Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности образовательного и воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР
Объект – специальное образование детей с задержкой психического развития
Предмет исследования – коррекционновоспитательная работа в ДОУ
Субъект исследования – дошкольники с ЗПР

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР………………………………………………………………………………....7
.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………7
. Особенности дошкольного образования дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………..14
.Организация коррекционно-воспитательной работы в ДОУ…………………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.1. Диагностика познавательной деятельности дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.2. Индивидуальные рекомендации по коррекционно-образовательному маршруту ребенка………………………………………………………………..64

Заключение……………………………………………………………………….66
Библиографический список……………………………………………………..67
Приложение………………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 501.23 Кб (Скачать файл)

• обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия

• развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как

- выносливость к непрерывному  сосредоточению на задании (работоспособность);

• скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти

•  способность к концентрации и к распределению внимания

• готовность к сотрудничеству со взрослым;

 стимуляцию речевого  развития ребенка.

 

 

На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:

• развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности,

 

•  развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

• развитие речи и коммуникативной деятельности;

• формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов) [25. C. 240].

 

Рассмотрим подробнее  каждое из этих направлений.

Развитие и коррекция  недостатков эмоционально-волевой  сферы и формирующейся личности предполагает:

- развитие и тренировку  механизмов обеспечивающих адаптацию  ребенка к новым социальным  условиям;

- профилактику и устранение  встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;

- развитие социальных  эмоций;

- создание условий для  развития самосознания и самооценки;

- формирование способности  к волевым усилиям, произвольной  регуляции поведения;

- предупреждение и преодоление  негативных черт личности и  формирующегося характера.

Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций предполагает:

- развитие сферы образов-представлений;

- формирование мыслительной  деятельности: стимуляция мыслительной  активности, формирование мыслительных  операций, развитие наглядных форм  мышления (наглядно-действенного и  наглядно-образного), конкретно-понятийного  (словесно-логического), в том числе,  элементарного умозаключающего  мышления;

- развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;

- формирование пространственно-временных  представлений;

- развитие умственных  способностей через овладение  действиями замещения и наглядного  моделирования в различных видах  деятельности;

- развитие творческих  способностей;

- совершенствование мнестической деятельности;

- развитие зрительно-моторной  координации и формирование графо-моторных навыков.[29. C. 14]

Развитие речи, коммуникативной  деятельности и коррекция их недостатков  предполагает:

- целенаправленное формирование  функций речи (особенно регулирующей, планирующей);

- создание условий для  овладения ребенком всеми компонентами  языковой системы: развитие фонетико-фонематических  процессов, совершенствование слоговой  структуры слова, лексико-грамматического  строя речи, формирование навыков  построения развернутого речевого  высказывания;

- формирование предпосылок  для овладения навыками письма  и чтения;

- стимуляцию коммуникативной  активности, создание условий для  овладения различными формами  общения: обеспечение полноценных  эмоциональных и деловых контактов  со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.

Формирование ведущих  видов деятельности предполагает:

- целенаправленное формирование  мотивационных, ориентировочно-операционных  и регуляционных компонентов  деятельности ;

- всестороннее развитие  предметно-практической деятельности;

- развитие игровой деятельности;

- формирование предпосылок  для овладения учебной деятельностью:  умения программировать, регулировать  и оценивать результаты при  выполнении заданий учебного  типа;

- формирование основных  компонентов готовности к школьному  обучению: физиологической, психологической  (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителем-дефектологом, психологом, логопедом. Некоторые задачи решаются практически на всех занятиях. Например, включаются упражнения, способствующие совершенствованию ручной моторики, графо-моторных навыков, сенсорно-перцептивной деятельности и др.

В режиме дня предусматриваются  коррекционные групповые и индивидуальные занятия, которые проводят педагоги-специалисты: учитель-дефектолог, логопед, психолог. Возможно привлечение других специалистов: нейропсихолога, игротерапевта, преподавателя ритмики и др.

Планируется проведение специальных  психо-коррекционных занятий по развитию эмоционально-личностной сферы. Такие занятия проводит психолог. При этом могут использоваться средства артпедагогики и арттерапии [ 14. C. 67].

Реализация задач  социально-педагогического блока

В условиях специализированного  ДОУ для детей с ЗПР (как  и иного коррекционного ДОУ) перед  педагогическим коллективом встают особые задачи по взаимодействию с  семьями детей, т.к. в специальной  поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.  
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, на сколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что задача взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада - наиболее сложная задача. Причинами такого положения могут быть разные объективные обстоятельства. Перечислим некоторые из них:

- некоторые родители, приведя  ребенка в коррекционных детский  сад, остаются убежденными в  том, что развитие их ребенка  не отстает от "нормы" и  у него нет особых проблем;

- у некоторых родителей  снижена социальная ответственность  за судьбу ребенка, им безразлично,  чем занимаются педагоги с  ребенком, безразличны его успехи  и неудачи;

- некоторые семьи демонстрируют  завышенные требования к своему  ребенку, постоянно сравнивают  его работы с работами других  более успешных детей;

- иногда возникают психологические  проблемы при установке доверительных  отношений между специалистами  и родителями, особенно часто  такая ситуация возникает, если  специалист значительно моложе  родителей ребенка; в этом случае  психологическая поддержка требуется  не только родителям, но и  специалисту;

- многие родители воспитанников  не знают закономерностей психического развития детей и не могу объективно оценить проблемы своего ребенка; их пугает термин "Задержка психического развития", они не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболевание.

Одной из важнейших задач  является привлечение родителей  к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается  максимально помочь ребенку. В основу сотрудничества положено взаимодействие "психолог - педагог - родитель". При  этом активная позиция в этой системе  принадлежит психологу, который  изучает и анализирует психологические  и личностные особенности воспитанников. Психолог не только создает условия для развития эмоционально-волевой и познавательной сферы каждого ребенка, но и создает условия для сохранения психического здоровья детей, организует работу по предупреждению эмоциональных расстройств, снятию психологического напряжения всех участников коррекционно-образовательного процесса. [20. C. 25]

Учитывая трудности в  организации взаимодействия с родителями воспитанников следует разработать план работы по этому направлению социально-педагогической деятельности. При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное планирование действий педагогов и корректность при общении с семьей. Задачи социально-педагогической работы решают все педагоги и администрация детского сада.

Представим в виде схемы основные направления взаимодействия с семьей и формы организации психолого-педагогической помощи.

С целью реализации задач  социально-педагогического блока  предлагаются следующие формы организации психолого-педагогической помощи семье.

1. Коллективные формы взаимодействия

1.1. Общие родительские  собрания. Проводятся администрацией  ДОУ три раза в год, в начале, в середине и в конце учебного  года. 
Задачи: 

- информирование родителей  о задачах и содержании коррекционно-образовательной  работы; 
- решение организационных вопросов; 
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

1.2. Групповые родительские  собрания. Проводятся специалистами  и воспитателями групп не реже  трех раз в год и по мере  необходимости. 
Задачи:  
- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы; 
- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье; 
- решение текущих организационных вопросов;

1.3. "День открытых дверей". Проводится администрацией ДОУ  в апреле для родителей детей,  поступающих в ДОУ в следующем  учебном году. 
Задача: знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

1.4. Тематические занятия  "Семейного клуба". Работа клуба  планируется на основании запросов  и анкетирования родителей. Занятия  клуба проводятся специалистами  ДОУ один раз в два месяца.

 
Формы проведения:  
- Тематические доклады; 
- Плановые консультации; 
- Семинары; 
- Тренинги; 
- "Круглые столы" и др. формы. 

Задачи:  
- знакомство и обучение родителей приемам и некоторым методам оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии; 
- ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

1.5. Проведение детских  праздников и "Досугов". Подготовкой  и проведением праздников занимаются  специалисты ДОУ с привлечением  родителей. 
Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и трансляция его в семью.

2. Индивидуальные формы работы

2.1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации,  дефектологов, психолога, воспитателей  и по мере необходимости. 
Задачи:  
- сбор необходимой информации о ребенке и его семье; 
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей; 
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей; 
- выявление мнения родителей о работе ДОУ.

2.2. Беседы и консультации  специалистов. Проводятся по запросам  родителей и по плану индивидуальной  работы с родителями.

Задачи:  
- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования  
- оказание индивидуальной методической помощи в форме "домашних заданий" и пояснений к ним.

2.3. "Служба доверия". Работу службы обеспечивают администрация  и психолог. Служба работает по  персональным и анонимным обращениям  и пожеланиям родителей. 

Задача: оперативное реагирование администрации ДОУ на различные  ситуации и предложения.

2.4. Родительский час. Проводится  учителями-дефектологами и логопедами  групп один раз в неделю  во второй половине дня с  17 до 18 часов.

Задача: информирование родителей  о ходе образовательной работы с  ребенком, разъяснение "домашних заданий". 
          2.5. Прием врача (психоневролога, невропатолога). 
Проводится врачом ДОУ по запросам родителей. 
Задача: контроль здоровья детей.

3. Формы наглядного информационного обеспечения 
3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (по темам: "Готовимся к школе", "Развиваем руку, а значит и речь", "Игра в развитии ребенка", "Как выбрать игрушку?", "Какие книги прочитать ребенку?", "Как помочь ребенку в домашних условиях?" и др.). 
           Задачи:

- информирование родителей  об организации коррекционно - образовательной работы в ДОУ;

- пропаганда психолого-педагогических  знаний;

- информация о графиках  работы администрации и специалистов.

3.2. Выставки детских работ.  Проводятся по плану воспитательно-образовательной  работы 
           Задачи: 

- ознакомление родителей  с формами продуктивной деятельности  детей;

- привлечение и активизация  интереса родителей к продуктивной  деятельности своего ребенка.

3.3. Открытые занятия специалистов  и воспитателей. Содержание и  методы работы подбираются с  учетом доступности информации  для родителей. Проводятся два  - три раза в год. 
Задачи: 

Информация о работе Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР