Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности образовательного и воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР
Объект – специальное образование детей с задержкой психического развития
Предмет исследования – коррекционновоспитательная работа в ДОУ
Субъект исследования – дошкольники с ЗПР

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР………………………………………………………………………………....7
.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………7
. Особенности дошкольного образования дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………..14
.Организация коррекционно-воспитательной работы в ДОУ…………………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.1. Диагностика познавательной деятельности дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.2. Индивидуальные рекомендации по коррекционно-образовательному маршруту ребенка………………………………………………………………..64

Заключение……………………………………………………………………….66
Библиографический список……………………………………………………..67
Приложение………………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 501.23 Кб (Скачать файл)

Перед ребенком кладут карту  и говорят: «Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что  на них нарисовано, и найди такую  же картинку на большой карте». Время  демонстрации одной карточки – 1–2 секунды.

Ребенок 6–7 лет в основном справляется с этим заданием –  показывает идентичное или схожее с  общим силуэтом изображение по 6–7 карточкам.

Результат:

ИМЯ / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Б. 7 лет

6 (банан – не правильно  показала)

Сережа П. 6 лет 9 мес.

8

Карен М. 6 лет

7 (добавил – огурец, топор  и кофта)

Ксения Г. 5 лет 8 мес.

8


 

Таким образом, уровень произвольной памяти хороший, за исключением Карена, т. к. он невнимательно отнесся к заданию.

Тест для оценки механической памяти и способности  к осмысленному запоминанию.

Ребенку зачитывают пары слов, которые он дол жен постараться  запомнить.

Серия А

ТАРЕЛКА – СУП

ПОЧТА – ПИСЬМО

ЗИМА – СНЕГ

БУЛКА – МУКА

КАРАНДАШ – БУМАГА

МАШИНА – ДОРОГА

МУЛЬТФИЛЬМ-ТЕЛЕВИЗОР

БУКВЫ – КНИГА

САПОГ – НОГА

РЫБА – ВОДА

Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель смысловой памяти.

Серия Б

Зачитываются другие пары слов:

КНИГА – ОКНО

РУКА – ТУЧА

ВИЛКА – ДЕЛО

СОСНА – ЛОЖКА

СПИНА – ЛАМПА

КОРОВА – СТОЛ

ЯЩИК – ПАЛЕЦ

ЧИСЛО – КРЫША

НОЖИК – ЛЕТО

КОРЗИНА – СВЕЧА

Вновь ребенок повторяет  те слова-пары, которые он запомнил (ему зачитывают только первые слова  в паре).

Осуществляется подсчет  правильно воспроизведенных слов. Это  показатель механической памяти.

Далее, сравните результат  серии А с результатом серии Б и вы узнаете соотношение механической и смысловой памяти ребенка.

Результат:

Серия А

ИМЯ / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ (пар-слов)

ОШИБКИ

Валя Б. 7 лет

10

2

Сережа П. 6 лет 9 мес.

7

3

Карен М. 6 лет

7

3

Ксения Г. 5 лет 8 мес.

8

2


 

Серия Б

ИМЯ / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ (пар-слов)

ОШИБКИ

Валя Б. 7 лет

1

-

Сережа П. 6 лет 9 мес.

2

-

Карен М. 6 лет

2

-

Ксения Г. 5 лет 8 мес.

4

-


 

 Таким образом , осмысленное запоминание у всех опрошенных доминирует над механическим.

Тест: «Узнай фигуры».

Цель: оценить способность к узнаванию

 В ходе методики  «Узнай фигуры» ребенку предлагают посмотреть на картинки, их всего 5 в ряду. Крайняя слева картинка – образец. Нужно определить и показать, какая из четырех последующих похожа на первую.

Это тренировочная проба, к дальнейшей работе переходите только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок  понял задание.

Далее показываете ребенку  следующие картинки, поочередно с 1-й  по 10-ю.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит  все 10 задач.

Хорошим считается результат, если ребенок 6–7 лет справился со всеми задачами за 45–60 секунд.

 

Результаты:

ИМЯ / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ (ВРЕМЯ)

Валя Б. 7 лет

2 мин. 28 сек.

Сережа П. 6 лет 9 мес.

2 мин. 30 сек.

Карен М. 6 лет

4 мин. 20 сек.

Ксения Г. 5 лет 8 мес.

1 мин. 20 сек.


 

 Таким образом, уровень способности к узнаванию ниже среднего у всех тестируемых.

Тесты для изучения развитости воображения

С целью выявления особенностей развитости воображения мы использовали 2 методики тест: «Невербальная фантазия» и тест: «Вербальная (словесная) фантазия»

Тест: «Вербальная (словесная) фантазия»

 В ходе методики  « Вербальная(словесная) фантазия необходимо рредложить ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка  оценивается по следующим показателям:

1. Быстрота воображения.

2. Необычность, оригинальность  образов воображения.

3. Богатство фантазии, глубина  и детализированность образов.

4. Эмоциональность образов.

Быстрота воображения  оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно.

Если в течение одной  минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему  какой-либо сюжет.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивается  высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.

Если ребенок использует в своем рассказе более 7 таких  признаков, а объект рассказа изображен  не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.

Эмоциональность образов  воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются  придуманные события, персонажи, их поступки.

Результат:

ИМЯ / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Б. 7 лет

Сюжет, название, используется прямая речь.

Сережа П. 6 лет 9 мес.

Сюжет, название, эмоциональность.

Карен М. 6 лет

Сюжет, быстрота воображения, эмоциональность, прямая речь

Ксения Г. 5 лет 8 мес.

-


 

Тест: «Невербальная  фантазия»

 В ходе методики  « Невербальная фантазия» необходимо  предложить ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения.

Когда ребенок сделает  рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.

Результат: слабый уровень фантазии.

  По результатам диагностики  воображения  мы видим, что  мышление характеризуется  стереотипичностью, не способностью создавать новые образы самостоятельно.

Таким образом, на основе всех проведенных методик и тестирования по выявлению особенностей внимания, мышления, памяти и воображения можно  сделать вывод о то, что у  дошкольников с задержкой психического развития внимание рассеянное, есть  трудности в  распределении и  переключении внимания, наглядно-действенно мышление развито плохо, затрудняются анализировать и обобщать предметы, трудность в установлении логических заданий, при запоминании материала  преобладает механическая память, а  не осмысленная, отсутствует способность придумывать что-то новое. Это свидетельствует о том, что у дошкольников с задержкой психического развития нарушена познавательная деятельность в разной степени, но при правильной коррекционновоспитаттельной работе и специальных заданий это можно компенсировать.

 

2.2 Рекомендации  по коррекционно-образовательному  маршруту дошкольников с ЗПР

Из проведённого тестирования детей с ЗПР видно, что уровень  подготовки к обучению у них приближен  к норме, потому что коррекционно-развивающие занятия с детьми велись с раннего детства.

Чтобы усилия были эффективными, воспитатель может воспользоваться следующими советами:

1. Не допускать, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

2. Повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант.

3. Не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Будь терпеливее, не  спешить, не давать ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставлять ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постараться определить пределы выносливости ребенка и увеличивать длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставить ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Дети дошкольного возраста  плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия.  Поэтому, при проведении занятий  лучше выбирать игровую форму.

7. Развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8. Избегать неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постараться  не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радоваться и получать удовольствие от процесса общения, никогда не терять чувство юмора. Помнить, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Так же нами были разработаны  рекомендации по развитию  внимания, восприятия, памяти и мышления дошкольников с ЗПР, которое составлены с учетом возрастных, типологических особенностей детей с задержкой психического развития, а так же на основе ведущей  игровой деятельности. (см. Приложение 1)

Таким образом, в дошкольных образовательных учреждения при  обучении воспитании  дошкольников с ЗПР необходимо разрабатывать  специальные коррекционно-развивающие  программы, с учетом ведущей вида деятельности дошкольников.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в  РФ насчитывается более 1800 специальных  образовательных коррекционных  дошкольных и школьных учреждений для  детей с ограниченными возможностями  здоровья. В них обучается более 280 тысяч школьников. Более 125 тысяч  детей дошкольного возраста с  проблемами развития воспитываются  в специальных детских садах  и специализированных группах дошкольных образовательных учреждений.

Кроме того, получили распространение, создаваемые с 1981г. при массовых школах классы для детей с задержкой  психического развития (свыше 135 тысяч  детей по РФ), компенсирующего обучения (более 210 тысяч детей по РФ).

Сферу коррекционной педагогики и специальной психологии дополняют  логопедические пункты при массовых общеобразовательных школах и детских  образовательных учреждениях, а  также различные консультационные и тренинговые центры. Положительным моментом является отсутствие выраженных практик социокультурной изоляции нетипичных детей от других членов общества, обычных детей, наличие у людей с проблемами всех конституционных прав, возможности интегрированного обучения.

В данной работе мы попытались раскрыть содержание и процесс обучения и воспитания в дошкольных учреждения для детейс ЗПР.

Так же провели диагностику  познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. На основе, которой составили рекомендации для воспитателей работающими с детьми с ЗПР, по эффективному обучению и воспитанию дошкольников.

Информация о работе Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР