Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
04200851302
ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ «ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
На правах рукописи
ВАСИЛЬЕВА Ольга Валентиновна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки)
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, доцент О.А. Иванова
Тюмень
2008
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социальная направленность российского образования актуализировалась сегодня в связи с глобальной сменой характера общечеловеческой культуры, изменениями в социально- политической и экономической жизни страны, повлекшими за собой повышение роли отдельных личностей в развитии общества.
Современное общество нуждается в социально активной, инициативной и предприимчивой личности, способной на коренные преобразования социальных отношений, на творческий созидательный труд по оздоровлению социальной и природной среды. В современных условиях здоровье людей зависит не только от экономической ситуации в обществе, от проводимой правительством социальной политики, от экологии, но и от малой социальной общности, в рамках которой проживает человек. Задачи, выдвигаемые современностью, не могут быть решены без развития социальной активности личности, как в профессиональной, так и в образовательной среде, направленной на подготовку будущих специалистов в системе начального, среднего, высшего профессионального образования.
Проблема развития социальной активности студентов учреждений среднего профессионального образования обусловлена принятыми и реализуемыми в настоящее время приоритетными национальными проектами «Образование» и «Здоровье», требующими качественно новой подготовки выпускников медицинских колледжей, способных решать различные социальные и медицинские проблемы.
Изменение парадигмы подготовки медицинских работников и осмысление понятия «здоровье», как основного показателя качества жизни, предполагает внесение инноваций в процесс профессиональной подготовки студентов медицинских колледжей, повышение социальной активности медицинских работников в оказании лечебно-профилактической, просветительской, социальной помощи человеку.
Анализ научно-педагогической литературы, изменившихся социально- экономических, нормативно-правовых, организационных условий системы среднего профессионального образования (СПО) позволяет выделить ряд противоречий между:
потребностью общества в социально активной личности, способной обеспечить его развитие и недостаточной актуализацией внимания на этот аспект в системе традиционной подготовки студентов учреждений СПО;
возрастающими требованиями к уровню и качеству подготовки медицинских работников и недостаточной разработанностью научных подходов к развитию социальной активности студентов;
необходимостью реализации здоровьецентрической парадигмы в образовательной системе медицинских учреждений и процессом обучения средних медицинских работников, основанном на болезнецентрической парадигме.
Необходимость решения перечисленных противоречий позволяет обозначить проблему исследования: какие пути развития социальной активности студентов медицинского колледжа, учитывающие специфику медицинской профессии и традиций отечественного здравоохранения можно использовать в профессиональной подготовке средних медицинских работников?
В соответствии с обозначенной проблемой была сформулирована тема исследования: «Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа».
Объект исследования: образовательный процесс в медицинском колледже.
Предмет исследования: педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.
Гипотеза исследования: развитие социальной активности студентов в образовательном процессе медицинских колледжей будет эффективным, если:
осуществлять интегрирование традиций отечественного здравоохранения и современных подходов по развитию. социальной активности;
использовать в образовательном процессе медицинского колледжа технологии продуктивного обучения;
интегрировать деятельность социальных институтов по развитию социальной активности студентов;
обеспечить непрерывность в цепи «социальная активность медицинского колледжа - социальная активность педагогов - социальная активность студентов - социальная активность практикующих медицинских работников»;
разработать и внедрить модель развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы; и др.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике через раскрытие сущности понятия «развитие социальной активности студентов медицинского колледжа».
Определить возможности использования прогностического потенциала истории отечественного здравоохранения для развития социальной активности студентов медицинского колледжа.
Выявить педагогические условия развития социальной активности студентов с учетом особенностей медицинских колледжей.
Разработать и внедрить в практику модель развития социальной активности студентов медицинских колледжей.
Разработать критерии развития социальной активности студентов медицинского колледжа.
Разработать и внедрить в образовательный процесс медицинского колледжа комплекс методических материалов в качестве практико- ориентированной основы развития социальной активности студентов.
Методологической основой исследования являются:
гуманистическое
направление в воспитании человека, опирающееся
на личностно-ориентированный,
принципы открытости; интеграции образовательных, медико- социальных ресурсов социума; ценности всех видов педагогической деятельности; непрерывности в условиях реализации здоровьецентрической парадигмы в образовательном процессе медицинского колледжа.
Теоретическую основу исследования составили:
концепция среднего профессионального образования (А.П. Беляева, Н.В. Кузьмина, A.M. Новиков, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко, В.В. Шапкин и др.);
труды по общим вопросам современной социальной педагогики, в том числе по проблемам социализации личности (В.Г. Бочарова, Г.Н. Волков, P.A. Литвак, A.B. Мудрик, В.Д. Семёнов, Г.Н. Филонов и др.);
труды, раскрывающие сущность здоровьецентрической парадигмы (Г.Л. Апанасенко, Э.Н.Вайнер, В.П.Петленко, Н.К.Смирнов, Е.В. Черносвитов и др.);
труды по методологии педагогических исследований (Р. Атаханов, Н.В. Бордовская, Ю.Г. Волков, В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, В.В. Краевский, B.C. Леднев, A.M. Новиков, С.А. Писарева, К.Д. Радина, А.П. Тряпицына, Л.А. Шипилина, Д.И. Фельдштейн и др.);
идеи активного влияния социальной среды на развитие личности (А.Г. Асмолов, О.С. Газман, O.A. Иванова, A.A. Макареня, Н.Г. Милованова, Л.И. Новикова, H.JI. Селиванова, С.Т. Шацкий, JI.A. Цыганкова и др.); о социальной активности образования (Г.И. Драчёва, И.А. Маврина, Г.В. Осипов и др.);
идеи интеграции в образовании (B.C. Безрукова, М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, В.К. Кириллов, H.H. Суртаева, Н.В. Чекалева, JI.A. Шипилина и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы, изучение опыта работы по проблеме, анализ программ образовательных учреждений) и эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, педагогический эксперимент, методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных).
Цель, задачи и гипотеза исследования определили логику его построения: от определения основных понятий по проблеме развития социальной активности до разработки модели развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы.
Исследование проводилось поэтапно с 2002 по 2008 гг.
На первом этапе (2002-2003 гг.) анализировалась философская, психолого-педагогическая, социально-педагогическая, культурологическая, нормативно-правовая, медицинская литература с целью определения методологической основы исследования и изучения опыта проектирования и моделирования развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы.
Проводилось анкетирование преподавателей и студентов медицинских колледжей. На основе анализа информационно-статистических материалов были выявлены проблемы и тенденции развития социальной активности студентов.
На втором этапе (2003-2004 гг.) уточнялась гипотеза, теоретическая основа исследования; определялись и теоретически обосновывались педагогические условия развития социальной активности студентов медицинских колледжей; разрабатывались и апробировались локальные акты, создавалась система взаимодействия колледжа с другими социальными институтами; осуществлялась разработка модели развития социальной активности студентов медицинского колледжа, диагностического аппарата исследования.
На третьем этапе (2004-2008 гг.) апробировалась модель развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы, отрабатывались различные организационно-структурные и содержательные компоненты этой модели; реализовывались педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа; проводилась проверка эффективности создания педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа; оформлялись материалы диссертационного исследования, формулировались выводы.
Базой исследования явились медицинские колледжи г.Тюмени, г.Тобольска, учреждения практического обучения студентов-медиков (больницы, поликлиники, диспансеры, родильные дома, Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора и др.); а также учреждения ближайшего социума Тюменского медицинского колледжа: МОУ СОШ № 4, 5; ГОУ СПО Тюменский Политехнический колледж, Областной Центр творчества детей и молодежи «Геолог», Дом ветеранов, Детский дом № 63, МОУ СОШ № 90 «Крепыш», детские сады, ГОУ ВПО Тюменская Государственная медицинская академия.
Основные положения, выносимые на защиту:
Интеграция отечественного опыта общественной деятельности медицинских работников (подвижничество, милосердие, волонтёрство и др.), регионального опыта по привлечению интеллигенции, духовенства к посильному участию в медицинском обслуживании населения, зарубежного опыта «комплексной заботы» о здоровых и пациентах с современными подходами в образовании (личностно-ориентированным, рефлексивно- деятельностным, здоровьецентрическим) — является основой для совершенствования системы медицинского образования при опоре на здоровьецентрическую парадигму, направленной на развитие социальной активности студентов медицинского колледжа и самого учреждения.
Развитие социальной активности студентов медицинских колледжей понимается как процесс, основанный на реализации здоровьецентрической ) парадигмы, включающий с одной стороны, усвоение готовых форм социальной жизни, а с другой - приобретение собственного социального ' опыта, становление активной жизненной позиции, позволяющих добиваться позитивной самореализации в сфере здоровьесбережения.
Педагогические условия, направленные на развитие социальной активности студентов медицинского колледжа:
-интеграция традиций отечественного здравоохранения и современных подходов по развитию социальной активности студентов медицинского колледжа;
-формирование учебных групп, состав которых включает студентов разного возраста (подростковый, юношеский, зрелый);
-использование в образовательном процессе медицинского колледжа технологий продуктивного обучения;
-интеграция деятельности социальных институтов по развитию социальной активности студентов;
-разработка и внедрение спецкурсов, направленных на развитие социальной активности студентов; программы развития медицинского колледжа;
-обеспечение непрерывности в цепи «социальная активность медицинского колледжа - социальная активность педагогов - социальная активность студентов - социальная активность практикующих медицинских работников»;
-разработка и внедрение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы.