Педагогические основы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении тенденций и педагогических основ подготовки будущих учителей к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения как важного компонента профессионального развития будущих учителей начальных классов.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
9
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Подготовка будущего учителя начальных классов
17
1.2. Профессиональная готовность будущего учителя начальных классов к применению интерактивных технологий обучения
23
1.3. Теоретические основы и организация коллективно – групповых интерактивных технологий обучения
37
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
50
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО- ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Организация коллективно-групповой формы обучения в начальных классах
52
2.2. Экспериментальное исследование подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно- групповых интерактивных технологий обучения
58
2.3. Диагностика и результативность экспериментального процесса подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения
77
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
82
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
88
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 615.00 Кб (Скачать файл)

3.      Презентация итогов работы;

4.      Подведение итогов работы, рефлексия.

Однако чтобы работа в группах была успешной, преподаватель должен правильно организовать процесс работы. Групповые формы работы являются основными не столько по количеству занимаемого времени, сколько по значимости, т.к. позволяют формировать коммуникативные  навыки, развить мышление и речь.

Коллективно-групповая форма организации учебно-познавательной деятельности подразумевает работу нескольких групп студентов при наличии взаимодействия внутри группы под руководством преподавателя (непосредственном или опосредованном) над одинаковыми либо различными учебными заданиями, которые имеют общую цель. Учебный материал воспринимается и усваивается на основе совокупности индивидуальной работы каждого члена группы, в индивидуальном темпе и с учетом собственного уровня подготовленности каждого члена группы.

Выделяются следующие признаки групповой формы организации учебно-познавательной деятельности: деление группы на подгруппы для решения конкретной задачи занятия; наличие задания для каждой подгруппы (одинаковое, различное); наличие непосредственного или опосредованного руководства преподавателем работой подгруппы; наличие учета и оценивания вклада каждого члена подгруппы в работу.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить отсутствие формулировки основных принципов применения коллективно-групповых технологий организации при обучении студентов в условиях вуза. Основываясь на исследовании И.С. Коребо [7], мы выделяем следующие принципы: универсальности; сочетания; блочного планирования; вариативности формирования и «подвижности» подгрупп; проблемности; коллективной ответственности; наглядности представления результатов деятельности; быстрого переключения; оперативного руководства; осознанности действий.

Принцип универсальности применения коллективно-групповых технологий организации при обучении означает, что коллективно-групповые формы можно использовать на всех этапах работы над изучаемым материалом: на этапе его изучения, закрепления и проверки знаний.

Принцип сочетаемости в применении коллективно-групповых технологий организации при обучении является производным от принципа оптимального взаимодействия и сочетания форм организации учебно-познавательной деятельности. Применение коллективно-групповых форм, согласно этим принципам, оказывается наиболее эффективным в сочетании с фронтальными (индивидуальными и коллективными), индивидуально-групповыми, индивидуализированными формами.

Принцип блочного планирования в применении коллективно-групповых форм организации при обучении подразумевает, что данная форма работы должна проводиться не эпизодически, а в системе, планироваться на целый блок занятий в пределах темы. Систематическое применение коллективно-групповых форм учебно-познавательной деятельности на различных этапах работы над материалом темы позволяет провести многократное повторение как теоретического материала, так и практической части.

Необходимость применения коллективно-групповых форм организации учебно-познавательной деятельности учеников, которые чаще позволяют высказаться каждому студенту, применить знания и тут же их проверить подтверждается данными Дж. Джонсона, согласно которым обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что слышат, 26% того, что читают, 30% того, что видят, 50% того, что видят и слышат, 70% того, что обсуждают с другими, 80% того, что основано на личном опыте, 90% того, что проговаривают в то время, как делают. Реализация данного принципа позволяет преподавателю планировать предполагаемые результаты применения коллективно-групповых форм.

Принцип вариативности формирования и «подвижности» подгрупп позволяет решать задачи не только качественного обучения, но и осуществления дифференциации обучения. Формирование групп для решения различных задач занятия может быть не только гомогенным, но и гетерогенным. Смешанные группы позволяют осуществить «подтягивание» «слабых» студентов до уровня обязательных результатов обучения, а гомогенные группы, в состав которых входят «сильные» студенты, позволяют им полностью раскрыть свой потенциал в решении нестандартных задач. Кроме того, при формировании подгрупп необходимо учитывать индивидуальные особенности студентов, а также их личностные отношения. Негативно настроенных и явных «конкурентов» в подгруппах быть не должно.

Суть принципа коллективной ответственности в том, что каждый из студентов подгруппы несет ответственность за усвоение материала каждым членом подгруппы. Оценивать результаты работы группы преподаватель может по ответу одного из студентов, поэтому, когда оценивание проводят таким образом, то обычно выбирают наиболее «неактивного» и оценивают  именно его ответ, что заставляет других членов группы максимально ответственно относится к усвоению материала каждым членом подгруппы. «Групповая» оценка может быть ниже, чем оцениваются знания некоторых членов подгрупп, поэтому используют  и индивидуальное оценивание.

Принцип наглядности представления результатов коллективно-групповой учебно-познавательной деятельности студентов декларирует необходимость открытого оценивания и информации о результатах деятельности каждого участника. Для этого применяются таблицы результатов, которые чертятся на доске, групповые листы-отчеты, индивидуальные отчеты. Все результаты являются открытыми и обсуждаемыми.

Принципы быстрого переключения, а также оперативного руководства являются основой четкого перехода от применения коллективно-групповых форм к другим, преподаватель в любой момент может переключить студентов от работы в коллективном режиме на индивидуальную работу. При этом  преподаватель постоянно наблюдает за работой подгрупп, осуществляет оперативный король и подводит итоги коллективно-групповой работы.

Принцип осознанности действий в коллективно-групповой работе подразумевает формирование у учеников ясных представлений о конечном результате, их роли и места в выполнении поставленного задания.

Методика коллективно-групповой работы - это достаточно серьезный с методической точки зрения процесс, подчиняющийся своим определенным правилам.

Использование коллективно-групповой работы должно быть построено так, чтобы преподаватель  мог организовать взаимодействие учащихся для поиска способов решения класса задач, а так же запустить процесс теоретического исследования и рефлексии. При  коллективно- групповой  форме  обучения  преподаватель  систематически   излагает материал группе студентов, проверяет, организует учет знаний.

Основная цель коллективно-групповой работы – развитие мышления студентов. В то же время эффективность коллективно-групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей.

Основной смысл коллективно- групповой работы – в продуцировании мышления, и, притом, - коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предложениями, следовательно – оппонирование, защиту своей точки зрения, последующую рефлексию. Все это позволяет использовать коллективно-групповую работу в образовательном процессе.

Что такое коллективно-групповая работа в образовательном процессе? Что отличает ее от других видов группового взаимодействия?

Под коллективно-групповой работой понимается совместная деятельность людей в группах по 3-9 человек по выполнению отдельных заданий, предложенных преподавателем. Члены группы сами устанавливают регламент общения, самостоятельно направляют свою деятельность, отдавая предпочтение наиболее компетентному и организованному лидеру представить результаты работы группы тем, от кого получено задание, или с кем по сценарию занятия группа вступает во взаимодействие.

Участники оценивают возможности друг друга, прикидывают варианты взаимодействия и распределения позиций в группе.

Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не обменивается мнениями, не ищет компромисса, не выбирает готовое решение – группа размышляет.

Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой работы, преодоление тупиковых ситуаций, выделение способа работы – все это обеспечивается процессами рефлексии.

Рефлексия – это процесс, который позволяет понять, что и как думают участники группы, критически оценить свои представления и свой способ работы. Она сопровождает рабочие процессы в группе и одновременно является специфической формой или даже обязательным этапом групповой работы.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При коллективно-групповой форме работы студентов на занятии в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней студенту, как со стороны преподавателя, так и учащихся-консультантов.

Групповая форма работы наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на занятиях иностранного языка (работа в парах), при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении исторических документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.

Исключительно эффективна коллективно-групповая организация работы студентов при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях занятия, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых студентов. Правильно организованная коллективно-групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке преподавателя, его оперативной помощи.

Коллективно-групповая деятельность студентов в учебной деятельности складывается из следующих элементов:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж преподавателя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение преподавателя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову преподавателя о полученных результатах, общая дискуссия под руководством преподавателя, дополнение и исправление, дополнительная информация преподавателя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы групп в целом.

Для повышения эффективности групповой работы необходимо соблюдать следующие условия:

- члены группы должны познакомиться, чтобы общаться;

- целесообразно объединить в группу людей с разными уровнями знаний;

- проблемы, предлагаемые для обсуждения, должны быть актуальны и понятны, вызывать практический интерес;

- лидер должен брать на себя в основном координационную, направляющую роль.

-нацеленность на решение поставленных целей и задач путем сотрудничества и общения;

- максимальное использование способностей всех членов группы;

- готовность к самосовершенствованию, к проявлению инициативы, стремление к новому;

- равная ответственность за проделанную работу.

Чтобы группа соответствовала перечисленным требованиям, преподаватель должен опосредованно обучать коллективно-групповой работе.

Успех групповой работы учащихся зависит, прежде всего, от мастерства преподавателя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу преподавателя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением педагог обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых студентов, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым студентам.

Достоинства коллективно-групповой организации работы в учебной деятельности очевидны. Результаты совместной работы студентов весьма ощутимы как в приучении их к коллективно-групповым методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.      

К преимуществам коллективно-групповой формы работы следует отнести и тот факт, что возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих сходные проблемы и переживания с конкретным участником группы, обеспечивает субъекту пребывание в репрезентативной, комфортной группе как микрокосме, обществе в миниатюре. В процессе группового взаимодействия происходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными системами отношений среди равных партнеров.

Информация о работе Педагогические основы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучен