Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности образовательного и воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР
Объект – специальное образование детей с задержкой психического развития
Предмет исследования – коррекционновоспитательная работа в ДОУ
Субъект исследования – дошкольники с ЗПР

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР………………………………………………………………………………....7
.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………7
. Особенности дошкольного образования дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………..14
.Организация коррекционно-воспитательной работы в ДОУ…………………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.1. Диагностика познавательной деятельности дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.2. Индивидуальные рекомендации по коррекционно-образовательному маршруту ребенка………………………………………………………………..64

Заключение……………………………………………………………………….66
Библиографический список……………………………………………………..67
Приложение………………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 501.23 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

 ФБГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

Факультет психолого-педагогического  и специального образования

Кафедра коррекционной педагогики

Специальность 050714

Олигофренопедагогика

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

студентки 3 курса заочной формы обучения

Факультет психолого-педагогического  и специального образования

СГУ имени Н.Г. Чернышевского

 

СОТНИКОВОЙ АНАСТАСИИ  АЛЕКСАНДРОВНЫ

 

 

 

Научный руководитель: Е. Н. Горина

кандидат  социологических наук, доцент

 

Зав. кафедрой:

доктор социологических наук, профессор                                Ю.В. Селиванова

 

 

Саратов - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ  С ЗПР………………………………………………………………………………....7

  1. .Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………7
    1. . Особенности дошкольного образования дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………..14
    2. .Организация коррекционно-воспитательной работы в ДОУ…………………………………………………………………………….24

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР………………………………………………………………………………..43

2.1. Диагностика познавательной деятельности дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………..43

2.2. Индивидуальные рекомендации по коррекционно-образовательному маршруту ребенка………………………………………………………………..64

 

Заключение……………………………………………………………………….66

Библиографический список……………………………………………………..67

Приложение………………………………………………………………………70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность тематики  данной курсовой работы обусловлена тем фактом, что по данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Объективные клинические обследования не выявляют у группы этих детей грубой патологии, однако они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного и школьного учреждений.

Легкие нарушения развития в интеллектуальной и эмоционально-волевой  сфере могут маскироваться возрастными  особенностями дошкольника, однако с началом обучения в школе  эти нарушения могут привести к затруднению в той или  иной степени адаптации ребенка  к школе, ограничить возможности  его обучения.

Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную  помощь, тем эффективнее будет  ее результат. Программа коррекционной  работы должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка.

 Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из  приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения.

Специальная  психология  в настоящее  время располагает целым рядом исследований,  посвящённых:  изучению  конкретного  проявления и причин снижения  темпа психического  развития у этих детей  Т.А, Власова,  В.И. Лубовский,  М.С. Певзнер,  Л.И. Переслени,  описанию различных  вариантов ЗПР Т.А. Власова,  В.В. Ковалёв,  К.С. Лебединская,  Н.А. Никашина,  М.С. Певзнер,  М.Г. Рейдибойм,  Е.Н.  Самодумская, У.В. Ульенкова,  анализу  специфики развития мышления Т.В.Егорова, 3.И.Калмыкова, Т.Н.Князева,  изучению мыслительной  деятельности, познавательной активности Т.В. Егорова,  Н.А. Менчинская,  У.В. Ульенкова,  учебной деятельности  Г.И. Жаренкова,  Г.М. Капустина, Р.Д. Тригер,  У.В. Ульенкова,  Н.А. Цыпина,  С.Г. Шевченко,  отдельных психических процессов Н.Ю. Борякова,  Н.А. Жулидова,  Л.И. Переслени,  В.Л. Подобед,  Е.С. Слепович,  П.Б. Шошин,  вопросам отграничения ЗПР от  сходных  состояний В.Н. Лоскутова,  М.С. Певзнер,  Г.Н. Седельникова.[19. C. 100.]

Особое  место  в  этом перечне   исследований  занимают работу, посвящённые  детям с  ЗПР дошкольного  возраста Е.Б. Аксёнова,  Е.Е. Дмитриева,  И.А. Коробейников, К.А. Некрасова,  Е.С. Слепович,  Т.А. Стрекалова,  У.В. Ульенкова,  Н.А. Шивирев и др. [28. C. 33].

В настоящее время, обучение и воспитание нетипичных детей осуществляется квалифицированными специалистами, прежде всего - педагогами-дефектологами, подготовка которых ведется на факультетах  коррекционной педагогики и специальной  психологии ряда педагогических институтов и университетов страны.

Внимание к проблемам  нетипичных детей со стороны государства  проявляется в законодательных  актах, направленных на организацию  всесторонней помощи таким детям  и их семьям, создание необходимых  условий для постоянного развития и совершенствования системы  специального образования.

Цель исследования – выявить особенности образовательного и воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР

Объект – специальное образование детей с задержкой психического развития

Предмет исследования – коррекционновоспитательная работа  в ДОУ

Субъект исследования – дошкольники с ЗПР

Гипотеза – коррекционновоспитательная работа с дошкольниками с ЗПР будет эффективной при соблюдении следующих условий:

    1. Учет психофизических особенностей детей и имеющие недостатки в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
    2. максимальная индивидуализация
    3. комплексный подход

В соответствии с поставленной целью и гипотезой,  можно сформулировать следующие задачи:

    1. Проанализировать литературу по проблеме исследования
    2. Изучить особенности психолого-педагогическую характеристику дошкольников с ЗПР
    3. Выявить особенности образования дошкольников с ЗПР
    4. Проанализировать организацию коррекционно-воспитательной работы в ДОУ
    5. Провести диагностику познавательной деятельности дошкольников с ЗПР
    6. Разработать индивидуальные рекомендации по коррекционно-образовательному маршруту ребенка

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы;

- опрос;

- тестирование;

Научная и практическая значимость работы

В результате исследований:

1)Выявлены особенности организации коррекционновоспитательной работы с дошкольниками с ЗПР

2) Результаты исследования пополняют психолого-педагогическую характеристику 5-7 - летних детей с ЗПР в плане особенностей познавательной деятельности и дают материал для диагностической и  коррекционно-педагогической работы с ними как в условиях дошкольных учреждений обычного  типа,  так и в условиях специальных дошкольных групп

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы. Такое построение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ  С ЗПР

 

    1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с  задержкой психического развития (ЗПР) Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и др., отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности [27. C. 12].

В психологических исследованиях  по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содержатся сведения, позволяющие раскрыть особенности  познавательной деятельности дошкольников с ЗПР и охарактеризовать некоторые  другие аспекты их развития.

Внимание этих детей характеризуется  неустойчивостью, отмечаются периодические  колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той  или иной деятельности. Очевидна недостаточная  целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок  с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.

Установлено, что многие из детей испытывают трудности и  в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов [5. С.55].

В отличие от умственно  отсталых детей, дошкольники с задержкой  психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака «дай красный карандаш», но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями  о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен  процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные»  структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью [20. C. 35].

Со стороны слухового  восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые  затруднения при ориентации в  неречевых звучаниях, т.е. главным  образом страдают фонематические процессы.

Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской  деятельности касаются и тактильно-двигательного  восприятия, которое обогащает чувственный  опыт ребенка и позволяет ему  получить сведения о таких свойствах  предметов, как температура, фактура материала, свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

У детей с задержкой  психического развития замедлен процесс  формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных  видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом [18. C.44].

Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в не сформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.

Память детей с задержкой  психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен  объем памяти и снижена прочность  запоминания. Характерна неточность воспроизведения  и быстрая утеря информации. В  наибольшей степени страдает вербальная память. При правильном подходе к  обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами  запоминания.

Значительное своеобразие  отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании образов и представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами [1. C. 37].

Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой  психического развития, снижение способности  к творческому созданию новых  образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с задержкой психического развития не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Например, отвечая на вопрос «Как назвать одним словом: диван, шкаф, кровать, стул?», ребенок может ответить: «Это у нас дома есть», «Это все в комнате стоит», «Это все нужное человеку».

Информация о работе Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР