Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности образовательного и воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР
Объект – специальное образование детей с задержкой психического развития
Предмет исследования – коррекционновоспитательная работа в ДОУ
Субъект исследования – дошкольники с ЗПР

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР………………………………………………………………………………....7
.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………7
. Особенности дошкольного образования дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………..14
.Организация коррекционно-воспитательной работы в ДОУ…………………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.1. Диагностика познавательной деятельности дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.2. Индивидуальные рекомендации по коррекционно-образовательному маршруту ребенка………………………………………………………………..64

Заключение……………………………………………………………………….66
Библиографический список……………………………………………………..67
Приложение………………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 501.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под ред. Лебединской К.С. – М. -1982.-233 с.
  2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для пед. вузов. М-во образования РФ.- М.: НЦ ЗНАС, 2002.-134 с.
  3. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.-180 с.
  4. Борякова Н. Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, – М., 2003.-110 с.
  5. Власова Т. А. Каждому ребенку – надлежащие условия воспитания и обучения. – В кн.: Дети с временными задержками развития. – М., 1971.-345 с.
  6. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Аркти, 2001. - 224 с.
  7. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М., 1973.Диагностика и коррекция задержки психического развития. Под ред., С. Г. Шевченко. – М., 2001.- 187 с.
  8. Екжанова Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. – 66 с.
  9. Екжанова Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условия специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология.-2000. - № 3.- С.66-78.
  10.   Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – Москва, 2005.-301 с.
  11. Екжанова Е. А Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. -1999 .№ 6.-С.25.34.
  12. Екжанова Е. А Стребелева Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. – 98 с.
  13. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)
  14. Золоткова Е.В., Минаева Н.Г., Чумакова И.В. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями развития - Саранск, 2004г. - 116 с.
  15.   . Новоселова С. Л., Обухова Л. Ф., Парамонова Л. А., Тарасова Т. В. «Истоки». Концепция базисной программы развития ребенка-дошкольника. – М., 1995.-99 с.
  16.   «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М. 1997.-116с.
  17.   Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – С-Пб,. 2003.- 266 с.
  18. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие. – Москва, 2005.-108 с.
  19. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского. - Смоленск, 1994.- 243 с.
  20. Организация коррекционно-развивающего обучения детей дошкольников с ЗПР: метод. рек. / З.В. Ломакина, Н.В. Хорошулина, И.В. Смоловская. – Ярославль: изд. ЯГПУ, 2008. – 59с.
  21. «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования». Решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 9 февраля 1999 г. № 3/1- 39 с.
  22. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.комаровой,М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с. 
  23. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. - 1989. – №12.- С.44-61.
  24. Подъячева И.П. Коррекционно-развивающее обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. - М., 2001.- 288 с.
  25. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой.- М.: Академия,2002.- 312 с.
  26. Ульенкова У.В. К проблеме ранней компенсации ЗПР // Дефектология. - 1980.- №4 .- С. 12-20.
  27. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2002.- 368 с.
  28. Учебно-методический комплект «Готовимся к школе»: Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. – М., 1998.- 150 с.
  29. Фадина Г.В . Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста : Учебное методическое пособие / - Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.

 

 

 

 Приложение 1

 Рекомендации для развития восприятия: использовать следующие игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста

Игра «Узнай предмет»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена  для развития восприятия у детей 4-6-летнего возраста. 
Для проведения игры необходимо положить в полотняной мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, катушку, кубик, шарик, конфету. 
Задание ребенку: Определить на ощупь, что это за вещи.

Игра «Сделай  так»

Для развития восприятия детей 4-6 лет можно предложить следующие  задания:

  1. По образцу построить из кубиков такое же строение.

2.По образцу нарисовать узоры. 
Игра «Зашиваем ковер»

Предназначена для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Работать ребенок будет с материалом по предлагаемой схеме. На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них нужно выбрать только те, которые могут закрыть дырки. Работая с материалами, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

Игра «Найди такой  же предмет»

Предназначена для детей 4-6 лет. 
Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено по времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

 

Приложение 1

 Рекомендации  для развития внимания: можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию внимания

● «Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».)

● Игры — головоломки.

● Загадки.

● «Найди отличия».

● «Найди два одинаковых предмета».

● «Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной  команде).

● «Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).

● «Где что было» (ребенок  запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает  предметы; ребенок указывает, что изменилось).

● «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).

● Игра «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную  инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).

● Упражнение: в газете, в  старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а»,обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

 

 

Приложение 1

Рекомендации  для развитию мышления : можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

● «Разложи картинки» (учить  учитывать последовательность событий).

● «Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).

● «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

● «Творческий подход» (ребенку  показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

● «Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый-легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.).

● «Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструкторы.

● Загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<p class="List_0020Paragrap

Информация о работе Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР