Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка и обоснование модели деятельности педагога по оказанию психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования коммуникативные умения и навыки детей с отклонениями в развитии, обучающихся в младших коррекционно-развивающих классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса
Психологические механизмы адаптации личности и проблемы педагогического общения с детьми…………………………………...8
Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учреждения………………………………….21
Модель психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………29
Выводы по Главе 1……………………………………………………………39
Глава 2. Экспериментальная работа по организации коррекционно-развивающей обучения детей с нарушениями интеллекта
2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости……………41
2.2 Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости…………………………………….61
Выводы по главе 2…………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...73

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.docx

— 173.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного  процесса  начальной школЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2

Глава 1.    Теоретическое  обоснование  особенностей взаимодействия с детьми с    отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса

    1. Психологические  механизмы  адаптации  личности  и  проблемы педагогического  общения с детьми…………………………………...8
    2. Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учреждения………………………………….21
    3. Модель психолого- педагогической  помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………29

Выводы по Главе 1……………………………………………………………39

Глава 2.    Экспериментальная работа по организации  коррекционно-развивающей обучения  детей  с нарушениями интеллекта

           2.1 Диагностика  развития коммуникативных умений  детей   младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости……………41

           2.2 Организации коррекционно-развивающей  работы с обучающимися с лёгкой  степенью умственной отсталости…………………………………….61

Выводы  по  главе  2…………………………………………………………..67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...73

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….80

 

                                             ВВЕДЕНИЕ

         На фоне глубоких социально-экономических  изменений в развитии общества  происходят серьезные перемены  в системе образования в осмыслении  его целей, содержания, методов  вследствие наметившейся тенденции  к изменению традиционного, авторитарного  обучения и воспитания в направлении  к гуманистическому, личностно-ориентированному. В этой связи можно видеть  рост интереса со стороны общественности  к психологической проблематике, к обсуждению проблемы  интеграции детей с особыми нуждами в общеобразовательную среду и создания новых технологий для работы с ними.

       Задачи  гуманизации и индивидуализации  процесса воспитания и обучения  детей требуют обязательного  учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для их полноценною развития, личностного становления, формирования индивидуальности, оказания психолого-педагогической помощи детям с отклонениями и развитии. Последние нуждаются в своевременном выявлении психических особенностей, в создании условий для их развития психолого-педагогическими средствами.

       Анализ  литературы по интересующей нас  проблематике позволяет констатировать, что в специальной психологии  последних десятилетий уделялось  пристальное внимание вопросам  обучения детей с отклонениями  в развитии. Созданы учебные планы  и программы, определено содержание  обучения, включая пропедевтические  разделы по всем основным и  коррекционным предметам. Ребенок  с отклонением в развитии может  обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания.

Особенно важным в этой области исследования представляется вопрос развития коммуникативных умений у обучающихся с нарушением интеллекта различной степени выраженности. Общение – это сложный процесс  установления и развития контактов  между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой  неискоренимой и самой человечной. У детей с нарушениями интеллекта данная потребность не возникает  сама по себе, именно поэтому психолог одной из задач, реализуемых в  своей деятельности, выделяет развитие коммуникативных умений, которые  способствуют социализации обучающихся  с особыми образовательными потребностями  в общество.

Но для того, чтобы у  ребят появилась мотивация на взаимодействие как со взрослым, так  со сверстниками, необходимо побуждение их к этому со стороны всех субъектов  воспитательно-образовательного процесса.

Инструментом конструктивного  взаимодействия педагога с обучающимся, по мнению Н.Е. Щурковой, является «нежное  прикосновение к душе ребенка», делающее акцент на оказание помощи ребенку  в его развитии [64, с. 28]. И.В. Вачков в книге «Групповые методы в работе школьного психолога»  предлагает педагогу-психологу использовать средства психологической психотерапии, такие как арт-терапия, игровая терапия, элементы сказкотерапии, но с соблюдением следующих принципов:

- принцип деятельностного  подхода: опора на тот вид  деятельности, который доступен  ребенку с интеллектуальной недостаточностью;

- принцип комплексного  подхода: поддержка тесного контакта  психолога с педагогом-дефектологом, учителем, воспитателем и родителями;

- принцип иерархичности:  от простого к сложному, ориентируясь  не только на уровень актуального  развития ребенка, но и на  его потенциальные возможности. [34]

          Необходимо отметить, что в существующих  моделях психолого- педагогической  помощи детям с отклонениями  в развитии недостаточное внимание  уделяется формированию у учащихся  познавательной сферы с опорой  на эмоции, без чего невозможно  успешное решение задач коррекционно-развивающего  обучения.

       Цель исследования: разработка и обоснование модели деятельности педагога по оказанию психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.

       Объект исследования коммуникативные умения и навыки детей с отклонениями в развитии, обучающихся в младших коррекционно-развивающих классах общеобразовательной школы.

       Предмет исследования: особенности психолого- педагогической  помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы

       Гипотеза исследования состояла в том, что систематическая и целенаправленная работа по формированию и развитию коммуникативных умений учащихся начальной школы с отклонениями в развитии способствует преодолению недостатков интеллектуальной и личностной сферы детей.

       Задачи исследования:

  1. Проанализировать  литературу  отечественных  и  зарубежных  авторов  по  данной   проблеме;
  2. Отобрать и модифицировать методы, обеспечивающие эффективное выявление недостатков психического развития у детей, поступающих в школу.
  3. Провести диагностику  уровня развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
  4. Разработать комплекс занятий по коррекции и развитию коммуникативных умений детей с нарушениями интеллекта.
  5. Исследовать эффективность реализации коррекционной работы по развитию коммуникативных умений  для учащихся младших классов, способствующей преодолению недостатков интеллектуальной и личностной сферы детей с нарушениями интеллекта.

       Для  решения поставленных задач и  исходных положений применяются  следующие методы исследования:

-анализ психолого-педагогической, методической и другой научной  литературы;

-  организация целенаправленной  опытной работы;

- изучение, анализ, обобщение  опыта по проблеме;

-  выявление реального  состояния проблемы коммуникативного  развития младших школьников с нарушением интеллекта в практике;

- тестирование, анкетирование.

 Этапы исследования:

1.Теоретический (сентябрь 2010г. – октябрь 2010 г.)

       Анализ  психолого-педагогической литературы. Исходя из источников литературы, написана выпускная квалификационная  работа.

2.Экспериментальный (ноябрь 2010 г. - март 2011 г.)

       Разработка  диагностирующего (констатирующего),  формирующего и контрольного  этапов эксперимента. Сбор экспериментального  материала на всех этапах эксперимента. Проведение  экспериментальной работы.

3.Обобщающий (апрель- май 2011г.)

       Обработка  результатов исследования, обобщение,  литературное оформление исследования, определение перспективы дальнейшего  изучения возможностей реализации  перспективных задач, обозначенных  в ходе исследования.

       Обоснованность и достоверность положений и выводов исследования были обеспечены результатами опытной работы.

       Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется по различным направлениям: выступления автора на занятиях в учебном заведении, на научно – практических конференциях, на заседании методического совета в базовой школе; в процессе непрерывной педагогической практики и др.

       Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что они могут быть использованы в начальной школе, в системе дополнительного образования для повышения эффективности образовательного процесса.

       Опытно  – экспериментальная работа осуществлялась  на базе МБОУ Аул-Бергульской  СОШ. В эксперименте участвовали  учащиеся 2 класса коррекционно- развивающего обучения в количестве 8 человек.

       Структура исследования: выпускная квалификационная работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

 

 

 

 

 

Глава 1  

 Теоретическое   обоснование  особенностей взаимодействия  с детьми с    отклонениями  в развитии в условиях учебно-воспитательного  процесса

    1. Психологические  механизмы  адаптации  личности  и  проблемы педагогического  общения с детьми

Психология часто обращается к вопросам, связанным с развитием  личности и с возможностями адаптации  человека. «Задержки психологического развития и нарушение социальной адаптации» — эти проблемы служат и темой обсуждения в научной  литературе, и поводом обращения  к психологу.

Личность как сложная  развивающаяся система способна переживать и периоды покоя и  неизменности, и моменты высокой  степени неопределенности, соответствующие  жизненным кризисам, когда дальнейшая судьба человека может повернуться  как в лучшую, так и в худшую сторону (в естественнонаучных дискуссиях в связи с проблемой неопределенности выделяют точки бифуркации - моменты, начиная с которых развитие может  происходить по двум возможных сценариям) Однако более важным нам кажется  вопрос о соотношении развития личности с процессом адаптации человека. Психика несет значительную приспособительную  нагрузку, позволяя живому организму  расширять своё взаимодействие с  миром.

Среда предъявляет задачу (стимул) — система отвечает реакцией. Поскольку весь жизненный путь личности может быть представлен как череда сменяющих друг друга задач, в  наиболее выгодном положении находится  человек с умеренно выгодными  качествами, бес крайностей. Связь  умеренности личностных качеств и социально-психологической адаптированности отмечалась известным психологом Т. Лири; по его мнению, как излишняя агрессивность, так и выраженное дружелюбие, как стремление быть лидером, так и готовность легко подчиняться ослабляют возможность психологической адаптации человека. Близкая мысль была высказана немецким писателем Т. Манном: люди часто удивляются странностям, сопровождающим гениальность, забывая при этом что талант, сам по себе является странностью. Предметом частых обсуждений в психологической и педагогической литературе является сложности адаптации высоко одаренных детей-вундеркиндов.

Способность адаптироваться, приспосабливаться к изменениям среды — вещь, безусловно, важная и ценная, однако она не исчерпывает  всего содержания личности. Адаптация  обеспечивает успешное выживание человека в меняющихся условиях, диктуя иногда необходимость совершения какого-либо поступка, иногда - воздержание от него. В этом - основная характеристика адаптационных  изменений: человек действует согласно логике ситуации, а не соответственно устремлениям собственной природы. Поэтому в некоторый момент существования  «казаться» начинает преобладать над  «быть». Человек принимает роль, усиливая в себе одни качества и  подавляя другие. При этом важно, что  он сам может быть убежден в  ценности совсем других свойств.

Информация о работе Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы