Педагогические основы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении тенденций и педагогических основ подготовки будущих учителей к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения как важного компонента профессионального развития будущих учителей начальных классов.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
9
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Подготовка будущего учителя начальных классов
17
1.2. Профессиональная готовность будущего учителя начальных классов к применению интерактивных технологий обучения
23
1.3. Теоретические основы и организация коллективно – групповых интерактивных технологий обучения
37
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
50
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО- ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Организация коллективно-групповой формы обучения в начальных классах
52
2.2. Экспериментальное исследование подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно- групповых интерактивных технологий обучения
58
2.3. Диагностика и результативность экспериментального процесса подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения
77
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
82
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
88
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 615.00 Кб (Скачать файл)

В математике коллективно-групповая работа может быть использована при решении задач. Класс объединяется в группы по четыре человека, каждая группа получает текст одной задачи или ее краткую запись . В каждой группе выбирается ведущий, который распределяет работу между членами группы: рассмотреть краткую запись задачи, выделить в ней основное; придумать условие задачи по краткой записи; подготовиться к анализу задачи; поставить вопрос и выбрать действие для ответа на него, доказать правильность его выбора; назвать ответ задачи; экономно расходовать время.

Групповой отчет происходит таким образом: один ученик рассказывает условие задачи, другой анализирует задачу, третий определяет, что он будет узнавать, четвертый выбирает действие и данные и доказывает целесообразность своего выбора. Высказываются группы поочередно. Этот прием способствует развитию внимания.

       До настоящего времени проблема коллективно-группового обучения остается актуальной: существует множество «за» и «против». Существенным фактором развития в учебной деятельности младших школьников является взаимодействие самих детей. Однако учебное сотрудничество  в современной школе часто отодвигается на второй план. В результате реализуется лишь часть возможностей развития ребенка. Поэтому рекомендуется использовать коллективно-групповую форму организации учебно-воспитательного процесса, так как она строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности,  обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Экспериментальное исследование подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно- групповых интерактивных технологий обучения 

Вопрос об эффективности применения коллективно-групповых форм обучения решался на основе педагогического эксперимента, который включал в себя следующие этапы: аналитико-констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе подготовки к эксперименту была разработан комплекс лекционно-практических занятий по дисциплине "Педагогика" для студентов 3-4-х курсов специальности "Начальное обучение", который способствует подготовке будущих учителей начальных классов к применению коллективно-группового интерактивного обучения..

Целью практической части исследования являлось обоснование, разработка, внедрение методики обучения будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий, определение педагогических основ ее эффективного применения в педагогической практике. Педагогический эксперимент проходил в естественных условиях учебного процесса. Эксперимент проходил с октября 2008 по декабрь 2009 учебного года.

Аналитико-констатирующий этап эксперимента проводился в октябре 2008-феврале 2009 года. На данном этапе решались следующие задачи:

- выбор темы магистерской работы;

         - изучение современной психолого-педагогической и методической литературы по коллективно-групповому обучению;

- уточнение и определение основных категорий и понятий, которые используются в магистерской работе;

- выявление начального уровня знаний студентов по теме «Интерактивные методы обучения»;

Формирующий этап проходил с февраля 2009 по октябрь 2009. На данном этапе решались следующие задачи:

- разработка комплекса лекционно-практических занятий поподготовке будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий для студентов 3-4 курсов университета;

- проведение локального педагогического эксперимента;

- проведение занятий со студентами и выполнение ими заданий с целью выявления результативности данной методики, применение полученных знаний в педагогической практике.

Контрольный этап эксперимента проходил с сентября 2009 по декабрь 2009. В ходе проведения контрольного этапа решалась следующая задача:

- подводились итоги результатов экспериментальной работы, интерпретация выводов.

- анализ результатов и разработка методических рекомендаций будущим учителям начальных классов.

На констатирующем этапе изучалось состояние разработанности проблемы подготовки будущих учителей к коллективно-групповой учебной деятельности.

Цели констатирующего этапа:

      - выявить пробелы в знаниях студентов по теме интерактивная форма обучения;

     - выявить трудности при изучении данной темы и их причины.

Для педагогического эксперимента предполагается две группы студентов – экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу входили студенты группы НО-1-06, в которой обучаются 20 студентов. Эта группа в качестве экспериментальной была выбрана по следующим причинам:

а) в выбранной для эксперимента группе проходилась педагогическая практика;

б) куратор группы опытный и образованный педагог –Кудусова Алие Шукриевна, которая поддерживает новые начинания и поиски.

В контрольную группу входили  студенты группы НО-2-06.

С помощью такого эмпирического метода, как анкетирование, выявлялся начальный уровень теоретических знаний студентов по теме «Интерактивные методы обучения». Студентам были предложены вопросы, касающиеся наличия знаний о коллективно-групповых  интерактивных методах обучения и их применения на занятиях в вузе.

1.      В чем сущность интерактивных методов.

2.      Какие виды интерактивных методов Вы знаете?

3.      Как часто Вы можете наблюдать использование интерактивных методов на занятиях в вузе?

4.      На каких учебных предметах применяются коллективно-групповые методы обучения?

5.      Как Вы думаете, чему учит коллективно-групповая работа?

6.      Какие формы коллективно-групповой работы Вы хотели бы освоить сами?

При анализе анкет были выделены уровни: высокий, средний и низкий. К высокому уровню относились те респонденты, которые дали 4 правильных ответа; к среднему уровню относились те респонденты, которые правильно ответили на 2-3 вопроса; к низкому – те респонденты, которые дали 0-1 правильный ответ.

Результаты анкетирования студентов экспериментальной и контрольной групп выглядят следующим образом:

   Таблица 2.1

Уровень знаний студентов по теме: «Интерактивные методы обучения»

Уровень знаний

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Количество человек

проценты

Количество человек

проценты

В

2

10%

3

15%

С

12

60%

13

65%

Н

6

30%

4

20%

 

 

Диаграмма 2.1

Уровень знаний студентов контрольной группы по теме: «Интерактивные методы обучения»

Диаграмма 2.2

Уровень знаний студентов экспериментальной группы по теме: «Интерактивные методы обучения»

 

Студенты принимали активное участие в анкетировании. Проведенный опрос 40 студентов свидетельствовал о том, что у респондентов практически отсутствовали основы психолого-педагогических знаний, они затруднялись в формулировке основных понятий. Результаты констатирующего эксперимента позволили сформулировать следующие выводы:

В процессе развития и распространения форм коллективно-группового интерактивного обучения, наметились серьезные недостатки:

- слабая разработанность теоретических основ использования форм и методов коллективно-группового интерактивного обучения;

- отсутствие комплексного использования различных форм, средств и методов коллективно-группового интерактивного обучения в органическом сочетании с традиционными.

Таким образом, опрос показывает необходимость внесения изменений в содержание, методы и  формы преподавания педагогических дисциплин и организацию педагогической практики; важность усовершенствования концептуальных основ профессионально-педагогической подготовки студентов в университете.

              Следовательно, цель формирующего этапа - разработка и апробирование комплекса лекционно-практических занятий подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповой учебной деятельности направлена на:

     -  устранение  пробелов  в  знаниях  студентов  по   данной   теме;

      -  развитие коммуникативных, социальных навыков;

      -  формирование  навыка  на практике использовать методы коллективно-группового  обучения.

Формирующий эксперимент состоял из трех этапов:

На первом этапе формирующего эксперимента был разработан и апробирован комплекс лекционно-практических занятий изучения коллективно-групповых интерактивных методов обучения на базе педагогических основ методики Ривина, кооперативного обучения и др.

На втором этапе была проведена работа со студентами по составлению фрагментов и конспектов уроков с использованием методов коллективно-группового обучения на основе навыков владения приемами коллективно-группового обучения.

На третьем этапе происходило внедрение студентами разработанных конспектов уроков с фрагментами коллективно-групповой работы на педагогической практике.

Для становления будущего специалиста в образовательном процессе, развития таких профессиональных и личностных качеств, как умение эффективно  сотрудничать с коллегами, работать в единой команде с ними, вступать в партнерские, диалогические отношения, при этом сохраняя свою индивидуальность, умение отстаивать собственную позицию, доказывать состоятельность своего проекта, защищать личную точку зрения в спорной ситуации. С целью повышения знаний и умений студентов по применению коллективно-групповых интерактивных форм нами была предложен комплекс лекционно-практических занятий по дисциплине "Педагогика" для студентов 3-4-х курсов специальности "Начальное обучение", который способствует подготовке будущих учителей начальных классов к применению коллективно-группового интерактивного обучения.. (приложение В). Основные задачи комплекса состояли в ознакомлении студентов с методическими рекомендациями по использованию коллективно-группового обучения как средства социализации; формировании практических и конструктивных умений и навыков. Реализация комплекса лекционно-практических занятий

была нацелена на формирование у будущих учителей начальных классов готовности к использованию знаний, умений и навыков в реальном педагогиче­ском процессе в школах.

В него входят лекционные и практические занятия и темы для самостоятельной работы. Лекционные занятия проводились с целью формирования знаний студентов по данной проблеме. Целью практических занятий было формирование практических умений по теме «Коллективно-групповое обучение». 

С марта 2009 года по октябрь 2009 года в экспериментальной группе применялся комплекс лекционно-практических занятий по дисциплине "Педагогика" для студентов 3-4-х курсов специальности "Начальное обучение", который способствует подготовке будущих учителей начальных классов к применению коллективно-группового интерактивного обучения.. Осваивая основные понятия: сущность понятия «группа», методы работы в группе, студенты формировали умения работать сообща, отстаивать свою точку зрения, умение уважать мнение других, но при этом отстаивать и свою точку зрения, то есть при групповом обучении  формируются те качества, которые предъявляют современные требования к личности учителя.      

Таблица 2.2

СОДЕРЖАНИЕ комплекса лекционно-практических занятий по дисциплине "Педагогика" для студентов 3-4-х курсов специальности "Начальное обучение", который способствует подготовке будущих учителей начальных классов к применению коллективно-группового интерактивного обучения..

Форма

Тема

Цель

Лекция №1

Сущность и организация коллективно-групповых интерактивных форм обучения в вузе.

Дать теоретические сведения о сущности коллективно-групповых интерактивных форм обучения и применении их в вузе

Лекция №2

Изучение и анализ теоретико – методологических концепций А.Г. Ривина, М.Г. Булановской, В.К.Дьяченко и др.

 

Дать теоретические сведения о видах

коллективно-групповых интерактивных форм обучения

Практическое занятие №1

Применение коллективно-групповых интерактивных форм обучения на основе кооперативного обучения и методики Ривина

Показать возможности применения коллективно-групповых интерактивных форм обучения на основе кооперативного обучения и методики Ривина

Практическое занятие№2

Деловая игра -один из методов колективно-группового обучения, направленный на развитие профессиональных и личностных качеств будущего учителя. (11,135-184)

 

Показать возможности применения деловой игры

Практическое занятие№3

Подготовка студентов к практике. Разработка и подготовка уроков по русскому языку и математике с использованием коллективно-групповых интерактивных форм обучения

Дать общие подходы и рекомендации для использования коллективно-групповых интерактивных форм обучения в педагогической практике.

Информация о работе Педагогические основы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучен