Опытно-практическое исследование формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза: Процесс формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста может проходить с наибольшей эффек¬тивностью при специальной работе по активизации эмоционально-оценочной лексики в речевой практике детей с помощью специальной системы мероприятий(упражнений, инсценировок, коммуникативных ситуаций др.)
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей.
2. Выявить исходный уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей………………………………………………………………………...6
1.1.Эмоционально оценочная лексика как предмет исследования в лингвистике и психолингвистике……………………………………………………….6
1.2.Психологические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста............................................. 18
1.3.Вопросы формирования эмоционально-оценочной лексики в педагогической литературе……………………………………………..24
Глава 2. Опытно-практическое исследование формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста………..31
2.1 Организация практического исследования ………………………..32
2.Характеристика эмоционально-оценочного словаря детей (результаты констатирующего этапа)………………………………………………….33
2.2. Содержание и методика работы по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста…………39
2. 4. Анализ результатов экспериментального обучения………………47
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

41.Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии.- М.: Гос.уч.-пед. Изд.,1946.-704 с.

42.Ставцева Е.А.

43.Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1985. - 170 с.

44.Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.//С педагогика,1946,№6,с.93-112.

45.Тимофеев К.А., Бабкин A.M., Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. Лексика (курс лекций). // Вопросы языкознания, 1955, № 2, с. 125-133.

46.Ушакова О.С.Развитие связной речи.// Умственное воспитание детей дошкольного возраста,под ред. Н.Н.Поддьякова.- М.: Просвещение,1988,с.159-171.

47.Финкель A.M., Баженов Н.М. Курс современного русского литературного языка - Киев: Издательство "Радянсвка школа", 1965. - 656 с.

48.Фрумкина P.M. Психолингвистические методы изучения семантики. // Психолингвистические проблемы семантики. - М.: Наука, 1983, с. 46-85.

49.Харченко В.К. Разграничение оценочности образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова. // Русский язык в школе, 1968, № 4, с. 66-7

50.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ под ред. В. И. Логиновой. - М.: Просвещение , 1990. - 420 с.

51.Чернышева А.М. Некоторые особенности эстетической оценки  портретной живописи.//27 Герценовские чтения.Дошкольное воспитание, 1974.

52.Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике. - М.: МГУ, 1988. - 207 с.

53.Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. -М.: Педагогика, 1984, - 143 с.

54.Яшина В.И. Словарная работа с детьми 5 года жизни. Дисс.на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 1975, 181 с.

55Яшина В.И. Овладение эмоционально-оценочной лексикой как фактор нравственного воспитания детей. // Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы Mill У им. Ленина. Сер.: психолого-педагогические науки. - М., 1992, с. 47-49.

56.Ященко М.А. Качественные имена прилагательные в детской речи: лексико-семантический аспект. Автореф. дисс...на соиск. уч. степ. канд. -СПб.,    24 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№3

 

Работа по формированию обобщенных представлений о радости.

 

 

С целью формирования обобщенных представлений о радости, осознания разных ситуаций ее возникновения проводились занятия: "День рождения. Праздники"; "Веселый цирк"; "Небылицы - это смешно и радостно"; "Когда есть друзья - это счастье".

На занятии "Веселый цирк" детям предлагалось представить, что они в цирке. Там их встречает клоун (стихотворение Э. Мошковской "Клоун"), ребята могут побывать в роли дрессировщиков животных (стихотворение Г. Сапгира "Быть укротителем это опасно..."), фокусников (рисование с помощью свечи), жонглеров (выполнение упражнений с мячами), акробатов (хождение по канату, лежащему на полу) и т.д.

На занятии "Небылицы - это смешно и радостно" ребята переживали это чувство, когда весело смеялись над небылицами, которые предлагал им взрослый, и они придумывали сами.

Воспитатель: Сегодня я нашла интересную книгу, но, кажется, в ней не все правильно. Помогите мне разобраться. Кто заметит то, чего не бывает, пусть скажет об этом.

Чуковский                                      К. Чуковский

  Рады, рады, рады                  Свинки замяукали: «Мяу,Мяу!

, Белые березы.                          Кошечки захрюкали: «Хрю-хрю-хрю!

И на них от радости                 Уточки заквакали: «Ква-ква-ква!

Вырастают розы.                    Курочки закрякали: «Кря-кря-кря!

     

 

 

Воспитатель: Вам понравилось искать небылицы? Вы смеялись? Какое у вас было настроение? (веселое, радостное). Значит, когда происходит что-то необычное, бывает весело и радостно.

На занятии "День рождения. Праздники" дети понимали, что радостно бывает, когда праздник, когда приходят гости, когда не только сам получаешь подарки (например, на день рождения или Новый год), но и когда делаешь подарки другим, готовишь сюрприз (например, на 8-ое Марта маме, в день рождения бабушке и т.д.).

Воспитатель: Когда у вас день рождения, вы радуетесь? Дети: Да.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что подарки бывают, торт со свечами мама печет, гости приходят и т.д.

Воспитатель: Какие еще праздники бывают веселые, радостные. Кира: Новый год, потому что Дед Мороз приносит подарки. Лена: А еще елка бывает на Новый год...

Игорь: 8-ое Марта, потому что когда я маме подарил рисунок, она обрадовалась...

Воспитатель: Значит, радостно бывает не только, когда получаешь подарки сам, но и когда даришь их другим. Делать людям добро приятно.

На занятии "Когда есть друзья - это счастье" формировали представление о том, что радостно бывает не только, когда люди смеются, но и тогда, когда рядом есть друзья, с которыми интересно и приятно проводить время, играть. С детьми обсуждали, кого можно назвать другом, с кем дружат ребята, почему и др.

На следующем занятии использовался тематический принцип чтения художественной литературы для формирования обобщенных представлений о других ситуациях возникновения радости в жизни людей, животных, растений.

Воспитатель читает стихотворение М. Карема "Радость":

 

Радость пробежала по дорожке.

Радугу на ветках держит он.

Радость распахнула все окошки.

Рады зайцы, что спугнули волка.

Радуется клен, что он силен.

Новым шишкам радуется елка...

 

Воспитатель: Чему радовались клен? Зайцы? Елка? (Дети отвечают по тексту) Воспитатель: Давайте придумаем, чему может радоваться пчела?

Дети: Цветку, солнцу, меду...

Воспитатель: Цветок?

Дети: Солнцу, дождю...

Воспитатель: А как вы думаете, дождик может быть радостный?

Маша: Нет. Это только в сказке такое бывает.

Лена: Может быть радостным дождь. Это когда дождь прошел, и солнце. Дождь и солнце.

Игорь: Еще радуга бывает, когда дождь и солнце.

Воспитатель: Когда бывает радостный дождь, летом или осенью?

Дети: Летом. Осенью не бывает. Осенью плохая погода бывает. Солнца нет. Холодно...

Воспитатель читает стихотворение О. Дриза "Радость":

 

Белый-белый мельник сел на облака.

Заплясали сани, лыжи и коньки.

Сыплется сквозь сито белая мука.

Мы с тобою рады больше всех:

Радуются дети, лепят колобки.

Наконец-то выпал первый снег.

 

Воспитатель: О какой радости говорится в стихотворении? (Дети отвечают по тексту). Чему еще могут радоваться дети? (Демонстрация иллюстраций с сезонными развлечениями детей)... Чтение рассказа К.Д. Ушинского "Четыре желания".

В свободное от занятий время читались произведения, в которых содержится разнообразная лексика, отражающая проявления радости (Дж. Смит "Час потехи", Г. Сапгир "Смеянцы": "Потеха" - это что такое, как вы понимаете это слово? ". "Смеянцы" - это кто такие? Почему их так называют? ").

Рассматривались специально подобранные репродукции картин известных художников, иллюстрации, фотографии с изображением людей в разных жизненных ситуациях для формирования представлений о внешнем выражении радости. Использовались, например, такие ситуации: девочка задувает свечи на именинном торте, мальчик выиграл приз на соревнованиях, дети сидят рядом с мамой и читают книгу и др. Уточнялись характерные особенности мимики на них: улыбка, брови слегка приподняты, веселые глаза, ямочки на щеках.

Для закрепления представлений о радости и активизации усвоенной лексики в связной речи на этом же занятии детям предлагалось составить предложения по ним: "Закончи предложение: Человек радуется, потому что... (он победил на соревновании, потому что она (девочка) вместе с мамой, потому что друзья собрались все вместе, потому что спортсмен вернулся домой с наградой и его встречают на вокзале, потому что день рождения и торт со свечами и т.д.)".

Формированию представлений о внешних проявлениях радости способствовали задания с пиктограммами.

> Рассматривание пиктограммы радость. Дети сразу понимали, что человечек, изображенный на пиктограмме радостный. Главным признаком узнавания была улыбка.

 

> Дорисовывание пиктограммы (прием, предложенный М.И. Чистяковой). Дошкольники дорисовывали лицо, волосы, одежду.

> Детям предъявляли карточки с изображением лиц с разной степенью интенсивности проявления эмоций (спокойный, улыбается, смеется, хохочет). Детей спрашивали: "Про какого мальчика (девочку) можно сказать улыбается, смеется, хохочет! Почему? Кто среди изображенных ребят, веселый, веселее, самый веселый! Почему?". Предлагалось расположить карточки в порядке усиления эмоций (от спокойного лица к самому веселому) и наоборот.

На наш взгляд, рассматривание пиктограмм позволило детям в последующем объяснить, чем отличаются слова "смеется и хохочет", "хохочет и улыбается" и т. д. Ребята давали такие ответы: "хохочет - значит сильно смеется, рот открыл", "смеется — значит не очень сильно, а хохочет - сильно".

Проводились дидактические игры и упражнения на закрепление обобщенных представлений о радости, углублении понимания значений слов, активизации эмоционально-оценочной лексики:

"Ромашка радости''' - дети сидят на полу, образуя ногами круг, желают друг другу что-то радостное, подают друг другу руки, пока не замкнется круг. Примеры высказываний детей:

>пусть у тебя будет хорошее настроение;

  • чтобы у тебя были друзья;
  • чтобы ты не болел;

^ чтобы тебе дарили подарки и т.д.

"Пирамида радости" - дети выстраивают пирамиду с помощью ладоней

рук и желают людям того, от чего им будет радостно. Примеры высказываний

детей:

  • пусть мама никогда не болеет;
  • пусть будут праздники;
  • пусть светит солнышко;
  • чтобы всегда люди были радостными;

чтобы у всех было счастливое настроение и т.д.

В заключении проводилась обобщающая беседа, в ходе которой детей спрашивали: "Что такое "радость" для вас (детей)?", "От чего бывает радостно маме, папе, бабушке, дедушке и т.д.? ", "Что чувствуешь ты, когда радуешься?", "Что тебе хочется делать? ", "Как выглядит человек, который радуется?" и т.д. Отвечая на эти вопросы, дети приводили разнообразные примеры из своего жизненного опыта, художественной литературы, бесед с экспериментатором, что свидетельствовало о широком понимании значений слов.

 

Работа по формированию обобщенных представлений о грусти.

В процессе работы по формированию у детей представлений о грусти придавалось значение сравнительному анализу двух противоположных эмоций (радости и грусти).

На первом занятии драматизировалось стихотворение М. Щеловановой "Утро" и дети объясняли: "Какое настроение у первой куклы? Почему? Какое -у второй? Почему? ". Использовались задания с пиктограммами: к стихотворениям с разными эмоциональными подтекстами (радость, грусть) дети выбирали пиктограммы с изображением грустного или веселого человечка.          Предлагаемые стихотворения:

А.Барто                                                  А.Барто. Светит солнышко в окошко…

Зайку бросила хозяйка,                                 Светит солнышко в окошко  

Под дождем остался зайка,                            Смотрит в нашу комнату

Со скамейки слезть не мог,                             Мы захлопали в ладошки    

Весь до ниточки промок.                                Очень рады солнышку.

 

О.Дриз . Счастье                                      И.Токмакова.Ничья кошка.

Солнце светит?                                        Это ничья кошка

Это счастье-                                             Имени нет у нее

И ненастье тоже счастье,                         Из выбитого окошка

Потому что,                                               Какое ей тут житье?

Это счастье                                                 Холодно ей и сыро

Радоваться чудесам!                                 У кошки лапа болит.

Дошкольники объясняли выбор пиктограммы, опираясь на литературный текст и собственные эмоциональные переживания. Например, "я выбрала веселого человечка, потому что солнышко светит и дети радуются, что пойдут гулять" (Дима С. 5, 9 л.), у кошки лапа болит и она грустная. Я тоже грустный бываю, когда болею" (Игорь С. 5, 7 л.).

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой сравнивались литературные произведения разные по характеру и настроению (О. Дриз "Грустный день", С. Маршак "Хороший день"). На музыкальных - музыкальные произведения тоже различные по характеру (например, Д. Кабалевский "Клоуны" (веселая музыка), П. Чайковский "Больная кукла" (грустная) и др.). В процессе сравнительного анализа дошкольниками употреблялись соответствующие антонимы (веселый - грустный, весело - грустно, веселится - грустит, радуется - плачет и т.д.).

Вне занятий читались произведения художественной литературы, анализировалась лексика, обозначающая грусть. Например, после чтения русской народной сказки "Царевна-лягушка" (обраб. А. Афанасьева), в которой часто встречаются слова, обозначающие печаль, грусть и их синонимы, детей спрашивали: "Какие слова, которые говорят о настроении Ивана - царевича, вы услышали? (печалится, невесел, ниже плеч буйну голову повесил, невеселый, не горюй, запечалился) ".

Работа по формированию обобщенных представлений о радости и грусти.

Для активизации лексики, обозначающей грусть и радость, использовалось задание с пиктограммами: придумать предложения по карточкам, на которых изображены веселые и грустные человечки (гномики, Чебурашки, обезьянки и т.д.). Например, "Гномик веселый, а девочка грустная", "Чебурашка радуется, а Обезьянка плачет", "Девочка хохочет, а Чебурашка улыбается", "Мальчик и девочка - веселые", "Медвежонок и Ежик - печальные".

В процессе работы учили детей находить адекватные способы поведения в определенной жизненной ситуации: "Как надо пожалеть, утешить плачущего", "Давайте придумаем что-нибудь смешное для грустного мальчика" и т.д.

Информация о работе Опытно-практическое исследование формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста