Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:53, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности образовательного и воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР
Объект – специальное образование детей с задержкой психического развития
Предмет исследования – коррекционновоспитательная работа в ДОУ
Субъект исследования – дошкольники с ЗПР
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР………………………………………………………………………………....7
.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………7
. Особенности дошкольного образования дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………..14
.Организация коррекционно-воспитательной работы в ДОУ…………………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.1. Диагностика познавательной деятельности дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.2. Индивидуальные рекомендации по коррекционно-образовательному маршруту ребенка………………………………………………………………..64
Заключение……………………………………………………………………….66
Библиографический список……………………………………………………..67
Приложение………………………………………………………………………70
Перед ребенком кладут карту и говорят: «Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте». Время демонстрации одной карточки – 1–2 секунды.
Ребенок 6–7 лет в основном справляется с этим заданием – показывает идентичное или схожее с общим силуэтом изображение по 6–7 карточкам.
Результат:
ИМЯ / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Валя Б. 7 лет |
6 (банан – не правильно показала) |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
8 |
Карен М. 6 лет |
7 (добавил – огурец, топор и кофта) |
Ксения Г. 5 лет 8 мес. |
8 |
Таким образом, уровень произвольной памяти хороший, за исключением Карена, т. к. он невнимательно отнесся к заданию.
Тест для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию.
Ребенку зачитывают пары слов, которые он дол жен постараться запомнить.
Серия А
ТАРЕЛКА – СУП
ПОЧТА – ПИСЬМО
ЗИМА – СНЕГ
БУЛКА – МУКА
КАРАНДАШ – БУМАГА
МАШИНА – ДОРОГА
МУЛЬТФИЛЬМ-ТЕЛЕВИЗОР
БУКВЫ – КНИГА
САПОГ – НОГА
РЫБА – ВОДА
Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель смысловой памяти.
Серия Б
Зачитываются другие пары слов:
КНИГА – ОКНО
РУКА – ТУЧА
ВИЛКА – ДЕЛО
СОСНА – ЛОЖКА
СПИНА – ЛАМПА
КОРОВА – СТОЛ
ЯЩИК – ПАЛЕЦ
ЧИСЛО – КРЫША
НОЖИК – ЛЕТО
КОРЗИНА – СВЕЧА
Вновь ребенок повторяет те слова-пары, которые он запомнил (ему зачитывают только первые слова в паре).
Осуществляется подсчет правильно воспроизведенных слов. Это показатель механической памяти.
Далее, сравните результат серии А с результатом серии Б и вы узнаете соотношение механической и смысловой памяти ребенка.
Результат:
Серия А
ИМЯ / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ (пар-слов) |
ОШИБКИ |
Валя Б. 7 лет |
10 |
2 |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
7 |
3 |
Карен М. 6 лет |
7 |
3 |
Ксения Г. 5 лет 8 мес. |
8 |
2 |
Серия Б
ИМЯ / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ (пар-слов) |
ОШИБКИ |
Валя Б. 7 лет |
1 |
- |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
2 |
- |
Карен М. 6 лет |
2 |
- |
Ксения Г. 5 лет 8 мес. |
4 |
- |
Таким образом , осмысленное запоминание у всех опрошенных доминирует над механическим.
Тест: «Узнай фигуры».
Цель: оценить способность к узнаванию
В ходе методики «Узнай фигуры» ребенку предлагают посмотреть на картинки, их всего 5 в ряду. Крайняя слева картинка – образец. Нужно определить и показать, какая из четырех последующих похожа на первую.
Это тренировочная проба, к дальнейшей работе переходите только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок понял задание.
Далее показываете ребенку следующие картинки, поочередно с 1-й по 10-ю.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач.
Хорошим считается результат, если ребенок 6–7 лет справился со всеми задачами за 45–60 секунд.
Результаты:
ИМЯ / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ (ВРЕМЯ) |
Валя Б. 7 лет |
2 мин. 28 сек. |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
2 мин. 30 сек. |
Карен М. 6 лет |
4 мин. 20 сек. |
Ксения Г. 5 лет 8 мес. |
1 мин. 20 сек. |
Таким образом, уровень способности к узнаванию ниже среднего у всех тестируемых.
С целью выявления особенностей развитости воображения мы использовали 2 методики тест: «Невербальная фантазия» и тест: «Вербальная (словесная) фантазия»
Тест: «Вербальная (словесная) фантазия»
В ходе методики « Вербальная(словесная) фантазия необходимо рредложить ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:
1. Быстрота воображения.
2. Необычность, оригинальность образов воображения.
3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.
4. Эмоциональность образов.
Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно.
Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет.
Необычность, оригинальность
образов воображения
Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.
Если ребенок использует в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.
Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.
Результат:
ИМЯ / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Валя Б. 7 лет |
Сюжет, название, используется прямая речь. |
Сережа П. 6 лет 9 мес. |
Сюжет, название, эмоциональность. |
Карен М. 6 лет |
Сюжет, быстрота воображения, эмоциональность, прямая речь |
Ксения Г. 5 лет 8 мес. |
- |
Тест: «Невербальная фантазия»
В ходе методики
« Невербальная фантазия»
Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.
Результат: слабый уровень фантазии.
По результатам диагностики
воображения мы видим, что
мышление характеризуется
Таким образом, на основе всех
проведенных методик и
2.2 Рекомендации
по коррекционно-
Из проведённого тестирования детей с ЗПР видно, что уровень подготовки к обучению у них приближен к норме, потому что коррекционно-развивающие занятия с детьми велись с раннего детства.
Чтобы усилия были эффективными, воспитатель может воспользоваться следующими советами:
1. Не допускать, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!
2. Повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант.
3. Не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будь терпеливее, не спешить, не давать ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставлять ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постараться определить пределы выносливости ребенка и увеличивать длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставить ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Дети дошкольного возраста
плохо воспринимают строго
7. Развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
8. Избегать неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постараться не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радоваться и получать удовольствие от процесса общения, никогда не терять чувство юмора. Помнить, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Так же нами были разработаны рекомендации по развитию внимания, восприятия, памяти и мышления дошкольников с ЗПР, которое составлены с учетом возрастных, типологических особенностей детей с задержкой психического развития, а так же на основе ведущей игровой деятельности. (см. Приложение 1)
Таким образом, в дошкольных
образовательных учреждения при
обучении воспитании дошкольников
с ЗПР необходимо разрабатывать
специальные коррекционно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в
РФ насчитывается более 1800 специальных
образовательных коррекционных
дошкольных и школьных учреждений для
детей с ограниченными
Кроме того, получили распространение, создаваемые с 1981г. при массовых школах классы для детей с задержкой психического развития (свыше 135 тысяч детей по РФ), компенсирующего обучения (более 210 тысяч детей по РФ).
Сферу коррекционной педагогики
и специальной психологии дополняют
логопедические пункты при массовых
общеобразовательных школах и детских
образовательных учреждениях, а
также различные
В данной работе мы попытались раскрыть содержание и процесс обучения и воспитания в дошкольных учреждения для детейс ЗПР.
Так же провели диагностику познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. На основе, которой составили рекомендации для воспитателей работающими с детьми с ЗПР, по эффективному обучению и воспитанию дошкольников.
Информация о работе Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР