Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:53, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности образовательного и воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР
Объект – специальное образование детей с задержкой психического развития
Предмет исследования – коррекционновоспитательная работа в ДОУ
Субъект исследования – дошкольники с ЗПР
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР………………………………………………………………………………....7
.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………7
. Особенности дошкольного образования дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………..14
.Организация коррекционно-воспитательной работы в ДОУ…………………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.1. Диагностика познавательной деятельности дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………..43
2.2. Индивидуальные рекомендации по коррекционно-образовательному маршруту ребенка………………………………………………………………..64
Заключение……………………………………………………………………….66
Библиографический список……………………………………………………..67
Приложение………………………………………………………………………70
• обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия
• развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как
- выносливость к непрерывному
сосредоточению на задании (
• скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти
• способность к концентрации и к распределению внимания
• готовность к сотрудничеству со взрослым;
стимуляцию речевого развития ребенка.
На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:
• развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности,
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• развитие речи и коммуникативной деятельности;
• формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов) [25. C. 240].
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
Развитие и коррекция
недостатков эмоционально-
- развитие и тренировку
механизмов обеспечивающих
- профилактику и устранение
встречающихся аффективных,
- развитие социальных эмоций;
- создание условий для
развития самосознания и
- формирование способности
к волевым усилиям,
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.
Развитие познавательной
деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций
- развитие сферы образов-
- формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;
- развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
- формирование пространственно-
- развитие умственных
способностей через овладение
действиями замещения и
- развитие творческих способностей;
- совершенствование мнестической деятельности;
- развитие зрительно-моторной
координации и формирование
Развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков предполагает:
- целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);
- создание условий для
овладения ребенком всеми
- формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;
- стимуляцию коммуникативной
активности, создание условий для
овладения различными формами
общения: обеспечение
Формирование ведущих видов деятельности предполагает:
- целенаправленное формирование
мотивационных, ориентировочно-
- всестороннее развитие
предметно-практической
- развитие игровой деятельности;
- формирование предпосылок
для овладения учебной
- формирование основных
компонентов готовности к
В режиме дня предусматриваются
коррекционные групповые и
Планируется проведение специальных психо-коррекционных занятий по развитию эмоционально-личностной сферы. Такие занятия проводит психолог. При этом могут использоваться средства артпедагогики и арттерапии [ 14. C. 67].
Реализация задач
социально-педагогического
В условиях специализированного
ДОУ для детей с ЗПР (как
и иного коррекционного ДОУ) перед
педагогическим коллективом встают
особые задачи по взаимодействию с
семьями детей, т.к. в специальной
поддержке нуждаются не только воспитанники,
но и их родители.
Каждый специалист знает, что успешность
коррекционно-развивающей работы во многом
зависит от того, на сколько родители понимают
состояние ребенка, принимают его таким
какой он есть и стремятся помочь. Практика
показывает, что задача взаимодействия
с семьями воспитанников специального
детского сада - наиболее сложная задача.
Причинами такого положения могут быть
разные объективные обстоятельства. Перечислим
некоторые из них:
- некоторые родители, приведя
ребенка в коррекционных
- у некоторых родителей
снижена социальная
- некоторые семьи демонстрируют
завышенные требования к
- иногда возникают
- многие родители воспитанников не знают закономерностей психического развития детей и не могу объективно оценить проблемы своего ребенка; их пугает термин "Задержка психического развития", они не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболевание.
Одной из важнейших задач
является привлечение родителей
к активному сотрудничеству, т. к.
только в процессе совместной деятельности
детского сада и семьи удается
максимально помочь ребенку. В основу
сотрудничества положено взаимодействие
"психолог - педагог - родитель". При
этом активная позиция в этой системе
принадлежит психологу, который
изучает и анализирует
Учитывая трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников следует разработать план работы по этому направлению социально-педагогической деятельности. При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное планирование действий педагогов и корректность при общении с семьей. Задачи социально-педагогической работы решают все педагоги и администрация детского сада.
Представим в виде схемы основные
направления взаимодействия с семьей
и формы организации психолого-
С целью реализации задач
социально-педагогического
1. Коллективные формы взаимодействия
1.1. Общие родительские
собрания. Проводятся администрацией
ДОУ три раза в год, в начале,
в середине и в конце учебного
года.
Задачи:
- информирование родителей
о задачах и содержании
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам
взаимодействия ДОУ с другими организациями,
в том числе и социальными службами.
1.2. Групповые родительские
собрания. Проводятся специалистами
и воспитателями групп не реже
трех раз в год и по мере
необходимости.
Задачи:
- обсуждение с родителями задач, содержания
и форм работы;
- сообщение о формах и содержании работы
с детьми в семье;
- решение текущих организационных вопросов;
1.3. "День открытых дверей".
Проводится администрацией ДОУ
в апреле для родителей детей,
поступающих в ДОУ в следующем
учебном году.
Задача: знакомство с ДОУ, направлениями
и условиями его работы.
1.4. Тематические занятия
"Семейного клуба". Работа клуба
планируется на основании
Формы проведения:
- Тематические доклады;
- Плановые консультации;
- Семинары;
- Тренинги;
- "Круглые столы" и др. формы.
Задачи:
- знакомство и обучение родителей приемам
и некоторым методам оказания психолого-педагогической
помощи детям с проблемами в развитии;
- ознакомление с задачами и формами подготовки
детей к школе.
1.5. Проведение детских
праздников и "Досугов". Подготовкой
и проведением праздников
Задача: поддержание благоприятного психологического
микроклимата в группах и трансляция его
в семью.
2. Индивидуальные формы работы
2.1. Анкетирование и опросы.
Проводятся по планам
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребенке
и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном
образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности
работы специалистов и воспитателей;
- выявление мнения родителей о работе
ДОУ.
2.2. Беседы и консультации
специалистов. Проводятся по запросам
родителей и по плану
Задачи:
- оказание индивидуальной помощи родителям
по вопросам коррекции, образования
- оказание индивидуальной методической
помощи в форме "домашних заданий"
и пояснений к ним.
2.3. "Служба доверия".
Работу службы обеспечивают
Задача: оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.
2.4. Родительский час. Проводится
учителями-дефектологами и
Задача: информирование родителей
о ходе образовательной работы с
ребенком, разъяснение "домашних заданий".
2.5. Прием
врача (психоневролога, невропатолога).
Проводится врачом ДОУ по запросам родителей.
Задача: контроль здоровья детей.
3. Формы наглядного
информационного обеспечения
3.1. Информационные стенды и тематические
выставки. Стационарные и передвижные
стенды и выставки размещаются в удобных
для родителей местах (по темам: "Готовимся
к школе", "Развиваем руку, а значит
и речь", "Игра в развитии ребенка",
"Как выбрать игрушку?", "Какие
книги прочитать ребенку?", "Как помочь
ребенку в домашних условиях?" и др.).
Задачи:
- информирование родителей об организации коррекционно - образовательной работы в ДОУ;
- пропаганда психолого-
- информация о графиках
работы администрации и
3.2. Выставки детских работ.
Проводятся по плану
Задачи:
- ознакомление родителей
с формами продуктивной
- привлечение и активизация
интереса родителей к
3.3. Открытые занятия специалистов
и воспитателей. Содержание и
методы работы подбираются с
учетом доступности информации
для родителей. Проводятся два
- три раза в год.
Задачи:
Информация о работе Организация коррекционно-воспитательной деятельности в ДОУ с детьми с ЗПР