Педагогические основы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении тенденций и педагогических основ подготовки будущих учителей к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения как важного компонента профессионального развития будущих учителей начальных классов.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
9
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Подготовка будущего учителя начальных классов
17
1.2. Профессиональная готовность будущего учителя начальных классов к применению интерактивных технологий обучения
23
1.3. Теоретические основы и организация коллективно – групповых интерактивных технологий обучения
37
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
50
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО- ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Организация коллективно-групповой формы обучения в начальных классах
52
2.2. Экспериментальное исследование подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно- групповых интерактивных технологий обучения
58
2.3. Диагностика и результативность экспериментального процесса подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения
77
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
82
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
88
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 615.00 Кб (Скачать файл)

 

Экспериментальные данные испытали существенные изменения на первом и третьем уровнях подготовки к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения и остались приблизительно одинаковыми в контрольных и экспериментальных группах на среднем уровне.

              Ввиду того, что данные констатирующего эксперимента были приблизительно одинаковыми в контрольных и экспериментальных группах, но существенно изменились в количественном отношении после формирующего эксперимента, мы сделали вывод: экспериментальный комплекс лекционно-практических занятий, который способствует подготовке будущих учителей начальных классов к применению коллективно-группового интерактивного обучения и связанные с ним другие педагогические условия (содержание, организационные формы, предметно-развивающая среда) являются более эффективными, чем существующая традиционная система подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения в высших заведениях образования II-III уровней аккредитации.

Итак, мы рассмотрели те формы коллективно-групповой работы, которые можно применять на занятиях. Объем учебного материала в вузах достаточно большой для изучения, большая часть дается на самостоятельное изучение, поэтому целесообразнее организовать работу в парах, или группах. В итоге студенты проходят учебный материал намного быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим заданиям, ведь они оказываются не только в роли студентов, но и в роли преподавателей, когда проверяют выполнение заданий своего напарника. Эксперимент доказал, что при организации коллективно-групповой формы работы у студентов повышается уровень развития, обучения и воспитания. 

Эксперимент по выявлению эффективности решения учебных задач показал, что в группах рождаются споры, каждый студент формирует свою точку зрения. Учащимся не навязываются «готовые рецепты», они самостоятельно обсуждают. А преподаватель помогает в затруднительном положении. Каждый студент мыслит, а не просто сидит на занятии, предлагает свое мнение,  пусть оно и неверное. А при фронтальной работе не все учащиеся участвуют в обсуждении. Да и преподаватель не смог бы выслушать мнение всех студентов. Преподаватель – центральное лицо в обсуждении. Экспериментальная работа показала, что сотрудничая друг с другом,  студенты осваивают задания гораздо эффективнее, чем сотрудничая с преподавателем. Благодаря коллективно- групповой работе все студенты в течение одного занятия могут прокомментировать выполненное ими задание, быстрее освоить алгоритм. Кроме того, ребята, выполняя свою часть работы, чувствуют ответственность не только за себя, но и за своего соседа. Студенты поддерживают парную работу, им интереснее работать сообща друг с другом. Благодаря коллективно-групповой работе студенты умеют:

-        формулировать свою точку зрения;

-        выяснять точки зрения своих партнеров;

-        обнаруживать разницу точек зрения;

-         пытаются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.

Коллективно-групповая работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой:

-         обсуждаются разные варианты решений;

-         отвергаются ошибочные варианты;

-      студенты заинтересованы в быстром и правильном выполнении. На первых порах овладения приемами коллективной работы учащиеся не очень внимательны к тому, что и как отвечают их одногруппники. После того, как они действительно начинают понимать, что оценивается работа всей группы, а не каждого студента в отдельности и что любого могут спросить по заданию другой группы, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где это необходимо, тактично оказывать помощь. Просуммировав эффекты коллективно-групповой формы организации учебно-воспитательного процесса, получим весьма убедительный перечень:

-       возрастает и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания;

-      на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

-       уменьшаются дисциплинарные трудности;

-   студенты получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя;

-       возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность студентов;

-  меняется характер взаимоотношений между студентами, исчезает безразличие; сплоченность группы резко возрастает;

-       студенты начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

-    растет самокритичность; студент, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

-  они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

-       студенты, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду преподавателя;

- преподаватель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к студентам: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении на группы, давать задания, дифференцированные по трудности, уделять больше внимания «слабым»;

-     воспитательная работа преподавателя становится необходимым условием коллективно-группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Результаты проведенного эксперимента показывают, что предложенная методика имеет положительную динамику: студенты стали принимать общее решение, учитывать чужую точку зрения  и отстаивать свою; будущие учителя научились составлять уроки с использованием коллективно-группового обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ

Пройти школу педагогического мастерства при традиционных технологиях обучения почти никому из уча­щихся не удаётся, и причина тому довольно банальная. Студенты всё время остаются в положении обучаемых и практически не обучают других. Откуда же у них появятся мастерство, искусство преподавания, если способности постоянно убывают? Ситуация в корне изменяется, как только вводятся коллективно-групповые учебные занятия и каждый студент не только учится, но и постоянно обучает других то­му, что изучает сам, а это требует определённых умений, мастерства.

При коллективно-групповых занятиях каждому студенту приходится изучаемый материал пересказывать и объяснять другим, и это про­исходит не от случая к случаю, а систематически. И педагогические умения и навыки формируются при этом сами по себе в силу педаго­гического характера деятельности. Назовём такой процесс естественным, но не будем забывать, что происходит он всё же стихийно. В условиях перехода от традиционной системы обучения к коллективно-групповому способу обучения процесс формирования педаго­гического мастерства можно сделать управляемым. Для этого нами разработан комплекс лекционно-практических занятий по дисциплине "Педагогика" для студентов 3-4-х курсов специальности "Начальное обучение", который способствует подготовке будущих учителей начальных классов к применению коллективно-группового интерактивного обучения. 

Общение в группах содействует обмену опытом и знаниями; устанавливает коммуникативные связи с участниками учебной деятельности; содействует стимуляции любой деятельности; влияет и оказывает влияние на становление благоприятных отношений между участниками учебной деятельности (между учениками и учителем). Наблюдения показали, что на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени при фронтальной работе, возрастает познавательная активность учащихся на уроках.

Важность роли, которую коллективно-групповое обучение играет в высшем образовании, можно объяснить различными его преимуществами. Эти преимущества можно классифицировать как управленческие, поведен­ческие и социальные цели: 

а) способствует  индивидуальному  развитию студентов  (коммуникативные способности во время общения;  внимание;  ответственность  за  себя  и каждого в группе, абстрактное мышление; речь; усидчивость).

б) развитие целого ряда дополнительных навыков — умение органи­зовывать, вести переговоры, выполнять представительские функции, работать в команде, сотрудничать, разрешать конфликты, управлять своим временем, выступать в качестве руководителя и выполнять ука­зания;

в) возможности социального взаимодействия для студентов;

г) средства для обмена знаниями;

д) объединение знаний и навыков;

е)  возможность углубления и расширения студенческого проекта;

ж) ответственность между студентами, что снижает страх перед оцен­кой;

з) моральная поддержка и мотивация;

         и) позволяет уменьшить нагрузку студента, но направить максимум усилий учащегося в  область  его  учебных возможностей и интересов;

Охватываются 3 уровня обучения: репродуктивный; конструктивный; творческий.

     “Не  преподаватель  даёт,  а  студент  берёт”на   себя  ответственность за выполнение учебной работы.

 

      

 

 

 

 

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

В процессе исследования осуществлено теоретическое обобщение и предложено новое решение проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных форм обучения.

Задача данного исследования состояла в том, чтобы показать возможности применения коллективно-групповых интерактивных форм обучения и дать общие подходы и рекомендации для их использования.

Методика коллективно-групповой работы - это достаточно серьезный с методической точки зрения процесс, подчиняющийся своим определенным правилам. Главной отличительной чертой такого метода является то, что студенты действуют параллельно, общаются друг с другом, а не только  с преподавателем. (2,75)

Использование коллективно-групповой работы должно быть построено так, чтобы преподаватель  мог организовать взаимодействие студентов для поиска способов решения класса задач, а так же запустить процесс теоретического исследования и рефлексии. При  коллективно- групповой  форме  обучения  преподаватель  систематически   излагает материал группе учеников, проверяет, организует учет знаний.

Основная цель коллективно-групповой работы – развитие мышления студентов. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей. В группе каждый обучает каждого, подавая идеи, развивая их. Необходимо при этом, чтобы в работе группы активно и открыто участвовал каждый ее член. Студенты должны понимать, что от их усилий зависит решение проблемы, выполнение заданий. Это стимулирует деятельность всех, заставляя работать с максимальной отдачей, повышая ответственность каждого в процессе получения и освоения знаний.

Результаты проведенного эксперимента показывают, что в экспериментальной группе  уровень знаний теории по коллективно-групповому обучению повысился; студенты стали принимать общее решение, учитывать чужую точку зрения  и отстаивать свою; будущие учителя научились составлять уроки с использованием коллективно-группового обучения.

Анализ психолого-педагогической литературы, наше собственное исследование позволили сформулировать следующие выводы:

1.   Определен основной смысл коллективно- групповой работы –продуцирование мышления, и, притом, - коллективного мышления.

2.      Раскрыты виды и организация работы коллективно- группового обучения: бригадный метод, метода «мозаика», «мозговая атака», «аквариум», пражский метод, методика Ривина и др.

Кооперация в группах является эффективным условием обучения студентов. Опробовав методику коллективно-групповой формы организации работы, мы пришли к выводу, что коллективно-групповая форма обучения более эффективна при работе в системе развивающего обучения.

Проведенное исследование позволило определить наиболее эффективные педагогические основы подготовки студентов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения:

- содержание, предметно-развивающая среда

- организационные формы: разработка лекций и  практических занятий для студентов педагогического факультета;

- использование нетрадиционных форм и методов в процессе подготовки студентов и в работе с младшими школьниками.

Экспериментальная работа доказывает, что использование коллективно-групповой формы организации учебно-воспитательного процесса положительно сказывается на развитии коммуникативных, организационных умений студентов. Студенты учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других. При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения, развивается самостоятельность. Коллективно-групповая форма дает возможность высказываться стеснительным студентам в более узком кругу сверстников. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят студенты в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы – все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что студент становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.

              На основе проведенного нами исследования можно сформулировать такие рекомендации относительно улучшения подготовки будущих учителей начальных классов к  применению коллективно- групповых интерактивных технологий обучения:

Информация о работе Педагогические основы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучен