Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:53, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности образовательного и воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР
Объект – специальное образование детей с задержкой психического развития
Предмет исследования – коррекционновоспитательная работа в ДОУ
Субъект исследования – дошкольники с ЗПР
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР………………………………………………………………………………....7
.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………7
. Особенности дошкольного образования дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………..14
.Организация коррекционно-воспитательной работы в ДОУ…………………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.1. Диагностика познавательной деятельности дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.2. Индивидуальные рекомендации по коррекционно-образовательному маршруту ребенка………………………………………………………………..64
Заключение……………………………………………………………………….66
Библиографический список……………………………………………………..67
Приложение………………………………………………………………………70
- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- обучение родителей элементам
коррекционно-развивающей
В реализации задач социально-
Таким образом, организация коррекционновоспитательной работы в ДОУ строится таким образом, чтобы: воспитывать у ребенка положительное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни, расширять кругозор детей об окружающем мире, обучать навыкам самообслуживания и элементам труда, подготовить детей к обучению в школе, самое главное корректировать и компенсировать недостатки дошкольников с задержкой психического развития.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Диагностика
познавательной деятельности
Диагностика является важным направлением коррекционно-воспитательной работы, так как ранняя коррекция предполагает предотвращения появления вторичного дефекта и эффективной социализации и развития сохранных возможностей ребенка.
Одним из этапов комплексной диагностики является диагностика познавательной деятельности ребенка. Исследование уровня познавательной деятельности дошкольников с ЗПР проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г.Балакова Саратовской области. При диагностика использовались методы собеседования, анкетирования, тестирования.
В диагностика принимали участие 4 дошкольников разного возраста . Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.
Обследование проводились в присутствии родителей. Исключение составляют только две методики «Домик» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива». Во время проведения этих методик родители не присутствуют, т. к. при срисовывании домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий присутствие родителей очень желательно. Когда родители лично видят, какие задания выполняют их дети, у них нет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты.
По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе и, если необходимо обращение к специалистам-медикам.
Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.
Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей:
1. Чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста с нормальным развитием.
2. Диагностика нужна для
того, чтобы узнать индивидуальные
особенности развития
3. Тесты могут быть
полезны для того, чтобы оценить
эффективность тех средств и
методов, которые используются
для умственного развития
4. Детей необходимо знакомить
с различными тестами, чтобы
они, таким образом,
Таким образом, при проведении
диагностики по выявлению уровня
познавательной деятельности у дошкольников
с ЗПР, можно будет сделать
вывод о недостатках и
Тесты для изучения различных свойств внимания
Тест: «Переплетенные линии»
Цель: позволяет оценить устойчивость внимания.
С целью выявления особенностей различных свойств внимания мы использовали: тест «Переплетенные линии», «Кольца», «Корректурная проба».
В методике « Переплетенные линии» необходимо предложить ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.
Попросить ребенка внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.
Фиксировать время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6–7 лет справляются с этим заданием за 1–2 минуты и практически без ошибок.
Результат исследования:
ИМЯ / ВОЗРАСТ |
ВРЕМЯ |
ОШИБКИ |
Валя Б. 7 лет |
1 мин. 45 сек На 6 цифре остановка |
2 |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
2 мин. 10 сек. На 9 цифре заминка |
1 |
Карен М. 6 лет |
1 мин. 35 сек. На 8 цифре остановка |
2 |
Ксения Г. 5 лет 8 мес. |
1 мин. 13 сек. |
3 |
Таким образом,уровень устойчивости внимания у опрошенных – средний.
Тест: «Кольца»
Цель: оценить устойчивость, распределение и переключение внимания.
В методике «Кольца» необходима таблица с изображением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).
Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа). За 2 минуты ребенок 6–7 лет просматривает 10–11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается. Время, затраченное на задание – 4 минуты.
Результат:
ИМЯ / ВОЗРАСТ |
СТРОЧКИ |
ОШИБКИ |
Валя Б. 7 лет |
3 |
- |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
4 |
2 |
Карен М. 6 лет |
- |
Не справился |
Ксения Г. 5 лет 8 мес. |
- |
Не справилась |
Таким образом, уровень распределения и переключения внимания у детей пяти лет очень низкий. Необходимы коррекционные и развивающие упражнения.
Тест: «Корректурная проба»
При выявлении скорости распределения и переключения внимания, eгo объема и устойчивости, ребенку предлагается таблица с любыми фигурами. В корректурной матрице с фигурами ребенок просматривает пять строчек и как можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различных элемента. Например: квадрат – поперечной чертой, круг – вертикальной, а звездочку – крестиком.
Фиксируется время выполнения задания. Большинство детей 6–7 лет выполняют эти задания за 2–3 минуты.
Этот тест можно использовать и для получения информации о работоспособности ребенка.
Результат:
ИМЯ / ВОЗРАСТ |
ВРЕМЯ |
ОШИБКИ |
Валя Б. 7 лет |
6 мин. 30 сек |
- |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
- |
Не справился |
Карен М. 6 лет |
Более 6 мин. |
Много ошибок |
Ксения Г. 5 лет 8 мес. |
6 мин. 30 сек. |
- |
Таким образом, результаты по данным методикам свидетельствуют о том, что уровень объема и устойчивости внимания очень разный, но у всех ниже нормы.
С целью выявления особенностей восприятия мы использовали : тест «Что не дорисовано?» , «Найди квадрат», «Пиши кружочками» и «Чтение схем-слов».
Тест: «Что не дорисовано?»
Цель: оценить целостность восприятия.
В ходе методики « Что не дорисовано?» необходимо показать ребенку картинки с изображением знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть па каждую картинку и назвать недостающую деталь (то есть сказать, что не дорисовано).
Фиксировать время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков.
Хороший результат для ребенка 6–7 лет, если он найдет все или почти все недостающие детали за 1,5–2 минуты.
Результат:
ИМЯ / ВОЗРАСТ |
ВРЕМЯ |
ОШИБКИ |
Валя Б. 7 лет |
55 сек |
2 |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
1 мин. |
- |
Карен М. 6 лет |
1 мин. 35 сек. |
1 |
Ксения Г.5 лет 8 мес. |
55 сек. |
- |
Таким образом, уровень развития целостности восприятия у опрошенных, достаточно высокий, иногда выше среднего (Ксения Г.).
Тест: «Найди квадрат»
Цель: выявляет способность к дифференцированному восприятию.
В методике « Найди квадрат» необходимо ребенку показать рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.
Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).
Если ребенок может
отыскать все или почти все
квадраты, то это свидетельствует
о наличии у него способности
к дифференцированному
Результат:
ИМЯ / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Валя Б. 7 лет |
Нашла все квадраты |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
Один квадрат не нашел |
Карен М. 6 лет |
Один квадрат не нашел |
Ксения Г. 5 лет 8 мес. |
Один квадрат не нашла |
Таким образом, уровень наличия способности к дифференцированному восприятию близкий к норме.
Тест: «Пиши кружочками» и «Чтение схем-слов»
Цель: оценить фонематический слух.
В ходе методики
« Пиши кружочками» и «Чтение
схем-слов» необходимо
Например, слово «суп» надо изобразить тремя кружочками: 000. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследованию.
Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков па листе бумаги.
Набор слов:
АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.
При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:
00, 0000, 000, 000000, 00000
Если ребенок выполнил все схемы или четыре из них – это хороший результат.
Предложите ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы этих слов в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове).
Информация о работе Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР