Все выше перечисленные
виды занятий тесно связаны с такими направлениями
деятельности детей в дошкольном учреждении,
как:
- общение и коммуникативное взаимодействие,
- физическое воспитание,
- развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации,
- сенсорное развитие,
- музыкальное воспитание,
- предметная деятельность и игра,
- познавательное развитие,
- социальное воспитание,
- развитие продуктивной деятельности,
- подготовка к школьному обучению.
Коррекционно-педагогическая
работа в рамках указанных направлений
тесным образом связана с основными линиями
развития детей-дошкольников, имеющих
ЗПР [27. C. 100].
В младенческом возрасте
ее содержание направлено на
развитие у ребенка эмоционально-положительных
реакций, на формирование предпосылок
к ситуативно-деловому общению
со взрослым, развитие дифференцированного
восприятия окружающего, нормализацию
нервно-мышечного тонуса и формирование
умения перераспределять пальчики рук
в зависимости от формы, объема и величины
предметов, развитие действий с предметами,
общих движений и развитие предпосылок
понимания речи взрослого. В этот же период
с детьми проводится дыхательная гимнастика,
направленная на тренировку ритмичности
движений и дыхания, на увеличение объема,
силы и длительности выдоха. Для активизации
функционирования органов артикуляции
проводится дифференцированный массаж
лицевых и жевательных мышц. Предпосылки
активной речи развиваются в процессе
вызывания слогов лепета (совместно и
по подражанию), через развитие подражания
разным интонациям голоса взрослого. В
ходе кормления нормализуется положение
губ и языка при питье из чашки и еде из
ложки, ребенка учат самостоятельно пить,
придерживая руками чашку, и держать в
руке ложку или корочку хлеба. Постепенно
формируются навыки самообслуживания
[7. C. 71].
В раннем возрасте
содержание коррекционно-педагогической
работы обогащается. Круг общения
ребенка расширяется, расширяются
и средства этого общения. Занятия
с ребенком на данном этапе
носят интегративный характер. Они
непродолжительны по времени
(не более 15—20 минут) и носят
игровую направленность. Сенсорное
воспитание направлено на стимуляцию
ориентировочной деятельности и
развитие мотивации на целенаправленное
манипулирование с предметами. При этом
сначала формируется навык идентификации
предмета — без анализа его признаков
и свойств — из группы однородных предметов,
дифференцируется умение соотносить предмет
и его изображение на картинке. Знакомство
с признаками предметов осуществляется
в три этапа. Сначала формируется умение
устанавливать сходство предметов по
заданному качеству или признаку («Дай
такой же»), затем детей учат находить
предмет по называемому взрослым признаку
— сначала одному, затем двум («Принеси
большой красный мяч»). И лишь потом ребенку
предлагают назвать предмет с его основными
характеристиками («Что ты принес? Какой
он (предмет)?»). Практическая ориентировка
в свойствах предмета закрепляется в ходе
выполнения заданий: ребенок заполняет
вкладышами заданные формы, подбирает
одноцветные ленточки, складывает из частей
грибок, 3-со-ставную пирамидку, заполняет
«доски Сегена», «коробки форм».
Развитие пространственных
ориентировок начинается с ориентирования
ребенка в частях собственного
тела. Дети выделяют основные
части тела (голова, туловище, руки,
ноги), показывают их у себя, на
кукле, на плоскостных изображениях
животных. Ребенку необходимо видеть
себя в зеркале. А взрослому надо
помочь ребенку закрепить свои наблюдения
в речи [17. C. 39].
Ребенок четвертого
года жизни должен научиться
выделять группу предметов, дифференцировать
понятия «один» и «много», группировать
предметы по заданному признаку: «Тут
все большие, а здесь все маленькие». Даже
маленький ребенок с ЗПР способен определить,
какая из песенок веселая, а какая — грустная.
Выполнение простейших ритмических комплексов
развивает музыкальное восприятие детей
и обогащает их сенсорную культуру.
Ранний возраст —
начало развития продуктивной
деятельности ребенка. Он знакомится
с карандашами и красками. Учится
рисовать точки, дорожки, клубочки,
линии. Важно помочь увидеть
маленькому рисовальщику в каракулях
узнаваемый предмет (клубок, дорожку),
наделить его именем и смыслом.
Содержание социального
воспитания строится на связях
ребенка с близкими ему людьми.
Ребенок должен научиться узнавать
себя и своих родных на фотографиях,
понимать эмоционально значимые
жесты и мимику, передавать свое
эмоциональное состояние через
улыбку, гримасу, иные мимические
движения. Именно в данном возрасте
начинается взаимодействие ребенка
со сверстниками, поэтому очень
важно научить детей считаться
с интересами друг друга, играть
рядом друг с другом, пользоваться
одной игрушкой на двоих, радоваться
друг за друга. v Воспитание и обучение
ребенка дошкольного возраста продолжает
развиваться по отмеченным выше направлениям.
Но к ним добавляются новые. Совершенствуется
восприятие детей, развивается наглядно-действенное
мышление и начинает формироваться наглядно-образное
мышление. Под руководством взрослого
ребенок овладевает новым способом ориентировки
— зрительным примериванием [16. C. 63].
Расширяются представления
детей об окружающей действительности.
Ребенок должен знать свое
имя, фамилию, называть улицу,
город, в котором он живет.
Формируются понятия слов: семья,
возраст, родители. Ближайшее окружение
расширяется до границ детского
сада, улицы, расположенных на
ней зданий, магазинов. Начинают
формироваться представления о
временах года, об их признаках и о сезонных
изменениях в природе. В жизнь детей интенсивно
входит животный и растительный мир.
Социальное воспитание
дает детям с ЗПР первоначальные
представления о связях людей
друг с другом — люди дружат,
разговаривают по телефону, пишут
друг другу письма, шлют телеграммы.
В старшей группе
специализированного детского сада
вводятся занятия по разделу
«Здоровье». Детей знакомят с
режимом дня, обучают элементарным
навыкам ухода за своим телом,
в том числе и приемам самомассажа
для профилактики простудных заболеваний.
Проводят закаливающие и оздоровительные
процедуры.
В этот период происходит
расширение понимания смысла
обращенной к ребенку речи; он
активно овладевает фонетической,
лексической и грамматической
сторонами речи.
И главное — возраст
5—6 лет становится эрой развития
сюжетно-ролевой игры ребенка.
Именно в игре ребенок усваивает
социальные нормы и отношения.
Под руководством взрослого он овладевает
оперативной стороной игровых действий,
а в их недрах закладываются мотивы познавательной
деятельности ребенка, развитие которой
приходится на старший дошкольный — младший
школьный возраст [8. C. 21].
В подготовительной
группе детского сада происходит
дальнейшее расширение представлений
ребенка об окружающем, последовательное
совершенствование его знаний
и навыков. Особое внимание
уделяется подготовке детей с
ЗПР к школе. На занятиях
по родному языку у дошкольников
развивается фонематический слух,
закрепляются умения понимать
прочитанный текст, говорить правильным
литературным языком. В пределах
их возможностей детей учат
использовать интонацию как средство
выражения вопроса, просьбы, приказа.
Они обучаются правильному согласованию
числительных с существительным
(один стул, два стула), прилагательных
с существительным (желтый лимон,
желтая груша). Особое внимание
уделяется пониманию значения
предлогов и их употреблению
в речи (на столе, под стулом, около ног,
по полу, вокруг площадки). Задания на развитие
ориентировки на плоскости бумаги, различных
видов графомоторной деятельности подготавливают
руку ребенка к систематической работе
и являются предпосылками к становлению
у него целенаправленного самоконтроля
и самоорганизации [14. C. 39].
На занятиях по ознакомлению
с окружающим миром формируются
представления о явлениях, живой
и неживой природы. У детей
развивается наблюдательность и
умение видеть закономерности
в природе. Рассказывается о
значении тепла, света и воды
для развития и роста растений.
Формируются общие представления
о характерных особенностях животных,
дети знакомятся с дикими и
домашними животными, закрепляют
свои представления о них в
различных видах продуктивной
деятельности — лепке, рисовании,
аппликации.
Развитие элементарных
математических представлений у
детей с ЗПР охватывает следующие
области: количество и счет, величина,
геометрические фигуры, ориентировка
в пространстве, ориентировка во
времени. Уточняются понятия: один,
много, больше, меньше, столько же, одинаково,
больше на, меньше на, поровну. Дети знакомятся
с количеством, числом и цифрами в пределах
10, присчитывают и отсчитывают по одному,
выполняют простейшие арифметические
действия. К концу обучения дети должны
научиться сравнивать предметы по величине
и располагать их в убывающем и возрастающем
порядке; различать круг, овал, треугольник,
четырехугольник (квадрат), сравнивать
и группировать геометрические фигуры
по форме, величине и цвету, находить эти
признаки в предметах окружающего мира,
сравнивать их способом наложения и приложения.
Дети с ЗПР могут научиться определять
местоположение различных предметов в
пространстве (по отношению к себе) и на
плоскости (на листе бумаги), определять
время по часам, называть последовательность
дней недели и месяцев в году [13. C. 17] .
Таким образом, образование
дошкольников с ЗПР дает большую помощь
в социализации и адаптации к обществу.
При всестороннем развитии детей с
ЗПР используются различные способы и
методы обучения и воспитания, проводятся
различные виды деятельности и занятия,
а так же работа со специалистами, что
способствует компенсации дефектов дошкольников
с ЗПР.
1.3.Организация коррекционновоспитательной
работы в ДОУ
Ориентируясь на современную
концепцию коррекционно-развивающего
обучения, в структуру коррекционно-педагогического
процесса детского сада входят следующие
блоки:
I - диагностический,
II - физкультурно-оздоровительный,
III - воспитательно-образовательный,
IV - коррекционно-развивающий,
V - социально-педагогический.
Каждый из перечисленных
блоков имеет свои цели, задачи, содержание,
которые реализуются с опорой
на основные линии развития ребенка.
Основными линиями развития принято
считать: физическое, социально-нравственное,
познавательное и речевое, эстетическое
развитие.
Диагностическое
обследование в условиях специального дошкольного
образовательного учреждения для детей
с ЗПР отличается по задачам и методам
от обследования на ПМПК (комиссии или
консультации). Если ведущей задачей ПМПК
является выявление отклонений в развитии,
определение их характера и выбор оптимального
образовательного маршрута (т. е. задача
дифференциальной диагностики), то в условиях
специального детского сада на первый
план выступает задача комплексного, всестороннего
качественного анализа особенностей познавательной
деятельности, эмоционально-волевой сферы,
личностного развития, а также исследования
сферы знаний, умений, навыков, представлений
об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.
Диагностика выступает как необходимый
структурный компонент коррекционно-педагогического
процесса и средство оптимизации этого
процесса. Углубленное всестороннее обследование
позволяет построить адекватные индивидуальные
и групповые коррекционно-образовательные
программы и определить эффективность
коррекционно-развивающего воздействия
[26. C. 15] .
В качестве основных
задач обследования детей с ЗПР в
специальном детском саду можно назвать
следующие:
- выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;
- выявление "уровня обученности", т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;
- определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой;
- дифференциация сходных состояний на основе длительного динамического изучения особенностей эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка.
Диагностическая работа в
специальном детском саду строится
с опорой на основные психолого-диагностические
принципы, признанные отечественной
специальной психологией и коррекционной
педагогикой и раскрытые в
трудах Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, В.И.
Лубовского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
При обследовании предполагается использование
апробированных методов и диагностических
методик изучения детей дошкольного возраста,
в том числе - детей с отклонениями в развитии.
Это широко известные специалистам методики
и диагностические комплексы Л.А. Венгера,
С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой,
У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Л, С, Цветковой
и др.
Все результаты обследования заносятся
в специально разработанные таблицы. На
основании полученных данных пишется
психолого-педагогическое заключение
и план индивидуальной коррекционно-развивающей
работы.[12. C. 47]
Реализация задач физкультурно-оздоровительного
блока
Основной целью физкультурно-оздоровительной
работы в специальном детском
саду является оздоровление ребенка, физическое
развитие, воспитание положительного
отношения к своему здоровью и
формирование стремления к здоровому
образу жизни.
Реализации задач физкультурно-оздоровительного
блока осуществляется по нескольким
направлениям:
1. Создание условий для
защиты, сохранения, укрепления здоровья
и для физического развития.
- Создание условий в
детском саду, отвечающих требованиям
санитарно-гигиенических нормативов
(мебель, освещение, воздушный режим,
кварцевание помещений в период повышенной
заболеваемости детей и эпидемий и т. д).
- Проектирование охранительного
и двигательного режима с опорой
на современные нормативные документы.
- Обеспечение полноценного
питания.