Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография
Важную роль при этом играет умение педагога реализовать принципы самодеятельности и самоуправления этого коллектива. К.Д. Ушинский [206, 207] и Ш.А. Амонашвили [2] убедительно доказали, что по отношению к воспитаннику у педагога должна быть мера собственной активности. В любой сфере деятельности педагог должен дать обучающемуся возможность самому осуществить выбор ситуации действия и принятия ответственности за его осуществление.
Педагогическое умение позволит ему определить объект, применительно к которому каждый студент может проявить максимум поисковой активности, время, в которое эта активность может реализоваться в максимальной степени и пройти стадии накопления, избрать окружение, способствующее самовыражению. Отношения, складывающиеся в коллективе, во многом определяют, сможет ли студент найти свою индивидуальную позицию.
Таким образом, развитие социальной активности обучающихся происходит на основе принципа социальной детерминации. Рассматривая взаимную зависимость социальной эволюции студента и его психического развития, Л.С. Выготский [52] показал, что расширение среды, окружающей молодого человека, влияет непосредственно на его переход к новым формам социальных связей и отношений с людьми, ставит перед ним все более сложные задачи, влияет на становление высших психических функций. Он установил, что всякая высшая психическая функция сначала проявляется в форме социально-психологического приспособления, взаимодействия людей и затем как функция личности непосредственно связана с коллективным взаимодействием людей.
Под «социальной активностью личности» М.В.Колесникова понимает сложное состояние и одновременно свойство личности по осуществлению осознанной, интенсивной, самодетерминированной внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности, направленной на преобразование самого себя и социума в соответствии с задачами общественного развития [107].
Главной подструктурой развития социальноактивной личности является ее направленность, включающая ценностные ориентации, интересы, потребности, установки личности. Именно направленностью определяется жизненная позиция студента, его мировоззренческие убеждения. Направленность личности формируется в процессе жизни через социопрограмму развития. Значимыми подструктурами личности студента, которые воспитываются в процессе обучения, являются характер (устойчивые качества личности, определяющие поведение, поступки), воля (сознательная саморегуляция деятельности). Становление таких подструктур личности, как способности (возможности заниматься той или иной деятельностью), чувства, эмоции (отношение студента к объективному миру и самому себе), темперамент (природные особенности поведения, силы, скорости, уравновешенности протекания нервных процессов) обеспечивается биологической и социальной программами развития личности [219].
Поступление в среднее медицинское учебное заведение у одних укрепляет веру в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь, у других - неуверенность (например, не реализовано удовлетворение желания поступить в вуз). Нередко на вторых и третьих курсах возникает вопрос о правильности выбора специальности, профессии. Могут наблюдаться сдвиги в настроении студентов - от восторженного в первые месяцы учебы до скептического [154].
Профессия медицинского работника требует от студентов, поступивших в среднее медицинское учебное заведение, повышенной мотивации и работоспособности, усидчивости, аккуратности в учебной деятельности, способности быстро и активно сосредотачиваться, серьезности и независимости суждений, а также их социальной активности.
Профессии медицинских и педагогических работников относятся в одну группу «Человек-человек», поскольку у них есть общий признак: наличие субъект-субъектных отношений, хотя они отличаются по целям деятельности. Они могут протекать в рамках конструктивного сотрудничества, но и сопровождаться непониманием, недоверием и даже деструктивными конфликтами.
Профессиональная деятельность медицинского работника строится на взаимоотношениях «медицинский работник - больной», и конечно же, он должен обладать багажом педагогических знаний.
Типология вида и определения характера такого взаимодействия зависит от диагноза заболевания, формы тяжести заболевания, типа личности больного, его индивидуально- психологических особенностей, уровня культуры и образования, возрастных особенностей самого медработника и больного, профессионально- педагогической компетентности медицинского работника, позиции больного в отношении к медработнику и др.
Особенно тяжело медработнику строить взаимоотношения со смертельно больным человеком и его родственниками (онкология, СПИД и др.); со здоровым человеком с точки зрения медицины, но с манией болезней; с тяжелобольным человеком, но считающим себя здоровым и т.п.
Для развития социальной активности студентов, на наш взгляд, важным является выделение педагогических функций медицинских работников.
В «Материалах Первой Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела» [196] обозначены следующие педагогические функции медицинских работников:
Гностическая функция - проведение сестринского обследования, включающего изучение режима труда и отдыха, домашних условий, поведения пациента.
Информационная функция - объяснение, консультации, беседы — методы работы медицинских работников, которые они используют в своей ежедневной деятельности при уходе за пациентами, профилактической работе.
Инструктивно-методическая функция - обучение пациентов приемам самоухода, способам приема различных процедур, консультации (индивидуальные, групповые по вопросам ухода, самоухода, профилактики вредных привычек, различных заболеваний), демонстрация последовательности всех операций, составляющих то или иное сложное действие, способ деятельности для пациента при самоуходе или родственников пациента при уходе за ним медицинские работники используют разнообразные методы и средства для реализации поставленных целей.
Одним из примеров выполнения инструктивно-методической функции при организации сестринского ухода, направленного на удовлетворение жизненно важных потребностей, является применение терапевтической игры, как метода обучения и подготовки пациента к медицинским процедурам.
Коррективная и контрольная функция - использование методов «обратной связи», позволяющих оценивать динамику состояния пациента, вносить соответствующие коррективы.
Социально значимая деятельность будущих медицинских работников - это забота о больных, инвалидах и бедных; благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; работа в службах социальной защиты; благоустройство города, поселка, двора; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми и многое другое, что способствует личностному и профессиональному самоопределению студента, приобщает его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере.
В качестве авторов социальной инициативы выступают отдельные личности, коллективы, учреждения и объединения всех типов и видов, государственные и муниципальные органы управления, другие юридические лица всех форм собственности. Молодые люди должны пройти школу такого социального участия, когда от простого приобщения к реализуемым социально ценным инициативам он переходит к социальному творчеству и организации практических дел и мероприятий, разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношение и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию своей жизни и жизни окружающих его людей.
Социальная активность студента проявляется в его учебно- познавательной деятельности, общении, самопознании. Она характеризует достигаемый обучающимся уровень продуктивности и успешности в реализуемых им видах деятельности, который отражает его возможности по достижению целей и решению конкретных задач.
Рассмотренные в параграфе определения понятий, позволили уточнить сущность развития социальной активности студентов медицинских колледжей:
Под развитием социальной активности студентов медицинских колледжей понимается процесс, основанный на реализации здоровьецентрической парадигмы, включающий с одной стороны, усвоение готовых форм социальной жизни, а с другой — приобретение собственного
социального опыта, становление активной э/сизненной позиции, позволяющих добиваться позитивной самореализации в сфере здоровьесбережения.
Можно выделить составляющие, которые значимы для развития социальной активности студентов в образовательном процессе колледжа.
Социально-профессиональная: идентификация с социокультурной и профессиональной средой практикующих медицинских работников, принятие ее ценностей, осмысление социального и профессионального значения обучения как инструмента, способствующего усвоению общественного опыта, норм, правил, традиций.
Индивидуально-ценностная: раскрытие и развертывание "самости" студента в деятельности, его содержательно-результативных и процессуально-динамических характеристик.
Операционально-деятельностная: достижение гармоничного сочетания социально-профессиональной и индивидуально-ценностной составляющих, направленного на сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья.
Данные составляющие находят своё отражение в процессе подготовки студентов медицинского колледжа и определяют переход на новый этап развития медицинского образования, характеризующийся качественно новым подходом к подготовке выпускников медицинских колледжей в условиях реализации приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
Задача данного параграфа - провести анализ образовательных программ учебных дисциплин, обозначить их направленность на развитие социальной активности студентов; указать необходимость дополнения рабочих программ учебных дисциплин основными положениями приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье».
Образовательные программы ориентированы на реализацию Закона РФ «Об образовании» [90], в котором обозначено, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
развитие общества.
Содержание образования должно обеспечивать:
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного всовременное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования [67] содержат государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников медицинских колледжей. Основные виды деятельности выпускника включают медико- профилактические вопросы:
проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп;
профилактика заболеваний;
выявление физических, психических, социальных, экологических факторов риска для здоровья пациента (семьи);
консультирование населения по вопросам уменьшения влияния факторов риска на здоровье;
обучение пациента и его семьи вопросам поддержания здоровья в различные возрастные периоды, ухода и самоухода, здорового образа жизни.
Общие требования к образованности выпускника должны включать:
понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;
формирование представления о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознание себя и своего места в современном обществе;
знание основ Конституции Российской Федерации, этических и правовых норм регулирующих отношения человека к человеку, обществу и природе; умение учитывать их при решении профессиональных задач;
формирование экологической, правовой, информационной и коммуникативной культуры, элементарных умений общения на иностранном языке;
широкий кругозор; способность к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
способность к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
готовность к проявлению ответственности за выполняемую работу, способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
способность к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владение профессиональной лексикой;
способность научно организовать свой труд, готовность к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
готовность к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
обладание устойчивого стремления к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремление к творческой саморегуляции;
знание основ предпринимательской деятельности и особенностей предпринимательства в профессиональной сфере;
формирование научного представления о здоровом образе жизни, владение умениями и навыками физического совершенствования.
Исходя из анализа государственных требований к уровню подготовки студентов по дисциплинам, мы выделяем следующие положения, касающиеся развития социальной активности выпускника. Приведем некоторые из них: в области дисциплины «Здоровый человек и его окружение» (знать показатели динамики рождаемости, знать содержание понятий «здоровье», «факторы риска», «качество жизни»); в области сестринского дела (знать повседневные жизненно-важные потребности человека и др.). Другие положения представлены в Приложении 1, где * отмечены вопросы, касающиеся развития социальной активности.