Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:09, реферат
Актуальность проблемы исследования. Общемировые тенденции, развитие России в начале XXI века обусловливают высокие требования к системе профессионального образования, к подготовке обучающихся в высшей школе. В современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является воспитание в системе высшего профессионального образования.
На правах рукописи
Солнцев Владимир Олегович
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
МЧС РОССИИ
13.00.08 – теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Санкт-Петербург
2010
Работа выполнена в Санкт-
Государственной противопожарной службы МЧС России
Научный консультант: |
доктор военных наук, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Артамонов Владимир Сергеевич |
Официальные оппоненты: |
доктор педагогических наук, профессор Литвиненко Сергей Викторович; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Слепов Владимир Яковлевич; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Суртаева Надежда Николаевна |
Ведущая организация: |
Санкт-Петербургский |
Защита состоится 22 марта 2011 г. в____час. на заседании совета Д 205.003.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.
Автореферат разослан «_____» января 2011 г.
Ученый секретарь
кандидат психологических наук, доцент
С.П. Иванова
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы исследования.
Общемировые тенденции, развитие России в начале XXI века обусловливают высокие требования к системе профессионального образования, к подготовке обучающихся в высшей школе. В современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является воспитание в системе высшего профессионального образования.
Для ряда профессий воспитание имеет принципиальное значение, являясь по сути определяющим для формирования как морального, так и в целом профессионального облика. К числу представителей подобных профессий относятся педагоги, медики, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов. К ним следует отнести и спасателей, пожарных, для которых нравственные убеждения и чувство ответственности за безопасность людей особо важны.
В современных условиях возрастающее значение приобретает необходимость решения проблем, связанных с обеспечением безопасности личности, общества, государства. Все более существенный вклад в решение данных проблем вносят сотрудники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В связи с этим, а также с учетом функций, возложенных государством на МЧС России, важной целью является подготовка компетентных специалистов, сотрудников МЧС, профессионально, психологически и физически готовых к решению всего спектра задач по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.
Важную роль в решении задач, стоящих перед МЧС России, играет личный состав Государственной противопожарной службы (ГПС), который в настоящее время включает около 220 тысяч человек, в том числе около 40 тысяч лиц среднего и старшего начальствующего состава, более 110 тысяч лиц рядового и младшего начальствующего состава. Личным составом ГПС в 2009 году на пожарах было спасено 86 394 чел. и материальных ценностей на сумму более 46,8 млрд. рублей. Профессиональная деятельность сотрудников ГПС МЧС России в современных условиях представляет собой процесс решения многообразных, сложных и разноплановых задач обеспечения пожарной безопасности. Важным средством её совершенствования является воспитание сотрудников ГПС МЧС.
Основным элементом системы подготовки кадров Государственной противопожарной службы МЧС России являются вузы ГПС МЧС России, деятельность которых неразрывно связано с воспитанием личного состава. Оно осуществляется в ходе целостного образовательного процесса и непосредственно путем проведения воспитательной работы. Построенное на научной основе и повсеместно осуществляемое воспитание в вузе ГПС МЧС России формирует моральный облик обучающихся, сотрудников, создает необходимую образовательную среду, морально-психологическую атмосферу в вузе.
Достижение высокого уровня эффективности воспитания в вузах ГПС МЧС России является существенным условием профессионального и личностного роста, подготовленности выпускников данных вузов как профессионалов, компетентных сотрудников ГПС МЧС России, имеющих сформированные профессионально важные личностные качества, способных решать задачи ГПС МЧС России.
Проведенный анализ научных источников свидетельствует, что проблеме воспитания офицеров, сотрудников силовых ведомств, правоохранительных органов традиционно уделялось значительное внимание в исследованиях отечественных ученых (B.C. Артамонов, А.В. Барабанщиков, Ю.Г. Баскин, А.С. Батышев, В.Л. Васильев, В.П. Давыдов, О.Ю. Ефремов, В.Я. Кикоть, А.А. Кочин, B.C. Олейников, Н.Н. Силкин, В.Я. Слепов, A.M. Столяренко, В.И. Хальзов, В.А. Щеголев и др.). Однако вопросы воспитания в вузах ГПС МЧС России не были в достаточной мере изучены в педагогических исследованиях. Проведенный анализ свидетельствует, что в последние годы увеличивается количество исследований по проблемам подготовки сотрудников МЧС России и непосредственно воспитания будущего сотрудника ГПС МЧС России (Ю.Г. Баскин, О.В. Баженов, И.Ю. Буланов, А.А. Грешных, Ю.А. Дежкина, С.А. Иващенко, М.А. Ермолина, С.А. Титаренко, П.И. Гайдай, Е.М. Проходимова, А.А. Шелепенькин, А.Е. Сурина, А.Н. Мальцев О.С. Юнцова и др.). Вместе с тем, количество работ по вопросам воспитания в вузах ГПС МЧС России явно отстает от запросов практики. Кроме того, в большинстве из работ, посвященных совершенствованию образовательного процесса, подготовки сотрудников в вузах ГПС МЧС России, рассматриваются проблемы обучения и значительно меньше изучены вопросы воспитания.
Материалы печати, проведенное исследование свидетельствуют, что негативное влияние как в целом на совершенствование деятельности ГПС МЧС, так и непосредственно, на повышение эффективности образовательного процесса в учебных заведениях ГПС МЧС оказывают имеющиеся недостатки в воспитания личного состава. Причинами низкой эффективности воспитания в вузах ГПС МЧС являются: отсутствие единой концепции, системности воспитания в вузах ГПС; низкий уровень психолого-педагогической подготовки должностных лиц; недостаточное использование потенциала педагогики, современных технологий воспитаний; недостаточная разработанность в научно-педагогической литературе теоретических и практических основ воспитания в вузах ГПС МЧС России.
Результаты анализа теории и практики подготовки сотрудников ГПС МЧС России, организации и технологий воспитания в высших учебных заведениях ГПС и в целом МЧС России, свидетельствуют о том, что достижение требуемого качества данной подготовки сдерживается из-за наличия ряда противоречий между:
усложнением задач ГПС МЧС России, повышением требований государства, общества, МЧС к профессиональным и личностным качествам сотрудников ГПС МЧС России и недостаточным уровнем воспитанности, подготовленности выпускников учебных заведений ГПС МЧС России;
интересами непрерывного образования и профессионального развития кадров ГПС МЧС России и сохраняющимися стереотипами в системе их подготовки, подходах к организации воспитания в вузах ГПС МЧС России;
потребностью практики в высоком уровне воспитания в вузах ГПС МЧС России и недостаточной разработанностью научно-теоретических, технологических основ исследования и решения проблем воспитания в вузах ГПС МЧС России;
потребностью в комплексном и системном осуществлении воспитания сотрудников ГПС МЧС России и сложившейся практикой обособленного функционирования учебных заведений ГПС МЧС России;
интересами воспитанности кадров МЧС России и недостатками комплектования вузов ГПС управленческими и научно-педагогическими кадрами с высоким уровнем подготовленности в вопросах воспитания;
необходимостью
постоянно возрастающими объемами служебных, психологических и физических нагрузок и недостаточной готовностью (в том числе личностной) выпускников вузов, сотрудников ГПС МЧС России к преодолению этих нагрузок;
между стремлением руководителей
вузов ГПС МЧС России, их подразделений,
профессорско-
Указанные положения и обстоятельства, выявленные недостатки и противоречия актуализируют необходимость научной разработки и обоснования перспективных направлений совершенствования теории и практики подготовки сотрудников ГПС МЧС России. Важным направлением совершенствования теории и методики профессионального образования, подготовки и деятельности сотрудников МЧС России является обоснование, разработка и реализация педагогической концепции воспитания в вузах ГПС МЧС России.
В целом, актуальность разработки педагогической концепции воспитания в вузах ГПС МЧС России определяется:
необходимостью новых исследова
требованиями, предъявляемыми государством, обществом, руководством МЧС России к подготовке и деятельности сотрудников ГПС МЧС России;
необходимостью преодоления
потребностью практики в активизации использования потенциала педагогики, реализации современных педагогических подходов к подготовке, воспитанию кадров в образовательном процессе вузов ГПС МЧС России;
необходимостью дальнейшей разработки теоретических основ воспитания, совершенствования подготовки в вузах ГПС МЧС России с учетом особенностей профессиональной деятельности сотрудников ГПС, а также с учетом недостаточной теоретической разработанностью проблемы воспитания в вузах ГПС МЧС России.
В результате проведенного анализа определены наличие и необходимость решения научной проблемы педагогического обоснования концептуальных теоретико-методологических положений воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России на основе комплексной деятельности всех участников процесса воспитания сотрудников ГПС МЧС России по созданию в вузах ГПС МЧС единой воспитательной среды и её реализации в целях формирования и развития высокопрофессиональной личности сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС России. Научно-обоснованная концепция воспитания в вузах ГПС МЧС России будет способствовать выдвижения воспитания в приоритетную сферу образовательной деятельности в вузах ГПС МЧС.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная научная разработанность научной проблемы определили выбор темы диссертации.
Объект исследования: профессиональное образование в высших учебных заведениях ГПС МЧС России.
Предмет исследования: воспитание в высших учебных заведениях Государственной противопожарной службы МЧС России.
Цель исследования: разработать педагогическую концепцию воспитания в высших учебных заведениях Государственной противопожарной службы МЧС России как средства и условия достижения требуемого уровня воспитанности, сформированности профессионально важных качеств, компетентности сотрудников ГПС МЧС России, их профессионального и личностного развития, эффективности решения Государственной противопожарной службой МЧС России задач обеспечения пожарной безопасности личности, общества, государства.
Гипотеза исследования. В условиях возрастания объёма и сложности задач обеспечения безопасности, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности требования к уровню воспитанности, личностным качествам сотрудников ГПС МЧС России значительно повышаются. Вместе с тем, предпринимаемые разрозненные меры по совершенствованию воспитания в ходе подготовки сотрудников ГПС не привели к желаемым результатам, реализации требований к подготовке кадров ГПС, предъявляемых МЧС России и государством. В ситуации усложнения задач подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России и расширения сети вузов ГПС МЧС России возникла объективная необходимость в современной системе воспитания в вузах ГПС МЧС России, однако, концептуальные научные и прикладные положения по воспитанию в вузах ГПС МЧС России не разработаны.