Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:55, курсовая работа
Гипотеза: Процесс формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста может проходить с наибольшей эффек¬тивностью при специальной работе по активизации эмоционально-оценочной лексики в речевой практике детей с помощью специальной системы мероприятий(упражнений, инсценировок, коммуникативных ситуаций др.)
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей.
2. Выявить исходный уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей………………………………………………………………………...6
1.1.Эмоционально оценочная лексика как предмет исследования в лингвистике и психолингвистике……………………………………………………….6
1.2.Психологические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста............................................. 18
1.3.Вопросы формирования эмоционально-оценочной лексики в педагогической литературе……………………………………………..24
Глава 2. Опытно-практическое исследование формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста………..31
2.1 Организация практического исследования ………………………..32
2.Характеристика эмоционально-оценочного словаря детей (результаты констатирующего этапа)………………………………………………….33
2.2. Содержание и методика работы по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста…………39
2. 4. Анализ результатов экспериментального обучения………………47
Заключение.
Список литературы.
Ответов с характеристиками по фонетическому сходству, придумывания слов с подобным корнем зафиксировано не было.
- Объяснение ситуаций, которые можно охарактеризовать предложенным словом. Например,
несчастье — "игрушка пропала ", "что-то случилось ", "врезались машины ", "не везет кому-то " и т. д.
счастье — "в гости идет ", "ему везет ", "когда все любят " и т.д.
- Частое употребление слов из одного семантического гнезда. Например, страх - "трус ", грусть - "плачет " и т. д.
В группе испытуемых не было зафиксировано использования общеоценочных слов.
Увеличилось количество детей (от 0 % до 60 %), которые показали умение подбирать синонимы к словам, в собственно лексическом значении которых заключена положительная или отрицательная оценка. Приведем примеры высказываний детей.
Красивый - "прекрасный", "чудесный", "прелестный"
Ужасный - "страшный"
Злой — "сердитый "
Молодец — "умница "
Неряха - "грязнуля"
Причем, если на констатирующем этапе преобладали слова из одного семантического гнезда, то на контрольном - синонимы.
Были зафиксированы случаи, когда дошкольники подменяли одно понятие другим. Например, красивый - "добрый", "вежливый", т. е. дети считали, что с красотой обязательно должны сочетаться и другие положительные качества.
В ряде случаев дети не называли синоним правильно, но давали ответы, свидетельствующие о понимании эмоциональной нагрузки слова. Такие ответы были зафиксированы и на констатирующем этапе.
- Употребление однокоренных слов. Например, "Красивый" - очень красивый, красивейший, красивенький, красиво;
"Ужасный " - ужас;
"Злой " — "злющий-презлющий ", "злой-презлой ".
- Объяснение ситуаций, в которых возникает подобное чувство. Например, "Ужасный" - "в темной комнате бывает ужас", "когда ужас увидишь, и волосы дыбом даже ";
"Неряха " - "когда за собой убирать не хочет ", "когда весь грязный ходит ", "когда волосы у девочки не причесаны ".
- Использование слов, которые не являются синонимами в полном смысле. Например, "молодец" - "добрый", "милый", "солнышко", "рыбка", т.е. ласкательные слова, которыми называют детей взрослые.
Неадекватных ответов (связь слов с другими эмоциональными категориями, замена одного понятия другими, характеристики по фонетическому сходству) не было.
Следует отметить, что заметно возросло количество детей, которые подбирали несколько слов разнообразного содержания, лексически связанных с заданным. Если на констатирующем этапе только 15 % дошкольников подбирали более трех слов разнообразного содержания, то на контрольном - 55%. Дети правильно понимали задание и старались назвать как можно больше таких слов. Например, бывает
грустным — "солнце", "мама", "глаза", "книга", "лицо", "собачка", "настроение ";
ласковым - "мама", "руки", "сердце", "ветер", "дождь", "взгляд", глаза ;
добрым - "руки", "мама", "сердце", улыбка", "книга", поступок".
Ответов, в которых дети объясняли ситуации, связанные с соответствующей эмоцией, чувством, зафиксировано не было. Детей, совсем не справившихся с заданием, тоже не было.
Анализ данных позволяет сделать следующие выводы о качественных изменениях в лексиконе детей.
> Словарь детей обогатился эмоционально-оценочной лексикой.
Эмоционально-оценочная лексика, используемая детьми для решения коммуникативных задач, стала разнообразнее и точнее. Дошкольники стали не только адекватно характеризовать эмоциональные ситуации, но и аргументировать свои ответы, ориентируясь на особенности ситуации, и т.д.
Количественные данные об изменениях в лексиконе детей, полученные в ходе подсчета баллов, представлены в таблице № 2 «Уровни понимания и употребления эмоционально-оценочной лексики детьми старшего дошкольного возраста после проведенного экспериментального обучения.»(приложение№5). Ее анализ позволяет увидеть динамику развития эмоционально-оценочной лексики.
Из таблицы видно, что высокий уровень показали 76 %, средний - 20 % , уровень ниже среднего - 4 % ,низкий уровень - 0 % .
Таким образом, проведенное исследование подтвердило возможность формирования эмоционально-оценочной лексики в старшем дошкольном возрасте и эффективность предложенной методики.
Заключение.
Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста является важным условием их эмоционального развития и нравственного воспитания. Овладение словами эмоциональной оценки выступает как средство осознания и развития собственных эмоций и чувств, формирования представлений о нравственных качествах, налаживания социальных контактов с другими людьми. Эта лексика необходима для приобщения к миру человеческих ценностей, осуществления различных видов деятельности (трудовой, игровой, учебной), развития общения со взрослыми и сверстниками.
Часть старших дошкольников даже без специального обучения понимает значения слов с эмоциональной нагрузкой, при их толковании опирается, прежде всего, на описание конкретных жизненных ситуаций, свидетелями или участниками которых были сами. Вместе с тем, наблюдается неточность понимания, неверное употребление слов эмоциональной оценки, бедность эмоционально-оценочного словаря, которую дети компенсируют использованием нейтральной лексики, придавая ей эмоциональную значимость с помощью интонации, мимики, объяснением ситуаций возникновения эмоций, чувств и др. Характерно частое употребление общеоценочной лексики. Значительная часть детей не умеет устанавливать семантические связи и отношения эмоционально-оценочных слов с другими лексическими единицами. Наблюдаются трудности в употреблении антонимов и синонимов. Для выражения антонимических связей чаще используются слова с частицей -не. При подборе синонимов преобладает употребление сравнительной степени прилагательных и общеоценочных слов. Подбор слов, лексически связанных с заданным, характеризуется однообразием содержания.
Экспериментальные данные показали эффективность поэтапного формирования эмоционально-оценочной лексики: развитие значений слов на основе формирования обобщенных представлений о причинах и способах выражения эмоций, чувств, особенностях проявления нравственных качеств, освоение связей слов эмоциональной оценки с другими лексическими единицами языка, активизация эмоционально-оценочной лексики в речевой практике детей для решения разнообразных коммуникативных задач.
Точность употребления дошкольниками эмоционально-оценочной лексики зависит от степени обобщенности сформированных понятий. Дети старшего дошкольного возраста не всегда имеют опыт переживания многих эмоций и чувств, что затрудняет усвоение слов эмоциональной оценки. Развитию представлений об эмоциях и чувствах способствуют демонстрация причин их возникновения, особенностей внешнего выражения в различных ситуациях (с помощью мимики, пантомимики, выразительных возможностей голоса), актуализация личных эмоционально-положительных переживаний в процессе внеситуативно-личностного общения. Особая роль в процессе обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой принадлежит произведениям искусства (художественная литература, музыка, изобразительное искусство), оказывающим воздействие на развитие эмоциональной сферы, на возникновение многих эмоций и чувств, обогащение представлений о нравственных качествах. В процессе их восприятия не только возникают определенные эмоции и чувства, но и появляется необходимость использования эмоционально-оценочной лексики для выражения своего отношения к ним.
Экспериментальное обучение показало, что установлению семантических связей и отношений эмоционально-оценочной лексики с другими лексическими единицами языка способствуют игры, упражнения, показ сочетаемости слов русского языка, анализ произведений художественной литературы, задания на включение слов эмоциональной оценки в связную речь и т.д.
Список литературы.
2..Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1969. - 607с.
развития маленьких детей. - СПб, 1996. - 90 с. П
3.Бабаева Т.И. Подходы к программе социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду.//Теоретические основы программ воспитания в детском саду (Межвуз. Сборник научных трудов).-СПб.,1992,с.14-29.
4.Барлас Л.Г. Об отношении стилистической окраски и эмоциональных
оттенков слова к его лексическому значению. // Вопросы лексики и
фразеологии современного русского языка. - Ростов-на-Дону: 1968, с. 146-153.
5.Буре Р.С. Воспитание ребенка в труде.- М.,1971.-58с.
6.Вайгла Э.А. О понятии "эмоциональная лексика". // Ученые записки Тартусского государственного университета. Труды по русской и славянской филологии. Сер. Лингвистическая. Вып. 219. - Тарту, 1968, с. 111-127.. Зб
7.Вульфсон Р.Е. Эмоционально-оценочная лексика и контекст. // Русский
язык в школе, 1991, № 4, с. 33-35.
8.Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке. //
Сборник статей по языкознанию. Издательство Московского университета,
1958, с. 103-124.
9.Галкина-Федорук Е.М. Слово и понятие. - М.: Учпедгиз, 1956. - 54 с.
10.Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. Лексика. (Курс лекций). Издательство Московского университета, 1954. - 202 с.
11.Гербова В.В. Особенности формирования словаря детей 3-го года жизни. Дисс. На соиск.уч. степ. Канд.пед. наук. М.,1971.—200с.
12.Григорьева А.Д. Об основном словарном фонде и словарном составе
русского языка. - М.: Учпедгиз, 1953. - 71 с. с. 137-149.
13.Гридин В.Н. К вопросу о составе и границах эмоциональной лексики. //
Психолингвистические проблемы общения и общения языку. - М., 1976, с. 130-139.
14.Гридин В.Н. Семантика эмоционально-экспрессивных средств языка. //
Психолингвистические проблемы семантики. - М.: Наука, 1983, с. 113-119.
15.Ефимов А.И. О языке художественных произведений. - М.: Учпедгиз, 1954.- 288 с.
16.Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка.// Избранные психологические труды./ Под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко.- М: Педагогика,1986.Т.1,с.258-259.
17. Золотнякова А.С. Семасиология. Издательство Московский университет,1957.-3.
18.Иванова Н.П. Система словарной работы с детьми 4 года жизни. Дисс.на соиск. Уч. Степ.канд. пед.наук.-М.,1883.-219с.
19.Ким Л.Л. Эмоционально-оценочная лексика русского языка. // Ученые
записки. Андижанского педагогического института. Выпуск 3, 1956, с.51-63.
20.Квасовец С.В. Опыт изучения эмоциональных состояний.// Проблемы нейропсихологии.-М.: Наука. 1977,с.282-293
21.Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия.-ЛГУ: Издательство ЛГУ. 1978.-160с.
22.Князева Л.П. Этические беседы в детском саду.-Пермь, 1972.-76с.
23.Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста. Дисс.на соиск.уч. степ.,к.п.н.-М.,1999,-188с.
24.Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. редактор Ярцева В.Н. -
М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685с
25.Лаврентьева А.И. Система работы по развитию семантической стороны речи младших дошкольников. Дисс…на соиск.уч.степ.канд. пед.наук.- М.,1998-165с.
26.Леонтьев
А.А. Основы психолингвистики.Смысл,1997.-
27.Лук А.Н. Эмоции и личность.-М.:Знание, 1982.-176с.
28.Лукьянова Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления. -Новосибирск: Наука, 1986.-227 с.
29.Мамушин В. В. Анализ слов качественной оценки в письменной речи пятиклассников. // Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе. Известия АПН РСФСР, 1962, №124, с. 131-183.
30.Мягкова
Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт
психолингвистических исследования.-Воронеж,1990.-
31.Нечаева
В.Г. Введение.// Воспитание нравственных
чувств у старших дошкольников./ Под ред.А.М.Виноградовой.-М.:
32.Носенко Э.Л.Влияние состояния эмоционального напряжения на восприятие речи.//Смысловое восприятие речевого сообщения.-М.: Наука,1976,с.233-247.
33.Оморокова
М.И.Оценочные элементы в словаре младших
школьников.//Речевое развитие школьников,
под ред. Н.С. Рождественного.-М.:
34.Пашина А.Х. К проблеме распознавания эмоционального контекста звуковой речи. // Вопросы психологии, 1991, № 1, с. 88-95.
35.Петрищева Е.Ф. Изменения в составе интеллектуально-оценочной лексики в русском языке советского времени. // Развитие лексики современного русского языка. - М.: Наука, 1965, с. 51-74.
36.Петрищева Е.Ф. Об эмоциональной окрашенности слова в современном русском языке (опыт лингвистического эксперимента). // Развитие лексики современного русского языка. - М., 1965, с. 39-50.
37.Петрищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. -М.: Наука, 1984. -222 с.
38.Портнягина М.А. Воспитывающее значение глаголов эмоционального состояния и отношения. // Начальная школа, 1990, № 1, с. 13-16.
39.Программа воспитания и обучения в детском саду // Под ред. М. В. Васильевой, М.: Просвещение, 1987, - 192 с.
40."Радуга" Программа и методическое руководство по воспитанию и образованию детей 5-7 лет в детском саду. - М.: Просвещение, 1997. - 224 с.