Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 18:01, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении тенденций и педагогических основ подготовки будущих учителей к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения как важного компонента профессионального развития будущих учителей начальных классов.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ
9
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Подготовка будущего учителя начальных классов
17
1.2. Профессиональная готовность будущего учителя начальных классов к применению интерактивных технологий обучения
23
1.3. Теоретические основы и организация коллективно – групповых интерактивных технологий обучения
37
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
50
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО- ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Организация коллективно-групповой формы обучения в начальных классах
52
2.2. Экспериментальное исследование подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно- групповых интерактивных технологий обучения
58
2.3. Диагностика и результативность экспериментального процесса подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения
77
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
82
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
88
ПРИЛОЖЕНИЯ
59
РЕФЕРАТ
Васильченко Е.С. Педагогические основы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения// Выпускная работа на соискание образовательно-
Ключевые слова: подготовка будущих учителей, коллективно-групповые интерактивные методы обучения.
Актуальность исследуемой темы определяется:
- социальным заказом общества на подготовку будущего учителя, готового к осуществлению совместной деятельности на основе продуктивного сотрудничества;
- потребностью расширения в образовательном процессе высшей школы практики коллективно-групповой учебной деятельности студентов, эффективно реализующейся на основе единства диалогового и монологового взаимодействия студентов как равноправных партнеров.
Многих ученых интересовали вопросы активности человека, активизации его учебно-познавательной деятельности: Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Д.Дьюи, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ж.Ж.Руссо и другие. Заметный толчок к расширению дидактического использования форм интерактивного обучения, положили исследования Н.П.Аникеевой, И.Г.Абрамовой, А.А.Вербицкого, И.П.Иванова, В.К.Дьяченко и др.
Цель исследования заключается в выявлении тенденций и педагогических основ подготовки будущих учителей к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения как важного компонента профессионального развития будущих учителей начальных классов.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, рассмотреть состояние изученности проблемы;
- на основе анализа научно-педагогических источников конкретизировать сущность и содержание понятий, связанных с подготовкой будущих учителей начальных классов, их профессиональной готовностью к применению интерактивных коллективно-групповых технологий обучения;
- раскрыть основные факторы, определяющие перспективы применения коллективно-групповых форм работы, проанализировать новые подходы к коллективно-групповой работе;
- путем конкретизации педагогических основ разработать и экспериментально апробировать содержание и программу подготовки будущих учителей к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения.
Объект исследования – процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных форм обучения.
Предмет исследования – тенденции и педагогические основы применения коллективно-групповых интерактивных форм обучения в вузе.
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; обобщение и синтез полученных результатов с целью выделения проблем коллективно- группового обучения; метод мысленного эксперимента; Интернет-поиск.
Эмпирические методы: изучение и обобщение опыта; анкетирование; констатирующий и формирующий эксперимент; методы качественных и количественных срезов для обработки результатов педагогического эксперимента.
Научная новизна проведенного исследования определяется тем, что
разработан комплекс лекционно-практических занятий по дисциплине "Педагогика" для студентов 3-4-х курсов специальности "Начальное обучение", которые способствует подготовке будущих учителей начальных классов к применению коллективно-группового интерактивного обучения для реализации ее в высших учебных заведениях, которая имеет положительную динамику; подготовлены методические рекомендации для будущих учителей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что углублен теоретический аспект проблемы коллективно-группового обучения; уточнена сущность понятий «готовность будущих учителей», «интерактивное обучение», «методы коллективно-группового обучения», научно-теоретически обоснован комплекс лекционно-практических занятий по организации коллективно-групповой учебной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- определены условия организации коллективно-групповой формы обучения студентов;
- предложен комплекс занятий реализации сочетания различных форм обучения, способствующий развитию мышления учащихся, предложены дидактические материалы для реализации теоретических разработок.
На основе проведенного нами исследования можно сформулировать такие рекомендации относительно улучшения подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно- групповых интерактивных технологий обучения:
- повышение интенсивности обучения на основе использования современных педагогических технологий;
-практическая подготовка будущего учителя к общению на основе тренинговых занятий;
-микропреподавание, моделирование учебных ситуаций, анализ видеофрагментов уроков, лабораторные практикумы;
-использование коллективно-групповых интерактивных технологий обучения.
Опорные понятия: готовность к педагогической деятельности, интерактивные методы обучения, технология коллективно-групповой работы, методы обучения, педагогическая концепция, педагогические условия.
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ТЕРМИНОВ
№ | Условное обозначение или термин | Обозначение термина |
1 | Готовность к педагогической деятельности В.Н.Мясищев, Д.Н.Узнадзе | развитие психических процессов, которые ведут к получению высоких результатов в профессиональной педагогической деятельности, что выражается в определённой направленности собственной деятельности
|
2 | Готовность | результат профессиональной подготовки, которая начинается с профессионального самоопределения на базе профессиональной направленности, с профессионального образования, воспитания, развития, самовоспитания
|
3 | Л.П.Кадченко готовность к педагогическому труду | сложное личностное образование, которое обеспечивает высокие результаты педагогической работы и содержит в себе профессионально-моральные взгляды и убеждения, профессиональную направленность психических процессов, профессиональные знания, умения и навыки, настроенность на педагогическую деятельность, способность к преодолению трудностей, самооценку результатов этого труда, потребность в профессиональном самоусовершенствовании
|
4 | Сформировать готовность будущих учителей начальных классов к использованию интерактивных технологий обучения | провести работу по усвоению, применению интерактивных технологий обучения, а стало быть, – научить выбирать необходимую интерактивную технологию в зависимости от целей урока, результата, которого хочешь достичь, от уровня подготовленности учащихся и т.д. |
5 | Сформировать готовность | сформировать цели, мотивы, потребности в применении интерактивных технологий обучения будущими учителями, выработать систему знаний, умений, навыков об интерактивных технологиях обучения и формах их применения, сформировать и развить педагогические способности, необходимые для использования интерактивных технологий обучения в образовательном процессе начальной школы.
|
6 | интерактивные методы обучения | все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого студента. При этом результат, полученный самостоятельно, имеет для него несравнимо большую ценность, чем сообщенный ему преподавателем
|
7 | коллективно-групповая работа | совместная деятельность людей в группах по 3-9 человек по выполнению отдельных заданий, предложенных преподавателем.
|
8 | Рефлексия | процесс, который позволяет понять, что и как думают участники группы, критически оценить свои представления и свой способ работы. |
9 | Педагогические условия- | одной из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т.п.) процесса |
10 | технология обучения | совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой – наука о способах воздействия преподавателя на учащихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
|
11 | Коллективно-групповая форма организации учебной работы | это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава В.К.ДЬЯЧЕНКО
|
12 | Методы обучения | Способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей |
13 | Закономерности педагогического процесса | Внешние и внутренние связи, от которых зависят направленность процесса и успешность достижения педагогических целей |
14 | Педагогическая концепция | Определенный способ понимания, трактовки педагогических явлений. |
15 | Программа
| План деятельности работ, действий. Краткое изложение содержания учебного предмета. Описание алгоритма решения задачи |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 9 |
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ |
|
1.1. Подготовка будущего учителя начальных классов | 17 |
1.2. Профессиональная готовность будущего учителя начальных классов к применению интерактивных технологий обучения | 23 |
1.3. Теоретические основы и организация коллективно – групповых интерактивных технологий обучения | 37 |
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ | 50 |
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО- ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ |
|
2.1. Организация коллективно-групповой формы обучения в начальных классах | 52 |
2.2. Экспериментальное исследование подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно- групповых интерактивных технологий обучения | 58 |
2.3. Диагностика и результативность экспериментального процесса подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения | 77 |
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ | 82 |
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ | 84 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ | 88 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 93 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Принципиальные изменения современного образования требует теоретического осмысления и качественного обновления системы профессиональной подготовки учителя на всех этапах многоуровневого педагогического образования. Стратегия украинского образования направлена на достижение лучших мировых стандартов. Путь европейской интеграции определен Болонской конвенцией, Национальной доктриной развития образования [45, 124], в соответствии с которыми приоритетной стала новая парадигма образования – «ориентация на новый тип гуманистически-инновационного образования, его конкурентности в европейском и мировом пространствах» [45, 125].
Так, в «Национальной доктрине развития образования Украины в XXI веке» указывается, что будущий специалист должен соответствовать требованиям развивающегося общества и уметь адаптироваться в нем. То есть определяется, что будущий учитель должен обладать качествами, которые позволят ему соответствовать статусу высококвалифицированного специалиста, помогут добиться успеха в профессии и стать конкурентоспособным на рынке труда.
Современная система образования, ориентированная на развитие личности, ее творческих сил и самовыражение в деятельности, не всегда на практике отвечает данной цели. Долгое время отношения студентов определялись предметной деятельностью, тогда как социальный контекст этой деятельности, система личных отношений оказывались вне поля зрения научного анализа. Педагогическая наука находится в поиске средств реализации коллективно-группового образования, однако в педагогической практике данная идея, в контексте формирования внутригрупповых отношений студентов, реализуется не всегда успешно, поскольку не всегда учитываются закономерности групповой динамики. Можем предположить, что, учитывая высокую потребность в хороших специалистах, умеющих тесно сотрудничать с коллегами, работать в команде с ними, образовательный процесс вуза должен быть ориентирован на включение обучающихся в такие виды деятельности, которые способствуют проявлению их. Таким видом деятельности являются коллективно-групповые интерактивные технологии.
Под интерактивными методами обучения понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого студента». При этом результат, полученный самостоятельно, имеет для него несравнимо большую ценность, чем сообщенный ему преподавателем.
Под коллективно-групповой работой понимается совместная деятельность людей в группах по 3-9 человек по выполнению отдельных заданий, предложенных преподавателем.