Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности образовательного и воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР
Объект – специальное образование детей с задержкой психического развития
Предмет исследования – коррекционновоспитательная работа в ДОУ
Субъект исследования – дошкольники с ЗПР

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР………………………………………………………………………………....7
.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………7
. Особенности дошкольного образования дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………..14
.Организация коррекционно-воспитательной работы в ДОУ…………………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.1. Диагностика познавательной деятельности дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.2. Индивидуальные рекомендации по коррекционно-образовательному маршруту ребенка………………………………………………………………..64

Заключение……………………………………………………………………….66
Библиографический список……………………………………………………..67
Приложение………………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 501.23 Кб (Скачать файл)

- Приобретение специального  оздоровительного оборудования (кварцевые  лампы, воздухоочистители, люстра  Чижевского и т. д.)

- Приобретение физкультурно-оздоровительного  оборудования и тренажеров.

- Оборудование спортивной  площадки.

- Обучение педагогов оздоровительным  технологиям.

 

2. Медицинский контроль  и профилактика заболеваний.

- Медицинский контроль  и профилактика заболеваемости  силами врачей закрепленной за  детским садом детской поликлиники  (диспансеризация, профилактический  осмотр).

- Внутренний медицинский  контроль и профилактика заболеваемости  силами старшей медицинской сестры (штатная единица) и врача-специалиста:  психиатра, невропатолога, физиотерапевта (по договору с учреждением).

Администрации детского сада желательно заключить договор между  детским садом, врачом-специалистом и родителями воспитанников. В этом случае врач-специалист становится полноправным участником оздоровительного и коррекционного процесса проводимого в детском  саду. Он принимает участие в проектировании охранительного режима, проводит наблюдения за детьми в группах, консультирует  педагогов и родителей, делает назначения.

- Проведение оздоровительных  мероприятий и процедур.

Для развития и коррекции  моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения проводят различные виды гимнастики, это: артикуляционная  и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки и упражнения на релаксацию, гимнастика пробуждения, "гимнастика мозга" и т.д.

Для правильной работы опорно-двигательного  аппарата и профилактики нарушений  остроты зрения проводятся специальные  комплексы упражнений: утренняя гимнастика, двигательные разминки в режиме дня, на занятиях (как фрагмент).

Для общего оздоровления организма  ребенка планируется система  закаливающих мероприятий, проводится витаминизация, детей обучают навыкам  ухода за собственным телом и  приемам самомассажа (по А.А. Уманской), дети принимают кислородный коктейль, и др.3. Физическое развитие, формирование двигательных умений и навыков.

Задачи физического воспитания решаются:

- на специальных занятиях, таких как: физкультура, коррекционная  ритмика; частично на музыкальном  занятии;

- средствами подвижной  и спортивной игры, физических  упражнений на прогулке, в свободной  деятельности, в других режимных  моментах;

- путем обеспечения оптимального  режима ежедневной двигательной  активности как в саду, так и дома;

- за счет привлечения  родителей к совместному участию  в спортивных и оздоровительных  мероприятиях.

В период пребывания ребенка  с детском саду педагоги и медицинские  специалисты отмечают изменения  в состоянии здоровья и физического  развития в специальном документе - "Карте здоровья и физического  развития"[20. C. 32].

 Реализация задач воспитательно-образовательного  блока

В рамках воспитательно-образовательного блока решаются педагогические задачи, заложенные в "Образовательной программе" детского сада, которые согласуются  с линиями развития дошкольника. Эти задачи реализуются через  создание специальных условий, занятия  в рамках учебного плана, организацию  основных дошкольных видов деятельности, через режимные моменты. В содержании "Образовательной программы" можно  выделить несколько разделов.

• Физическое развитие и физическое воспитание.

• Социально-нравственное развитие.

• Познавательное развитие.

• Эстетическое развитие.

• Формирование и развитие основных видов дошкольной деятельности.

Социально-нравственное развитие

Задачи социально-нравственного  развития - важный аспект деятельности детского сада для детей с ЗПР. Заложенные в "Образовательной программе" задачи реализуются на следующих  занятиях, предусмотренных учебным  планом.

- "Социальное развитие" в старшей и подготовительной  группе. Проводит воспитатель.

- "Ознакомление с окружающим  миром" - часть тем занятий этого  вида посвящена ознакомлению  с правилами социальных отношений  людей, ознакомлению с профессиями,  с некоторыми историческими сведениями. Детям дают элементарные сведения  о строении и функционировании  человеческого организма, знакомят  с основами правилами безопасности  жизни (ОБЖ) и др. Занятия проводит  учитель-дефектолог

- "Ознакомление с художественной  литературой" - основным содержанием  этих занятий является чтение  детям специально подобранных  детских произведений с их  последующим обсуждением. Занятия  проводит воспитатель.

- На специальных коррекционно-развивающих  занятиях по развитию эмоционально-личностной  сферы детей, в том числе  и средствами артпедагогики ("коррекционный театр"). Занятие проводит педагог-психолог и руководитель театральной студии.

          -Через режимные моменты (в  младшей группе) и в специально  спроектированных играх и ситуациях  (в средней группе). Занятие проводит  воспитатель.

        - Через  сюжетно-ролевую игру, как модель  социальных отношений. Занятие  проводит воспитатель.

        - Через  взаимодействие с семьями воспитанников  по вопросам воспитания (изучение  микросоциальных отношений в семье, беседы с родителями, тематические занятия и др.). Данную работу проводят все специалисты и воспитатели по разработанному плану.

       - Через  взаимодействие с органами социальной  опеки.

Познавательное развитие.

Задачи познавательного  развития реализуются через следующие  направления:

- Сенсорное воспитание.

- Ознакомление с окружающим  миром.

- Формирование элементарных  математических представлений.

- Развитие речи и коммуникативных  способностей.

- Подготовка к обучению  грамоте.

- Формирование школьнозначимых умений и функций: способности к планированию и произвольной регуляции деятельности, моделированию и замещению, графо-моторных навыков и др.)

Задачи сенсорного воспитания реализуются на занятиях ("Изобразительная  деятельность", "Ознакомление с  окружающим миром", "Музыка" и  др.), через дидактическую игру и  подвижную игру, средствами специальной  развивающей среды (сенсорные уголки).

Ознакомление с окружающим миром осуществляется на занятии "Ознакомление с окружающем миром", тематические беседы и экскурсии, знакомство с  специально подобранной детской  литературой и иллюстративным и  наглядно-практическим материалом, через  игру.Математические представления формируются на специальных занятиях и закрепляются средствами игры.

Задача развития речи является одной из ведущих образовательных  задач, поэтому она решается практически  на каждом занятии и в свободной  деятельности детей. Но в "Учебном  плане" есть занятия, на которых задача развития речи является ведущей - это "Ознакомление с окружающем миром и развитие речи", "Развитие речи", "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте". Педагоги стимулируют развитие диалогической речи через сюжетную, театрализованную и дидактическую игру, специально спланированные беседы и обсуждения совместно пережитых событий: первый снег, приезд театра, экскурсия в соседнюю группу, детский сад, школу, магазин и др.[26. C. 17]

 Подготовка к обучению  грамоте осуществляется на специальных  занятиях. В старшей группе - это  "Развитие речи и подготовка  к обучению грамоте", в подготовительной - "Подготовка к обучению грамоте".

Задачи формирования школьнозночимых умений и функций практически реализуются на всех занятиях "Учебного плана", но на каждом из занятий можно выделить приоритетные задачи. Так графомоторные навыки в большей степени формируются на занятиях по рисованию, математике, грамоте, ознакомлению с окружающим миром. На занятиях по изобразительной деятельности (особенно на занятиях по аппликации) и конструированию развивается способность к планированию и произвольной регуляции деятельности. На занятиях по развитию элементарных математических представлений (опора на схему, таблицы, условные обозначения), конструированию (схемы построек, планы, макеты), грамоте (заместители звуков, схемы слов и предложений), развитию речи (схемы планов рассказа) развивается способность к моделированию и замещению.

Эстетическое развитие

Задачи этого блока  реализуются через следующие  занятия и деятельность:

- музыкальное воспитание,

- театрализованная деятельность,

- ознакомление с художественной  литературой,

- эстетическое воспитание  средствами изобразительного искусства.

Формирование и развитие основных видов дошкольной деятельности

Задачи этого блока  реализуются через следующие  занятия и деятельность.

Игровая деятельность:

- Сюжетно-ролевые игры.

- Игры драматизации.

- Дидактические игры.

- Подвижные игры.

Изобразительная и продуктивная деятельность.

- Лепка.

- Аппликация.

- Рисование.

- Комбинированная изобразительная  деятельность с использованием  бросового материала.

Конструирование и моделирование.

- Из строительного материала.

- ЛЕГО-конструкторы и другие виды конструкторов

- Изготовление планов  и карт.

- Оригами.

Элементарная трудовая деятельность.

- Формирование навыков  самообслуживания.

- Хозяйственно-бытовой труд.

- Труд в природе.

- Ручной труд (работа с  тканью, природным материалом).

 

Реализация задач воспитательно-образовательного блока осуществляется на специальных  занятиях, отраженных в "Учебном  плане". Большинство занятий построены по взаимопроникающему принципу. Это означает, что, например, на занятии по "Развитию элементарных математических представлений", помимо основных, решаются и задачи развития речи, формирования графомоторных навыков, конструирования, развития познавательных процессов и др

 Кроме специальных занятий, при обучении и воспитании детей с ЗПР применяются различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, экскурсии, наблюдения, досуги, игры (специально спроектированные сюжетно-ролевые игры для закрепления представлений об окружающем мире, о социальной действительности, математических представлений; дидактические и игры-драматизации), экспериментирование, в условиях специально оборудованной лаборатории, моделирование и другие виды работы.

 

Реализация задач коррекционно-развивающего блока

Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурно - оздоровительной, образовательно-воспитательной и социально - педагогической деятельности. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом, отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом.[17. C. 41]

Возникает необходимость  в конструировании и реализации "уровневых программ", что позволяет  оптимизировать коррекционно-педагогический процесс. В условиях специального детского сада общеобразовательные и коррекционные  задачи решаются в комплексе, развести их достаточно сложно. Многие задачи коррекционно - развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности детей за счет применения специальных технологий и упражнений. В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия (групповые и индивидуальные).

Основой грамотного построения коррекционно-педагогического процесса является знание закономерностей формирования высших психических функций и  закономерностей развития личности в онтогенезе.

На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего  и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического

базиса (предпосылок) для  развития высших психических функций, что предполагает:

• стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности

• развитие общей и ручной моторики;

•  развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей

Информация о работе Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР