерева! А деревья маленькие.

Таня: В стране Удивляндии облака розовые, похожие на зефир.

Из разных картинок ребята составляли волшебных животных (хвост от лисы, клюв от дятла, туловище от собаки и т.д.)

На следующем занятии детей знакомили с другой удивительной страной и ее чудесами (чтение отрывков из сказки А. С. Пушкина "Сказка о царе Сал-тане" с прослушиванием отрывка "Три чуда" из одноименной оперы И. А. Римского-Корсакова). Ребята вспоминали о том, какие удивительные истории происходили в их жизни. Приведем примеры высказываний детей: "Мне родители сюрприз сделали на день рождения, подарили велосипед, а я не знал, какой подарок будет, и очень удивился''' (Кирилл С.5,8 л.); "Мы в саду нашли стрижа. Очень удивились сначала, а потом нам его жалко стало. Он такой маленький" (Игорь С. 5,9 л.).

После рассматривания картины Оноре Фрагонара "Дети фермера", детей спрашивали, какие лица у ребят, изображенных на ней, что могло их так заинтересовать.

Воспитатель: Какие лица у этих детей?

Ксюша : Удивленные.

Воспитатель: Почему?

Ксюша: Потому что они брови подняли.

Никита : Один что-то шепчет на ушко, а другой удивляется.

Даниил : Наверное, сюрприз какой - нибудь у них.

Никита: Или тайна какая-нибудь.

С целью закрепления представлений о внешних особенностях проявления удивления использовались этюды: "Девочка пришла на кухню, чтобы заварить чай, но в большом чайнике увидела маленького живого тигренка. Покажите, что она чувствовала"; "Мальчик увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку, закрыл его, а когда открыл, то кошки в чемодане не было, а была собака. Покажите, как он удивился" и т.д.

Представления об эмоциях (радость, грусть, страх, удивление), внешних способах их выражения, соответствующая лексика активизировались в дидактических играх и упражнениях:

"Загадки о чувствах". После того, как дети получили представление о нескольких чувствах, им объясняли, что радость, грусть, страх мы чувствуем, это чувства. Сначала загадки загадывал педагог, потом придумывали сами дети. Примерные варианты загадок:

  • Это чувствуешь, когда идешь в цирк; когда мама улыбается; когда праздник; когда нет войны; когда все дружат и играют вместе; когда рассказывают смешную историю; когда никто не болеет и т.д.
  • Это чувствуешь, когда мамы нет дома, когда болеешь, когда идет дождь, когда нет друга и т.д.

^ Это чувствуешь, когда в комнате темно, когда увидел что-то страшное.

  • Это чувствовал Крошка Енот, когда увидел отражение в пруду.
  • Это чувствовали мальчишки, когда увидели, что шляпа движется и т.д

"Я радуюсь (грущу, боюсь, удивляюсь и т.д.), когда..". Дети передавали друг другу мяч и заканчивали предложение.

"Море волнуется...". Ребята изображали удивленную (смешную, грустную, испуганную) фигуры называли ее, употребляя эмоционально-оценочную лексику.

Использовался прием "размытое письмо": Неумесла присылала ребятам письма, в которых рассказывала о событиях, происходящих в волшебной стране Удивляндии, но письмо попадало под дождь или почтальон ронял его в реку, поэтому некоторые слова, обозначающие эмоции и чувства было невозможно прочитать, и дети должны были вставить пропущенные слова. Приведем пример такого письма.

 

Здравствуй, Неумесла! Пишет тебе твой друг Умесла. У меня скоро день рождения. Приезжай ко мне в гости на этот праздник. Я буду очень ... (рад, счастлив). В прошлом году у меня было много гостей в этот день. Они дарили мне разные подарки. Мы все вместе ходили в цирк. Там было очень ... (весело, интересно). Моему другу Мишке наступили на лапу, и он очень ...(огорчился). Настроение у него стало ... (грустное). А потом клоун его ... (рассмешил), и настроение у него стало ...(веселое, радостное). Когда на арену вышел слон, мы сначала... (удивились, испугались), а потом ...(рассмеялись), потому, что он был не настоящий, а надувной.

 

 

Работа по формированию обобщенных представлений о доброте,злости.

Работа над понятием доброта проводилась в сочетании с работой над понятием злость.

Сначала с помощью художественной литературы уточнялись представления детей о добрых поступках. Например: "Кто же самый добрый в этой сказке?" (Э. Мошковская "Кто самый добрый? "); "Как вы думаете, хорошо ли поступил мальчик, который привязал жука на ниточку? " ( Э. Шим, "Жук на ниточке»); "Почему Вовку так называют? " (А. Барто "Вовка - добрая душа").

На занятии сведения, полученные детьми из художественной литературы, повседневного общения, обобщались.

Например, кукла Неумесла приходит к ребятам злая, сердитая: 
Я не знаю, что со мной. Вовка жадный! Сашка глупый!

Разве лучше быть одной? Ленка супом любит хлюпать. 
Всех друзей обидела, Вместе мы с утра гуляли-

Плохое в них увидела. Не с кем поиграть сейчас.

Посмотрите, вон у Ирки Нет, ребята, я не злая,

Не глаза, а просто дырки! Злинка мне попала в глаз.

 

Воспитатель: "Ребята, что случилось с Неумеслой? Кажется, она сегодня очень сердитая. Обижает всех, ссорится. Да и некрасивая какая стала. Давайте ей ласково скажем, что она плохо поступает. Может быть это поможет? " (Дети объясняли Неумесле, что, значит, быть добрым, придумывают, как можно изменить настроение куклы).

Воспитатель: Как вы думаете, что еще бывает добрым? Добрая книга - это какая?

Дети: В ней что-то доброе написано.

Воспитатель: Почему солнышко доброе?

 Дети: Потому что оно людям светит.

Воспитатель.: Только людям?

Дети: Всем: цветам, они растут от солнца; животным.

Создавалась такая игровая ситуация: "В волшебную страну добрых дел ветер-шалун занес злые поступки. Помогите жителям этой страны разобраться, где добрые поступки, а где злые". Предлагаемые ситуации.

Е. Серова "Новогоднее" Е. Серова "Новогоднее"

Строитель хочет строить дом ,                      О чем мечтает садовод?

На радость новоселам,                                         В его мечтах весь мир

Чтоб каждый становился в нем,                          Цветет.

Счастливым и веселым.                                      И люди, глядя на цветы,

Становятся добрей.

 

.



. Еремин "Злодей" С. Маршак "Два кота"

Выселил Петя, Жили-были

Из норки жука, Два кота.

Кошку с котенком ,                                                        Восемь лапок,

Согнал с чердака,                                                            Два хвоста. 

Новые классики, Подрались между собой

В скверике стер                                                                      Серые коты.

Скучную книжку, Поднялись у них трубой

Забросил в костер.                                                                Серые хвосты.

у

К Чуковский "Доктор Айболит"

Добрый доктор Айболит... Приведем примеры высказываний детей: злодей делает плохие поступки, это очень плохой человек, он зло делает; драться не святое дело, синяки друг другу ставить, глаза повыбивать, больно другому делать; садовод делает красоту, это доброе дело; Айболит делает людям добро, чтобы никто не болел. Эти ответы свидетельствуют о понимании значений слов.

Активизации представлений детей о доброте и соответствующей лексики способствовало проведение дидактических игр и упражнений:

"Шкатулка доброты". Дети «собирали» добрые поступки, совершаемые ими самими или героями прочитанных книг, в шкатулку. Потом открывали ее, выпускали наружу всю собранную доброту.

"Добрый человек - тот, который ... Закончи предложение". Приведем примеры высказываний детей: добрый человек тот, который заботится о животных, делает людям хорошее, дом строит, цветы дарит, спасает кого-нибудь от пожара, вулкана, что-то трудное помогает делать. На вопрос: "А ты делал когда-нибудь добрые поступки? " дети отвечали: в детском саду помогал воспитателю убирать на участке, дома маме помогал, пыль стирал, посуду мыл, когда мама спит, я ее не бужу, я Мухтара глажу, пить ему даю и др.

"Что (кто) бывает добрым? ". Ребята предлагали такие варианты: человек, глаза, руки, сердце, книга, солнце, улыбка, слова и т. д.

Работа по формированию обобщенных представлений о ситуациях, когда человек бывает не только добрым, но и злым, сердитым.

Воспитатель: За что на вас иногда сердятся взрослые?

Дети: За то, что не слушаемся. Они ругают нас. В угол ставят. Наказывают.

Воспитатель: За что сердятся девочки?

Дети: За то, что плохо себя ведут. Мешают играть. Просто на велосипедах уезжают. Не хотят с ними играть.

Воспитатель: За что сердятся мальчики?

Дети: Мальчики на девочек сердится. За то, что они лезут к ним. А мы девочек в игру не принимаем.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы люди не были злыми, сердитыми?

 Дети: Хорошо себя вести. Ни к кому не лезть. Не мешать. Делать людям добро. Добрые слова говорить.

Затем детям предлагалось показать сердитого дедушку: "К дедушке в деревню приехал Петя и сразу пошел гулять. Дедушка рассердился, потому что Петя ушел за калитку без предупреждения. Куда он пошел? Вдруг с ним что-нибудь случится? ".

На констатирующем этапе эксперимента слово «гнев» вызывало значительные затруднения у детей. С целью уточнения представлений детей о значении этого слова читалась русская народная сказка "Царевна-лягушка": "В сказке сказано, что Василиса Прекрасная разгневалась. Значит, какая она была? (сердитая). Очень сердитая или нет? (очень). Разгневалась, значит, очень рассердилась, разозлилась. Что же такое гнев? (это когда человек очень сердится, злится). Как выглядит сердитый человек? (кричит, ногами топает, брови хмурит вот так (показывает), строго смотрит) ".

Информация о работе Опытно-практическое исследование формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста