Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:53, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности образовательного и воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР
Объект – специальное образование детей с задержкой психического развития
Предмет исследования – коррекционновоспитательная работа в ДОУ
Субъект исследования – дошкольники с ЗПР
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР………………………………………………………………………………....7
.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………7
. Особенности дошкольного образования дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………..14
.Организация коррекционно-воспитательной работы в ДОУ…………………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.1. Диагностика познавательной деятельности дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.2. Индивидуальные рекомендации по коррекционно-образовательному маршруту ребенка………………………………………………………………..64
Заключение……………………………………………………………………….66
Библиографический список……………………………………………………..67
Приложение………………………………………………………………………70
- Приобретение специального
оздоровительного оборудования (кварцевые
лампы, воздухоочистители,
- Приобретение физкультурно-
- Оборудование спортивной площадки.
- Обучение педагогов
2. Медицинский контроль и профилактика заболеваний.
- Медицинский контроль
и профилактика заболеваемости
силами врачей закрепленной за
детским садом детской
- Внутренний медицинский
контроль и профилактика
Администрации детского сада
желательно заключить договор между
детским садом, врачом-специалистом
и родителями воспитанников. В этом
случае врач-специалист становится полноправным
участником оздоровительного и коррекционного
процесса проводимого в детском
саду. Он принимает участие в
- Проведение оздоровительных мероприятий и процедур.
Для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения проводят различные виды гимнастики, это: артикуляционная и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки и упражнения на релаксацию, гимнастика пробуждения, "гимнастика мозга" и т.д.
Для правильной работы опорно-двигательного аппарата и профилактики нарушений остроты зрения проводятся специальные комплексы упражнений: утренняя гимнастика, двигательные разминки в режиме дня, на занятиях (как фрагмент).
Для общего оздоровления организма ребенка планируется система закаливающих мероприятий, проводится витаминизация, детей обучают навыкам ухода за собственным телом и приемам самомассажа (по А.А. Уманской), дети принимают кислородный коктейль, и др.3. Физическое развитие, формирование двигательных умений и навыков.
Задачи физического воспитания решаются:
- на специальных занятиях,
таких как: физкультура,
- средствами подвижной и спортивной игры, физических упражнений на прогулке, в свободной деятельности, в других режимных моментах;
- путем обеспечения
- за счет привлечения
родителей к совместному
В период пребывания ребенка с детском саду педагоги и медицинские специалисты отмечают изменения в состоянии здоровья и физического развития в специальном документе - "Карте здоровья и физического развития"[20. C. 32].
Реализация задач
В рамках воспитательно-образовательного блока решаются педагогические задачи, заложенные в "Образовательной программе" детского сада, которые согласуются с линиями развития дошкольника. Эти задачи реализуются через создание специальных условий, занятия в рамках учебного плана, организацию основных дошкольных видов деятельности, через режимные моменты. В содержании "Образовательной программы" можно выделить несколько разделов.
• Физическое развитие и физическое воспитание.
• Социально-нравственное развитие.
• Познавательное развитие.
• Эстетическое развитие.
• Формирование и развитие основных видов дошкольной деятельности.
Социально-нравственное развитие
Задачи социально-
- "Социальное развитие" в старшей и подготовительной группе. Проводит воспитатель.
- "Ознакомление с окружающим
миром" - часть тем занятий этого
вида посвящена ознакомлению
с правилами социальных
- "Ознакомление с
- На специальных коррекционно-
-Через режимные моменты (в
младшей группе) и в специально
спроектированных играх и
- Через сюжетно-ролевую игру, как модель социальных отношений. Занятие проводит воспитатель.
- Через
взаимодействие с семьями
- Через
взаимодействие с органами
Познавательное развитие.
Задачи познавательного развития реализуются через следующие направления:
- Сенсорное воспитание.
- Ознакомление с окружающим миром.
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие речи и
- Подготовка к обучению грамоте.
- Формирование школьнозначимых умений и функций: способности к планированию и произвольной регуляции деятельности, моделированию и замещению, графо-моторных навыков и др.)
Задачи сенсорного воспитания реализуются на занятиях ("Изобразительная деятельность", "Ознакомление с окружающим миром", "Музыка" и др.), через дидактическую игру и подвижную игру, средствами специальной развивающей среды (сенсорные уголки).
Ознакомление с окружающим миром осуществляется на занятии "Ознакомление с окружающем миром", тематические беседы и экскурсии, знакомство с специально подобранной детской литературой и иллюстративным и наглядно-практическим материалом, через игру.Математические представления формируются на специальных занятиях и закрепляются средствами игры.
Задача развития речи является одной из ведущих образовательных задач, поэтому она решается практически на каждом занятии и в свободной деятельности детей. Но в "Учебном плане" есть занятия, на которых задача развития речи является ведущей - это "Ознакомление с окружающем миром и развитие речи", "Развитие речи", "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте". Педагоги стимулируют развитие диалогической речи через сюжетную, театрализованную и дидактическую игру, специально спланированные беседы и обсуждения совместно пережитых событий: первый снег, приезд театра, экскурсия в соседнюю группу, детский сад, школу, магазин и др.[26. C. 17]
Подготовка к обучению
грамоте осуществляется на
Задачи формирования школьнозночимых умений и функций практически реализуются на всех занятиях "Учебного плана", но на каждом из занятий можно выделить приоритетные задачи. Так графомоторные навыки в большей степени формируются на занятиях по рисованию, математике, грамоте, ознакомлению с окружающим миром. На занятиях по изобразительной деятельности (особенно на занятиях по аппликации) и конструированию развивается способность к планированию и произвольной регуляции деятельности. На занятиях по развитию элементарных математических представлений (опора на схему, таблицы, условные обозначения), конструированию (схемы построек, планы, макеты), грамоте (заместители звуков, схемы слов и предложений), развитию речи (схемы планов рассказа) развивается способность к моделированию и замещению.
Эстетическое развитие
Задачи этого блока реализуются через следующие занятия и деятельность:
- музыкальное воспитание,
- театрализованная деятельность,
- ознакомление с художественной литературой,
- эстетическое воспитание
средствами изобразительного
Формирование и развитие основных видов дошкольной деятельности
Задачи этого блока реализуются через следующие занятия и деятельность.
Игровая деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры.
- Игры драматизации.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
Изобразительная и продуктивная деятельность.
- Лепка.
- Аппликация.
- Рисование.
- Комбинированная
Конструирование и моделирование.
- Из строительного материала.
- ЛЕГО-конструкторы и другие виды конструкторов
- Изготовление планов и карт.
- Оригами.
Элементарная трудовая деятельность.
- Формирование навыков самообслуживания.
- Хозяйственно-бытовой труд.
- Труд в природе.
- Ручной труд (работа с тканью, природным материалом).
Реализация задач
Кроме специальных занятий, при обучении и воспитании детей с ЗПР применяются различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, экскурсии, наблюдения, досуги, игры (специально спроектированные сюжетно-ролевые игры для закрепления представлений об окружающем мире, о социальной действительности, математических представлений; дидактические и игры-драматизации), экспериментирование, в условиях специально оборудованной лаборатории, моделирование и другие виды работы.
Реализация задач коррекционно-
Коррекционная направленность
пронизывает все разделы
Возникает необходимость
в конструировании и реализации
"уровневых программ", что позволяет
оптимизировать коррекционно-педагогический
процесс. В условиях специального детского
сада общеобразовательные и
Основой грамотного построения
коррекционно-педагогического
На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического
базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:
• стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности
• развитие общей и ручной моторики;
• развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей
Информация о работе Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР