Педагогические основы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении тенденций и педагогических основ подготовки будущих учителей к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения как важного компонента профессионального развития будущих учителей начальных классов.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
9
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Подготовка будущего учителя начальных классов
17
1.2. Профессиональная готовность будущего учителя начальных классов к применению интерактивных технологий обучения
23
1.3. Теоретические основы и организация коллективно – групповых интерактивных технологий обучения
37
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
50
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНО- ГРУППОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Организация коллективно-групповой формы обучения в начальных классах
52
2.2. Экспериментальное исследование подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно- групповых интерактивных технологий обучения
58
2.3. Диагностика и результативность экспериментального процесса подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучения
77
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
82
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
88
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 615.00 Кб (Скачать файл)

- повышение интенсивности обучения на основе использования современных педагогических технологий;

-практическая подготовка будущего учителя к общению на основе тренинговых занятий;

-микропреподавание, моделирование учебных ситуаций, анализ видеофрагментов уроков, лабораторные практикумы;

-использование коллективно-групповых интерактивных технологий обучения.

Рассмотренный опыт подготовки учителей начальных классов позволяет нам определить следующие условия модернизации профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования:

- разработка теоретических моделей деятельности и личности учителя начальных классов нового типа;

-расширение и углубление предметной подготовки к преподаванию по инновационным программам и обеспечение педагогических условий эффективности такой подготовки;

- обоснование критериев личностно-профессионального развития будущего учителя начальных классов в процессе обучения в вузе;

- дидактико-методическая подготовка будущих учителей начальных классов к коллективно-групповой педагогической деятельности;

- реализация принципов гумманизации, гуманитаризации, дифференциации и интеграции в содержании образования будущего учителя;

- освоение студентами коллективно- групповых программ обучения в современной начальной школе.

Современный учитель должен уметь разбираться в инновационных педагогических технологиях, а в лучшем случае разрабатывать, уметь реализовать их, подчиняя общей цели. Обществу нужен компетентный педагог с адекватным сегодняшним потребностям уровнем квалификации, конкурентоспособный. Такого учителя нужно готовить по-новому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Активные методы обучения в системе подготовки специалистов и               

    руководителей / Под ред. Р.Ф.Жукова. - Л.: Высшая школа, 1989. - 125 с.    

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. /Под ред. А.А. Боданева. – М., 1980г.-Т.2-288 с.

3.Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании:                 систематизация и тенденции развития информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М., 1995 г. - С. 39.  

4.Бабанский Ю.Б. Избранные педагогические труды /Сост.: Ю.Б. Бабанский, М., 1989 г.-558 с.

5.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985-234с.

6.Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. – М., 1979 г.-256 с.

7.Багин В.В., Савченко Н.Д., Терехова Т.А., Лоншакова Н.А. Игра в учебном     процессе: Учебное пособие. - Чита: ЧитГТУ, 1999. - 63 с.                       

8.Барднер Г., Никольский А. Формы групповой деятельности и оценка их эффективности./ Новые знания.- 2001.-№3.-С.39.

9.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1992. - 400 с

10.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989 г.-192 с.

11.Большая Советская Энциклопедия /Под ред. А.М. Прохорова. – М., 1972 г.-Т.8-840 256 с.

12.Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы Ростов на Дону "Феникс"- 2004 -544 стр.

13.Бутабаева Н.П. Групповая работа – опыт равноправного взаимодействия или технология обучения в сотрудничестве.- Т.,Метод.пособие, ТГИППКП,-2007г.-220с.

14.Васильченко П.А. Обучение на коллективной и индивидуальной основе.//Начальная школа. – 1993.- №4, С.57-59.

15.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.,1956 г.-240 с.

16.Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. -М., 2001г.-198с.

17.Групповые методы активного обучения. Методическое руководство к спецкурсу «Методы активного обучения» / Леонова Н.А.- Екатеринбург, 1993г.-324с.

18. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. –Томск, 1992. – 114с.

19.Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автор. дис.  докт. пед. наук. – М., 1983. – 32 с.

20.Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе  // Начальная школа. – 1998. –№1, с.17-24.

21.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Просвящение, 1989. – 156с.

22. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991. – 192с.

23.Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск: БГУ, 1976. – 176 с.

24.Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий //Начальная школа – 1990. – №1, с.4-7.

25.Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1995.-   544с. 

26.Ерофеев В.К., Карягин Н.Е., Ноздрина Е.Г. Сценарное моделирование как технология принятия групповых решений: Учебное пособие. - Астрахань:            Прогресс, 1987. - 464 с.   

27.Золотова А.В. Коллективная работа на уроках // Начальная школа. –1989. –№10-11, С.34-35.

28.Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1984 г.-144 с.

29.Игры для интенсивного обучения /Под ред. В.В.Петрусинского. - М.:          Прометей, 1991.-220с.                                                                .

30.Ильин Г. Педагогическая технология и педагогическое мастерство./ Новые знания.- 1999.-№4 С.28

31.Инновационные методы преподавания в высшей школе.-Чебоксары, 1999.-318с.

32.Инновационные подходы в учебно-воспитательном процессе вуза и школы.- Рязань, 1996.-356с.

33.Инновационные процессы в высшей школе. Ч.1.// Материалы V Всероссийской конференции.- Краснодар, 1999.-248с.

34.Инновационные процессы в высшей школе // Материалы V1 Всероссийской конференции.- Краснодар, 2000.-230с.

35.Инновационные процессы в современном развитии высшей школы//Материалы конференции. –  Магнитогорск, 1999.-196с.

36..Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха. / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. 2000 – С.144.

37.Кадченко Л. П. Формирование готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности средствами иностранного языка: Дисс. – Харьков, 1992. – 173 с.

38.Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблем руководства. – М., 1978 г.-271 с.

39.Кларин М.Б. Инновационные модели обучения в современной и зарубежной педагогике// Педагогика.-1994.-№5 -С52

40.Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. –М.: Педагогика, 1985. –144с.

41.Кондрашова Л. В. Методика подготовки будущего учителя к педагогическому взаимодействию с учащимися: Учебное пособие. – М.:Прометей, МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. – 160 с.

42.Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся.-Рязань, 1977. –100с.

43.Краткий словарь системы психологических понятий /Под ред. А.В. Петровского. – М., 1990г.-494 с

44.Кудрявцева Л.В., Тархова С.В. Организация работы в парах постоянного состава // Начальная школа. – 1990. –№11, с.47-53.

45.Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л., 1970 г.-174 с. 23. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. – Л., 1987 г.-183 с. 24.

46.Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Уч. Пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений.  .– М.: Академия, 2001. – С. 152-160

47.Левитес Д. Современные образовательные технологии. –  М.,2000.-320с.

48. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.-188с.

49Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979 г.-246 -С.118

50.Мороз А. Г. Формирование готовности к педагогической деятельности у молодых учителей // Психолого-педагогические основы совершенствования подготовки специалистов в университете. – Днепропетровск: Изд-во Днепропетровского ун-та, 1980. – С. 71-75.

51.Мусина Р.Г., Бутабаева Н.П. Внедрение интерактивных методов в учебный процесс-требование времени. Новая школа: пространство возможностей. -Б, 2006г.- 280с.

52.Назаренкова       Г.Н.   Игровые     формы      развития профессионального        самоопределения: Методическое пособие. - Рязань, 1999. - 36 с.

53.Назаренкова Г.Н. Конструирование учебных заданий и дидактических игр: Спец. Курс. - Рязань, 1998. - 98 с.

54.Новик М. Технология групповой работы. /Новые знания. –  2000, №3.

55.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебные пособия / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000. – 224 с.

56.Основы педагогики и психологии высшей школы/под ред. А.В. Петровского. -М., 1986.- С. 70.

57.Пенькова Р. И. Формирование у студентов педагогического института готовности к работе классного руководителя. – Л., 1978. - С.24.

58.Петров А.В. Игровая деятельность учащихся как развивающая педагогическая технология.– Таллин, 1984. -234с. 

59.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. / Учебное пособие. - М.: МПУ, 1996. - 269 с.

60.Пинигина Г.В. Педагогика и психология высшей школы.Учебное пособие - Кемерово: КузГТУ, 2004.- 134 с.

61.Рожков М.И. Теоретико-методологические основы педагогики: конспекты лекций.- Ярославль, 2000. -С. 28.             

62.Скаткин М.Н. Основные понятия современной дидактики. М.,1971г.

63. Сластенин В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе // Советская педагогика. – 1981. – № 4. – С. 76-84.

64. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,1998.- 326с.

65.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, - М.: Издательский центр «Академия», 2007-156с.

66.Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы.- М., 2001г.-180с.

67.Фаберман Б.Л. Передовые педагогические технологии. - Т., 200г. -130с.

68.Фаберман Б.Л., Мусина Р.Г. Методические рекомендации по проектированию и реализации педагогических технологий (часть1). – Т.,2002. -58с.

69.Фаберман Б.Л., Мусина Р.Г., Сафин Д.В., Турсунова З.М. Интерактивные методы обучения. Т.,2002-52с.

70.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. М.: Владос, 1995. - 544 с.

71.Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М., 2002.-92с.

72.Щербина В. И. Готовность к учительскому труду. – Л.: ЛГУ, 1972.– С.66.

73.Язык и модели социального взаимодействия / Общ. ред. В.В. Петрова. - М., 1998. - 65 с.                       

74.Яценко      Т.С.     Методологические      основы     активного      социально- психологического обучения будущего учителя. - М., 1985.

 



Информация о работе Педагогические основы подготовки будущих учителей начальных классов к применению коллективно-групповых интерактивных технологий обучен