Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 18:01, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении тенденций и педагогических основ подготовки будущих учителей к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения как важного компонента профессионального развития будущих учителей начальных классов.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ
9
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Подготовка будущего учителя начальных классов
17
1.2. Профессиональная готовность будущего учителя начальных классов к применению интерактивных технологий обучения
23
1.3. Теоретические основы и организация коллективно – групповых интерактивных технологий обучения
37
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
50
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО- ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Организация коллективно-групповой формы обучения в начальных классах
52
2.2. Экспериментальное исследование подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно- групповых интерактивных технологий обучения
58
2.3. Диагностика и результативность экспериментального процесса подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения
77
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
82
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
88
ПРИЛОЖЕНИЯ
То есть задачей современной высшей школы является расширение практики взаимодействия обучающихся, организация их коллективно-групповой учебной деятельности, что преследует цель наряду с повышением эффективности образовательной деятельности будущих учителей развивать их социальную и педагогическую компетентность, формируя необходимые для этого умения и навыки.
Проблема взаимодействия обучающихся в педагогике не нова. Она уходит корнями в отечественную теорию коллектива, использование возможностей которого для развития личности находятся в центре педагогической системы Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, рассматривающих коллектив как единый социальный организм, выполняющий воспитательные функции.
Многих ученых интересовала как психологическая сторона проблемы - вопросы активности человека, активизации его учебно-познавательной деятельности: Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Д.Дьюи, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ж.Ж.Руссо и другие. Так и педагогическая, - направленная на поиск наиболее эффективных форм и методов обучения: Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и другие. Заметный толчок к расширению дидактического использования форм интерактивного обучения, положили исследования и разработки деловых и имитационных игр таких специалистов, как Н.П.Аникеева, И.Г.Абрамова, А.А.Вербицкий, И.П.Иванов, В.Н.Рыбальский, А.М.Смолкин, И.М.Сыроежин, С.А.Шмаков и другие. Большую роль в распространении форм интерактивного обучения сыграли не только теоретические разработки данных авторов, но и их практическая деятельность по пропаганде игровых форм, как основы интерактивного обучения, а также личное участие большинства из них в создании и развитии игротехнического движения. Высокую эффективность коллективно-групповой организации учебной деятельности отмечают В.К.Дьяченко, Х.Й.Лийметс.
Сегодня, в процессе развития и распространения форм интерактивного обучения, наметились серьезные недостатки:
- слабая разработанность теоретических основ использования форм и методов интерактивного обучения;
- недостаточное методическое обеспечение применения интерактивного обучения в вузе;
- отсутствие комплексного использования различных форм, средств и методов интерактивного обучения в органическом сочетании с традиционными;
- слабое включение преподавателей, интерактивное обучение остается для них сферой передового педагогического опыта.
Вследствие чего, создание концептуальных основ интерактивного обучения - объективная необходимость сегодняшнего дня.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что, несмотря на многообразие подходов и неоспоримую теоретическую и практическую значимость перечисленных работ, проблема организации коллективно- групповой учебной деятельности в условиях профессиональной подготовки будущих учителей остается открытой для научного изучения. На практике недостаточно развита система формирования умений и навыков коллективно- групповой учебной деятельности будущих специалистов.
В связи с эти необходимо исследовать те педагогические основы, которые приводят к изменениям в будущем учителе при его включении в коллективно- групповую учебную деятельность.
Таким образом, в образовательном процессе высшей школы можно выявить противоречия между:
- установкой на повышение эффективности профессионально-личностной подготовки будущих специалистов и недооценкой высшей школой роли коллективно-групповой учебной деятельности в осуществлении данного процесса;
- потребностью в совершенствовании диалогового сотрудничества субъектов образовательного процесса вуза и неразработанностью научно-теоретических и организационно-методических основ организации коллективно- групповой учебной деятельности студентов.
На основании изложенного, актуальность исследования определяется:
- социальным заказом общества на подготовку будущего учителя, готового к осуществлению совместной деятельности на основе продуктивного сотрудничества;
- потребностью расширения в образовательном процессе высшей школы практики коллективно-групповой учебной деятельности студентов, эффективно реализующейся на основе единства диалогового и монологового взаимодействия студентов как равноправных партнеров.
Вследствие этого в педагогической теории и практике имеет место проблема, связанная с поиском путей и средств, позволяющих будущему учителю приобретать опыт коллективно-групповой учебной деятельности как условие его профессионального и личностного роста.
Актуальность и недостаточная разработка проблемы в теории и практике, сложность и многообразие ее аспектов, определили тему магистерской работы: «Педагогические основы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения».
Цель исследования заключается в выявлении тенденций и педагогических основ подготовки будущих учителей к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения как важного компонента профессионального развития будущих учителей начальных классов.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, рассмотреть состояние изученности проблемы;
- на основе анализа научно-педагогических источников конкретизировать сущность и содержание понятий, связанных с подготовкой будущих учителей начальных классов, их профессиональной готовностью к применению интерактивных коллективно-групповых технологий обучения;
- раскрыть основные факторы, определяющие перспективы применения коллективно-групповых форм работы, проанализировать новые подходы к коллективно-групповой работе;
- путем конкретизации педагогических основ разработать и экспериментально апробировать содержание и программу подготовки будущих учителей к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения.
Объект исследования – процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных форм обучения.
Предмет исследования – тенденции и педагогические основы применения коллективно-групповых интерактивных форм обучения в вузе.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- теория организации коллективно- групповой учебной деятельности;
- концептуальные подходы к проблеме коллективно-группового взаимодействия (А.Г. Ривина, М.Г. Булановской, В.К.Дьяченко).
- теоретические основы проблемы профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов (Б.Г.Ананьев, Е.С.Барбина, Л.И.Божович, А.В.Глузман, Н.В.Гузий, М.И.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, Е.Н.Пехота, Д.Н.Узнадзе и др.).
Единство теоретико-методологического уровня исследования и задач прикладного характера определило выбор методов исследования.
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; обобщение и синтез полученных результатов с целью выделения проблем коллективно- группового обучения; метод мысленного эксперимента; Интернет-поиск.
Эмпирические методы: изучение и обобщение опыта; анкетирование; констатирующий и формирующий эксперимент; методы качественных и количественных срезов для обработки результатов педагогического эксперимента.
Реализация задач исследования осуществлялась в три этапа.
На первом, теоретико-диагностическом этапе (октябрь2008-февраль2009) изучалось состояние разработанности проблемы подготовки будущих учителей к коллективно-групповой учебной деятельности. Определялись цели, задачи, предмет исследования, разрабатывался понятийный аппарат. На этом же этапе накапливался эмпирический материал. Изучались теоретико – методологические концепции А.Г. Ривина, М.Г. Булановской, В.К.Дьяченко.
На втором, практически-преобразующем этапе (март2009-октябрь 2009) уточнялся понятийный аппарат исследования. Был разработан комплекс лекционно-праткических занятий по организации коллективно-групповой учебной деятельности в условиях профессиональной подготовки, разрабатывалось содержание и методика проведения эксперимента; был проведен формирующий эксперимент. В университете со студентами проведены лекции и практические занятия по коллективно-групповым формам обучения и вместе со студентами разработаны и проведены на практике фрагменты уроков по использованию данных методов.
На третьем, обобщающем этапе (ноябрь-декабрь 2009) были проанализированы, теоретически обобщены и описаны результаты исследования, осуществлялась статистическая обработка полученных данных. На этом этапе были уточнены теоретические и экспериментальные выводы, сформулированы основные выводы и практические рекомендации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что углублен теоретический аспект проблемы коллективно-группового обучения; уточнена сущность понятий «готовность будущих учителей», «интерактивное обучение», «методы коллективно-группового обучения», научно-теоретически обоснован комплекс по организации коллективно-групповой учебной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- определены условия организации коллективно-групповой формы обучения студентов;
- уточнено представление о сущности и функциях коллективно-групповой учебной деятельности и ее роли в образовательном процессе высшей школы как действенном средстве формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста;
- предложен комплекс реализации сочетания различных форм обучения, способствующий развитию мышления учащихся, предложены дидактические материалы для реализации теоретических разработок.
Научная новизна проведенного исследования определяется тем, что
разработан комплекс лекционно-практических занятий по дисциплине "Педагогика" для студентов 3-4-х курсов специальности "Начальное обучение", которые способствует подготовке будущих учителей начальных классов к применению коллективно-группового интерактивного обучения для реализации ее в высших учебных заведениях, которая имеет положительную динамику; подготовлены методические рекомендации для будущих учителей.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический университет», группы НО-1 -06, НО-2-06. Исследование проводилось с 2008 по 2009 год.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования изложены в публикации «Педагогические основы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, выводов к каждому разделу, общих выводов, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 93 страницы. Основное содержание изложено на 89 страницах. Список использованных источников насчитывает 70 источников.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «коллективно-группового взаимодействия студентов», справочная литература, прочие актуальные источники информации.
РАЗДЕЛ I. Теоретические основы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения
1.1. Подготовка будущего учителя начальных классов
В современных странах пристальное внимание к профессиональной подготовке учителя связано с изменением роли образования и роли педагога в образовательном процессе. Около 57 млн. учителей, работающих в системе формального образования в мире, составляют самую крупную отдельную категорию специалистов, которые несут в общество образованность, культуру, нравственные ценности. И успехи школы напрямую зависят от профессионализма ее учителей.
Общепризнанна и подчеркнута во многих международных документах важность образования как гарантии соблюдения прав человека, прав ребенка, а также роль учителя, который, формируя, ум и души молодежи, во многом определяет развитие и будущее своей страны.
Современное видение педагогической подготовки будущих преподавателей базируется на понимании того, что качество образования и педагогической подготовки учителя в высшем учебном заведении влияет не только на качество знаний учащихся, но и на развитие их интеллектуальных способностей, формирование социальных ценностей, лежит в основе продуктивной деятельности и активности граждан. Это требует новой образовательной политики и программ, направленных на учреждения, готовящие, дающие лицензию и принимающие учителя на работу.
Деятельность преподавателя требует специфических качеств по сравнению с другими профессиями, и проблемы подготовки учителя приобретают особую актуальность в условиях современного общественного развития.
В международных документах «Всемирный доклад по образованию, 1998: учителя, педагогическая деятельность и новые технологии» и «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (1998) подчеркивается, что в центре всех реформ образования мировая общественность видит "нового" учителя. Основные направления современного развития образования базируются на идее радикального преобразования, трансформации сложившихся форм обучения и воспитания в соответствии с новыми реальностями.
За последние десятилетия социокультурная ситуация в нашей стране серьезно изменилась. Украина становится открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство, что увеличивает меру свободы и ответственности человека за собственное благополучие и за благополучие общества. Украина, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.