Опытно-практическое исследование формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза: Процесс формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста может проходить с наибольшей эффек¬тивностью при специальной работе по активизации эмоционально-оценочной лексики в речевой практике детей с помощью специальной системы мероприятий(упражнений, инсценировок, коммуникативных ситуаций др.)
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей.
2. Выявить исходный уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей………………………………………………………………………...6
1.1.Эмоционально оценочная лексика как предмет исследования в лингвистике и психолингвистике……………………………………………………….6
1.2.Психологические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста............................................. 18
1.3.Вопросы формирования эмоционально-оценочной лексики в педагогической литературе……………………………………………..24
Глава 2. Опытно-практическое исследование формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста………..31
2.1 Организация практического исследования ………………………..32
2.Характеристика эмоционально-оценочного словаря детей (результаты констатирующего этапа)………………………………………………….33
2.2. Содержание и методика работы по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста…………39
2. 4. Анализ результатов экспериментального обучения………………47
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

Работа по формированию обобщенных представлений о вежливости.

После чтения произведений о вежливости проводилась обобщающая беседа, в которой обсуждалось, что значит быть вежливым, какие вежливые слова

дети знают, загадывали загадки о вежливых словах (сначала взрослые детям, а

потом дети друг другу). Например,

В гости к детям приходит Неумесла и рассказывает историю про девочку:

 

Маша знала слов немало, Это слово ходит следом

Но одно из них пропало, За подарком и за обедом,

И оно-то как на грех, Это слово говорят,

Говорится чаще всех. Когда вас благодарят.

И. Токмакова

Воспитатель: Кто догадался, что это за слово?

Дети: Спасибо, благодарю.

Воспитатель: Давайте поиграем с Неумеслой. Будем загадывать ей по телефону загадки о вежливых словах.

Дети: Неумесла, отгадай, пожалуйста, мою загадку "Это слово говорят, когда...

  • ложатся спать (спокойной ночи);
  • утром встают с постели (доброе утро);
  • желают друг другу здоровья (будь здоров);
  • уходят, прощаются (до свидания, пока, прощай);
  • при встрече с другим человеком (здравствуйте);
  • за обедом (приятного аппетита) и т. д. "

В играх, повседневном общении уделялось внимание проигрыванию ситуаций, в которых требуется соблюдение этикетных формул: разговор по телефону, обращение к взрослому человеку, прощание, поздравление и т. д. Стимулировалось использование детьми вежливых слов в общении со сверстниками, побуждали прислушиваться к речи других и замечать в ней вежливые слова.

 

 

Работа  по формированию таких понятий как: честность, лживость,

 

хитрость. Сформировать верные представления о них позволяли

 

сравнение литературных произведений и правильный подбор вопросов

 

при анализе.

 

Воспитатель читает рассказ Н. Носова "Фантазеры": Все мальчики Мишутка, Стасик и Игорь говорили неправду. Кто из них хороший, а кто плохой?

Дети: Мишутка и Стасик

Воспитатель: Мишутка и Стасик веселые, добрые, они не просто врали, а фантазировали: "А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем". Можно подружиться с этими ребятами?

Дети: Да.

Воспитатель: А с Игорем вам захочется подружиться?

Дети: Нет. Потому что Ире досталось от мамы из-за него. Он нечестно поступил.

Воспитатель: Да, с Игорем дружить никто не хочет, т.к. он обманул "по-настоящему", из-за него Ире утром от мамы досталось, а ему весело.

После чтения русской народной сказки "Лиса и Рак" и рассказа Л.Н. Толстого "Косточка" проводилась беседа с целью уточнения значения слова хитрость.

Воспитатель: Какой рак в этой сказке?

 Дети: Хитрый.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что он обхитрил лису, чтобы она не хвасталась.

Воспитатель: Да он проучил ее за хвастовство. Как еще можно про него сказать? Дети: Хитрец.

Воспитатель: А Ваня из рассказа Л. Толстого "Косточка" тоже обманул, сказал неправду. Он хитрый?

Дети: Нет.

Воспитатель: Можно ли сказать, что Ваня обманщик?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что он заплакал. Ему стало стыдно.

Воспитатель: Да, он раскаивается в своем поступке.

После прочтения басни Л. Н. Толстого "Лгун" дети предлагали назвать рассказ "Обманщик", "Нечестный поступок", т.е. они правильно ориентировались на смысл произведения, употребляли адекватную лексику.

 

 

Дошкольники имеют достаточные представления о жадности из собственного опыта. В ходе ознакомления с художественной литературой уточнялись представления об этом нравственном качестве, активизировалась соответствующая лексика: "Кого называют жадными? Что такое жадность? Хорошо ли поступает человек, который жадничает? Как называют девочку, которая жадничает (жадина)? А если это мальчик (тоже жадина)? Хорошо ли дружить с жадинами? Что бывает с теми, кто жадничает? Почему говорят: "Жадность -всякому горю начало"? Как называют человека, который со всеми делится (щедрый)? ".

В ходе повседневного общения уточнялось, что аккуратный человек во всем соблюдает порядок (кушает, выполняет какую-нибудь работу, следит за своим внешним видом); нетерпеливый - не может ждать, детей побуждали проявлять терпение. Обращалось внимание на случаи, когда ребята обижались на кого-нибудь: "Обижать плохо: "Тебе было обидно, когда ... Ему тоже обидно, потому что ...".

Уже в процессе формирования представлений об эмоциях, чувствах, нравственных качествах, уточнения значений слов проводилась работа, направленная на установление взаимосвязи эмоционально-оценочной лексики с другими лексическими единицами языка. Детям показывали, что об одном и том же явлении можно сказать по-разному, вводились соответствующие синонимы. Анализ и сравнение противоположных эмоций, чувств, нравственных качеств способствовали уточнению представлений о словах, противоположных по смыслу. Закрепление и активизация усвоенной лексики осуществлялась в ходе дидактических игр и упражнений, словарный материал которых увеличивался постепенно.

игры и упражнения..

"Скажи по-другому" Цель: закрепление умений подбирать синонимы к словам, обозначающим эмоции, чувства, нравственные качества.

"Скажи наоборот" Цель: закрепление умений подбирать антонимы к словам, обозначающим эмоции, чувства, нравственные качества.

В этих дидактических играх использовались разные части речи. Обращалось внимание на соответствие части речи. Например, радость - грусть, радостный - грустный, радоваться -грустить и т. д. Предлагались не только изолированные слова, но и словосочетания, в которых эмоционально-оценочная лексика употреблялась в разных грамматических формах (радостное море - грустное, радостный дождь - грустный, радостная девочка - грустная).

"Замени слово в предложении...'''' Цель: закрепление умений подбирать синонимы к словам, обозначающим эмоции, чувства, нравственные качества. Варианты заданий:

У Вани было хорошее (веселое, радостное, счастливое) настроение.

У Лены было плохое (грустное, печальное, невеселое) настроение.

Жадность всякому горю (беде, несчастью) начало.

"Что бывает...(добрым, радостным) " Цель: формирование умений подбирать слова, лексически сочетающиеся с заданным.

"Закончи предложение» Цель: закрепление умений подбирать антонимы к словам, обозначающим эмоции, чувства, нравственные качества. Например: "Этот мальчик грустный, а этот... (веселый), этот щедрый, а этот... (жадный)». Эти задания использовались сначала с использованием наглядности (специально подобранные иллюстрации, пиктограммы), а потом без нее.

"Кто что делает?" Цель: активизация существительных и глаголов с эмоционально-оценочным значением. Игровое правило: "Кому брошу мяч, тот отвечает». Используемая лексика:

Плакса...(плачет),Смельчак - ... (никого не боится)

Лгун…(лжет),Трус - ... (боится),

Обманщик…(обманывает),Плакса - ... (плачет)

Злой...(злится),Грустный - ... (грустит)

Весельчак…(веселится).Драчун - ... (дерется)

Храбрец...(никого не боится),Жадина -...(жадничает)

Неряха-..(разбрасывает вещи, игрушки и др.)   Лодырь - ...(нелюбит трудиться)

"Кого как называют? ". Цель: формирование умений подбирать существительные к глаголам, обозначающим действия. Ведущий: "Как называют человека, который всего боится?" (трус). А если это девочка? (трусиха)". "Как называют девочку, которая все время жадничает? (жадина). А если это мальчик? (тоже жадина)". Используемая лексика:

Планет - ... (плакса),Никого не боится - ... (смельчак, храбрец)

Лжет - ... (лгун) Боится - ... (трус)

Обманывает - ... (обманщик) Плачет - ... (плакса)

Злится - ... (злюка) Дерется - ... (драчун)

Веселится - ... (весельчак) Жадничает -...(жадина)

Не любит трудиться - ... (лодырь) Ничего не умеет делать - ...(белоручка)

 

"Найди ошибку". Цель: закрепление умений подбирать эмоционально-оценочную лексику, адекватную смысловому содержанию предложения. Примерные варианты заданий:

  • девочка радуется, потому что получила двойку;
  • сегодня праздник, поэтому мальчик грустит;
  • солнышко обрадовалось, т.к. набежали тучи и закрыли его;
  • крокодил Гена хохочет, т.к. Чебурашка заболел;
  • трусливый мальчик заступился за слабого и т.д.

"Найди себе пару". Цель: формирование умений подбирать антонимы к словам, обозначающим эмоции и чувства, нравственные качества. В ходе этой игры дети превращаются в слова. Ведущий шепчет на ушко каждому ребенку слово. Игроки должны найти свою пару - антоним.

"Добавь словечко". Цель: формирование умений подбирать синонимы к словам, обозначающим эмоции и чувства, нравственные качества. Ведущий называет несколько слов, а игроки заканчивают синонимический ряд. Предлагаемая лексика:

  • веселый, улыбающийся, счастливый -... (радостный);
  • испуганный, боязливый - ... (трусливый);
  • счастье, веселье - ...(радость);
  • храбрый, отважный - ...(смелый); ^*    горе, печаль - ...(грусть) и т.д.

Анализ лексики, используемой детьми в данных играх, показал ее разнообразие,  адекватность  предлагаемой  ситуации,  широкое  понимание значений слов.

На занятиях по изобразительной деятельности детям предлагалось похвалить рисунок, поделку товарища, не употребляя слово "хороший ". При этом давался пример такой оценки: "Рисунок красивый, аккуратный", "Поделка выполнена замечательно, прекрасно. Глядя на нее можно порадоваться", "Любуешься, глядя как девочки танцуют ", "Это превосходная песня ".

В ходе анализа музыкальных произведений, дошкольники употребляли слова, в собственно лексическом значении которых, заключена положительная или отрицательная оценка (великолепный, превосходный, очаровательный и др.), определяли характер прослушанных музыкальных произведений, говорили, какие чувства они вызывают, почему, придумывали движения, которые можно выполнять под эту музыку, выбирали пиктограмму, настроение которой соответствует характеру музыкального отрывка, рисовали словесную картину, которая представляется при восприятии музыки и т.д.

Использовался прием "цвет-настроение", предложенный О.П. Радыновой. Дети подбирали к музыкальному отрывку карточку соответствующего цвета, при этом настроение, передаваемое музыкой, вербализировалось.

В повседневном общении дошкольники анализировали свое настроение ("Расскажи о своем сегодняшнем настроении, почему оно у тебя такое?"). Ребята стали реже использовать общеоценочную лексику. При характеристике своего настроения употребляли разнообразную лексику: веселое, радостное, грустное, печальное, сердитое, расстроился, огорчен и т.д.

Усвоение эмоционально-оценочной лексики происходит при условии обеспечения широкой речевой практики в процессе дидактических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций, частом использовании эмоционально-оценочной лексики в речи взрослых, окружающих детей, привлечении внимания дошкольников к ней, на базе создания доброжелательной атмосферы в группе, дружеских взаимоотношений между детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2.

 

 

Ответы детей в ходе констатирующего этапа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ№4

 

Критерии оценки уровня сформированности эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста.

 

1 серия,1-ое  задание

 

2 балла - верно понимают значения изолированных слов, обозначающих нравственные качества человека

1 балл- нечеткие представления о значении изолированных слов, обозначающих  нравственные качества человека:

1)нечеткие представления  о значении предлагаемого слова.

2)использование общеоценочной лексики.

0 баллов- неверные представления о значениях изолированных слов, обозначающих нравственные качества человека:

1)неадекватные ответы, молчание.

2)ориентация на фонетические  особенности.

3)подмена одного понятия  другим.

4)подбор слов по  ассоциации.

Высокий уровень- 12-9 баллов

Средний уровень- 9-6 баллов

Уровень ниже среднего- 5-3 баллов

Низкий уровень- менее 2 баллов.

 

1 серия,2-ое  задание

2 балла- называет более одного слова верного лексического содержания.

1)слова, в собственно  лексическое значение которых,  входят соответствующие эмоциональные  оттенки.

2)слова с уменьшительно-ласкательными  суффиксами(-очк, -ик, -онок).

3)однокоренные слова.

4)слова из одного семантического гнезда со словом, предложенным педагогом.

1 балл- называет 1 слово лексически верное по содержанию

0 баллов- не могли подбирать слова с верной эмоциональной нагрузкой.

1)называли ситуацию, в  которой возникает необходимость  говорить такие слова.

2)употребляли эмоционально-нейтральные  слова.

Высокий уровень- 8-7баллов.

Средний уровень-6-5 баллов.

Уровень ниже среднего-4-3 баллов.

Низкий уровень- ниже 2 баллов.

 

1 серия,3-е задание

2 балла- правильно определяли эмоциональный подтекст стихотворений, находили в тексте 2-3 слова в тексте, имеющие оценочное значение.

1 балл- правильно определяли эмоциональный смысл стихотворений, но не всегда находили в тексте слова, имеющие оценочное значение.

0 баллов- не могли найти слова имеющие оценочное значение.

Высокий уровень-15-12 баллов

Средний уровень-11-8 баллов

Уровень ниже среднего-7-5 баллов

Низкий уровень-4 и ниже.

 

1 серия,4-ое  задание

2 балла- называли несколько ярких характерных примеров ситуаций, в которых возникает подобное чувство.

1 балл - приводили один пример.

0 баллов - молчали или давали неадекватную характеристику.

Высокий уровень- 10-8 баллов.

Информация о работе Опытно-практическое исследование формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста