Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:53, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности образовательного и воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР
Объект – специальное образование детей с задержкой психического развития
Предмет исследования – коррекционновоспитательная работа в ДОУ
Субъект исследования – дошкольники с ЗПР
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР………………………………………………………………………………....7
.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………7
. Особенности дошкольного образования дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………..14
.Организация коррекционно-воспитательной работы в ДОУ…………………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.1. Диагностика познавательной деятельности дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.2. Индивидуальные рекомендации по коррекционно-образовательному маршруту ребенка………………………………………………………………..64
Заключение……………………………………………………………………….66
Библиографический список……………………………………………………..67
Приложение………………………………………………………………………70
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФБГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Факультет психолого-педагогического и специального образования
Кафедра коррекционной педагогики
Специальность 050714
Олигофренопедагогика
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР
КУРСОВАЯ РАБОТА
студентки 3 курса заочной формы обучения
Факультет психолого-педагогического и специального образования
СГУ имени Н.Г. Чернышевского
СОТНИКОВОЙ АНАСТАСИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ
Научный руководитель: Е. Н. Горина
кандидат социологических наук, доцент
Зав. кафедрой:
доктор социологических наук, профессор Ю.В. Селиванова
Саратов - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР………………………………………………………………………
2.1. Диагностика
познавательной деятельности дошкольников
с ЗПР………………………………………………………………………
2.2. Индивидуальные
рекомендации по коррекционно-образовательному
маршруту ребенка……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..67
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность тематики данной курсовой работы обусловлена тем фактом, что по данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Объективные клинические обследования не выявляют у группы этих детей грубой патологии, однако они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного и школьного учреждений.
Легкие нарушения развития
в интеллектуальной и эмоционально-волевой
сфере могут маскироваться
Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка.
Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения.
Специальная психология в настоящее время
располагает целым рядом исследований, посвящённых:
Особое место в этом перечне исследований
В настоящее время, обучение и воспитание нетипичных детей осуществляется квалифицированными специалистами, прежде всего - педагогами-дефектологами, подготовка которых ведется на факультетах коррекционной педагогики и специальной психологии ряда педагогических институтов и университетов страны.
Внимание к проблемам
нетипичных детей со стороны государства
проявляется в законодательных
актах, направленных на организацию
всесторонней помощи таким детям
и их семьям, создание необходимых
условий для постоянного
Цель исследования – выявить особенности образовательного и воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР
Объект – специальное образование детей с задержкой психического развития
Предмет исследования – коррекционновоспитательная работа в ДОУ
Субъект исследования – дошкольники с ЗПР
Гипотеза – коррекционновоспита
В соответствии с поставленной целью и гипотезой, можно сформулировать следующие задачи:
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- опрос;
- тестирование;
Научная и практическая значимость работы
В результате исследований:
1)Выявлены особенности организации коррекционновоспитательной работы с дошкольниками с ЗПР
2) Результаты исследования пополняют психолого-педагогическую характеристику 5-7 - летних детей с ЗПР в плане особенностей познавательной деятельности и дают материал для диагностической и коррекционно-педагогической работы с ними как в условиях дошкольных учреждений обычного типа, так и в условиях специальных дошкольных групп
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы. Такое построение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР) Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и др., отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности [27. C. 12].
В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содержатся сведения, позволяющие раскрыть особенности познавательной деятельности дошкольников с ЗПР и охарактеризовать некоторые другие аспекты их развития.
Внимание этих детей характеризуется
неустойчивостью, отмечаются периодические
колебания, неравномерная
Установлено, что многие
из детей испытывают трудности и
в процессе восприятия (зрительного,
слухового, тактильного). Снижена скорость
выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-
В отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака «дай красный карандаш», но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.
Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные» структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью [20. C. 35].
Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентации в неречевых звучаниях, т.е. главным образом страдают фонематические процессы.
Названные выше недостатки
ориентировочно-
У детей с задержкой психического развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом [18. C.44].
Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в не сформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.
Память детей с задержкой
психического развития также отличается
качественным своеобразием, при этом
выраженность дефекта зависит от
генеза задержки психического развития.
В первую очередь у детей ограничен
объем памяти и снижена прочность
запоминания. Характерна неточность воспроизведения
и быстрая утеря информации. В
наибольшей степени страдает вербальная
память. При правильном подходе к
обучению дети способны к усвоению
некоторых мнемотехнических приемов,
овладению логическими
Значительное своеобразие
отмечается в развитии их мыслительной
деятельности. Отставание отмечается
уже на уровне наглядных форм мышления,
возникают трудности в
Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с задержкой психического развития не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Например, отвечая на вопрос «Как назвать одним словом: диван, шкаф, кровать, стул?», ребенок может ответить: «Это у нас дома есть», «Это все в комнате стоит», «Это все нужное человеку».
Информация о работе Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР