Педагогические основы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении тенденций и педагогических основ подготовки будущих учителей к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения как важного компонента профессионального развития будущих учителей начальных классов.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
9
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Подготовка будущего учителя начальных классов
17
1.2. Профессиональная готовность будущего учителя начальных классов к применению интерактивных технологий обучения
23
1.3. Теоретические основы и организация коллективно – групповых интерактивных технологий обучения
37
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
50
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО- ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Организация коллективно-групповой формы обучения в начальных классах
52
2.2. Экспериментальное исследование подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно- групповых интерактивных технологий обучения
58
2.3. Диагностика и результативность экспериментального процесса подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения
77
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
82
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
88
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 615.00 Кб (Скачать файл)

     2.    Прослушивание учителем ученика по изученному тексту.

     3.    Проверка тетради по отработанному тексту.

     4.    Прием зачета по всем изученным на данное время текстам.

      АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ РИВИНА (МР). ОСНОВА.

     1. Получите текст и цветной сигнал.

     2. Найдите первого  партнера,  на  полях  запишите  его  фамилию  и цветной сигнал темы.

     3. Прочтите партнеру весь текст и поделите его на абзацы.

     4. Прочитайте партнеру первый абзац.

    5. Партнер задает  вопросы,  чтобы  вы  поняли  значение  терминов, словосочетаний, усвоили смысл абзаца.

    6. Озаглавить абзац.

    7. Партнер записывает заглавие в вашу тетрадь.

    8. Приступайте к работе над  темой  партнера  в  последовательности алгоритма, начиная с пункта 3.

    9. Поблагодарите друг друга.  По  цветному  сигналу,  отличному  от вашего и первого партнёра, найдите второго партнёра. Запишите его фамилию  и цветной сигнал в своей тетради.

  10. Второму партнёру перескажите содержание 1 абзаца своего текста.

  11. Работайте над вторым абзацем и далее с пункта 4.

Подготовьтесь к выступлению на малой группе,  когда  все  абзацы закончены.

Теоретическая часть дала возможность ознакомить студентов с понятием группа, коллективно-групповая работа, ее ролью в формировании личности будущего учителя. Теоретические вопросы методики направлены на углубленное освоение студентами сущности, принципов, структуры коллективно-групповой работы как средства обучения будущих учителей.

Практическая часть проводилась в форме практических занятий, на которых студенты выполняли практические работы: составление фрагментов, конспектов уроков, проводили пробные уроки.

Практические занятия были направлены на детальное изучение и обоснование проблем теоретического курса, который имеет непо­средственную практическую направленность:

-     обучение студентов анализу педагогической и методической литературы, посвященной проблемам организации коллективно-группового обучения;

–                         овладение методикой руководства разными фор­мами коллективно-групповой работы.

В процессе проведения таких занятий у студентов формировались необходимые профессиональные качества: организаторские и коммуникативные, которые можно легко диагностировать. Владея ими, будущий учитель начальных классов должен качественнее проводить различные формы работы с детьми, что, в свою очередь, содействует повышению индекса удовлетворения выбранной специальностью.

Контрольный этап. После работы по применению коллективно-групповой формы обучения мы проводили повторное анкетирование для студентов экспериментальной и контрольной групп.

                                                                                                                 Таблица 2.3

Уровень сформированности готовности студентов к применению методов коллективно-группового обучения на контрольном этапе эксперимента.

Уровень знаний

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Количество человек

проценты

Количество человек

проценты

В

3

15%

5

25%

С

13

65%

14

70%

Н

4

20%

1

5%

 

Диаграмма 2.3

Уровень сформированности готовности студентов контрольной группы к применению методов коллективно-группового обучения на контрольном этапе эксперимента

              Диаграмма 2.4.

Уровень сформированности готовности студентов экспериментальной группы к применению методов коллективно-группового обучения на контрольном этапе эксперимента

 

Как видно из диаграммы, результаты, полученные в ЭГ и КГ, изменились. Результаты КГ изменились незначительно, а студенты ЭГ дали результаты лучше, чем на предыдущем срезе. Это свидетельствует о том, что разработанный нами комплекс лекционно-практических занятий по дисциплине "Педагогика" для студентов 3-4-х курсов специальности "Начальное обучение", который способствует подготовке будущих учителей начальных классов к применению коллективно-группового интерактивного обучения. повышает знания студентов по данной теме.                                                                     

Контрольный срез показал, что качественный уровень выполнения заданий повысился в экспериментальной группе на 15%, а в контрольной группе на 5%. Цифры, приведенные в таблице, говорят о высокой результативности методики коллективно- групповой учебной работы.

Из таблицы мы видим значительные расхождения в результатах контрольной и экспериментальной группах. Студенты ЭГ практически на  10 % выполнили задание лучше, чем КГ. Студенты ЭГ дали ответы более глубокие, обширные, методически грамотные.

              Результатом данного этапа явилось достижение определенного уровня профессионального мастерства при условии постоянного стремления к умению работать сообща, ответственности за работу, которые позволяли студентам справляться с встречающимися трудностями, вырабатывать механизмы их преодоления и формирование у будущих учителей системе профессиональных ценностей, принятие ее в качестве стратегии собственной профессиональной жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Диагностика и результативность экспериментального процесса подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения.

Исследование проблемы профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения позволило выявить ряд факторов, которые обеспечивают эффективное влияние на целенаправленную подготовку студентов. Так, для полноценного овладения содержанием коллективно-групповой работы, студентам не хватало знаний о коллективно-групповой работе и навыков по данному направлению.

              После внедрения экспериментального комплекса лекционно-практических занятий по дисциплине "Педагогика" для студентов 3-4-х курсов специальности "Начальное обучение", который способствует подготовке будущих учителей начальных классов к применению коллективно-группового интерактивного обучения в специально созданных педагогических условиях учебного заведения распределение студентов экспериментальных групп по уровням подготовки оказалось следующим (таблица 2.4).

Таблица 2.4

Уровень подготовки студентов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

№ п/п

Уровни подготовки

Этапы педагогического эксперимента

констатирующий этап

формирующий этап

%

 

%

І

Низкий

15

25

ІІ

Средний

65

70

ІІІ

Высокий

20

5

 

             

Количественный анализ показателей эффективности подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения удостоверял изменения, которые произошли на первом (низком) и третьем (высоком) уровнях. Был зафиксирован уменьшенный показатель 5% на низком уровне по результатам контрольного этапа  эксперимента сравнительно с 15% на констатирующем этапе. Значительно выросли показатели высокого уровня 25%, которые на констатирующем этапе эксперимента составляли 15%.

На основе получения средних показателей уровней профессиональной подготовки в экспериментальных группах  была составлена сравнительная таблица показателей подготовки студентов контрольных и экспериментальных групп к социализации младших школьников средствами игры по трем уровням: высоким, средним, низким (таблица 2.5).

Таблица 2.5

Сравнительная таблица показателей подготовки студентов контрольной и экспериментальной групп к применению коллективно-группового обучения после завершения педагогического эксперимента

 

№ п/п

Уровни подготовки

Контрольный этап эксперимента

Контрольная группа

Экспериментальная группа

 

%

 

%

І

Низкий

15

25

ІІ

Средний

65

70

ІІІ

Высокий

20

5

Информация о работе Педагогические основы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучен