Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 18:01, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении тенденций и педагогических основ подготовки будущих учителей к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения как важного компонента профессионального развития будущих учителей начальных классов.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ
9
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Подготовка будущего учителя начальных классов
17
1.2. Профессиональная готовность будущего учителя начальных классов к применению интерактивных технологий обучения
23
1.3. Теоретические основы и организация коллективно – групповых интерактивных технологий обучения
37
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
50
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО- ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Организация коллективно-групповой формы обучения в начальных классах
52
2.2. Экспериментальное исследование подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно- групповых интерактивных технологий обучения
58
2.3. Диагностика и результативность экспериментального процесса подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения
77
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
82
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
88
ПРИЛОЖЕНИЯ
Уровень информированности преподавателя об интерактивных технологиях характеризуется объемом знаний в этой области. Знание обогащает собственное видение проблематики в области педагогических технологий, выступает необходимым условием постановки и решения профессиональных проблем в соответствии с личностными потребностями и интересами [4]. Профессионально-педагогические знания учителя, ориентированного на применение интерактивных технологий, можно представить как сведения о методологических основах педагогических технологий, об их сущности и специфике, характерных признаках и различных подходах к классификации, об особенностях применения и др. Знания рассматриваются как основание для ориентации личности в многообразии педагогических технологий, являющееся предпосылкой их оптимального применения.
Анализ содержательного компонента рассматриваемой модели готовности учителя к применению интерактивных технологий в качестве критериального показателя позволяет выделить уровень теоретических знаний об интерактивных технологиях (в их сущностном и специфическом аспектах).
Содержание мотивационного и содержательного компонентов предопределяет стратегию профессионального поведения учителя, ориентированного на применение интерактивных технологий
Операционный компонент, основанный на комплексе психолого-педагогических умений и навыков, характеризует реализацию этой стратегии.
Умение предполагает сознательное овладение деятельностью. «Правильно сформированные умения, - утверждает Е.Н. Кабанова-Меллер, - основаны на знании способа действия» [2]. Н.В. Кузьмина выделяет пять инвариантных компонентов в структуре педагогической деятельности [3]. В структуре личности педагога им соответствуют пять групп профессиональных умений: гностические, проектировочные, конструктивные, организационные и коммуникативные. Охарактеризуем их с позиции интерактивных технологий как деятельности.
Гностические умения выражаются в умении добывать, пополнять и расширять свои знания, изучать личность студента, а также свою собственную. Высокая степень сформированности гностических умений с точки зрения интерактивных технологий выражается в:
- умении и потребности систематически пополнять и расширять знания об интерактивных технологиях путем самообразования, пристального изучения опыта коллег, анализа реального педагогического процесса;
- умении изучать личность каждого отдельного учащегося;
- умении изучать достоинства и недостатки собственной личности и индивидуального стиля профессиональной деятельности в плане применения интерактивных технологий.
Проектировочные умения выражаются в способности планировать занятия и системы занятий в соответствии с такими факторами, как: цели обучения, учет психологических закономерностей, определение оптимальных видов, методов, приемов профессиональной деятельности, а также в умении планировать самостоятельную работу обучаемых. Степень сформированности рассматриваемой группы умений определяются по:
- умению планировать занятие и систему занятий в соответствии с целями обучения, характером материала, ступенями обучения, а также с учетом закономерностей овладения предметом, предвидением возможных затруднений учащихся; умению определять наиболее рациональные формы, методы, приемы организации учебной деятельности учащихся;
- умению планировать творческие работы и задания для самостоятельной работы.
Организационные умения выражаются в способности организовать свою деятельность и деятельность обучаемых в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса. Уровень сформированности организационных умений определяется по умению организовывать свою деятельность и деятельность учащихся: в целях реализации намеченной программы занятия с соблюдением принципов научной организации педагогического труда.
Коммуникативные умения выражаются в умении использовать различные механизмы формирования межличностных отношений между участниками педагогического процесса.
Таким образом, основным критериальным показателем операционного компонента готовности будущего учителя к применению интерактивных технологий выступает уровень сформированности системы умений, необходимых для успешного применения технологий открытого образования - гностических, проектировочных, конструктивных, организационных и коммуникативных.
Важнейшим и необходимым компонентом в структуре готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности, в том числе и нацеленной на интерактивные технологии, является рефлексивный компонент, характеризующий познание и анализ учителем явлений собственного сознания и деятельности.
На основе взаимодействия с другими людьми, когда человек старается понять мысли и действия другого, он оказывается способным рефлексивно отнестись и к самому себе. Следовательно, поиск, освоение и применение уже известных педагогических технологий, анализ получаемых результатов и собственного индивидуального стиля преподавания могут привести к созданию самим учителем новых педагогических технологий как вида деятельности.
Таким образом, критериями выступают ведущие элементы в структуре готовности учителя к применению интерактивных технологий, развитие которых может служить показателем развития как отдельных компонентов, так и исследуемого интегрального образования в целом:
1) познавательный интерес к педагогическим технологиям;
2) личностно-значимый смысл применения интерактивных технологий;
3) уровень теоретических знаний об интерактивных технологиях (в их сущностном и специфическом аспектах);
4) уровень сформированности системы технологических умений, необходимых для успешного применения интерактивных технологий: гностических, проектировочных, конструктивных, организационных, коммуникативных;
5) сформированность рефлексивной позиции.
Данные критериальные показатели не исчерпывают всего многообразия качественных характеристик готовности учителя к применению интерактивных технологий, но являются наиболее значимыми.
Достижению высокого уровня теоретических знаний и практических умений, а главное повышению профессиональной готовности студентов к будущей педагогической деятельности содействуют также формы занятий, как деловые игры, диспуты, круглые столы, научно-методические семинары.
Таким образом, профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов, организуемая как учебное сотрудничество, позволяет повысить эффективность занятий, результат обучения, а также способствует повышению их педагогического мастерства.
1.3. Теоретические основы и организация коллективно – групповых интерактивных технологий обучения
Важным условием приобретения знаний, развития социальных умений и навыков является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие учащихся в образовательном процессе. Сегодня основные методические инновации, по существу, связаны с применением активных (интерактивных) методик или диалоговых методов обучения. Суть их состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом, что студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения.
Под интерактивными методами обучения понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого студента». При этом результат, полученный самостоятельно, имеет для него несравнимо большую ценность, чем сообщенный ему преподавателем. Это, в свою очередь создает дополнительные предпосылки для успешного упорядочивания накопленного фактического материала, осмысления его места в общей системе знаний.
Интерактивные методы обучения позволяют не только формировать у студентов знания, умения и навыки, но и решать гораздо более важную задачу, стоящую перед обучением - развивать личность учащегося, удовлетворять его познавательные интересы. Одним из важных факторов, побуждающих студентов пользоваться наиболее творческими, активными видами деятельности, является интерес к учебе. Именно он оказывает существенное влияние на формирование интересов студентов. Интерактивное обучение, в свою очередь, оказывает огромное влияние на формирование познавательного интереса студентов. Формирование у них нужной мотивации учения позволяет управлять их деятельностью.
Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:
- формировать интерес к изучаемому предмету;
- развивать самостоятельность студентов;
- обогащать социальный опыт студентов путем переживания жизненных ситуаций;
- комфортно чувствовать себя на занятиях;
- проявлять свою индивидуальность в учебном процессе и т.д.
Однако не следует считать, что активные методы обучения – это нечто принципиально новое в педагогике. По существу, это обращение к богатейшему опыту отечественной педагогики, его модернизация. Так, проблема эффективности процесса обучения разрабатывались в трудах Л.Выготского, М.Гальперина, Н.Дайри и многих других ведущих педагогов, методистов и психологов.
Интерактивные методы обучения используются преподавателями различных предметов и обращаются к ним с целью создать новое учебное пространство. Образование предполагает развитие активного участия в решении проблем и ответственности за их решение. Это обстоятельство имеет особое значение для выбора метода обучения. С этой целью использовались активные (интерактивные) методы обучения.
Интерактивными называются методы обучения, осуществляемые посредством взаимодействия учащихся в процессе обучения. Они позволяют на основе личного вклада каждого из участников процесса обучения в общее дело получить новые знания и организовать совместную деятельность от единичного взаимодействия к широкому сотрудничеству. В интерактивных методиках учащиеся обучают друг друга, их отличительная особенность состоит в их диалоговом характере.
Подобные методики принципиально меняют схему коммуникации в учебном процессе. Преподаватель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта. Он ни в коем случае не должен замыкать учебный процесс на себе. Главными в процессе обучения становятся связи между студентами, их взаимодействие и сотрудничество. Результаты обучения достигаются взаимными усилиями участников процесса обучения, учащиеся принимают взаимную ответственность за результаты обучения.
Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения. Они, по мнению Иоффе А.Н., позволяют учащимся:
1) сделать знания более доступными;
2) учиться формулировать собственное мнение, правильно выражать свои мысли, строить доказательства своей точки зрения, уметь аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию;
3) учиться слушать другого человека, уважать альтернативное мнение;
4) моделировать различные социальные ситуации и разрешать их совместными усилиями, обогащать свой жизненный опыт (социальный, правовой) через включение в различные жизненные и правовые ситуации и переживание их;
5) учиться строить конструктивные отношения в группе, определять свое место в ней, избегать конфликтов, разрешать их, искать компромиссы, стремиться к диалогу;
6) анализировать учетную информацию, творчески подходить к учебному процессу;
7) развивать навыки проектной деятельности, самостоятельной работы, творческих работ.
Использование интерактивных методик позволяет реализовать идею сотрудничества обучающих и обучаемых, учит их конструктивному взаимодействию, способствует оздоровлению психологического климата на уроке, создает доброжелательную обстановку.
Одной из распространенных разновидностей интерактивных методик являются коллективно- групповые методы работы. Главной отличительной чертой коллективно-групповой работы является то, что студенты действуют параллельно, общаются друг с другом, а не только с преподавателем. Такой метод обладает многими преимуществами. На традиционно организованном занятии один человек (в основном преподаватель) говорит, а остальные слушают. Дисциплина учебной группы, где доминирует преподаватель, заставляет придерживаться последовательной структуры общения: каждый участник коммуникации «выступает» по очереди (один говорит, все слушают). Учащиеся, которых в классе более 20 человек, получают возможность активно участвовать на уроке в течение 15-20 секунд.
Если работа идет в группах, каждый студент может занимать активную позицию в коммуникации существенно больше времени. Так, при работе в парах, каждый студент может занимать активную позицию половину учебного времени. Одновременное (параллельное) общение – главное достоинство групповой работы.
Цель коллективно- групповой работы – эффективное учение всех. В группе каждый обучает каждого, подавая идеи, развивая их. Необходимо при этом, чтобы в работе группы активно и открыто участвовал каждый ее член. Студенты должны понимать, что от их усилий зависит решение проблемы, выполнение заданий. Это стимулирует деятельность всех, заставляя работать с максимальной отдачей, повышая ответственность каждого в процессе получения и освоения знаний.
Алгоритм работы группы:
1. Деление на малые группы (формирование которых имеет множество вариантов);
2. Обсуждение проблемы в малой группе, принятие решения;