Педагогические основы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении тенденций и педагогических основ подготовки будущих учителей к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения как важного компонента профессионального развития будущих учителей начальных классов.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
9
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Подготовка будущего учителя начальных классов
17
1.2. Профессиональная готовность будущего учителя начальных классов к применению интерактивных технологий обучения
23
1.3. Теоретические основы и организация коллективно – групповых интерактивных технологий обучения
37
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
50
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО- ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Организация коллективно-групповой формы обучения в начальных классах
52
2.2. Экспериментальное исследование подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно- групповых интерактивных технологий обучения
58
2.3. Диагностика и результативность экспериментального процесса подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения
77
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
82
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
88
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 615.00 Кб (Скачать файл)

 

После изучения теоретических аспектов у студентов была возможность практически узнать о коллективно-групповых методах  на практических занятиях. После того, как студенты на себе ощутили возможности применения коллективно-групповых методов, с ними были составлены конспекты уроков с использованием коллективно-групповых методов обучения, которые были использованы на практике. Фрагменты и конспекты занятий, где используются задания по организации коллективно-групповой формы обучения мы приводим в приложении. (Приложение Д)

В процессе изучения каждой темы основное внимание уделялось раскрытию ее ведущих идей, осознание которых студентами в значительной степени способствовало улучшению качества их деятельности во время работы с детьми.

Применение коллективно-групповых интерактивных форм обучения на основе кооперативного обучения и методики Ривина

Тема «Коллективно - групповое обучение» состояла из шести вопросов, соответственно излагались шесть статей в кон­спективном виде.

1. Общая характеристика групповой формы работы в образовательном процессе?

2. Процесс формирования группы.

3. Рекомендации по организации групповой работы на занятиях

4.Система оценивания работы в группе.

5. Рефлексия групповой работы.

6. Преимущества групповой формы работы.

7. Недостатки групповой формы работы.

8. Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?

Описание каждого вопроса занимало 1 машинописную страницу. Вопросы изучались по мето­дике А.Г. Ривина. Каждый прорабатывал статью индивидуально: поабзацно составлял план на листочке (Сколько абзацев, столько пунктов плана. Каждый пункт плана — это заго­ловок.) Если каждая страница включала 4—5 абзацев, то изучение всего текста составляло 5-6 пунктов плана. После этого перечитывали весь текст своей статьи и просматри­вая все пункты плана, готовились излагать содержание своего текс­та предполагаемому собеседнику. Говорящий положил план своей статьи и ста­тью посередине стола. Статьи излагали по отдельному абзацу, раскрывая содержание каждого пункта плана. При работе в паре важно было разобраться в со­держании, правильно всё понять, ибо только на этой основе возмож­но плодотворное обсуждение. Обменивались мнениями по поводу изложенного. Затем перечитывали про себя ещё раз весь текст и каждый анализировал, как была изложена его тема в только что состояв­шейся встрече. Таким образом, студенты сначала знакомились с методикой А.Г. Ри­вина, а затем на практических занятиях, работая в парах сменного со­става, изучали тему. Каждому вопросу посвя­щались выступления либо в малых группах, либо перед всей аудито­рией.

Выступления слушателей позволяют сделать вывод, что трёх-четырёхкратное изложение темы с последующим анализом обес­печивает качественное овладение материалом. Одновременно проис­ходит знакомство с другими темами.

 

Применение коллективно-групповых интерактивных форм обучения на основе кооперативного обучения.

Кооперативное обучение, т.е. метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи,  предполагает, что от­ветственность за усвоение учебного материала возлагается на каждого обучаемого.

Члены команд работают вместе, разбирая подробно каждое задание, высказывая свои идеи по тому или иному вопросу. Обучаемые заполняют  «рабочие листы»(приложение), объеди­нившись в группы по несколько человек. От группы сдается один за­полненный лист, и оценивается общий результат группы. Разбирая вопросы, другие группы дополняют, уточняют.

1. Какими преимуществами или достоинствами обладает работа в группе, применительно к Вашей учебе, если сравнивать ее  с другими методами индивидуального преподавания и обучения?

2. Какие черты группового обучения представляются Вам наименее увлекательными, мотивирующими; какие усовершенствования можете предложить?

3. Каковы на Ваш взгляд основные проблемы, связанные с оценкой работы в группе?

4. Как бы Вы организовали работу в группе, чтобы сделать ее легче и удобнее?

Подготовка студентов к практике заключалась в составлении уроков и фрагментов уроков с использованием коллективно-группового обучения. 

Были разработаны следующие виды занятий:

1) тексты с заданием. Студентами были заготовлены 2 варианта текстов диктантов. Ученикам в группе было дано задание поставить знаки в конце предложений и заменить, где нужно, маленькие буквы заглавными. Тексты  в приложении                        

зачем верблюду горбы

на спине у верблюда большие горбы зачем они ему оказывается, это склад жира когда верблюду не хватает воды, жир превращается в воду из ста граммов жира семь граммов воды получается вот так горбы настоящая водяная фабрика

                                  птичья школа                                 

в этой школе нет тетрадей и карандашей ученики сидят не за партами в классе, а на веточках зато у них есть учителя и уроки взрослые птицы учат малышей летать, говорить на птичьем языке, искать червяков, ловить мошек.

-2) работа с карточками. Составлены карточки по теме «Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода единственного числа» в 3 классе. Дети должны прочитать то, что дано в верхней части карточки; выполнить в тетради задание из нижней части карточки;      обменяться карточками и тетрадями, проверить друг у друга выполнение задания, помещенного в нижней части карточки. Содержание карточек в приложении

              Карточка 1

дубок (какой ?)              молодой

дубок (какой ?)              красивый

дубок (какой ?)              высокий

Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике. Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания.

соседск. дом              делов. разговор

дружн. класс              чудесн. земля             

              Карточка 2

ветер (какой ?)              холодный

ветер (какой ?)              весенний

ветер (какой ?)              степной

Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике. Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания.

городск. парк                       пушист. елка

пионерск. галстук              красив. значок

3) составлен вопросник  «Повторение за 1 и 2 класс» Один ученик ставит вопросы, другой отвечает.

1. Как называются главные члены предложения? Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает? (с.6). что обозначает сказуемое? На какой вопрос оно отвечает? Как называются члены предложения? (с.6)

2.    Какие слова называются родственными? Что называется корнем? Какие слова называются однокоренными? (с.10)

3.   Какая часть слова называется окончанием? (с.10)

4.   Что такое приставка? Для чего она служит? (с.11)

5.   Что такое суффикс? Для чего он служит? (с.12)

6.  Как проверять безударные гласные? (с.13)

7.   Как проверять парные звонкие и глухие? (с.18)

8.  Чем отличается приставка от предлога? Как пишутся гласные и согласные в предлогах и приставках? (с.21)

9.    Когда пишется разделительный твердый знак? (с22)

В скобках указаны страницы, где ученик может найти полный ответ на каждый поставленный вопрос.

4) математический диктант математический диктант: нумерация чисел в пределах 100. Ученики работают в паре со своим товарищем. Задания в двух вариантах. Задания второго варианта исходят из ответов первого варианта. Работая в паре, можно и нужно помогать своему товарищу.

Вариант I. Запиши число 100

Вариант II. Запиши число, предыдущее этому числу.

Вариант I. Запиши число на 1 меньше, чем 60.

Вариант II. Запиши, сколько в полученном числе десятков.

Вариант I. Запиши число на 1 больше, чем 78.

Вариант II. Запиши, сколько в полученном числе единиц первого разряда.

Вариант I. Запиши число, состоящее из 3 дес. и 6 ед.

Вариант II. Запиши число, следующее за этим числом.

Вариант I. Запиши наибольшее двузначное число.

Вариант II. Представь полученное число в виде суммы разрядных слагаемых.

 

5) задание занимательного характера. "Дети, с Буратино случилась беда. Он держал в одной руке примеры с одинаковым ответом, а в другой - с разными. Он так спешил к нам на урок, что упал и все примеры рассыпал. Помогите Буратино". На доске записаны примеры:               

73-70                       43+50

38+20              90-30

60-2                       49-30

56+2          18+40

Дети работали в паре. Один решал примеры на сложение, а другой - на вычитание, а потом один выписывал примеры с одинаковым ответом, а другой - с разными.

6) каждой группе предлагалась отдельная задача. Задание "Прочитайте задачу: выделите условие и вопрос задачи. Коллективно обсудите в группах запись краткого условия задачи. Запишите краткое условие задачи, решите задачу самостоятельно. Кто затрудняется при решении задачи, обращайтесь за помощью к товарищу по группе. Обсудите свой ответ задачи с товарищами".

Группа 1. "Для отопления школы в один день привезли 10 машин угля, а в другой день - на 4 машины меньше. Сколько машин угля привезли на эти два дня?"

Группа 2. "За день в магазине продали 7 женских велосипедов, а мужских на 6 больше. Сколько всего велосипедов продали?"

Группа 3. "В одной банке было 10 соленых огурцов, а в другой 6 огурцов. За обедом съели 4 огурца. Сколько всего огурцов осталось?"

Группа 4. "В гараже было 8 грузовых и 2 легковые машины. Получили еще 4 грузовые машины. Сколько всего машин стало в гараже?"

Групповой отчет происходит таким образом: один ученик рассказывает условие задачи, другой анализирует задачу, третий определяет, что он будет узнавать, четвертый выбирает действие и данные и доказывает целесообразность своего выбора. Высказываются группы поочередно. Учащиеся класса внимательно следят за ходом обоснования решения задач. А затем к доске идет представитель от каждой из групп и по заданию учителя под краткой записью задачи, решенной учащимися другой группы, записывает выражение. Этот прием способствует развитию внимания. После окончания работы под условием записывается решение.

7)Составлен пример карточки – схемы по математике.

П-1

а) 48 - 7         56 - 30

б) 69 - 6         73 - 20

П - 2

а) 65 + 2          28 + 40

б) 28 - 6          45 + 50

П - 3

а) 7 + 6         13 - 8

б) 9 + 7         17 - 9

П - 4

а) 65 + 7         24 - 6

б) 36 + 8         43 - 7

П - 5

а) 27 + 42          95 - 72

б) 73 + 26          58 - 43

П - 6

а) 30 - 8          40 + 12

б) 70 - 6          70 + 13

П - 7

а) 43 + 29           63 - 37

б) 56 + 17          32 - 18

8) Со студентами был разработан пример организации  коллективного  урока  русского  языка  по методике Ривина (МР)как образец.

        Ученики решают дидактическую  задачу  по  изучению  нового  учебного материала при чтении и поабзационной проработке текстов. Требует  90  минут. Продолжается 2 учебных часа. Требует умений читать, выделять главные мысли, пересказывать,  вести диалог.

      I. Подготовка дидактического материала. Подготовка текста. Учебная тема делится на определенные тексты, с которыми будет работать учащийся. Каждому тексту определяется номер и цвет (сигнал). Сильными учениками текст делится на абзацы самостоятельно.

      II. Организация работы одного ученика и пары.

      Учитель пишет на доске – название текстов и цвет (номер) сигнала к ним. Ученики – в тетрадь.  Два ученика, получив тексты, садятся в пары и  начинают  работать  над текстом.

      В тетради ученик А записывает фамилию партнера.  А  называют  партнеру тему текста, говорит, сколько в нем абзацев и читает  партнеру  один  абзац. Обсуждают содержимое первого абзаца, новые  термины  записывают  в  тетрадь. Озаглавливают абзац. Все записывают в тетрадь А.  Так же работают с первым абзацем  ученика  В.  Затем  благодарят  друг друга и находят новых партнеров по цветовому сигналу. А отыскивает С, на полях  записывает  фамилию  и  цветовой  сигнал.  А рассказывает С содержание первого абзаца своего текста, сказав ему  название всего текста, заглавие первого абзаца. А читает второй абзац текста  ученику С. С вписывает в тетрадь А, рассказывает содержание предыдущих.

      Закончив работу над текстом и составив  план  текста,  А  готовится  к выступлению на малой группе. Если между текстами есть логическая  зависимость,  то  устанавливается маршрут. Текстов от 4-х до 8-ми.

      Учет:

      1.    Индивидуальный учет – в своей тетради. Учет  текстов  и  фамилии партнеров.

      2.   Учет в группе - на экране учета ставят “+”, если текст изучен.

      Контроль:

     1.     Выступление  на  малой  группе  (взаимоконтроль)  и  на  экране отметка.

Информация о работе Педагогические основы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучен