Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 18:01, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении тенденций и педагогических основ подготовки будущих учителей к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения как важного компонента профессионального развития будущих учителей начальных классов.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ
9
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Подготовка будущего учителя начальных классов
17
1.2. Профессиональная готовность будущего учителя начальных классов к применению интерактивных технологий обучения
23
1.3. Теоретические основы и организация коллективно – групповых интерактивных технологий обучения
37
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
50
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО- ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Организация коллективно-групповой формы обучения в начальных классах
52
2.2. Экспериментальное исследование подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно- групповых интерактивных технологий обучения
58
2.3. Диагностика и результативность экспериментального процесса подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения
77
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
82
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
88
ПРИЛОЖЕНИЯ
В математике коллективно-групповая работа может быть использована при решении задач. Класс объединяется в группы по четыре человека, каждая группа получает текст одной задачи или ее краткую запись . В каждой группе выбирается ведущий, который распределяет работу между членами группы: рассмотреть краткую запись задачи, выделить в ней основное; придумать условие задачи по краткой записи; подготовиться к анализу задачи; поставить вопрос и выбрать действие для ответа на него, доказать правильность его выбора; назвать ответ задачи; экономно расходовать время.
Групповой отчет происходит таким образом: один ученик рассказывает условие задачи, другой анализирует задачу, третий определяет, что он будет узнавать, четвертый выбирает действие и данные и доказывает целесообразность своего выбора. Высказываются группы поочередно. Этот прием способствует развитию внимания.
До настоящего времени проблема коллективно-группового обучения остается актуальной: существует множество «за» и «против». Существенным фактором развития в учебной деятельности младших школьников является взаимодействие самих детей. Однако учебное сотрудничество в современной школе часто отодвигается на второй план. В результате реализуется лишь часть возможностей развития ребенка. Поэтому рекомендуется использовать коллективно-групповую форму организации учебно-воспитательного процесса, так как она строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.
2.2. Экспериментальное исследование подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно- групповых интерактивных технологий обучения
Вопрос об эффективности применения коллективно-групповых форм обучения решался на основе педагогического эксперимента, который включал в себя следующие этапы: аналитико-констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе подготовки к эксперименту была разработан комплекс лекционно-практических занятий по дисциплине "Педагогика" для студентов 3-4-х курсов специальности "Начальное обучение", который способствует подготовке будущих учителей начальных классов к применению коллективно-группового интерактивного обучения..
Целью практической части исследования являлось обоснование, разработка, внедрение методики обучения будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий, определение педагогических основ ее эффективного применения в педагогической практике. Педагогический эксперимент проходил в естественных условиях учебного процесса. Эксперимент проходил с октября 2008 по декабрь 2009 учебного года.
Аналитико-констатирующий этап эксперимента проводился в октябре 2008-феврале 2009 года. На данном этапе решались следующие задачи:
- выбор темы магистерской работы;
- изучение современной психолого-педагогической и методической литературы по коллективно-групповому обучению;
- уточнение и определение основных категорий и понятий, которые используются в магистерской работе;
- выявление начального уровня знаний студентов по теме «Интерактивные методы обучения»;
Формирующий этап проходил с февраля 2009 по октябрь 2009. На данном этапе решались следующие задачи:
- разработка комплекса лекционно-практических занятий поподготовке будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий для студентов 3-4 курсов университета;
- проведение локального педагогического эксперимента;
- проведение занятий со студентами и выполнение ими заданий с целью выявления результативности данной методики, применение полученных знаний в педагогической практике.
Контрольный этап эксперимента проходил с сентября 2009 по декабрь 2009. В ходе проведения контрольного этапа решалась следующая задача:
- подводились итоги результатов экспериментальной работы, интерпретация выводов.
- анализ результатов и разработка методических рекомендаций будущим учителям начальных классов.
На констатирующем этапе изучалось состояние разработанности проблемы подготовки будущих учителей к коллективно-групповой учебной деятельности.
Цели констатирующего этапа:
- выявить пробелы в знаниях студентов по теме интерактивная форма обучения;
- выявить трудности при изучении данной темы и их причины.
Для педагогического эксперимента предполагается две группы студентов – экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу входили студенты группы НО-1-06, в которой обучаются 20 студентов. Эта группа в качестве экспериментальной была выбрана по следующим причинам:
а) в выбранной для эксперимента группе проходилась педагогическая практика;
б) куратор группы опытный и образованный педагог –Кудусова Алие Шукриевна, которая поддерживает новые начинания и поиски.
В контрольную группу входили студенты группы НО-2-06.
С помощью такого эмпирического метода, как анкетирование, выявлялся начальный уровень теоретических знаний студентов по теме «Интерактивные методы обучения». Студентам были предложены вопросы, касающиеся наличия знаний о коллективно-групповых интерактивных методах обучения и их применения на занятиях в вузе.
1. В чем сущность интерактивных методов.
2. Какие виды интерактивных методов Вы знаете?
3. Как часто Вы можете наблюдать использование интерактивных методов на занятиях в вузе?
4. На каких учебных предметах применяются коллективно-групповые методы обучения?
5. Как Вы думаете, чему учит коллективно-групповая работа?
6. Какие формы коллективно-групповой работы Вы хотели бы освоить сами?
При анализе анкет были выделены уровни: высокий, средний и низкий. К высокому уровню относились те респонденты, которые дали 4 правильных ответа; к среднему уровню относились те респонденты, которые правильно ответили на 2-3 вопроса; к низкому – те респонденты, которые дали 0-1 правильный ответ.
Результаты анкетирования студентов экспериментальной и контрольной групп выглядят следующим образом:
Таблица 2.1
Уровень знаний студентов по теме: «Интерактивные методы обучения»
Уровень знаний | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Количество человек | проценты | Количество человек | проценты | |
В | 2 | 10% | 3 | 15% |
С | 12 | 60% | 13 | 65% |
Н | 6 | 30% | 4 | 20% |
Диаграмма 2.1
Уровень знаний студентов контрольной группы по теме: «Интерактивные методы обучения»
Диаграмма 2.2
Уровень знаний студентов экспериментальной группы по теме: «Интерактивные методы обучения»
Студенты принимали активное участие в анкетировании. Проведенный опрос 40 студентов свидетельствовал о том, что у респондентов практически отсутствовали основы психолого-педагогических знаний, они затруднялись в формулировке основных понятий. Результаты констатирующего эксперимента позволили сформулировать следующие выводы:
В процессе развития и распространения форм коллективно-группового интерактивного обучения, наметились серьезные недостатки:
- слабая разработанность теоретических основ использования форм и методов коллективно-группового интерактивного обучения;
- отсутствие комплексного использования различных форм, средств и методов коллективно-группового интерактивного обучения в органическом сочетании с традиционными.
Таким образом, опрос показывает необходимость внесения изменений в содержание, методы и формы преподавания педагогических дисциплин и организацию педагогической практики; важность усовершенствования концептуальных основ профессионально-педагогической подготовки студентов в университете.
Следовательно, цель формирующего этапа - разработка и апробирование комплекса лекционно-практических занятий подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповой учебной деятельности направлена на:
- устранение пробелов в знаниях студентов по данной теме;
- развитие коммуникативных, социальных навыков;
- формирование навыка на практике использовать методы коллективно-группового обучения.
Формирующий эксперимент состоял из трех этапов:
На первом этапе формирующего эксперимента был разработан и апробирован комплекс лекционно-практических занятий изучения коллективно-групповых интерактивных методов обучения на базе педагогических основ методики Ривина, кооперативного обучения и др.
На втором этапе была проведена работа со студентами по составлению фрагментов и конспектов уроков с использованием методов коллективно-группового обучения на основе навыков владения приемами коллективно-группового обучения.
На третьем этапе происходило внедрение студентами разработанных конспектов уроков с фрагментами коллективно-групповой работы на педагогической практике.
Для становления будущего специалиста в образовательном процессе, развития таких профессиональных и личностных качеств, как умение эффективно сотрудничать с коллегами, работать в единой команде с ними, вступать в партнерские, диалогические отношения, при этом сохраняя свою индивидуальность, умение отстаивать собственную позицию, доказывать состоятельность своего проекта, защищать личную точку зрения в спорной ситуации. С целью повышения знаний и умений студентов по применению коллективно-групповых интерактивных форм нами была предложен комплекс лекционно-практических занятий по дисциплине "Педагогика" для студентов 3-4-х курсов специальности "Начальное обучение", который способствует подготовке будущих учителей начальных классов к применению коллективно-группового интерактивного обучения.. (приложение В). Основные задачи комплекса состояли в ознакомлении студентов с методическими рекомендациями по использованию коллективно-группового обучения как средства социализации; формировании практических и конструктивных умений и навыков. Реализация комплекса лекционно-практических занятий
была нацелена на формирование у будущих учителей начальных классов готовности к использованию знаний, умений и навыков в реальном педагогическом процессе в школах.
В него входят лекционные и практические занятия и темы для самостоятельной работы. Лекционные занятия проводились с целью формирования знаний студентов по данной проблеме. Целью практических занятий было формирование практических умений по теме «Коллективно-групповое обучение».
С марта 2009 года по октябрь 2009 года в экспериментальной группе применялся комплекс лекционно-практических занятий по дисциплине "Педагогика" для студентов 3-4-х курсов специальности "Начальное обучение", который способствует подготовке будущих учителей начальных классов к применению коллективно-группового интерактивного обучения.. Осваивая основные понятия: сущность понятия «группа», методы работы в группе, студенты формировали умения работать сообща, отстаивать свою точку зрения, умение уважать мнение других, но при этом отстаивать и свою точку зрения, то есть при групповом обучении формируются те качества, которые предъявляют современные требования к личности учителя.
Таблица 2.2
СОДЕРЖАНИЕ комплекса лекционно-практических занятий по дисциплине "Педагогика" для студентов 3-4-х курсов специальности "Начальное обучение", который способствует подготовке будущих учителей начальных классов к применению коллективно-группового интерактивного обучения..
Форма | Тема | Цель |
Лекция №1 | Сущность и организация коллективно-групповых интерактивных форм обучения в вузе. | Дать теоретические сведения о сущности коллективно-групповых интерактивных форм обучения и применении их в вузе |
Лекция №2 | Изучение и анализ теоретико – методологических концепций А.Г. Ривина, М.Г. Булановской, В.К.Дьяченко и др.
| Дать теоретические сведения о видах коллективно-групповых интерактивных форм обучения |
Практическое занятие №1 | Применение коллективно-групповых интерактивных форм обучения на основе кооперативного обучения и методики Ривина | Показать возможности применения коллективно-групповых интерактивных форм обучения на основе кооперативного обучения и методики Ривина |
Практическое занятие№2 | Деловая игра -один из методов колективно-группового обучения, направленный на развитие профессиональных и личностных качеств будущего учителя. (11,135-184)
| Показать возможности применения деловой игры |
Практическое занятие№3 | Подготовка студентов к практике. Разработка и подготовка уроков по русскому языку и математике с использованием коллективно-групповых интерактивных форм обучения | Дать общие подходы и рекомендации для использования коллективно-групповых интерактивных форм обучения в педагогической практике. |