Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка и обоснование модели деятельности педагога по оказанию психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования коммуникативные умения и навыки детей с отклонениями в развитии, обучающихся в младших коррекционно-развивающих классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса
Психологические механизмы адаптации личности и проблемы педагогического общения с детьми…………………………………...8
Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учреждения………………………………….21
Модель психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………29
Выводы по Главе 1……………………………………………………………39
Глава 2. Экспериментальная работа по организации коррекционно-развивающей обучения детей с нарушениями интеллекта
2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости……………41
2.2 Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости…………………………………….61
Выводы по главе 2…………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...73

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.docx

— 173.46 Кб (Скачать файл)

Проблема формирования адаптивных возможностей человека в современных  условиях приобретает особое значение, поскольку затрагивает интересы всего общества. Природа человека и его психофизиологические свойства, формировавшиеся в течение многих веков, не могут изменяться с такой  быстротой и такими же темпами, как  технологические условия производства, техника, природа и социальные отношения. Несоответствие между этими процессами ведет к возникновению сложных  и противоречивых взаимоотношений  между природой человека и окружающей его средой. Адаптации человека к условиям среды является общебиологическим свойством всего живого, но вместе с тем она носит ярко выраженный социальный характер. В социальной адаптации используются механизмы фенотипической регуляции, которые сводят внешние воздействия на внутреннюю среду организма до минимума.

На проявление адаптационных  механизмов наиболее благоприятно сказывается  способность личности адекватно  строить свое поведение и деятельность по её решению. Адаптация — это  есть начальная ступень уподобления  человека социальной среде, условием деятельности, её основным компонентам. Адаптацию  мы рассматриваем как психологическое  условие формирования личности, в  основе которой лежат мотивы и  цели человека.

Адаптационный механизм представляет собой сложное образование. Он включает в себя соответствующие деятельности способности, умения, навыки, психофизиологические и психоэмоциональные компоненты, интеллектуальные свойства. Однако основными компонентами адаптационного механизма является результат деятельности, который, собственно, и формирует этот механизм, непосредственно  влияющий на мотивационную сторону  деятельности [30; с. 38].

Показателями проявления адаптационного механизма можно  назвать, во - первых: заданный уровень  активности, обеспечивающий познание и усвоение знаний; во-вторых: психоэмоциональную цену достижения результатов деятельности.

Заданный уровень активности устанавливается задачей и условиями  деятельности, а психоэмоционалъная цена достижения - посредством наличия  или отсутствия синдрома психоэмоционального  напряжения, неконструктивных реакций  приспособления и невротических  состояний. Из всего спектра интеллектуальных свойств личности наиболее тесно  связано с типом адаптационного механизма активное воображение, оно  непосредственно входит в механизм в качестве его ведущего элемента.

Сами типы адаптационных  механизмов обеспечиваются выраженными  индивидуально - типологическими свойствами личности, К ним относятся волевые  свойства, пластичность личности, гибкость в суждениях, способность эмоционально откликаться на внешние воздействия, склонность к доминированию.

Наиболее благоприятно сказывается  на проявлении адаптационного механизма  способность личности адекватно  оценивать ситуацию и также адекватно  строить свое поведение и деятельность по её решению, считает [30; с. 39].

Традиционно считается, что  основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация, под влиянием которой человек  обретает черты социальности, становится полноправным членом общества. Однако стать существом социальным, не имея для этого внутренних предпосылок, под влиянием одних только внешних  условий. Да и степень социальности взрослого далека от полного стопроцентного слияния с социумом, иначе не существовало бы проблем дезадаптации, проблем  корректировки асоциальных форм поведения, человек не переживал  бы свою инородность в мире себе подобных, не мучался бы от того, что  его не понимают другие.

Появившись на свет, младенец нуждается в постоянной заботе взрослых. Это и вскармливание, и опека, и уход за ним. Без них невозможно не только психическое развитие, но и само выживание новорожденного, поскольку ребенку нужен другой человек, а не просто возможность  удовлетворения своих физиологических  потребностей. Другое дело, что в  диаде ребенок-взрослый младенец более  импульсивен и реактивен, а взрослый осуществляет сознательную подстройку под его нужды и требования. Но это не означает, что сам он не предъявляет определенных требований к малышу и не оказывает на него специфического воздействия.

Таким образом, ребенок появляется на свет, уже будучи существом социальным. При этом под социальностью понимается способность индивида вступать во взаимодействие с другими людьми, оказывать на них влияние, а также изменять себя и свое поведение в ответ  на их воздействия в направлении, соответствующем их ожиданиям, т. е. проявлять качество социальной адаптивности. Как указывал немецкий философ П. Наторп, развивая идеи социальной педагогики, "человек... не вырастает в одиночестве, ... не вырастает и просто один рядом  с другими, в приблизительно одинаковых условиях, но каждый под многосторонними  влияниями друг друга, непрестанно  реагируя на эти влияния" .

Другое дело, что ребенок  не наделен от рождения генетическими  программами, которые позволили  бы ему жить и успешно развиваться  в соответствии с требованиями общества. Зато он обладает качеством социальности, то есть способностью через взаимодействие с другими людьми осваивать и  присваивать социальный опыт, руководствоваться  в своем поведении не только собственными инстинктами и потребностями, но и интересами, устремлениями, ожиданиями окружающих.

В ходе социального развития человека изменяются формы социального  взаимодействия его с обществом, возрастает мера соответствия требованиям, нормам последнего. Но это есть лишь количественные изменения. В ходе индивидуального  развития ребенка нельзя зафиксировать  момент качественного изменения  или скачка, означающего смену  его биологического существования  и переход к социальному. Этот скачок совершается не в ходе онтогенеза, а в процессе филогенеза рода человеческого.

В работах И.Б.Котовой  и Е.Н.Шиянова можно найти соединение понятий социализация и адаптация, причем последней в качестве одной  из составляющих первой. Они указывают: "Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и  интегрирует человека в обществе, благодаря усвоению им социального  опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Однако в силу своей природной автономности личность сохраняет и развивает тенденцию к независимости, свободе, формированию собственной позиции, развитию индивидуальности... Обе тенденции - социальная типизация и автономизация личности, присущие социализации, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, взаимовозобновляемость общественной жизни, то есть социума, а с другой - реализацию личностных потенций, задатков, способностей...".В этом определении прослеживается соединение бихевиорального (адаптивного) и гуманистического (самореализующего) подходов при некотором ослаблении деятельностного аспекта, хотя последний и не исключается.

Поскольку понятие социализация изначально носило социально-психологический  характер, а термин в равной степени  употреблялся и разрабатывался как  социологами, так и психологами, то мы тоже сочли необходимым обратиться к анализу социологических исследований.

В частности, В.Г.Харчева  в "Основах социологии" выделяет две формы социализации: адаптацию, или пассивное приспособление человека к среде и ее требованиям, и  интеграцию, или активное взаимодействие человека со средой, где за ним остается право выбора и оказания воздействия  на среду. Трансформируя, преобразуя среду  под себя и свои нужды, индивид  руководствуется принципами необходимости  и целесообразности. Последние выступают  в качестве детерминант процессов  интеграции личности и общества.

Встает закономерный вопрос: что порождает саму адаптацию  как форму, механизм или составляющую процесса социализации? Иными словами, в чем причина адаптации? В  биологии целью адаптации, обусловливающей  ее протекание, считается полезность всякого приспособления для выживания  и размножения особей. При этом адаптивные изменения следуют за изменениями экологических условий  и представляют собой прогрессивные  усовершенствования. Все прочие изменения, носящие случайный характер или не способствующие лучшему выживанию и размножению, не воспроизводятся генетически у последующих поколений.

Психологический смысл адаптации  или ее полезность для социализирующегося субъекта может заключаться в  избавлении от чувства страха, одиночества  или сокращении сроков социального  научения (обучения), когда, опираясь на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости  проб и ошибок, сразу выбирая более  подходящую программу поведения. Возможно, что причиной адаптации является и ее полезность для группы, которая  заинтересована в сохранении своей  численности, а также стабильности психологической структуры. Для  этого группа поощряет и подкрепляет  такие формы поведения человека, которые не противоречат ее нормам и традициям. Действует ли одна из названных причин или их совокупность или существуют иные детерминанты процесса социальной адаптации в психологии и социологии, пока эмпирически не установлено. Можно рассуждать лишь гипотетически, утверждая, что причиной социальной адаптации является полезность адаптивных изменений для самого субъекта или группы, в состав которой  он входит.

Успешность и скорость адаптации не одинаковы у разных людей. В этом смысле принято говорить о степени социальной адаптированности или дезадаптированности индивида.

Поскольку социальная адаптация  протекает в условиях социального  взаимодействия людей, то степень адаптированности субъекта к группе или социуму  будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с  другой - его собственными свойствами и качествами. К числу социальных (или средовых) факторов, определяющих успешность адаптации, относятся однородность группы, значимость и компетентность ее членов, их социальное положение, жесткость  и единообразие предъявляемых требований, численность группы, характер деятельности ее членов. К личностным или субъективным факторам - уровень тревожности, компетентности человека, его самооценка, степень идентификации себя с группой или иной социальной общностью и приверженности ей, а также пол, возраст и некоторые типологические особенности.

Система субъективных личностных факторов определяет адаптивную изменчивость человека. В ходе взаимодействия человек  и среда подвержены адаптивным изменениям, правда, не всегда в одинаковой степени: иногда более изменчивым оказывается  субъект, иногда социальная среда.

Взаимодействие средовых и личностных факторов адаптации  может быть описано посредством  введения термина цена адаптации  как соотношения полученных преимуществ  и затраченных усилий (потерь), которые  имели место со стороны личности и общества (группы) для достижения взаимного соответствия. При этом общество (группа) растрачивает энергию  и прилагает усилия для обучения, воспитания, информирования, стимулирования, контроля, поощрения, наказания своих  членов, а личность направляет свою активность на социальное познание, интериоризацию социального опыта и социальное преобразование себя и окружающей действительности. Предметом этой активности личности может быть освоение социальных ролей, норм, ценностей, присвоение научно-технических  и культурных достижений, вхождение  в новые социальные группы и приобретение в них определенного социального  статуса и положения. Процессы адаптации  и социализации, а также их результирующие, степень адаптированности и социализированности  личности отражаются в сознании участников социального взаимодействия, порождая особый класс феноменов социального  взаимодействия, который мы обозначили термином формирующая среда. Формирующая  среда выступает в качестве интегрированного образа, отражающего параметры субъекта социализации, его социальной активности, автономности и адаптированности, соответствия предъявляемым социальной средой требованиям, ожиданиям и диспозициям других участников взаимодействия. Именно формирующая среда регулирует меру адаптивности-автономности социализирующейся личности, повышая или понижая степень ее социальной активности.

В настоящей работе применяется  следующая интерпретация явления  социальная адаптация.

Процессы социализации и  социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс  взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается  только с общим развитием, а адаптация - с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в  новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат активного  воспроизведения индивидом социального  опыта, осуществляемого в общении  и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение  к социальному опыту, развитию и  становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются  психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляется в процессе адаптации.

Социальная адаптация - это: постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; результат этого процесса.

Социально-психологическим  содержанием социальной адаптации  является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в  нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в  ролевую структуру группы.

В ходе социально-психологической  адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым  социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и  стремлений; личность входит в новое  социальное окружение, становится его  полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической  адаптации формируются социальные качество общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Психоаналитическое понимание  адаптации опирается на представления  З. Фрейда, заложившего основы теории адаптации, о структуре психической  сферы личности, в которой выделяются три инстанции:

- инстинкты ИД 

- Эго (рациональные познавательные  процессы)

- СуперЭго (система интериоризованной  морали)

Содержание Ид почти целиком  бессознательно; оно включает как  психические формы, которые никогда  не были сознательными, так и материал, оказавшийся неприемлемым для сознания. Эго развивается из Ид.; эта структура  находится в контакте с внешней  реальностью и контролирует и  модулирует импульсы Ид. Суперэго развивается  из Эго. Независимо от побуждений Ид и  независимо от Эго суперэго оценивает, ограничивает, запрещает и судит  сознательную деятельность.

Информация о работе Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы