Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности образовательного и воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР
Объект – специальное образование детей с задержкой психического развития
Предмет исследования – коррекционновоспитательная работа в ДОУ
Субъект исследования – дошкольники с ЗПР

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР………………………………………………………………………………....7
.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………7
. Особенности дошкольного образования дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………..14
.Организация коррекционно-воспитательной работы в ДОУ…………………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.1. Диагностика познавательной деятельности дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.2. Индивидуальные рекомендации по коррекционно-образовательному маршруту ребенка………………………………………………………………..64

Заключение……………………………………………………………………….66
Библиографический список……………………………………………………..67
Приложение………………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 501.23 Кб (Скачать файл)

 Все выше перечисленные виды занятий тесно связаны с такими направлениями деятельности детей в дошкольном учреждении, как:

    • общение и коммуникативное взаимодействие,
    • физическое воспитание,
    • развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации,
    • сенсорное развитие,
    • музыкальное воспитание,
    • предметная деятельность и игра,
    • познавательное развитие,
    • социальное воспитание,
    • развитие продуктивной деятельности,
    • подготовка к школьному обучению.

 Коррекционно-педагогическая работа в рамках указанных направлений тесным образом связана с основными линиями развития детей-дошкольников, имеющих ЗПР [27. C. 100].

 В младенческом возрасте  ее содержание направлено на  развитие у ребенка эмоционально-положительных  реакций, на формирование предпосылок  к ситуативно-деловому общению  со взрослым, развитие дифференцированного восприятия окружающего, нормализацию нервно-мышечного тонуса и формирование умения перераспределять пальчики рук в зависимости от формы, объема и величины предметов, развитие действий с предметами, общих движений и развитие предпосылок понимания речи взрослого. В этот же период с детьми проводится дыхательная гимнастика, направленная на тренировку ритмичности движений и дыхания, на увеличение объема, силы и длительности выдоха. Для активизации функционирования органов артикуляции проводится дифференцированный массаж лицевых и жевательных мышц. Предпосылки активной речи развиваются в процессе вызывания слогов лепета (совместно и по подражанию), через развитие подражания разным интонациям голоса взрослого. В ходе кормления нормализуется положение губ и языка при питье из чашки и еде из ложки, ребенка учат самостоятельно пить, придерживая руками чашку, и держать в руке ложку или корочку хлеба. Постепенно формируются навыки самообслуживания [7. C. 71].

 В раннем возрасте  содержание коррекционно-педагогической  работы обогащается. Круг общения  ребенка расширяется, расширяются  и средства этого общения. Занятия  с ребенком на данном этапе  носят интегративный характер. Они  непродолжительны по времени  (не более 15—20 минут) и носят  игровую направленность. Сенсорное  воспитание направлено на стимуляцию  ориентировочной деятельности и  развитие мотивации на целенаправленное манипулирование с предметами. При этом сначала формируется навык идентификации предмета — без анализа его признаков и свойств — из группы однородных предметов, дифференцируется умение соотносить предмет и его изображение на картинке. Знакомство с признаками предметов осуществляется в три этапа. Сначала формируется умение устанавливать сходство предметов по заданному качеству или признаку («Дай такой же»), затем детей учат находить предмет по называемому взрослым признаку — сначала одному, затем двум («Принеси большой красный мяч»). И лишь потом ребенку предлагают назвать предмет с его основными характеристиками («Что ты принес? Какой он (предмет)?»). Практическая ориентировка в свойствах предмета закрепляется в ходе выполнения заданий: ребенок заполняет вкладышами заданные формы, подбирает одноцветные ленточки, складывает из частей грибок, 3-со-ставную пирамидку, заполняет «доски Сегена», «коробки форм».

 Развитие пространственных  ориентировок начинается с ориентирования  ребенка в частях собственного  тела. Дети выделяют основные  части тела (голова, туловище, руки, ноги), показывают их у себя, на  кукле, на плоскостных изображениях  животных. Ребенку необходимо видеть  себя в зеркале. А взрослому надо помочь ребенку закрепить свои наблюдения в речи [17. C. 39].

 Ребенок четвертого  года жизни должен научиться  выделять группу предметов, дифференцировать  понятия «один» и «много», группировать  предметы по заданному признаку: «Тут все большие, а здесь все маленькие». Даже маленький ребенок с ЗПР способен определить, какая из песенок веселая, а какая — грустная. Выполнение простейших ритмических комплексов развивает музыкальное восприятие детей и обогащает их сенсорную культуру.

 Ранний возраст —  начало развития продуктивной  деятельности ребенка. Он знакомится  с карандашами и красками. Учится  рисовать точки, дорожки, клубочки, линии. Важно помочь увидеть  маленькому рисовальщику в каракулях  узнаваемый предмет (клубок, дорожку), наделить его именем и смыслом.

 Содержание социального  воспитания строится на связях  ребенка с близкими ему людьми. Ребенок должен научиться узнавать  себя и своих родных на фотографиях,  понимать эмоционально значимые  жесты и мимику, передавать свое  эмоциональное состояние через  улыбку, гримасу, иные мимические  движения. Именно в данном возрасте  начинается взаимодействие ребенка  со сверстниками, поэтому очень  важно научить детей считаться  с интересами друг друга, играть  рядом друг с другом, пользоваться  одной игрушкой на двоих, радоваться  друг за друга. v Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста продолжает развиваться по отмеченным выше направлениям. Но к ним добавляются новые. Совершенствуется восприятие детей, развивается наглядно-действенное мышление и начинает формироваться наглядно-образное мышление. Под руководством взрослого ребенок овладевает новым способом ориентировки — зрительным примериванием [16. C. 63].

 Расширяются представления  детей об окружающей действительности. Ребенок должен знать свое  имя, фамилию, называть улицу,  город, в котором он живет.  Формируются понятия слов: семья,  возраст, родители. Ближайшее окружение  расширяется до границ детского  сада, улицы, расположенных на  ней зданий, магазинов. Начинают  формироваться представления о  временах года, об их признаках и о сезонных изменениях в природе. В жизнь детей интенсивно входит животный и растительный мир.

 Социальное воспитание  дает детям с ЗПР первоначальные  представления о связях людей  друг с другом — люди дружат, разговаривают по телефону, пишут  друг другу письма, шлют телеграммы.

 В старшей группе  специализированного детского сада  вводятся занятия по разделу  «Здоровье». Детей знакомят с  режимом дня, обучают элементарным  навыкам ухода за своим телом,  в том числе и приемам самомассажа для профилактики простудных заболеваний. Проводят закаливающие и оздоровительные процедуры.

 В этот период происходит  расширение понимания смысла  обращенной к ребенку речи; он  активно овладевает фонетической, лексической и грамматической  сторонами речи.

 И главное — возраст  5—6 лет становится эрой развития  сюжетно-ролевой игры ребенка.  Именно в игре ребенок усваивает  социальные нормы и отношения.  Под руководством взрослого он овладевает оперативной стороной игровых действий, а в их недрах закладываются мотивы познавательной деятельности ребенка, развитие которой приходится на старший дошкольный — младший школьный возраст [8. C. 21].

 В подготовительной  группе детского сада происходит  дальнейшее расширение представлений  ребенка об окружающем, последовательное  совершенствование его знаний  и навыков. Особое внимание  уделяется подготовке детей с  ЗПР к школе. На занятиях  по родному языку у дошкольников  развивается фонематический слух, закрепляются умения понимать  прочитанный текст, говорить правильным  литературным языком. В пределах  их возможностей детей учат  использовать интонацию как средство  выражения вопроса, просьбы, приказа.  Они обучаются правильному согласованию  числительных с существительным  (один стул, два стула), прилагательных  с существительным (желтый лимон,  желтая груша). Особое внимание  уделяется пониманию значения  предлогов и их употреблению  в речи (на столе, под стулом, около ног, по полу, вокруг площадки). Задания на развитие ориентировки на плоскости бумаги, различных видов графомоторной деятельности подготавливают руку ребенка к систематической работе и являются предпосылками к становлению у него целенаправленного самоконтроля и самоорганизации [14. C. 39].

 На занятиях по ознакомлению  с окружающим миром формируются  представления о явлениях, живой  и неживой природы. У детей  развивается наблюдательность и  умение видеть закономерности  в природе. Рассказывается о  значении тепла, света и воды  для развития и роста растений. Формируются общие представления  о характерных особенностях животных, дети знакомятся с дикими и  домашними животными, закрепляют  свои представления о них в  различных видах продуктивной  деятельности — лепке, рисовании,  аппликации.

 Развитие элементарных  математических представлений у  детей с ЗПР охватывает следующие  области: количество и счет, величина, геометрические фигуры, ориентировка  в пространстве, ориентировка во  времени. Уточняются понятия: один, много, больше, меньше, столько же, одинаково, больше на, меньше на, поровну. Дети знакомятся с количеством, числом и цифрами в пределах 10, присчитывают и отсчитывают по одному, выполняют простейшие арифметические действия. К концу обучения дети должны научиться сравнивать предметы по величине и располагать их в убывающем и возрастающем порядке; различать круг, овал, треугольник, четырехугольник (квадрат), сравнивать и группировать геометрические фигуры по форме, величине и цвету, находить эти признаки в предметах окружающего мира, сравнивать их способом наложения и приложения. Дети с ЗПР могут научиться определять местоположение различных предметов в пространстве (по отношению к себе) и на плоскости (на листе бумаги), определять время по часам, называть последовательность дней недели и месяцев в году [13. C. 17] .

 Таким образом, образование дошкольников с ЗПР дает большую помощь в социализации и адаптации к обществу. При всестороннем развитии  детей с ЗПР используются различные способы и методы  обучения и воспитания, проводятся различные виды деятельности и занятия, а так же работа со специалистами, что способствует компенсации дефектов дошкольников с ЗПР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Организация коррекционновоспитательной работы в ДОУ

Ориентируясь на современную  концепцию коррекционно-развивающего обучения, в структуру коррекционно-педагогического  процесса   детского сада входят следующие блоки:

I - диагностический,  
II - физкультурно-оздоровительный, 
III - воспитательно-образовательный, 
IV - коррекционно-развивающий, 
V - социально-педагогический.

Каждый из перечисленных  блоков имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка. Основными линиями развития принято  считать: физическое, социально-нравственное, познавательное и речевое, эстетическое развитие.

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК (комиссии или консультации). Если ведущей задачей ПМПК является выявление отклонений в развитии, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута (т. е. задача дифференциальной диагностики), то в условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.  Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия [26. C. 15] .

В качестве основных задач обследования детей с ЗПР в специальном детском саду можно назвать следующие: 

    • выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;
    • выявление "уровня обученности", т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;
    • определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой;
    • дифференциация сходных состояний на основе длительного динамического изучения особенностей эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка. 

Диагностическая работа в  специальном детском саду строится с опорой на основные психолого-диагностические  принципы, признанные отечественной  специальной психологией и коррекционной  педагогикой и раскрытые в  трудах Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, В.И. Лубовского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. При обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе - детей с отклонениями в развитии. Это широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Л, С, Цветковой и др. 
Все результаты обследования заносятся в специально разработанные таблицы. На основании полученных данных пишется психолого-педагогическое заключение и план индивидуальной коррекционно-развивающей работы.[12. C. 47]

Реализация задач физкультурно-оздоровительного блока

Основной целью физкультурно-оздоровительной  работы в специальном детском  саду является оздоровление ребенка, физическое развитие, воспитание положительного отношения к своему здоровью и  формирование стремления к здоровому  образу жизни.

Реализации задач физкультурно-оздоровительного блока осуществляется по нескольким направлениям:

1. Создание условий для  защиты, сохранения, укрепления здоровья  и для физического развития.

- Создание условий в  детском саду, отвечающих требованиям  санитарно-гигиенических нормативов (мебель, освещение, воздушный режим,  кварцевание помещений в период повышенной заболеваемости детей и эпидемий и т. д).

- Проектирование охранительного  и двигательного режима с опорой  на современные нормативные документы.

- Обеспечение полноценного  питания.

Информация о работе Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР