Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа
Цель исследования: разработка и обоснование модели деятельности педагога по оказанию психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования коммуникативные умения и навыки детей с отклонениями в развитии, обучающихся в младших коррекционно-развивающих классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса
Психологические механизмы адаптации личности и проблемы педагогического общения с детьми…………………………………...8
Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учреждения………………………………….21
Модель психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………29
Выводы по Главе 1……………………………………………………………39
Глава 2. Экспериментальная работа по организации коррекционно-развивающей обучения детей с нарушениями интеллекта
2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости……………41
2.2 Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости…………………………………….61
Выводы по главе 2…………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...73
Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1.
Теоретическое обоснование особенностей
взаимодействия с детьми с
отклонениями в развитии в условиях
учебно-воспитательного
Выводы по Главе 1……………………………………………………………39
Глава 2.
Экспериментальная работа по организации
коррекционно-развивающей
2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости……………41
2.2 Организации коррекционно-
Выводы по главе 2…………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...73
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
На фоне глубоких социально-
Задачи
гуманизации и
Анализ
литературы по интересующей
Особенно важным в этой
области исследования представляется
вопрос развития коммуникативных умений
у обучающихся с нарушением интеллекта
различной степени
Но для того, чтобы у ребят появилась мотивация на взаимодействие как со взрослым, так со сверстниками, необходимо побуждение их к этому со стороны всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Инструментом конструктивного взаимодействия педагога с обучающимся, по мнению Н.Е. Щурковой, является «нежное прикосновение к душе ребенка», делающее акцент на оказание помощи ребенку в его развитии [64, с. 28]. И.В. Вачков в книге «Групповые методы в работе школьного психолога» предлагает педагогу-психологу использовать средства психологической психотерапии, такие как арт-терапия, игровая терапия, элементы сказкотерапии, но с соблюдением следующих принципов:
- принцип деятельностного
подхода: опора на тот вид
деятельности, который доступен
ребенку с интеллектуальной
- принцип комплексного
подхода: поддержка тесного
- принцип иерархичности:
от простого к сложному, ориентируясь
не только на уровень
Необходимо отметить, что в существующих
моделях психолого-
Цель исследования: разработка и обоснование модели деятельности педагога по оказанию психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования коммуникативные умения и навыки детей с отклонениями в развитии, обучающихся в младших коррекционно-развивающих классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы
Гипотеза исследования состояла в том, что систематическая и целенаправленная работа по формированию и развитию коммуникативных умений учащихся начальной школы с отклонениями в развитии способствует преодолению недостатков интеллектуальной и личностной сферы детей.
Задачи исследования:
Для
решения поставленных задач и
исходных положений
-анализ психолого-
- организация целенаправленной опытной работы;
- изучение, анализ, обобщение опыта по проблеме;
- выявление реального состояния проблемы коммуникативного развития младших школьников с нарушением интеллекта в практике;
- тестирование, анкетирование.
Этапы исследования:
1.Теоретический (сентябрь 2010г. – октябрь 2010 г.)
Анализ
психолого-педагогической
2.Экспериментальный (ноябрь 2010 г. - март 2011 г.)
Разработка
диагностирующего (констатирующего),
формирующего и контрольного
этапов эксперимента. Сбор экспериментального
материала на всех этапах
3.Обобщающий (апрель- май 2011г.)
Обработка
результатов исследования, обобщение,
литературное оформление
Обоснованность и достоверность положений и выводов исследования были обеспечены результатами опытной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется по различным направлениям: выступления автора на занятиях в учебном заведении, на научно – практических конференциях, на заседании методического совета в базовой школе; в процессе непрерывной педагогической практики и др.
Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что они могут быть использованы в начальной школе, в системе дополнительного образования для повышения эффективности образовательного процесса.
Опытно
– экспериментальная работа
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Глава 1
Теоретическое
обоснование особенностей
Психология часто обращается к вопросам, связанным с развитием личности и с возможностями адаптации человека. «Задержки психологического развития и нарушение социальной адаптации» — эти проблемы служат и темой обсуждения в научной литературе, и поводом обращения к психологу.
Личность как сложная
развивающаяся система способна
переживать и периоды покоя и
неизменности, и моменты высокой
степени неопределенности, соответствующие
жизненным кризисам, когда дальнейшая
судьба человека может повернуться
как в лучшую, так и в худшую
сторону (в естественнонаучных дискуссиях
в связи с проблемой
Среда предъявляет задачу (стимул) — система отвечает реакцией. Поскольку весь жизненный путь личности может быть представлен как череда сменяющих друг друга задач, в наиболее выгодном положении находится человек с умеренно выгодными качествами, бес крайностей. Связь умеренности личностных качеств и социально-психологической адаптированности отмечалась известным психологом Т. Лири; по его мнению, как излишняя агрессивность, так и выраженное дружелюбие, как стремление быть лидером, так и готовность легко подчиняться ослабляют возможность психологической адаптации человека. Близкая мысль была высказана немецким писателем Т. Манном: люди часто удивляются странностям, сопровождающим гениальность, забывая при этом что талант, сам по себе является странностью. Предметом частых обсуждений в психологической и педагогической литературе является сложности адаптации высоко одаренных детей-вундеркиндов.
Способность адаптироваться, приспосабливаться к изменениям среды — вещь, безусловно, важная и ценная, однако она не исчерпывает всего содержания личности. Адаптация обеспечивает успешное выживание человека в меняющихся условиях, диктуя иногда необходимость совершения какого-либо поступка, иногда - воздержание от него. В этом - основная характеристика адаптационных изменений: человек действует согласно логике ситуации, а не соответственно устремлениям собственной природы. Поэтому в некоторый момент существования «казаться» начинает преобладать над «быть». Человек принимает роль, усиливая в себе одни качества и подавляя другие. При этом важно, что он сам может быть убежден в ценности совсем других свойств.