Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:53, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности образовательного и воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР
Объект – специальное образование детей с задержкой психического развития
Предмет исследования – коррекционновоспитательная работа в ДОУ
Субъект исследования – дошкольники с ЗПР
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР………………………………………………………………………………....7
.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………7
. Особенности дошкольного образования дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………..14
.Организация коррекционно-воспитательной работы в ДОУ…………………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.1. Диагностика познавательной деятельности дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.2. Индивидуальные рекомендации по коррекционно-образовательному маршруту ребенка………………………………………………………………..64
Заключение……………………………………………………………………….66
Библиографический список……………………………………………………..67
Приложение………………………………………………………………………70
Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. Например, слово «волк» соответствует схеме из четырех кружочков, а слово «дом» – из трех.
Убедившись в том, что
ребенок понял задание, показываете
ему рисунок и просите
Ребенок 6–7 лет все связи определяет правильно (допускается одна ошибка).
Результат:
ИМЯ / ВОЗРАСТ |
ОШИБКИ |
Валя Б. 7 лет |
- |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
Не справился |
Карен М. 6 лет |
2 |
Ксения Г. 5 лет 8 мес. |
2 |
Таким образом, уровень фонематического слуха в норме только у Вали Б. (из опрошенных), остальные справились слабо.
С целью выявления особенностей различных видов внимания мы использовали: тест «Обведи контур», «Лишний предмет»
Тест: «Обведи контур»
Цель: оценить наглядно-действенного мышление.
В методике « Обведи контур» необходимо предложить ребенку соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части.
Задача заключается в том, чтобы делать это как можно быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках-образцах.
Оцениваются в итоге выполнения задания аккуратность, точность и скорость работы.
Если ребенок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур – значит, задание выполнено очень хорошо и ребенок имеет высокий уровень развития наглядно-действенного мышления.
Результат:
Все опрошенные справились с заданием, израсходовав на него более 120 секунд.
Таким образом, уровень наглядно-действенного мышления ниже нормы у всех тестируемых.
Тест: «Лишний предмет»
Цель : оценить образно-логическое мышление – умственных операций анализа и обобщения.
На рисунках изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек. Покажите ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из А предметов, нарисованных на карточке, один – лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. После этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.
Если ребенок 6–7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум для 4 карточках – это хороший уровень развития образно-логического мышления.
Результат:
ИМЯ/ ВОЗРАСТ |
ОШИБКИ |
Валя Б. 7 лет |
1 |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
1 |
Карен М. 6 лет |
2 |
Ксения Г. 5 лет 8 мес. |
Не справилась |
Таким образом, уровень образно-логического мышления, умственных операций, анализа и обобщения ниже нормы у всех детей, особенно у Ксении Горбань.
Тест: «Нелепицы»
Цель: оценить образно-логическое мышление.
В методике « Нелепицы» необходимо показать ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.
На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц – это хороший результат развития образно-логического мышления.
Результат:
ИМЯ / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Валя Б. 7 лет |
11 |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
7 |
Карен М. 6 лет |
4 |
Ксения Г. 5 лет 8 мес. |
2 |
Таким образом, уровень образно-логического мышления самый низкий у Карена и Ксении. Необходимо выполнение развивающих упражнений.
Тест для оценки словесно-логического мышления
В тесте ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Какое из животных больше – лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днем на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки… – это что?
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и
просят назвать время.)
9. Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка – это?.
На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13. Что общего между белкой и кошкой?
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается старый человек от молодого?
18. Для чего люди занимаются спортом?
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
Правильные ответы:
1. Больше лошадь.
2. Вечером ужинают.
3. Темно.
4. Зеленая.
5. Фрукты.
6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7. Города.
8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)
9. Щенок, ягненок.
10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
11. Правильным считается
любой ответ, указывающий на
необходимость снижать
12. Это инструменты.
13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и.д.
14. Гвоздь – гладкий, а винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
15. Виды спорта.
16. Как минимум ребенок
должен назвать три вида
17. Три существенных признака как минимум: «Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д.».
18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
19. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.
20. Так платят за пересылку письма.
При анализе ответов, которые дает ребенок, правильными считаются те, которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов. Оценка словесно-логического мышления:
ИМЯ / ВОЗРАСТ |
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ |
Валя Б. 7 лет |
18 |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
16 |
Карен М. 6 лет |
10 |
Ксения Г. 5 лет 8 мес. |
10 |
Таким образом, у
опрошенных дошкольников
С целью выявления особенностей различных свойств взимания мы использовали: тест: «Картинки»,
Тест: «Картинки»
Цель: оценить зрительную память – кратковременную.
В ходе методики «Картинки» необходимо показать ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1–2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.
Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не было. Обычно ребенок 6–7 лет воспроизводит с вашей помощью 7–8 предметов из 10.
Результат:
ИМЯ / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Валя Б. 7 лет |
7 |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
6 |
Карен М. 6 лет |
6 |
Ксения Г. 5 лет 8 мес. |
6 |
Таким образом,уровень кратковременной памяти у всех детей соответствует норме.
Тест: «Запомни слова»
Цель:оценка слуховой памяти – кратковременной.
В ходе методики « Запомни слова» необходимо прочитать ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.
Попросить его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке. 6–7 – летний ребенок повторяет 5–6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти.
Результат:
ИМЯ / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Валя Б. 7 лет |
7 |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
7 |
Карен М. 6 лет |
6 |
Ксения Г. 5 лет 8 мес. |
6 |
Таким образом, по
результатам проведенной
Тест: «Запомни фразы»
Цель: оценка смысловой памяти.
В методике «Запомни слова» необходимо прочитать ребенку фразы, такие, например:
1) Осенью идут дожди.
2) Дети любят играть.
3) В саду растут яблони и груши
4) В небе летит самолет.
5) Мальчик помогает своей бабушке.
Попросить ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.
Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.
Ребенок 6–7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.
Результат:
ИМЯ / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Валя Б. 7 лет |
3 |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
3 |
Карен М. 6 лет |
5 |
Ксения Г. 5 лет 8 иес. |
4 |
Таким образом, результат данной диагностики свидетельствуют о том что, у всех опрошенных хороший уровень смысловой памяти.
Тест для оценки произвольной образной памяти.
В ходе тестирования необходимо показать ребенку 8 карточек с изображениями различных предметов, хорошо ему знакомых, и карту, разделенную на 24 клетки.
Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно – идентичное, второе – отличающееся какой-нибудь деталью, третье – схожее лишь общим силуэтом. Все три изображения должны быть выполнены в одном цвете.
Информация о работе Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР