Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад

Описание работы

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография

Файлы: 1 файл

дисерта.doc

— 3.00 Мб (Скачать файл)

Модель развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы включает: управляющий элемент; цель; содержание образовательного процесса медицинского колледжа, охватывающего производственные практики, стажировки, специализации, обучение в профильном классе; средства обучения; организацию общественных объединений, дополнительного образования студентов; содеятельность субъектов образовательного процесса; диагностику и результат деятельности.

Критерии развития социальной активности студентов (социально- профессиональный, профессионально-деятельностный, профессионально- личностный) и показатели (инициативность студентов, включенность в социально-значимую деятельность, сформированность активной жизненной позиции по здоровьесбережению нации и др.) определяют эффективность педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- показана возможность использования прогностического потенциала истории медицинского образования,, здравоохранения для развития социальной активности студентов медицинских колледжей;

выделены составляющие (социально-профессиональная, индивидуально-ценностная, операционально-деятельностная) развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинских колледжей;

выявлены педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа, включающие: интеграцию традиций отечественного здравоохранения и современных подходов в образовании; формирование разновозрастных учебных групп; использование технологий продуктивного обучения; интеграцию деятельности социальных институтов; разработку и внедрение спецкурсов, программы развития медицинского колледжа; и др.

разработана и реализована модель развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы, являющаяся основополагающим педагогическим условием;

разработаны критерии развития социальной активности студентов медицинского колледжа: социально-профессиональный, профессионально- деятельностный, профессионально-личностный.

Теоретическая значимость исследования:

обоснованы возможности культурно-исторических предпосылок для совершенствования современной системы медицинского образования на основе здоровьецентрической парадигмы;

уточнено содержание понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей» выделением социально- профессиональной, индивидуально-ценностной, операционально- деятельностной составляющих развития социальной активности студентов;

обоснованы принципы организации деятельности медицинского колледжа: открытости; интеграции культурно-образовательных, медико- социальных ресурсов социума; ценности всех видов педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что реализованы педагогические условия развития социальной активности студентов на примере Тюменского медицинского колледжа; разработаны и внедрены модель развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы, программа развития медицинского колледжа, программы спецкурсов «Я, Ты, Сообщество в здоровьесбережении нации», «Введение в современные социальные проблемы», методическое пособие «Развитие социальной активности студентов медицинского колледжа»; предложен диагностический инструментарий определения эффективности педагогических условий развития социальной активности студентов на основе выявленных критериев и показателей.

Материалы диссертационного исследования могут использоваться в образовательных учреждениях среднего профессионального образования медицинского профиля, а также работниками учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, преподавателями в системе повышения квалификации.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются теоретической и методологической проработанностью рассматриваемой проблемы; применением комплекса методов, адекватных природе изучаемого объекта; последовательностью проведения педагогического эксперимента; качественным и количественным анализом экспериментальных данных, практической апробацией результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в деятельности Тюменского медицинского колледжа, в ходе обсуждения на конференциях различного уровня: международной научно-практической «Современное обеспечение учебного процесса» (Андорра, 2007); всероссийской научно-практической конференции «Духовность и здоровье нации. Православные традиции в медицине» (Тюмень, 2007); межрегиональных, межотраслевых «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе» (Санкт-Петербург, 2004), «Методологическая культура педагога: состояние, проблемы, перспективы развития в условиях современного образовательного процесса в ВУЗе и школе» (Тара, 2007); областных научно-практических «Проектирование и экспертиза педагогических инноваций в учреждениях среднего профессионального образования» (Тюмень, 2006), «Технологизация управления образовательным процессом в профессиональной школе» (Тюмень, 2007); на заседаниях кафедры педагогики и андрагогики в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования.

Основное содержание опубликовано в одиннадцати работах (Москва, Санкт - Петербург, Тара, Тюмень).

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (253), приложений. Общий объем диссертации 167 страниц. Текст иллюстрирован таблицами (6) и рисунками (15), отражающими основные результаты исследования.Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности

студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике

На протяжении многих веков между медициной и педагогикой существует глубокая связь в их отношении к человеку, к воспитанию и развитию личности, главная идея которой афористически выражалась «не навреди».

Однако, только в последние десятилетия, когда проблема здоровья стала в ряд глобальных проблем современности, стала актуальной подготовка медицинского работника так, чтобы знания, полученные в медицинских образовательных учреждениях, могли способствовать не только профессиональной, но общественной деятельности по сохранению и укреплению здоровья нации.

В России средняя профессиональная школа обладает рядом достоинств:

она способна осуществлять подготовку кадров по всем направлениям науки (среднее медицинское заведение готовит специалистов широкого профиля);

традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой;

по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами средняя профессиональная школа занимает одно из ведущих мест в мире.

Главными направлениями среднего медицинского образования России является обращение к человеку: формирование культуры мышления, нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности и др.

Цель подготовки специалистов со средним медицинским образованием обусловлена общественными потребностями и представляет собой социальный заказ общества, которое требует существенно улучшить качество подготовки медицинских работников среднего звена, их значение в поддержании здоровья населения, активного образа жизни людей и повышении их трудоспособности.

Основная задача, которую должно решить среднее профессиональное учебное заведение - выпустить специалиста компетентного, грамотного, социально активного, готового к саморазвитию, самосовершенствованию.

Целью главы является анализ регионального, отечественного, зарубежного опыта развития социальной активности медицинских работников, рассмотрение сущности развития социальной активности студентов медицинских колледжей по здоровьюсбережению нации на основе здоровьецентрической парадигмы.

1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной

активности

В данном параграфе проведен анализ регионального, отечественного, зарубежного опыта формирования и развития социальной активности медицинских работников, выделены особенности и специфика, которые связаны со своеобразием развития отечественного здравоохранения.

Историю подготовки медицинских работников в регионе можно описать, базируясь на опыте Тобольской губернии.

В середине XVIII века в Тобольской губернии работали преимущественно врачи-иностранцы, приглашенные правительством за высокую плату, а позже выпускники Петербургской и Виленской медико- хирургической академии и медицинских факультетов Киевского, Харьковского и Казанского университетов [161].

Анализ регионального опыта подготовки медицинских работников показал, что средний медицинский персонал готовился в порядке индивидуального обучения «около врачей» без программ и учебных планов. Такая специфика подготовки медицинских работников позволяла перенять знания и навыки у опытных врачей не только по лечебному делу, но и в плане подвижничества, милосердия к страждущим.

Очень долго не решалась в губернии проблема подготовки средних медицинских кадров. Передовые врачи Тобольска подняли вопрос об организации среднего медицинского учебного заведения. По их ходатайству в 1864 году губернатор учредил комитет для создания фельдшерской школы. В состав этого комитета были включены все врачи губернии.

В мае 1878 года было утверждено мнение государственного Совета об открытии Тобольской повивальной школы. А уже в августе 1878 года в присутствии высокопоставленных лиц: генерал-губернатора Западной Сибири, епископа Тобольского и Сибирского, управляющего Тобольской губернией, председателя Тобольской казенной палаты, Тобольского городского головы и др. состоялось торжественное открытие и собрание повивальной школы [161].

Повивальная школа была вторым после Петербурга, средним учебным заведением для женщин и сыграла видную роль в истории среднего медицинского образования в России [55]. Данный исторический факт свидетельствует о вовлечении передовых женщин к оказанию медицинской и социально-значимой помощи населению, в особенности женщинам и детям.

Масштабы подготовки были незначительны. За первые 7 лет существования повивальной школы было выпущено около восьмидесяти специалистов (по 15 — 25 специалистов ежегодно).

В 1895 году повивальная школа была реорганизована в повивально- фельдшерскую школу и кроме повивальных бабок начала готовить фельдшериц. Подготовка данных специалистов предполагала наиболее широкий спектр оказания услуг, включающих медицинскую и просветительскую составляющие.

В конце XVIII века при подготовке лекарей особое внимание уделялось санитарно-просветительской деятельности. Большой вклад внес губернский врач И.Петерсон, который отличался прогрессивными взглядами и стремился привлечь чиновников, интеллигенцию, духовенство к посильному участию в медицинском обслуживании населения.

С 1905 года повивально-фельдшерская школа стала именоваться фельдшерско-акушерской школой [66].

Прогрессивное влияние на развитие профилактической медицины в Тобольской губернии оказали ссыльные декабристы (Ф.Б. Вольф [36], П.С. Бобрищев-Пушкин, А.К. Фонвизин, H.A. Свистунов и др. [101, 82]).

В 1905 году из 49 учащихся фельдшерско-акушерской школы только 26 содержались на средства казны, остальные были местными жителями, не нуждающимися в помощи.

Фельдшерско-акушерская школа стала привилегированным учебным заведением, и детям крестьян в нее поступить было трудно.

Так, среди 49 учащихся только шесть были женами и дочерьми крестьян, а остальные - представителями мещанства, дворянства, духовенства. Изменился и общеобразовательный ценз поступающих в фельдшерско-акушерскую школу: 19 человек до школы окончили женские гимназии, 3 - гимназию, 10 - епархиальные училища, 4 - Мариинскую женскую школу, 13 имели свидетельства на звание учительниц.

Базой Тобольской фельдшерско-акушерской школы в эти годы была рядом расположенная губернская больница, в которой работали такие видные врачи, как Любомир Францевич Леневич, Сергей Флегонтович Дунаев, Владимир Карлович Рено, благодаря которым учащиеся получали в школе не только хорошие знания по медицине, но и опыт общения с больными [164].

В 1913-1914 году для Тобольской фельдшерско-акушерской школы было выстроено специальное двухэтажное каменное здание (ныне в нем размещен корпус филиала Тюменского государственного университета).

Оставаясь единственным средним учебным заведением на всю Тобольскую губернию, Тобольская фельдшерско-акушерская школа воспитала большое число преданных своему делу акушерок и акушерок- фельдшериц. Многие из выпускников позже закончили медицинские факультеты и медицинские институты, и стали видными деятелями здравоохранения [161].

Заслугой Тобольской фельдшерско-акушерской школы в дореволюционное время была не только хорошая подготовка средних медицинских работников, но и привлечение к себе передовой молодежи.

С 1899 года под непосредственным руководством известного украинского поэта-революционера Павла Арсеньевича Грабовского, находящегося в ссылке, в школе начал работать нелегальный кружок, в состав которого входили учащиеся А. Арманович, В. Симанова, Е. Иткина, И.Л. Ямзин - ссыльный студент-медик Казанского университета, в будущем известный историк медицины и другие [115].

В 1913 году кружок начал издавать нелегальный журнал «Навстречу жизни». Воспитанники школы принимали участие в борьбе за Советскую власть, сражались в партизанских отрядах Сибири (К.П. Доронина) [80].

В годы гражданской войны основная тяжесть борьбы с эпидемиями легла на плечи немногочисленных средних медицинских работников - преимущественно воспитанниц Тобольской фельдшерско-акушерской школы [147].

Информация о работе Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа